Далее касательно 1-го аргумента.




Задача 1.

Объединение «Плодоовощ» (г. Краснодар) отгрузило в адрес ЗАО «Природа» (г. Санкт-Петербург) два вагона винограда и вагон яблок. Груз был погружен грузоотправителем и им опломбирован. Срок доставки гру­за установлен 5 дней, срок транспортабельности 8 дней. Груз прибыл в С.-Петербург с просрочкой доставки двое суток в исправных вагонах, но на вагоне с яблоками была пломба станции «Ростов-товарный». В связи с просрочкой доставки был составлен коммерческий акт, в котором, кроме просрочки доставки, отмечена порча винограда и недостача двух ящиков яблок.

ЗАО «Природа» предъявило претензию к железной дороге о взыскании штрафа за просрочку доставки груза, а так­же стоимости испорченного и недостающего груза.

Дорога претензию отклонила, указав в ответе, что:

1) за порчу груза дорога не отвечает, так как груз хотя и прибыл с нарушением срока доставки, но в пределах срока его транспортабельности, указанного грузоотправителем. Кроме того, УЖТ РФ не содержит нор­мы, предусматривающей одновременное взыскание штрафа за просрочку доставки груза и возмещение ущерба от его порчи;

2) за утрату двух ящиков яблок дорога также не отвечает, так как, во-первых, груз был погружен отправителем, а во-вторых, по весу недостача груза не превышает установленной нормы его естественной убыли.

ЗАО «Природа» обратилось с иском в арбитражный суд.

Какое решение должно быть принято по данному спору?

Решение.

пункт 1 статьи 28 УЖТ - Загруженные вагоны, контейнеры должны быть опломбированы запорно-пломбировочными устройствами перевозчиками и за их счет, если погрузка обеспечивается перевозчиками, или грузоотправителями (отправителями) и за их счет, если погрузка обеспечивается грузоотправителями (отправителями).

Срыв пломбы (что и произошло, исходя из того, что на вагоне с яблоками оказалась пломба другой станции) можно считать за несоблюдение условия о сохранности груза, так как была нарушена целостность вагона. А потому в соответствии с пунктом 5 статьи 34 УЖТ за её срыв будет отвечать перевозчик, то есть железная дорога(имеется ввиду сам факт срыва пломбы, а не тот ущерб, что был нанесён впоследствии).

Часть 2 статьи 11.15 КоАП - Повреждение пломб или запорных устройств грузовых вагонов,, -влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Далее касательно 1-го аргумента.

Пункты 1, 2 статьи 796 ГК РФ - Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком:

в случае утраты или недостачи груза или багажа - в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;

в случае повреждения (порчи) груза или багажа - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа - в размере его стоимости;

 

статья 97 УЖТ - за просрочку доставки грузов перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов за каждые сутки просрочки но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов.

Соответственно, хотя УЖТ и не содержит нормы, предусматривающей одновременное взыскание штрафа за просрочку доставки груза и возмещение ущерба от его порчи, норму о возмещении ущерба от его порчи и недостачи содержит ГК. И пени за просрочку доставки груза уплачиваются перевозчиком вне зависимости от срока транспортабельности.

Касательно аргумента про яблоки.

абзац 4 пункта 1 статьи 118 УЖТ - Перевозчик освобождается от ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) принятого для перевозки груза, грузобагажа (при повагонной отправке) в случае, если недостача груза, грузобагажа не превышает норму естественной убыли и значение предельного расхождения в результатах определения массы нетто груза, грузобагажа.

Но стоит учитывать, что в данном случае имеется ввиду убыль по общей массе груза. Однако в случае, приведённом в задаче мы имеем дело не просто с убылью общей массы груза яблок, а с пропажей конкретных ящиков, которые никак не могли исчезнуть или рассосаться естественным путём при добросовестной перевозке, что явно говорит о пропаже груза в результате его извлечения (что косвенно подтверждает и отсутствующая на вагоне с яблоками пломба отправителя)

 

Задача 2.

По железнодорожной накладной в контейнере за пломбами грузоотправителя из Москвы прямым смешанным железнодорожно-водным сообщением в адрес Магаданского областного управления Агропрома (порт Ногаево) был отгружен груз - предметы электротехники. При перевалке груза с Дальневосточной железной дороги на судно Дальневосточного па­роходства в порту Находка была обнаружена неисправность контейнера, в связи с чем порт потребовал вскрытия контейнера и проверки его содер­жимого, что и было сделано. В порту Ногаево грузополучателю груз был выдан с недостачей, соответствующей недостаче, которая выявлена и за­фиксирована в коммерческом акте, составленном в порту Находка. Грузо­получатель предъявил претензию Дальневосточному паро­ходству на сумму стоимости недостающего груза. Пароходство, не усматривая своей вины в образовании недостачи, направило пре­тензионный материал Дальневосточной железной дороге, которое также отказалось удовлетворить претензию.

Грузополучатель предъявил иск к Дальневосточному пароходству. Приморский арбитражный суд, считая, что вина Дальневосточного пароходства в образовании недостачи груза отсутствует, исковой материал возвратил истцу, предложив ему предъявить иск к грузоотправителю и к Дальневосточной железной дороге. Грузополучатель обжа­ловал это решение арбитражного суда.

Как должен быть решен этот спор?

Решение.

Пункты 1, 2 статьи 402 КТМ - Обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчиков, отправителей, получателей и пассажиров, удостоверяются коммерческими актами или актами общей формы.

Коммерческий акт составляется для удостоверения:

несоответствия между наименованием, массой или количеством мест груза либо багажа в натуре и указанными в перевозочном документе данными;

повреждения груза или багажа;

обнаружения груза или багажа без документов, а также документов без груза или багажа;

возвращения перевозчику похищенного груза или багажа.

Пункт 4 статьи 166 КТМ - Перевозчик несет ответственность за утрату или повреждение принятого для перевозки груза либо за просрочку его доставки с момента принятия груза для перевозки до момента его выдачи.

Также можно использовать абзац 105 Правил перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении (утв. МПС СССР, Минморфлотом СССР, Минречфлотом РСФСР 17/24.04.1956) (с изм. от 30.11.2000) - Ответственность за целость и сохранность грузов до момента фактической передачи их лежит на сдающей стороне(в нашем случае, на железной дороге), а после фактической передачи - на принимающей стороне(на порте).

Соответственно, в данном случае ответственность за недостачу должна понести железная дорога, так как оная возникла до фактической передачи груза в порт(и уж тем более до момента его принятия), что было отражено в коммерческом акте.

Задача 3.

Новокузнецкий металлургический завод предъявил к Управлению Западно-Сибирской железной дороги иск о взыскании штрафа за просрочку в доставке груза и убытков - стоимости частично утраченного груза.

 

Управление железной дороги отклонило требования истца на том ос­новании, что просрочка в доставке груза произошла по причине стихий­ного характера (заносы, сильные морозы), вследствие чего был перерыв в движении на дороге. Что же касается недоставленного груза, то он не ут­рачен, а выдан в пути следования Ступинскому заводу металлоизделий, с которым истцу в соответствии со ст. 124 УЖТ и следует произвести все расчеты. Завод настаивал на удовлетворении своих требований, ука­зывая, что возражения ответчика не могут быть приняты во внимание, так как:

1) груз был принят к перевозке в октябре. Срок его доставки истекал также в октябре, а в указанный период никаких явлений стихийного ха­рактера, из-за которых был бы перерыв в движении на железной дороге, не было. Морозы и метели имели место в ноябре, в конце которого и был доставлен груз;

2) дорога не представила доказательств переадресовки груза, поэтому она должна нести ответственность за его утрату.

Подлежит ли требование завода удовлетворению?

Решение.

статья 97 УЖТ - за просрочку доставки грузов перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов за каждые сутки просрочки но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.

Статья 29 УЖТ - Вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, погрузка и перевозка грузов, грузобагажа, перевозки порожних грузовых вагонов могут быть временно прекращены либо ограничены перевозчиком или владельцем инфраструктуры с немедленным уведомлением в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта о таком прекращении или об ограничении. Указанный руководитель устанавливает срок действия прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов, грузобагажа, перевозок порожних грузовых вагонов и уведомляет об этом перевозчиков и владельцев инфраструктур.

Перевозчики в письменной форме, если иная форма не предусмотрена соглашением сторон, уведомляют грузоотправителей (отправителей) и заинтересованных грузополучателей (получателей) о прекращении и об ограничении погрузки и перевозки грузов, грузобагажа, перевозок порожних грузовых вагонов. Порядок и способ уведомления устанавливаются по соглашению сторон.

Исходя из вышеописанного можно сделать следующие выводы:

1) Перевозчиком не был соблюдён порядок уведомления грузополучателя о прекращении и об ограничении погрузки и перевозки грузов, грузобагажа, перевозок порожних грузовых вагонов. Если быть точнее, грузополучатель вообще не был уведомлён и узнал об этом постфактум

2) Приостановка перевозок произошла в период, когда срок доставки уже был просрочен. Соответственно, пени за просрочку доставки груза всё равно будут начислены. Тем не менее, если бы перевозчик своевременно уведомил получателя о приостановке перевозок, пени за период прииостановки не должны были бы быть начислены.

Пункты 1, 2 статьи 796 ГК РФ - Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком:

в случае утраты или недостачи груза или багажа - в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;

в случае повреждения (порчи) груза или багажа - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа - в размере его стоимости;

Пункт 3 статьи 124 УЖТ - В случае, если при рассмотрении претензии установлено, что груз, грузобагаж переадресованы либо выданы другому грузополучателю (получателю) по заявлению грузоотправителя (отправителя) или первоначального грузополучателя (получателя), претензия возвращается заявителю с указанием, где, когда и кому выданы груз, грузобагаж, а также с указанием наименования грузополучателя (получателя), которому выданы груз, грузобагаж, или организации, по заявлению которой проведена переадресовка либо выдача груза, грузобагажа, для непосредственного расчета заявителя с фактическим грузополучателем (получателем) или указанной организацией.

Исходя из содержания статьи, переадресовка груза может производится только по заявлению грузоотправителя или первоначального грузополучателя и перевозчик не вправе самостоятельно решать эот вопрос. Следовательно, он несёт ответственность за недоставленный груз.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: