(для анимации)
Тема 1.
Мировоззрение и его основные виды
Рекомендуемый план работы
1. Понятие мировоззрения
2. Составные части мировоззрения (мировосприятие, мирочувствование, миропонимание)
3. Главные виды мировоззрения: обыденное, научное, художественное, религиозное,
4. Особенности философского мировоззрения.
Тема 2.
Соотношение направлений в философии по различным основаниям
Рекомендуемый план работы
1. Главные направления в философии в связи с онтологической стороной основного вопроса философии
2. Главные направления в философии в связи с гносеологической стороной основного вопроса философии
3. Главные направления по применению метода философского исследования мира
4. Главные направления по решению вопроса о бытии Бога и его сущности
5. Закономерности соотношения направлений в философии
Тема 3.
Этика индуизма, джайнизма и буддизма
Рекомендуемый план работы
1. История возникновения индуизма, джайнизма и буддизма
2. Философские и религиозные основания индуизма, джайнизма и буддизма.
3. Основные этические принципы индуизма, джайнизма и буддизма: общее и различное.
4. Идеал нравственной личности в индуизме, джайнизме и буддизме
5. Отношение к жизни и смерти в индуизме, джайнизме и буддизме
Тема 4.
Сосуществование трёх религиозно-философских систем – конфуцианства, буддизма и даосизма – специфика духовной культуры Китая
Рекомендуемый план работы
1. Особенности менталитета жителей древнего Китая
2. Даосизм и его основные положения
3. Конфуцианство и его основные положения
4. Буддизм в Китае
5. Взаимоотношение и взаимодополняемость даосизма, конфуцианства и буддизма в культуре Китая
|
Тема 5.
Пифагорейская школа
Рекомендуемый план работы
1. Личность и жизнь Пифагора
2. Пифагорейский союз как научно-философская и религиозная организация
3. Философское осмысление мира чисел у пифагорейцев
4. Космология пифагорейцев
5. Пифагорейцы о душе
6. Этическое учение пифагорейцев.
Тема 6.
Особенности развития философии в древнем Риме.
Рекомендуемый план работы
1. Философия Рима как часть эллинистической философии, общее и отличное в философии Рима и Греции.
2. Материализм в римской философии: Тит Лукреций Кар.
3. Философский эклектизм Марка Туллия Цицерона.
4. Главные представители римского стоицизма (Сенека, Марк Аврелий и пр.)
5. Неоплатонизм в римской философии (Плотин и пр.)
6. Значение философии древнего Рима для последующего развития философии.
Тема 7.
Мусульманская философская мысль средневековья
Рекомендуемый план работы
1. Основные черты мусульманской философии средневековья (откровение, креационизм, фидеизм и пр.)
2. Аль-Фараби как зачинатель исламского перипатетизма
3. Авиценна как выдающийся философ и врач.
4. Полемика аль-Газали против перипатетизма
5. Рационализм учения Аверроэса
6. Значение мусульманской философии средневековья для развития европейской философии.
Тема 8.
Философия Возрождения и Реформация.
Рекомендуемый план работы
1. Возрождение и Реформация как хронологически совпадающие культурно-исторические явления.
2. Основные представители Реформации и их религиозно-философские воззрения (М. Лютер, Ж. Кальвин)
|
3. Разница воззрений представителей Реформации и гуманизма (в т. ч. полемика М. Лютера и Э. Роттердамского о свободе воли)
4. Трагическое взаимодействие Возрождения и Реформации в судьбе Т. Мора.
5. Влияние Возрожденческого гуманизма и Реформации на философию Нового времени.
Тема 9.
Спор Локка и Лейбница по вопросам теории познания; отражение в нем противостояния эмпиризма и рационализма.
Рекомендуемый план работы
1. Основные положения учения эмпиристов (на примере учения Д. Локка)
2. Учение Лейбница как пример философского рационализма
3. Дискуссия по поводу теории врожденных идей на страницах произведений Локка и Лейбница.
4. Ваша личная точка зрения по поводу дискуссии Локка и Лейбница.
Тема 10.
Немецкое Просвещение 18 в.
Рекомендуемый план работы
1. Особенности формирования немецкого Просвещения 18 в. в сравнении с французским. Отличительные черты немецкого Просвещения.
2. Связь литературы и философии в немецком Просвещении.
3. Выдающиеся представители немецкого Просвещения (Г. Гердер, Г. Лессинг, Г. Форстер)
4. Влияние немецкого Просвещения на становление немецкой классической философии.
Тема 11.
Субъективный идеализм И. Г. Фихте.
Рекомендуемый план работы
1. Жизнь и основные сочинения Фихте
2. Изменение учения Канта в сторону субъективного идеализма в трудах Фихте
3. Диалектика взаимоотношений Я и не-Я в философии Фихте
4. Активизм в гносеологии и этике Фихте
5. Социально-политические воззрения Фихте.
Тема 12
Интуитивизм А. Бергсона
Рекомендуемый план работы
1. Жизнь и сочинения А. Бергсона
|
2. Учение Бергсона как вариант философии жизни
3. Интуиция, инстинкт и разум в философском учении Бергсона.
4. Противопоставление времени и длительности в учении Бергсона.
5. Понимание Бергсоном развития и эволюции.
Тема 13.
Структурализм, постструктурализм и постмодернизм в философии
Рекомендуемый план работы
1. Сущность структурализма как метода гуманитарного знания
2. Структурализм и философия (Ф. Соссюр, К. Леви-Стросс и пр.)
3. Постструктурализм в философии (Р. Барт, М. Фуко и пр.)
4. Постмодернизм и его связь с постструктурализмом (Ж. Деррида, Ж. Делёз и пр.)
5. Постмодернизм и современная культура.
Тема 14.
Философия средневековой Руси
Рекомендуемый план работы
1. Источники и основные особенности философской мысли средневековой Руси.
2. Философская мысль Киевской Руси и периода раздробленности
3. Философская мысль Московской Руси (14 – 16 вв.)
4. Философская мысль России в 17 в.
5. Итоги развития философии в средневековой Руси.
Тема 15.
Русский космизм
Рекомендуемый план работы
1. Космизм как уникальное течение в русской философской мысли.
2. Н. Ф. Фёдоров и его «Философия общего дела».
3. К. Э. Циолковский и его проекты освоения космоса.
4. Философские аспекты гелиобиологии А. Л. Чижевского
5. Учение В. И. Вернадского о ноосфере
6. Значение идей русского космизма для современного человечества.
Тема 16.
Философское понятие природы
Рекомендуемый план работы
1. Определение природы.
2. Противопоставление природы и неприродной реальности, относительность такого противопоставления.
3. Уровни строения органической и неорганической природы.
4. Естественнонаучное и философское понимание природы.
5. Понимание природы в различных философских традициях.
Тема 17.
Проявление законов диалектики в издательско-полиграфическом деле и анимации
Рекомендуемый план работы
1. Издательско-полиграфическое дело и анимация как развивающиеся отрасли производства и творчества.
2. Проявление закона взаимоперехода качества и количества в издательско-полиграфическом деле и анимации
3. Проявление закона борьбы и единства противоположностей в издательско-полиграфическом деле и анимации
4. Проявление закона отрицания отрицания в издательско-полиграфическом деле и анимации
5. Развитие «по спирали» в издательско-полиграфическом деле и анимации
Тема 18.
Основные гносеологические теории современной философии
Рекомендуемый план работы
1. Отличие гносеологии в современной философии от классической теории познания.
2. Конвенционализм (А. Пуанкаре)
3. Инструментализм (Д. Дьюи)
4. Верификационизм (логический позитивизм)
5. Фальсификационизм (К. Поппер)
6. Методологический анархизм (П. Фейерабенд)
7. Постмодернистские теории познания (Ж. Делез, Ж. Деррида и пр.)
Тема 19.
Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия.
Рекомендуемый план работы
1. Суть вопроса о смысле жизни
2. Решение вопроса о смысле жизни в религиозной философии
3. Основные этические учения в связи с решением вопроса о смысле жизни (аскетизм, ригоризм, гедонизм и пр.)
4. Смертность человека и проблема смысла жизни
5. Философы о возможности достижения бессмертия
Тема 20.
Гражданское общество и государство в философских теориях.
Рекомендуемый план работы
1. Определение государства и гражданского общества.
2. Основные теории происхождения государства, их связь с философскими учениями.
3. Отношение к государству как философская проблема (этатизм, либерализм, анархизм).
4. Диалектика соотношения государства и гражданского общества.
5. Государство и гражданское общество в русской философской традиции.
Тема 21.
Роль личности в истории
Рекомендуемый план работы
1. Основные направления философии и осмысление исторического процесса
2. Представление о роли личности в объективно-идеалистических учениях (провиденциализме)
3. Позиция волюнтаризма по вопросу о роли личности в истории.
4. Материалистическое решение вопроса о роли личности в истории.
5. Ваша собственная философская аргументированная позиция (с приведением исторических примеров).
Тема 22. Культура и развитие личности.
Рекомендуемый план работы
1. Определение культуры.
2. Философия и психология о личности
3. Способы усвоения личностью богатств культуры.
4. Влияние культуры на развитие личности.
5. Развитие личности в различных культурах и цивилизациях.
Тема 23.
Иерархия ценностей в различных культурах.
Рекомендуемый план работы
1. Определение «ценности»
2. Критерии демаркации культурных кодов в различных культурах.
3. Различие систем ценностей в культурах Востока и Запада
4. Система ценностей в русской культуре.
Тема 24.
Профессиональная этика работника издательско-полиграфической сферы и художника-аниматора. Эстетика анимации и книжного дела
Рекомендуемый план работы
1. Этика личная и этика профессиональная
2. Основные положения профессиональной этики
3. Особенности профессиональной этики работников издательско-полиграфической сферы и художников-аниматоров
4. Практическое выражение этических категорий в деятельности работников издательско-полиграфической сферы и художников-аниматоров.
5. Основные эстетические принципы анимации и книжного дела.
Тема 25.
Религия в современном мире.
Рекомендуемый план работы
1. Распространение религиозных конфессий в современном мире
2. Христианство в современном мире
3. Роль ислама в современном мире
4. Влияние религии на мировоззрение и философию современности.
Тема 26.
Теория научных парадигм Т. Куна и исследовательских программ И. Лакатоса.
Рекомендуемый план работы
1. Т. Кун и И. Лакатос как представители постпозитивизма.
2. Новаторство теории научных парадигм Т. Куна.
3. Понятие «исследовательская программа» И. Лакатоса.
4. Общее и различное в теориях Т. Куна и И. Лакатоса.