Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу основного периода обучения грамоте.




 

К концу основного периода школьники должны научиться:

1. Свободно и правильно произносить все звуки как вне слова, так и в слове в сильных и слабых позициях.

2. Определять звуковой состав слов, последовательность звуков в слове; разделять слово на слоги; указывать ударный слог.

3. Составлять слова из букв разрезной азбуки, также записывать слова, если в них нет существенных расхождений звукового и буквенного состава.

4. Различать твердые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие; называть пары звонких и глухих согласных.

5. Знать все буквы; соотносить их со звуками (уметь читать в разных позициях).

6. Читать слогами, т.е. владеть чтением всех основных типов слогов в двусложных, трехсложных, четырехсложных словах, доступных для понимания.

7. Соблюдать основные орфоэпические нормы при повторном прочтении слов и текстов; делать паузы и логические ударения в простейших случаях; передавать простейшие интонации.

8. Понимать прочитанное – как отдельные слова, так и предложение и текст; отвечать на вопросы по прочитанному; пересказывать прочитанное;

9. Читать наизусть небольшие стихотворения.

 

Вопросы и задания к теме

*1. Составьте подробный план каждого раздела.

2. Сформулируйте задачи основного периода обучения грамоте.

3. Перечислите этапы анализа.

4. Назовите этапы синтеза.

5. Какую роль играет артикулирование звуков?

6. Перечислите приемы работы с буквой.

7. Что является основной единицей чтения и почему?

8. Какие упражнения помогают детям овладеть слоговым чтением?

9. Что является зрительными ориентирами чтения?

10. В чем состоит суть позиционного принципа чтения?

11. Какова роль при чтении слога-слияния?

12. Определите типы слогов, входящих в структуру следующих слов:

Коробка, стрела, дверь, прогулка, акула, юла, красивая, встреча, чтение, письмо, анализ, синтез, слог, слово, ударение.

13. Сформулируйте требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся на конец букварного периода.

14. Объясните термины и понятия:

активизация словаря речевой поток

артикулирование слоговое чтение

артикуляционный анализ слогозвуковая структура

артикуляционный синтез соответствие произношения

графические пометы и написания

дополнительные пометы соотношение звуков и букв

несоответствие звучания и сопоставление

написания сравнение

обогащение словаря стечение согласных

позиции слияний таблица слогов-слияний

прием наращивания звуков характер связи между

прием отбрасывания звука звуками

прием слогоизменения чтение по подобию

примыкание согласных

15. Составьте логическую цепочку из 5-10 понятий, связанных между собой.

** 1. Обоснуйте взаимосвязь анализа и синтеза.

2. Раскройте методику различных приемов работы с буквой.

3. Сравните две формулировки одного задания. Какая из них лингвистически неграмотна и почему?

Прочитайте буквы а, о, и, ы, е.

а) Найдите среди них те, которые смягчают согласные.

б) Найдите среди них те, которые обозначают мягкость согласных.

4. Вопросы типа «Почему звук { в } мягкий? » на уроках обучения грамоте задаются довольно часто. Объясните, почему такие вопросы неграмотны, и дайте несколько правильных формулировок вопроса.

5. Какие позиции гласных являются ориентирами чтения?

6. Какие позиции согласных являются ориентирами чтения?

7. Назовите ориентиры чтения, которые должны уметь находить первоклассники.

8. Охарактеризуйте содержание работы на каждом этапе формирования навыка чтения.

9. Соотнесите принципы обучения грамоте с задачами основного периода.

10. Какими приемами пользуется учитель при организации работы со слоговыми таблицами и столбиками слов, с текстами и внетекстовыми материалами?

11. Выпишите и объясните специальные термины и понятия, содержашиеся в теме.

***1. Спланируйте работу по выделению нового звука (на выбор).

2. Спланируйте работу со слоговой таблицей (на выбор).

3. Спланируйте работу со столбиками слов.

4. Составьте слоговую таблицу к странице букваря и спланируйте работу по ней.

5. Спланируйте работу с текстом букваря.

6. Спланируйте работу с внетекстовым материалом букваря.

7. Укажите, какими терминами и понятиями вы воспользуетесь при ответе по теме:

1) Приемы формирования навыка чтения.

2) Приемы звукобуквенного анализа.

3) Приемы синтеза.

4) Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу букварного периода.

 

Дидактический материал

Конспекты уроков обучения чтению в основной период обучения грамоте в 1 классе

 

Задания

1. Определите место данного урока в системе обучения (ступень основного периода).

2. Проанализируйте урок с точки зрения соответствия приемов обучения требованиям к организации работы на данной ступени.

Урок на тему «Звуки { с } и { с` }, буквы С, с »

(Букварь)

1. Проверяется домашнее задание.

2. Повторяются все изученный буквы по «ленте».

3. Согласные звуки { с } и { с` } выделяются из слов лес и лось с опорой на схемы. Поскольку эти звуки часть детей смешивают со звуком { ш }, более тщательно отрабатывается их артикуляция.

4. Проводятся упражнения в слышании звуков { с } и { с` } по предметным картинкам:

1) учитель показывает картинку, а дети поднимают руку, если в слове есть изучаемые звуки

2) учитедб называет слова, а дети поднимают голубую карточку, если слышать звук { с }, или зеленую карточку, если слышат звук { с` }.

5. Дети знакомятся с буквой, которой обозначаются и твердый и мягкий согласные звуки. Учитель поясняет:

- Чтобы узнать, какой произнести звук, надо смотреть на следующую на согласной гласную букву. Знак мягкости – классная буква и.

Дети находят буквы С и с в классе букв и слогов.

6. Прочитываются слоги с буквой с и всеми изученными гласными (по слоговой таблице).

7. Слова, данные в букваре, переносятся для предварительного прочтения на доску. Особое внимание обращается на слова аист и куст: после прочтения начала слова к нему причитывается сочетание согласных { ст }, которое произносится твердо, так как буквой т слово кончается.

8. Прочитываются тексты, подбираются заголовки к ним, обращается внимание на правильное произнесение слова стоит с ударением на втором слоге.

9. Дается задание составить несколько слов из рассыпанных слогов и букв.

10. В конце урока предлагается отгадать ребусы.

11. Задание на дом: читать слова в столбиках и тексты.

 

Урок на тему «Буквы Е, е» (Азбука)

1. Повторение всех изученных гласных букв.

2. Изучение новой буквы

Учитель сообщает детям, что на уроке они узнают особую гласную букву, «хитрую». Предлагается назвать деревья, изображенные на предметной картинке. Затем проводится слогозвуковой анализ слова ели:

- Произнесите слово по слогам.

- Сколько слышите слогов?

- Сложите только первый слог. Произнесите его протяжно, чтобы услышать, сколько звуков в первом слоге. (Одновременно учитель открывает схему слова ели на доске).

- Смотрите на первую часть схемы, она поможет вам правильно ответить, сколько звуков в первом слоге.

Выясняется, что первый слог состоит из двух звуков, образовавших слияние { йэ }. Учитель сообщает, что такой слог принято обозначать не двумя буквами, а одной, и показывает букву е.

- Почему же букву е можно назвать «хитрой»?

3. Ребята в разрезной азбукой,

1) Сейчас мы прочитаем и составим слово ели. (Одновременно на наборном полотне выставляет букву е). Детям предлагается посмотреть на схему слова ели и сказать, какой слог надо добавить к имеющейся уже букве е, чтобы получилось полное слово. Вызванный ученик подставляет слоговую карточку ли. Дети читают получившееся слово.

2) Дети читают слова высоки и красивы, заранее составленные учителем на наборном полотне. Затем предлагается добавить справа по букве е. Выясняется, какие слова получились. Дети прочитывают их.

3) Проводится работа по составлению предложения: в слове если строчная буква заменяется прописной, между словами высокие и красивые вставляется маленькое слово и, а в конце предложения ставится точка. Дети читают получившееся предложение: Ели высокие и красивые.

 

4. Упражнение в чтении слов.

В азбуке дети читают столбики слов с вспомогательными пометами. Проводится работа над значением слов еловые, воет, рост. Со словом роет составляется предложение.

Делается вывод: чтобы прочитать букву е, ее надо просто назвать, произнеся сочетание двух звуков { йэ }.

5. Работа над текстом и иллюстрацией.

Дети читают текст и соотносят его с картинкой. Предлагается рассмотреть левую часть картинки и ответить на вопросы: Что делали дети? Что делала левочка? Что делал мальчик?

Затем проводится работа над омонимичными формами слов: ель - ели, есть - ели.

6. Обобщение.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: