ГАРМОНИЯ РОМАНТИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ




В творчестве композиторов XIX в. – Ф.Шуберта, К.М.Вебера, Р.Шумана, Ф.Мендельсона, Ф.Шопена, Г.Берлиоза, Ф.Листа, Р.Вагнера и др. появляются новые черты стиля, связанные с воплощением более тонких оттенков индивидуальной человеческой психологии.

Гармония характеризуется стремлением к наибольшей детализации каждого отдельного гармонического последования, тонального соотношения, фактурных элементов, отдельных созвучий.

Необычайно расширенный круг аккордов становится нормой стиля: здесь трезвучия и септаккорды побочных ступеней, большие септаккорды I, IV; многочисленные альтерированные аккорды, нередко соединяемые с диссонирующими аккордами или с побочными доминантами. Альтерированные аккорды вводятся не только в кадансах, но и вне каданса, хроматизируя гармоническую ткань.

В основе гармонии часто оказывается мажоро-минорный лад. Особенно часто применяется VI низкая, иногда III низкая в мажоре, а также отклонения в эти тональности. Отсюда и частые терцовые сдвиги, в которых колористическая красочность звучания преобладает над функциональной направленностью модуляции. Этот приём подобен различной расцветке рисунка.

Даже при T-D соотношении г.п. и п.п. постепенная модуляция в доминанту идёт через многие тональности II и III степени родства с секундовыми и другими сдвигами, проходящими ладовыми модуляциями, что вуалирует доминантовую направленность. Это относится и к разработке, к модуляционной подготовке репризы. Чаще, чем у классиков встречается ложная реприза и тональное обновление п.п. в репризе, модуляционно развитая кода.

Широко применяются мелодико-гармонические модуляции и отклонения с подчёркиванием хроматических оборотов в голосоведении. В более напряжённые моменты включаются энгармонические модуляции, звучащие торжественно или драматически. В отклонениях и модуляциях шире привлекаются тональности II степени родства и далёкие.

Постепенно кристаллизуется малотерцовый круг тональностей, одноимённых и параллельных, а также большетерцовый круг тональностей низких ступеней, характерный для романтической гармонии мажор с триумфальным звучанием мажорных аккордов натуральных и низких ступеней, а также минор с низкой минорной VI ступенью и цепью родственных минорных тональностей и тоникальных аккордов.

С другой стороны, у романтиков впервые появляются обороты народных натуральных ладов. Это эолийские, лидийские, дорийские, фригийские, миксолидийские обороты в славянской музыке; минорные лады с увеличенной секундой в венгерской музыке; различные лады норвежской музыки (в её основе не трихорд, как в славянской, а многотерцовые интонации и созвучия - нонаккорды).

С элементами фольклора связаны переменные функции при соединении аккордов (тоникальность доминанты или побочной ступени), квинтовые органные пункты и ритмические фигурации, имитирующие народные инструменты.

В творчестве романтиков происходит интенсивная мелодизация гармонического голосоведения, насыщение каждого голоса самостоятельной выразительной линией с характерными хроматическими фигурациями в любом голосе – как напевными, так и пассажными. Неаккордовые звуки часто акцентированы, не разрешены или устанавливаются на сильную долю.

Разрешение их часто вуалируется или сочетается с возникновением новых неаккордовых звуков в другом голосе.

Так возникают новые созвучия, постепенно ставшие нормативными: D76, III6, уменьшённый септаккорд с верхней вспомогательной к септиме (уменьшённый октаккорд), альтерированные аккорды D, в том числе D9; аккорды с увеличенной секстой, с увеличенной октавой, уменьшённой квинтой.

В творчестве Р.Шумана, Ф.Шопена, Р.Вагнера активизируется полифонизация гармонии, характерна смешанная мелодическая фигурация. Широко развито певучее движение средних голосов и баса. Характерна дуэтная полифония с аккордовым фоном (у Шопена). Фактурные голоса часто дифференцируются на основную мелодию, подголосок и гомофонный аккомпанемент. Для романтиков характерен полифонно – гомофонный склад, определивший разнообразные типы фактур.

Интенсивная хроматизация мелодического и гармонического языка всё более усиливается с развитием романтического направления.

Фактурные приёмы светотени в соотношении оркестровых групп, подчёркивающие контрасты тембров струнных, духовых и ударных, различные изобразительные эффекты инструментовки стремительно развиваются в творчестве романтиков от Вебера, Россини, Берлиоза («Фантастическая симфония») до опер Вагнера.

Индивидуализация групп, партий, введение хроматических медных инструментов, колористическое использование деревянных духовых и арфы, разнообразные приёмы игры на струнных, утончённые divisi – всё это усложняет фактуру, усиливает её красочность и характерность.

Особое значение приобретает расположение и регистровое положение аккорда, его темброво-оркестровое звучание («Лоэнгрин», вступление). Аккорды с пропущенными тонами создают ощущение пространства и света. Им контрастируют массивные многозвучия, множественные divisi струнных.

Разрабатываются различные фактурные этажи в расположении инструментов (в связи с более свободным применением меди). Появляется тройной состав оркестра.

В некоторых сочинениях Р.Вагнера и Ф.Листа хроматизация гармонии достигает своего высшего этапа. Тональный центр вуалируется. Альтерированный аккорд одной тональности непосредственно соединяется с альтерированными аккордами далёких тональностей без тонических устоев (вступление к «Тристану» Вагнера, вступление к «Фауст-симфонии» Листа).

Появляются тонально-неопределённые аккорды: увеличенные трезвучия,

цепь уменьшённых септаккордов или аккордов с увеличенной секстой. Возникают элементы искусственных сложных ладов (гамма тон-полутон у Ф.Листа, позже у Н.Римского-Корсакова; целотонные обороты у Ф.Листа, Э.Грига).

Однако функциональная гармония и мажоро-минорная система сохраняет своё значение ладовой основы гармонии. Обогащение гармонических средств и модуляционных приёмов, а также хроматических голосов происходит в рамках мажоро-минорной системы. Романтическая музыка – это апофеоз мажоро-минорной мелодики и гармонии.

ОСОБЕННОСТИ МЕТРОРИТМА

1. Проникновение свободной вокальной ритмики в инструментальную музыку: ритм скачки, ритм ковки.

2. Метрическая свобода (переменность метра, внедрение нечетных метров, сочетание закономерностей лирической песни с нормами классического метра).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: