Подготовка к сжатому изложению по тексту В.П. Катаева «Пень». Работа с текстом.
- Ребята, внимательно прочитайте текст, по которому вы будете писать сжатое изложение.
В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась пню и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришёл старик с мешочком, кряхтя поклонился пню и побрёл дальше.
Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.
Возгордился старый пень и говорит деревьям:
— Видите, даже люди — и те мне кланяются. Пришла бабушка — поклонилась, пришли девочки — поклонились, пришёл старик — поклонился. Ни один человек не прошёл мимо меня не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь!
Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой и грустной осенней красоте.
Рассердился старый пень и ну кричать:
— Кланяйтесь мне! Я ваш царь!
Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую берёзу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:
— Ишь, как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не кланяются тебе, а ищут возле тебя опёнки. Да и тех не находят. Давно уже всё обобрали.
- Ребята, о чем этот текст, т.е. какова тема этого текста? (о старом пне)
- Какова основная мысль текста, т.е. авторский замысел? (осуждение гордого пня)
-Ребята, вам не напоминает эта сказка притчу или басню?
Да. Напоминает басню или притчу, в которой осуждается не столько старый пень, сколько кичливый высокомерный человек, мнение которого о себе явно завышено.
-А значит эта сказка так же, как и басня или притча носит …какой характер? (прочитанная сказка носит поучительный характер так же как басня и притча). То есть эта сказка поучает, чему же учит эта сказка? Какой урок можно извлечь из этой сказки? (не быть гордым, высокомерным, ставить себя высоко).
|
Старый пень здесь – олицетворение высокомерного человека, ставящего себя выше других, а деревья - гордые люди, которые не унижаются, не пресмыкаются перед другими, имеют чувство собственного достоинства.
- Как бы вы озаглавили этот текст? (Гордый пень, Высокомерный пень, глупый пень).
- Какое название отражает в большей степени основную мысль? (осуждение гордого пня)
Словарно-лексическая работа.
- А какое слово в этом тексте является важным? (гордость)
Слово гордость имеет положительное и отрицательное значение. В сказке В.П.Катаева старый пень возгордился от того, что все ему кланялись.
-Как вы понимаете значение этого слова?
Давайте обратимся к толковому словарю.
& Гордость – высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе.
- Подберите синонимы к слову гордость. (Гордость, зазнайство, высокомерие).
Нам предстоит написать сжатое изложение по данному тексту объемом в 7-8 предложений. Обратимся к памятке «Как готовиться к сжатому изложению» на странице 170 учебника. Прочитайте памятку.
Для того чтобы выполнить данную работу, мы должны будем познакомиться со способами сжатия текста.
Но, а теперь отдохнем немножко, проведем физминутку, встали.
Физминутка
Руки в стороны поставим,
Правой левую достанем,
А потом наоборот-
Будет вправо поворот.
|
Раз хлопок, два хлопок,
Повернись еще разок,
Раз, два, три, четыре-
Плечи выше, руки шире.
Опускаем руки вниз-
И на корточки садись.
- Давайте познакомимся с приемами сжатия текста.
Приёмы сжатия:
обобщение
исключение
упрощение
Три основных способа сжатия текста
Исключение | Обобщение | Упрощение |
-исключение повторов; -исключение одного или нескольких из синонимов; -исключение фрагмента предложения; | -замена однородных членов обобщающим словом; -Объединить факты на основе общего; | -слияние нескольких предложений в одно; -замена сложного предложения простым; -Замена прямой речи косвенной |
Пример исключения:
У каждого человека на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.
У каждого человека на лице появлялась приветливая улыбка.
Пример обобщения:
Здесь неожиданно началась эпидемия опасного и заразного заболевания –дифтерита.
Здесь неожиданно началась эпидемия тяжелого заболевания – дифтерита.
Пример упрощения:
«У меня надежные собаки» - сказал охотник.
Охотник сказал, что у него надежные собаки.
Выделение микротем и составление плана
-В тексте определяются микротемы.
Микротема - наименьшая составная часть темы целого текста.
- А теперь нужно разделить текст на части, озаглавить их.
- На сколько частей можно разделить текст? (на три).
- Попробуйте самостоятельно составить план из 3 пунктов.
План
1. Грибники вокруг старого пня.
2.Возгордился старый пень.
3.Обыкновенный старый пень.
I часть. Грибники вокруг старого пня.
-Какой пень стоял в лесу? Большой старый пень.
|
-Какие люди приходили в лес?
II часть. Возгордился старый пень.
-Что значит «возгордиться»?
& Работа с толковым словарём.
Возгордиться - стать гордым, хвастаться.
-Что сказал пень деревьям? Кланяйтесь мне, я ваш царь.
-Почему деревья должны ему кланяться? Потому что пень считал, что даже люди ему кланяются и он теперь в лесу самый главный.
-Вся ли информация важна для раскрытия темы? Нет. Можно убрать повторяющуюся информацию.
III часть. Обыкновенный старый пень.
Какая мысль содержится в 3 части? Главная.
-Кто прилетел на молодую берёзу? Маленькая быстрая синичка.
-Как сжато пересказать текст по первому пункту плана?
В лесу стоял большой старый пень. Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.
-Что мы сделали? Какой прием сжатия здесь использовали?
Мы объединили 1 и 2 абзац. Обобщение.
-Как сжато пересказать текст по второму пункту плана?
Возгордился старый пень и сказал деревьям, что даже люди ему кланяются. Значит, он в лесу самый главный. Деревья молчали в своей гордой осенней красоте. Рассердился старый пень и стал кричать, чтобы кланялись ему и что он царь.
- Какой прием сжатия? Исключение.
-Почему разозлился старый пень? Деревья ему не кланялись.
-Какой прием сжатия здесь можно использовать?
Упрощение. Замена прямой речи косвенной.
- А теперь попробуйте сжато пересказать текст по третьему пункту плана?
Прилетела синичка и сказала, что никакой он не царь, а обыкновенный старый пень. Люди вовсе не ему кланяются, а ищут опенки, да и тех не находят.
- Какой прием сжатия мы использовали? Упрощение (замена прямой речи косвенной)
Закрепление.
-А теперь давайте повторим. Назовите основные приемы сжатия.
Ребята, а теперь вам нужно в тетради написать сжатое изложение.
Пример:
В лесу стоял большой старый пень. Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.
Возгордился старый пень и сказал деревьям, что даже люди ему кланяются. Значит, он в лесу самый главный. Деревья молчали в своей гордой осенней красоте. Рассердился старый пень и стал кричать, чтобы кланялись ему и что он царь.
Прилетела синичка и сказала, что никакой он не царь, а обыкновенный старый пень. Люди вовсе не ему кланяются, а ищут опенки, да и тех не находят.