Стихотворение «Зерна братства»




План-конспект воспитательного мероприятия

Тема мероприятия: «Россия и Крым»

Форма проведения: Классный час

Время проведения: 29.03.2019; 8:00 – 8:35

Возраст учащихся (класс): 14 лет, 8Б класс

Цель мероприятия: Сформировать целостное представление у учащихся об общности исторических судеб России и Крыма, готовность на этой основе адекватно оценивать текущие политические события.

Задачи:

1. Воспитательная задача – воспитание у учащихся гордости и уважения к истории своей страны, государства в целом, ее достижениям и достоянию, воспитание толерантности и дружеских отношений между братскими народами.

2. Развивающие задачи – заинтересовать учащихся предлагаемым материалом, дать им возможность самим самостоятельно продолжить изучение данной темы, развитие у детей миролюбия, принятия и понимания людей других национальностей, мышления и речи учащихся.

3. Образовательная задача – освоение нового, ранее не изучаемого материала о новых субъектах Российской Федерации, с использованием интерактивных форм обучения.

 

Методы воспитания, используемые в ходе мероприятия:

Укажем использованные методы воспитания с указанием классификаций, к которым они относятся:

· Методы формирования сознания личности (убеждение, рассказ, внушение, пример).

· Методы контроля и самоконтроля в воспитании (педагогическое наблюдение).

Убеждение предполагает разумное доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. Слушая предложенную информацию, учащиеся воспринимают не столько понятия и суждения, сколько логичность изложения педагогом своей позиции. Оценивая полученную информацию, учащиеся или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их. Убеждаясь в правоте сказанного, они формируют свою систему взглядов на мир, общество, социальные отношения.

Убеждение как метод воспитательного процесса реализуется через различные формы, в частности, часто используются отрывки из литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни. Метод убеждения эффективен также при проведении дискуссий. В данном мероприятии метод убеждения помогли реализовать: эпиграф, стихотворение «Зерна братства», отрывки из исторических документов (источников), притча «Старик – отец…».

Рассказ – это яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения, формирует у них положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на поведение. Метод рассказа в мероприятии реализован благодаря высказываниям, мнениям исторических личностей, нормативным документам прошлых эпох.

Внушение используется в тех случаях, когда воспитанник должен принять определенные установки. Оно воздействует на личность в целом, создавая установки и мотивы деятельности, и характеризуется тем, что школьник некритично воспринимает педагогическое воздействие. Внушение усиливает действие других методов воспитания. Данный метод был реализован через изложение политических событий 2014 г., знакомства детей с понятием «Референдум», словосочетание «Братский народ», рассмотрение результатов воссоединения России и Крыма, что, безусловно, формирует правильную политическую культуру ребенка.

Пример – это воспитательный метод, дающий конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирующий сознание, чувства, убеждения воспитанников, активизирующий их деятельность. Суть данного метода состоит в том, что подражание, особенно в детские годы, обеспечивает растущему человеку возможность присвоить большой объем обобщенного социального опыта. В педагогической практике в качестве примеров чаще других используются выдающиеся личности (писатели, ученые и др.), а также герои литературных произведений, кинофильмов. В качестве реализации данного метода воспитания в ходе мероприятия были приведены мысли таких личностей как А.И. Солженицын, Л.Н. Толстой, Пабло Неруда, Екатерина II.

Педагогическое наблюдение характеризуется непосредственным восприятием деятельности, общения, поведения личности в целостности и динамике их изменения. Мною было проведено открытое непосредственное педагогическое наблюдение за учащимися с целью выявления их реакции, политической культуры, восприятия тех или иных принятых наукой политико-общественных и исторических установок.

Оформление, оборудование мероприятия:

Эпиграф, притча «Старик – отец…», стихотворение «Зерна братства», Федеральный Конституционный Закон «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», исторические иллюстрации (см. Приложение), связанные с историей Крыма и розданные учащимся во время мероприятия, проектор и ноутбук для презентации.

План проведения мероприятия

План проведения мероприятия

1. Начальный:

1.1. Вступительное слово преподавателя (3 мин)

1.2. Преподаватель произносит эпиграф и рассказывает детям причту «Старик - отец…» (2 мин)

1.3. Преподаватель задает вопросы учащимся на основе произнесенного материала, происходит обсуждение (5 мин)

2. Основной:

2.1. Ознакомление с научной информацией об истории России и Крыма с древнейших времен по современный период (дети смотрят на исторические иллюстрации, презентацию) (8 мин)

2.2. Преподаватель задает вопрос о результатах воссоединения Крыма и России. Выслушивает мнение учеников, корректирует. Подводит под правильные выводы и оглашает информацию. (5 мин)

2.3. Преподаватель задает вопрос о национальностях, проводит обсуждение данного вопроса, подводит на примере жителей Крыма к правильному воспитанию межэтнической и национальной толерантности. (5 мин)

3. Заключительный:

3.1. Преподаватель зачитывает стихотворение «Зерна братства» (2 мин)

3.2. Преподаватель подводит итог классного часа, повторяет о главных и ключевых моменты истории Крыма, важности воссоединения. (5 мин)

 

Описание хода мероприятия:

Эпиграф
Его называют «Зеленый остров»
Прекрасный остров, чудесный Крым.
Он с легкокрылой стремительной чайкой,
Летящей над пенной волною, сравним.
Здесь все как в легенде:
Скалы, пещеры,
Лозы виноградной змеиный виток.
Реки, озера, степные просторы,
Весенней яйлы златотканный платок.
Здесь сказка застыла каменной глыбой.
Здесь в танце и музыке память племен.
Здесь счастье и радость, слезы и горе —
Развеянных ветром, забытых имен.
Здесь помнят былое и степи, и горы:
Свист сабель и стрел, ураганы атак.
Грудью встречал непогоду, невзгоды,
Старый, седой великан Чатырдаг.

 

УЧИТЕЛЬ:

— Послушайте притчу: Старик – отец, умирая. Призвал сыновей. Попросил каждого из них сломать веник. Никому не удалось переломить туго связанный пучок веток. Тогда старик попросил детей развязать веник и переломить его ветки по одной. Это сыновья выполнили легко. И тогда отец произнес: «Только вместе вы сильны, только в единстве ваша сила. Поодиночке каждого из вас легко сломать».

— О чем эта притча?

— Какое отношение она имеет к нашему уроку?

УЧИТЕЛЬ:

— Обратимся к истории. В 1954 г. в Советском Союзе готовились отметить 300-летие воссоединения Украины и России. Именно в связи с этим событием связано решение тогдашнего руководства страны во главе с Никитой Сергеевичем Хрущевым передать Крымскую область и Севастополь из состава РСФСР в состав Украинской ССР. Что и было сделано с нарушением действующего тогда конституционного
законодательства РСФСР. Как писал в начале 90-х гг. ХХ века российский писатель
А.И. Солженицын по поводу этого акта: «Целая область была вне всяких законов «подарена» капризом подгулявшего султана!» [1]. Перемены всегда происходят незаметно. Мир меняется быстрее, чем мы можем себе представить… 11 марта 2014 г в Украине разразился политический кризис. Массовые беспорядки и кровавые столкновения сил правопорядка с митингующими оппозиционерами в Киеве.

Стремясь преодолеть кризис в рамках действующего законодательства, Верховный
Совет Автономной Республики Крым и Севастопольский городской совет приняли
Декларацию о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя.
16 марта 2014 г состоялся референдум о статусе Крыма. За воссоединение с Россией
на референдуме в Крыму проголосовали 96,77% жителей.

Референдум — это всенародный опрос при решении важных вопросов в жизни государства. 17 марта 2014 г. провозглашена Республика Крым, и в этот же день Севастопольский городской совет попросил российские власти включить город в состав Российской Федерации, как город федерального значения. 18 марта 2014 года в Георгиевском дворце Кремля был подписан договор о вступлении Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации на правах новых субъектов. 21 марта 2014 года ратифицирован Федеральный Конституционный Закон «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» [2]. Народ Крыма радостно принял это решение.

События, произошедшие на Украине, не оставили равнодушными россиян. Раскол Украины внутренними политическими силами страны и его последствия остро отозвались в сердцах всех россиян, для которых понятие «братский народ» наполнен особым смыслом. Значение Крыма для России трудно переоценить. Но для того, чтобы понять это, нужно знать историю отношений Крыма и России.

Вспомним немного истории о названии и местоположении полуострова. Для этого вернемся на два тысячелетия назад. Давным-давно, а точнее – 250 миллионов лет назад, жил-был океан Тетис. Он отличался необычайно свирепым нравом, постоянно враждовал с Материком, напуская на него смерчи, ураганы, гигантские волны. И вот однажды не выдержал материк, разгневался и решил показать, что как ни велик Океан, а лежит он на твердой основе. Взбунтовались в недрах земли тектонические силы, забурлила магма, вздыбилось дно океана, и появился на его поверхности Крымский полуостров. С трех сторон сдавил его Океан, хотел было проглотить. Нахмурился Материк, и легла на его челе неизгладимая складка, которая так и осталась в виде Альпийских, Карпатских, Крымских и Кавказских гор. Длительной и упорной была эта борьба. То погружался Крым на дно, то вновь выходил из пучины на поверхность. Только миллион лет назад приобрел он устойчивый облик. Но не осталось у него ни алмазов, ни золотых самородков. Лишь бедные железом руды, мергель, известняк, минеральные соли да тонкие пласты газа и нефти – вот его богатства. Но за стойкость и мужество наградой ему стала абсолютная гармония воды, воздуха, солнца, гор. Узкая приморская кромка, словно тремя крепостными стенами, оказалась защищена тремя грядами гор. Стали они надежно оберегать нежное побережье от арктических ветров, степных суховеев, дождей и морозов. Весть о сказочном полуострове в мгновение ока облетела весь свет. С тех пор тысячи лет Крым удивлял и удивляет людей своей красотой. Художники увековечили великолепные крымские пейзажи на своих полотнах. Поэты посвятили Крыму лучшие свои произведения. Крым всегда был и остается источником вдохновения для творческих людей. Первое впечатление о Крыме всегда остается самым сильным.

Великий чилийский поэт Пабло Неруда назвал Крым орденом на груди планеты Земля. Не только его, но и многих других творческих людей очаровала красота этого края, который боги создали для себя, но затем подарили людям. Крым - удивительное место, которое вызывало восхищение у всех, кто здесь побывал. Не оставил он равнодушным и многих писателей, поэтов и художников, побывавших здесь. Восхитительная природа Крыма, его бурная история, многонациональная культура вдохновляли многие поколения творческих людей.

Полуостров Крым расположен на юге Восточной Европы, занимает выгодное экономико-географическое и стратегическое положение. На севере полуостров соединен с материком узким (7—23 км) Перекопским перешейком. С запада и юга полуостров омывают Черное море, с востока — Керченский пролив, а с северовостока — воды Азовского моря и его залива Сиваша.

Современное название полуострова, по наиболее распространенной версии, происходит от тюркского слова «кырым» — вал, стена, ров. До XIII века полуостров носил название Таврика (по имени проживавших здесь древних племен тавров), с XIII века — Крымский улус. С XV века полуостров стали называть Таврией, а после его вхождения в состав России в 1783 г. - Тавридой. С VIII-IX вв. стали складываться экономические и культурные связи Крыма с русскими княжествами. Арабы называли Черное море Русским морем.

В конце Х века в древнем Херсонесе принял крещение русский князь Владимир. В XIII веке на территорию полуострова вторглись ордынские войска, и был образован Крымский улус, а позднее, с 1443 г. -самостоятельное Крымское ханство. В 1475 г. на Крымский полуостров вторглись войска султанской Турции. Крымское ханство стало вассалом Турции. На протяжении многих лет Россия вела войны с Османской империей. Большую роль в этой борьбе сыграли А.В. Суворов, М.И. Кутузов и Ф.Ф. Ушаков. По итогам войны 1768-1774 гг., был заключен мирный договор, по которому Крымское ханство получало независимость. В состав России вошли Керчь с крепостью Ени-Кале, крепости Азов и Кинбурн, русские торговые суда могли свободно плавать по Черному морю. В 1783 году Крым вошел в состав России, что было ратифицировано Ясским мирным договором (1791 г.) между Россией и Османской империей.

8 апреля 1783 года был издан манифест Екатерины II о вхождении Крыма в состав России, в котором говорилось: Манифест Великой императрицы Екатерины II О присоединении крымского полуострова, Острова Тамани и всея кубанской стороны к России «Возвращая жителям тех мест силою сего нашего Императорского Манифеста таковую бытия их перемену, обещаем свято и непоколебимо за себя и
преемников престола нашего, содержать их наравне с природными началами подданными, охранять и защищать их лица, имущество, храмы и природную веру, коей свободно отправление со всеми законными обрядами пребудет неприкосновенно; и дозволить напоследок каждому из них состоянию все те прелести и преимущества, каковыми таковое в России пользуется…» [3].

С этого времени возрастает приток населения на полуостров Крым, растут города, развивается торговля, сельское хозяйство. На берегу превосходной природной гавани в 1783 г. закладывается город Севастополь как база Черноморского флоте. 21 февраля 1784 года Екатерина II издает именной указ князю Г. А. Потемкину строить «Крепость большую Севастополь, где ныне Ахтияр и где должны быть
Адмиралтейство, верфь для первого ранга кораблей, порт и военное селение». А.В. Суворов по достоинству оценил качества бухты: «...подобной гавани не только у здешнего полуострова, но и на всем Черном море не найдется, где бы флот лучше сохранен и служащие на оном удобнее и спокойнее помещены быть могли» [4].

Экономика Крыма стала быстро развиваться. У небольшого городка Ак-Мечеть строится Симферополь, ставший центром Таврической области. В 1854 - 1855 гг. в Крыму разыгрались главные события Восточной войны (1853 - 1856), более известной под названием Крымской. В сентябре 1854 г. соединенные армии Англии, Франции и Турции высадились севернее Севастополя и осадили город. 349 дней продолжалась оборона города под командованием вице-адмиралов В.А. Корнилова и П.С. Нахимова, контр- адмирала В.И. Истомина. Война разрушила город до основания, но и прославила его на весь мир. Отрывок из письма Л.Н. Толстого – участника обороны Севастополя. «Дух в войсках выше всякого описания. Во времена древней Греции не было столько геройства». Корнилов, объезжая войска, вместо: «Здорово, ребята», говорил: «Нужно умирать, ребята, умрете?» и войска отвечали: «Умрем, ваше превосходительство, ура!» [5]. И это был не эффект, а на лице каждого видно было, что не шутя, а взаправду, и уже 22 тысячи исполнили это обещание…» В ночь на 28 августа 1855 г. русская армия оставила Севастополь. В том же году впервые в истории России было принято решение учредить медаль «За защиту Севастополя». Несмотря на шедшую русско-японскую войну, в России было отмечено 50-летие обороны Севастополя. Во всех учебных заведениях России были учреждены севастопольские стипендии, в 1905 г. в Севастополе открыта панорама Ф. Рубо «Оборона Севастополя 1854 - 1855 гг.».

В эпоху «Великих реформ» XIX века население Крыма удвоилось. Большое влияние на развитие экономики края оказало строительство железных дорог до Севастополя, Феодосии и Керчи. Крым на протяжении XIX-XX веков стал местом паломничества писателей, поэтов, художников, композиторов. Памятные места связаны с именами А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.К. Айвазовского, А.И. Куинджи, И.И. Левитана, И.А. Бунина, М. А. Волошина, А. С. Грина, С.С. Прокофьева и др.

После Гражданской войны Крым вошел в состав Советского Союза (1922 г.) с образованием Крымской Автономной Советской Социалистической Республики в составе РСФСР. С 1945 г. - Крымская область РСФСР. С конца 1921 г. по июнь 1941 г. — трудящиеся Крыма преобразили свой край. Был построен Керченский металлургический завод им. П. Л. Войкова. Значительно увеличилась добыча
керченской железной руды, природных стройматериалов и соли; развивалась промышленность.

В годы Великой Отечественной войны вошла в историю героическая 250- дневная оборона Севастополя и бессмертный подвиг подземного гарнизона в керченских каменоломнях. После провала попытки овладеть Севастополем с ходу немецко-фашистское командование осуществило три наступления на город. В дни обороны жители города проявили ратный и трудовой героизм. Рабочие Морского завода под обстрелом врага ремонтировали корабли, создавали боевую технику днем и ночью, оборудовали два бронепоезда, построили и оснастили плавучую батарею N 3, получившую название «Не тронь меня», которая надежно прикрывала город от налетов фашистской авиации с моря. Немцы называли ее «Квадрат смерти». Сковывая большое количество немецко-румынских войск, защитники города спутали и расстроили планы немецкого командования. Железная стойкость севастопольцев явилась одной из важнейших причин, сорвавших пресловутое «весеннее наступление» немцев. Гитлеровцы проиграли во времени, в темпах, понесли огромные потери людьми. За 8 месяцев обороны враг потерял у стен Севастополя до 300 тыс. солдат убитыми и ранеными. Газета «Правда» писала: «Подвиг севастопольцев, их беззаветное мужество, самоотверженность, ярость в борьбе с врагом будут жить в веках, их увенчает бессмертная слава».
После войны в Крыму началось восстановление разрушенного народного хозяйства. Для скорейшего преодоления разрухи в городах и селах организовались отряды добровольцев. На Крымский полуостров стали переселяться новые жители из Украины, Курской, Московской, Пензенской, Ростовской, Рязанской областей Российской Федерации и других районов страны. В короткий срок были восстановлены промышленность и сельское хозяйство, возрождены города и села, реконструированы и построены новые санатории. 29 октября 1948 года Указ Президиума Верховного Совета РСФСР № 761/2 «О выделении города Севастополя в самостоятельный административно-хозяйственный центр» определил статус города Севастополя в составе категории городов республиканского подчинения РСФСР [6].

В 1954 году Крымская область была передана в состав УССР согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР без указания статуса Севастополя, являвшегося на тот момент городом республиканского подчинения РСФСР. В указе говорилось, что Крым является естественным продолжением южных степей Украины, и «из географических и экономических соображений передача Крымской области в состав братской Украинской республики целесообразна и отвечает общим интересам Советского государства». Таким образом, были нарушены Конституция РСФСР и законодательная процедура.

В 1991 году после развала СССР 20 января в Крыму состоялся референдум по вопросу воссоздания Крымской АССР как отдельного субъекта СССР, в котором приняли участие 1,4 млн. граждан (81,37% избирателей). За воссоздание автономной республики проголосовало 93,26%. Но решения народа не услышали и Крым остался в составе Украины.

Учитель:

— Как вы думаете, что для России дало воссоединение с Крымом?

Учитель:

— Россия получает возможность стратегического контроля над всем Черноморским регионом. Возрастают возможности России по контролю над морским и воздушным пространством в районе Чёрного моря, в том числе с размещением на полуострове радиолокационных станций предупреждения о ракетном нападении.

— Россия получила полный неограниченный контроль над базой Черноморского флота в Севастополе, а также получает все морские порты и военные базы в Крыму.

— В Россию вернулись порядка 3/4 исключительной экономической зоны Украины в Черном и Азовском морях, включая месторождения нефти и газа. Россия вернула крупные химкомбинаты на севере Крым, остроенные в СССР и которые занимают значительную часть мирового рынка компонентов для удобрений и реагентов для нефтепереработки.

— Вернулись судостроительные и судоремонтные предприятия Крыма.

—Центр дальней космической связи в Евпатории (Национальный центр управления и испытаний космических средств) - построенный в советское время радиотехнический центр и сейчас является критически важным для развития отечественных программ исследования дальнего космоса, так как оснащён весьма дорогостоящим оборудованием и имеет мало аналогов в России. Телескопы близкого размера есть только в Медвежьих Озёрах в Московской области и под Уссурийском, а для эффективной связи с космическими аппаратами из-за вращения Земли таких центров должно быть много.

— 3 000 гектаров виноградников и крупнейшие винзаводы, в том числе знаменитый Массандровский винзавод с его крупнейшей в мире коллекцией вин. В Крыму действуют следующие винзаводы - Инкерманский завод марочных вин, Коктебель, Массандра, Новый Свет. Все они являются брендами на постсоветском пространстве, а некоторые и за его пределами.

— Вернулся весь курортно-туристический комплекс Крыма, в том числе 2500 км побережья с многочисленными пляжами и морскими курортами. Для холодной северной страны, которой является Россия, возвращение огромного морского курортного района имеет огромное значение.

Учитель:

— Чем отличаются нации друг от друга?

Учитель:

— Крымчане гордятся просторами и красотой своей Родины. Есть на крымской земле горы, леса и степи, моря, реки и озёра. Богата земля нефтью, природным газом, углём и другими полезными ископаемыми. Но самое большое богатство страны – это её народ. На территории Крыма проживает более 20 национальностей. Это русские, украинцы, крымские татары и многие другие. Каждая нация имеет свои национальные традиции и обычаи, которые живут в веках и передаются от поколения к поколению. В традициях отражается быт, взаимоотношения, кухня, культура, другими словами - особенности и разнообразие данного народа. На примере всех событий мы с вами убедились, что в единении, в единстве народа - сила России. В трудные и судьбоносные моменты истории именно единство всех народов России, независимо от религиозной принадлежности, помогло отстоять свободу и независимость нашего Отечества.

Стихотворение «Зерна братства»

Нынче время не простое,

Трудно многим жить, конечно.

Но давайте все ж настроим

Мы себя на лад сердечный.

Как, смотрите, солнце светит?

Лето к нам явилось снова.

Почему бы не приветить

Нам друг друга делом, словом?

Сильный ты?

Над слабым сжалься.

Поддержи сосед соседа,

Что давно от боли сжался.

Пусть, как лед весной, растает

Отчужденность между всеми,

Ведь добро - добро рождает

В каждом сердце, словно семя.

Урожай на поле нашем

Обязательно удастся,

Коль его с любовью вспашем

И посеем зерна братства!

 

Подведение итогов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: