Глава 11. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ПРАВ ЧЕЛОВЕКА 5 глава




--------------------------------

<1> По состоянию на 1 ноября 2012 г.

 

Комитет действует на основании принятых им правил процедуры (A/56/38(SUPP)).

Комитет ООН против пыток. Комитет ООН против пыток состоит из 10 независимых экспертов и контролирует исполнение государствами обязательств, вытекающих из Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г. На 1 ноября 2012 г. участниками данного международного договора являлись 153 государства, включая Российскую Федерацию как государство - продолжатель Союза ССР.

Одной из функций Комитета является рассмотрение периодических докладов, представляемых государствами - участниками Конвенции (ст. 19). 22 ноября 2012 г. Комитет против пыток рассмотрел 5-й периодический доклад Российской Федерации и принял, в частности, следующие заключительные замечания:

"6. Государству-участнику следует в безотлагательном порядке принять срочные и действенные меры по предупреждению любых актов пыток и жестокого обращения на всей территории страны и недопущения безнаказанности предполагаемых виновных. Государству-участнику следует недвусмысленно подтвердить абсолютное запрещение пыток и открыто заявить о том, что лица, виновные в применении пыток, а также в пособничестве и попустительстве, будут привлекаться к ответственности за свои деяния, подвергаться уголовному преследованию и соответствующим образом наказываться.

8. Комитет настоятельно призывает государство-участника проводить оперативное, беспристрастное и эффективное расследование всех утверждений в отношении пыток и жестокого обращения, в частности случаев гибели людей в местах содержания под стражей; привлекать к ответственности виновных, назначать адекватное наказание осужденным и предавать огласке результаты проведенных расследований. Комитет рекомендует наделить подразделение Следственного комитета по расследованию преступлений, совершаемых сотрудниками правоохранительных органов, достаточными финансовыми и кадровыми ресурсами, с тем чтобы дать ему возможность расследовать все поступающие обращения. Государству-участнику следует предоставить Комитету данные о числе поступивших жалоб на применение пыток и жестокого обращения сотрудниками правоохранительных органов и другими государственными должностными лицами, числе жалоб, расследованных государством-участником, и возбужденных по ним дел. Государству-участнику следует также предоставить Комитету данные о числе должностных лиц, понесших дисциплинарные наказания за неудовлетворительное расследование жалоб на пытки и жестокое обращение или за отказ сотрудничать в расследовании таких жалоб.

9. a) Обеспечивать всем задержанным законодательно и на практике право доступа к адвокату, право связаться с родственниками, право быть информированными о предъявленных обвинениях, а также право запрашивать и проходить медицинское освидетельствование сразу же после задержания;

b) обеспечивать предоставление всем задержанным квалифицированных адвокатов, способных организовать их надлежащую защиту, а также оказание им независимой юридической помощи;

c) вести видеозапись всех допросов и устанавливать видеонаблюдение во всех помещениях мест лишения свободы, где могут находиться задержанные, за исключением тех, где такое видеонаблюдение может нарушить права задержанных на частную жизнь и на конфиденциальный характер общения с адвокатом или с врачом. Материалы видеозаписи должны храниться в защищенных помещениях и предоставляться следователям, задержанным и их адвокатам;

d) обеспечивать надзор со стороны государства - участника за уважением всеми государственными должностными лицами гарантий, предоставляемых лишенным свободы лицам, в том числе посредством занесения всей важной информации в книги учета задержаний, и обеспечить регулярный мониторинг соблюдения должностными лицами этих требований к ведению отчетности;

e) обеспечивать, чтобы все государственные должностные лица, которые нарушают основные правовые гарантии, предоставляемые лишенным свободы лицам, привлекались к дисциплинарной или уголовной ответственности, и предоставить Комитету данные о количестве случаев привлечения должностных лиц к ответственности за подобные деяния.

10. Комитет настоятельно призывает государство-участника бороться с практикой применения пыток для получения признательных показаний и добиваться того, чтобы полученные под принуждением признательные показания на практике не принимались судами в качестве доказательств. Государству-участнику следует обеспечивать, чтобы судьи задавали всем обвиняемым в уголовных делах вопрос о том, не подвергались ли они пыткам или жестокому обращению во время содержания под стражей, а также при необходимости могли распорядиться о проведении независимого медицинского освидетельствования, особенно в тех случаях, когда есть основания предполагать, что обвиняемые в уголовных делах подвергались пыткам, или когда признательные показания служат единственным доказательством их вины. Все показания, полученные под пытками, должны отклоняться. Комитет настоятельно призывает государство-участника предоставить информацию о делах, в которых признательные показания были отклонены на основании того, что они были получены под пытками, и сообщить о том, подвергались ли какие-либо должностные лица преследованию и наказанию за принуждение к даче подобных показаний...

15. Государству-участнику следует усилить меры к тому, чтобы запретить и искоренить "дедовщину" в вооруженных силах, и обеспечить оперативное и беспристрастное расследование всех утверждений о случаях "дедовщины" и гибели военнослужащих в вооруженных силах, с тем чтобы добиться абсолютной нетерпимости в отношении жестокого обращения и пыток в вооруженных силах в соответствии с предыдущими Рекомендациями Комитета. При наличии доказательств "дедовщины" государству-участнику следует обеспечить преследование и адекватное наказание виновных, включая увольнение из рядов вооруженных сил; предавать огласке результаты расследований и компенсировать причиненный жертвам ущерб, в том числе посредством оказания им медицинской и психологической помощи.

17. Комитет рекомендует государству-участнику прекратить полагаться на дипломатические заверения при экстрадиции или высылке иностранцев со своей территории в тех случаях, когда им угрожают пытки. Комитет просит также государство-участника предоставить ему сведения о количестве и видах дипломатических заверений, полученных в отчетный период, странах, от которых они были получены, а также о механизмах получения таких заверений, их содержании, количестве и результатах поданных в подобных случаях апелляций и существующих механизмах мониторинга на этапе выдворения и после него.

18. Комитет рекомендует государству-участнику расширять использование альтернативных лишению свободы мер пресечения (Токийские правила). Комитет рекомендует также:

a) эффективно расследовать все случаи самоубийств;

b) изучить причины самоубийств в местах содержания под стражей и

c) обязать Федеральную службу исполнения наказаний улучшить мониторинг и выявление задержанных, относящихся к группе риска, и принимать меры для предупреждения самоубийств и насилия в среде заключенных, в том числе посредством установки камер видеонаблюдения, увеличения штата пенитенциарных учреждений и предоставления заключенным достаточного доступа к адекватным психиатрическим услугам. Комитет рекомендует также внести изменения в правила медицинского осмотра заключенных, с тем чтобы этот осмотр проводился совершенно независимым медицинским персоналом, защитить подающих жалобы от возмездия и не допускать цензурирования властями их жалоб на жестокое обращение в местах лишения свободы.

20. Государству-участнику следует активизировать усилия для возмещения вреда, причиненного жертвам пыток и жестокого обращения, включая выплату справедливой и адекватной компенсации и полную реабилитацию. Государству-участнику следует внести изменения в законодательство для обеспечения права жертв пыток на возмещение причиненного им вреда в соответствии со статьей 14 Конвенции. Ему следует предоставить Комитету информацию о принятых в этой связи мерах, в том числе информацию о ресурсах, выделяемых для обеспечения эффективного функционирования программ реабилитации. Комитет обращает внимание государства-участника на принятое недавно замечание общего порядка N 3 (2012) по статье 14 Конвенции, в котором разъясняются содержание и сфера действия обязательств государств-участников по полному возмещению вреда, причиненного жертвам пыток.

22. Комитет рекомендует государству-участнику:

a) обеспечить эффективный контроль и мониторинг со стороны судебных органов всех случаев помещения психически больных в стационарные учреждения;

b) обеспечить эффективную защиту пациентов таких учреждений, в том числе их реальное право на подачу апелляции посредством независимого мониторинга условий лечения, и создание механизма подачи и рассмотрения жалоб и оказания консультативной помощи. Кроме того, медицинский и немедицинский персонал следует обучать методам ухода за пациентами, не сопряженным с применением насилия и принуждения;

c) эффективно расследовать все жалобы на нарушение Конвенции, в том числе сообщения о гибели людей, привлекать к ответственности виновных и возмещать вред, причиненный жертвам" <1>.

--------------------------------

<1> CAT/C/RUS/CO/5.

 

В силу ст. 22 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания государство-участник Конвенции может в любое время заявить в соответствии с этой статьей, что оно признает компетенцию Комитета получать и рассматривать сообщения лиц, находящихся под его юрисдикцией, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения государством-участником положений Конвенции, или сообщения такого рода, поступающие от их имени. Союз ССР в 1991 г. признал компетенцию Комитета против пыток в соответствии со ст. ст. 21 и 22 Конвенции. Российская Федерация как государство - продолжатель Союза ССР, соответственно, признает компетенцию Комитета на рассмотрение индивидуальных жалоб.

Из 153 государств - участников Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания только 65 государств признали компетенцию Комитета принимать к рассмотрению индивидуальные жалобы.

Податели жалоб нередко обращаются с просьбами о применении к ним превентивных мер защиты, особенно в тех случаях, когда речь идет о высылке, депортации или экстрадиции, и утверждают в них о предполагаемом нарушении ст. 3 Конвенции. В соответствии с п. 1 правила 114 Правил процедуры в любой момент после получения жалобы Комитет через своего Докладчика по новым жалобам и временным мерам может направить соответствующему государству-участнику просьбу о том, чтобы оно приняло такие временные меры, какие Комитет может посчитать необходимыми во избежание причинения непоправимого ущерба жертве или жертвам предполагаемых нарушений.

С 31 октября 2011 по 1 июня 2012 г. просьбы о применении временных мер защиты были получены в случае 43 жалоб, из которых 27 были удовлетворены докладчиком по новым жалобам и временным мерам, который регулярно следит за выполнением направленных Комитетом просьб о временных мерах <1>. Решение о применении временных мер может быть принято на основе информации, содержащейся в представлении подателя жалобы. В соответствии с п. 3 правила 114 правил процедуры это решение может быть вновь рассмотрено по инициативе государства-участника докладчиком по новым жалобам и временным мерам в свете своевременно поступившей от этого государства-участника информации, согласно которой потребность во временных мерах является необоснованной, и податель жалобы не сталкивается с какой-либо перспективой непоправимого ущерба, а также последующих замечаний, если таковые имеются, со стороны подателя жалобы. Помимо своевременного представления просьбы заявителя относительно временных мер защиты в соответствии с п. 1 правила 114 правил процедуры Комитета, заявитель должен соблюдать основные критерии приемлемости, изложенные в п. п. 1 - 5 ст. 22 Конвенции, для того чтобы докладчик принял решение по представленной заявителем просьбе. Требование об исчерпании внутренних средств правовой защиты может быть снято, если в распоряжении заявителя имеются только те средства правовой защиты, которые не имеют приостанавливающего действия, т.е. средства правовой защиты, которые, например, автоматически не приостанавливают исполнение распоряжения о высылке в государство, где заявитель может быть подвергнут пыткам, или же если существует угроза незамедлительной депортации заявителя после окончательного отклонения его или ее ходатайства о предоставления убежища. В таких случаях докладчик может просить государство-участника воздержаться от депортации заявителя, пока его или ее жалоба находится на рассмотрении Комитета, даже до исчерпания внутренних средств правовой защиты. Что касается критериев, которые должны применяться докладчиком, то, для того чтобы он сделал вывод о том, что в случае депортации предполагаемой жертве будет причинен непоправимый ущерб, вероятность удовлетворения жалобы при рассмотрении по существу должна быть разумной.

--------------------------------

<1> A/67/44.

 

Комитет против пыток, как и многие иные договорные органы, действующие в сфере защиты прав и свобод человека, принимает замечания общего порядка. Основываясь на своей практике по рассмотрению периодических докладов и индивидуальных жалоб, Комитет принял следующие замечания общего порядка <1>, представляющие собой толкование Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания: Замечание общего порядка N 1 "Осуществление статьи 3 Конвенции в контексте статьи 22 (возвращение и сообщения)"; Замечание общего порядка N 2 "Имплементация статьи 2 государствами-участниками"; Замечание общего порядка N 3 (2012) "Осуществление статьи 14 государствами-участниками".

--------------------------------

<1> По состоянию на 1 мая 2013 г.

 

18 декабря 2002 г. на 57-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН был принят Факультативный протокол к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Цель Протокола заключалась в создании системы регулярных посещений, осуществляемых независимыми международными и национальными органами, мест, где находятся лишенные свободы лица, с целью предупреждения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Был создан Подкомитет по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания Комитета против пыток, который осуществляет функции, изложенные в Протоколе. 22 июня 2006 г. данный Протокол вступил в силу. На 1 ноября 2012 г. участниками указанного Протокола являлись 64 государства, Российская Федерация на рассматриваемую дату не выразила согласия в отношении Протокола.

Подкомитет состоит из 25 независимых экспертов. Эксперты избираются на 4 года и впоследствии могут быть переизбраны. Кандидатуры экспертов выдвигают государства, являющиеся участниками Протокола.

В соответствии с Факультативным протоколом Подкомитет уполномочен посещать любые места, находящиеся под юрисдикцией и контролем государства-участника, где содержатся или могут содержаться лица, лишенные свободы, по распоряжению государственного органа или по его указанию либо с его ведома или молчаливого согласия. Подкомитет посещает полицейские участки, тюрьмы (военные и гражданские), центры содержания под стражей (центры досудебного содержания под стражей, центры содержания под стражей для иммигрантов, учреждения для несовершеннолетних правонарушителей и т.д.), психиатрические учреждения и учреждения системы социальной опеки, а также любые другие места, где содержатся или могут содержаться лица, лишенные свободы. В ходе своих посещений он изучает положение лиц, лишенных свободы, пенитенциарную систему и другие государственные учреждения, уполномоченные осуществлять содержание под стражей, с целью выявления пробелов в защите соответствующих лиц и выработки для государства - участника рекомендаций в целях устранения или минимизации возможности применения пыток или жестокого обращения. Согласно Факультативному протоколу Подкомитет имеет неограниченный доступ ко всем местам содержания под стражей, их сооружениям и объектам, а также к любой информации, касающейся обращения с лицами, лишенными свободы, и условий их содержания под стражей. Подкомитет должен также иметь возможность проводить частные беседы с лишенными свободы лицами без свидетелей, а также с любым другим лицом, которое, по мнению Подкомитета, может предоставить соответствующую информацию. Государства - участники обязуются не допускать применения санкций или репрессалий за предоставление информации членам Подкомитета.

Факультативный протокол требует от государств-участников создания национальных превентивных механизмов (НПМ), которые представляют собой национальные органы, в задачу которых входят рассмотрение вопроса об обращении с лишенными свободы лицами в местах содержания под стражей, вынесение рекомендаций правительственным органам в целях усиления защиты от пыток и представление замечаний, касающихся действующего или предлагаемого законодательства. В соответствии с п. 1 b) ст. 11 Факультативного протокола Подкомитет уполномочен оказывать консультативные услуги и помощь как государствам-участникам в вопросах создания и обеспечения функционирования НПМ, так и самим НПМ в целях усиления их полномочий, независимости и потенциала и укрепления защиты лиц, лишенных свободы.

Комитет против пыток и Подкомитет по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания действуют на основании принятых ими правил процедуры (CAT/C/3/Rev.5 и CAT/OP/12/3 соответственно).

Комитет ООН по правам ребенка. Указанный Комитет состоит из 18 независимых экспертов и контролирует исполнение государствами обязательств, вытекающих из Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г., Факультативного протокола к Конвенции о правах ребенка, касающегося участия детей в вооруженных конфликтах, от 25 мая 2000 г. и Факультативного протокола к Конвенции о правах ребенка, касающегося торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, от 25 мая 2000 г. На 1 ноября 2012 г. 193 государства являлись участниками Конвенции о правах ребенка. На указанную дату участниками Факультативного протокола к Конвенции о правах ребенка, касающегося участия детей в вооруженных конфликтах, стали 140 государств, а Факультативного протокола к Конвенции о правах ребенка, касающегося торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, - 161 государство. Российская Федерация является участником Конвенции по правам ребенка как государство - продолжатель Союза ССР и Факультативного протокола к Конвенции о правах ребенка, касающегося участия детей в вооруженных конфликтах.

В связи с большим количеством представленных периодических докладов в рамках Комитета с 2010 г. действуют две палаты, состоящие из 9 экспертов и рассматривающие представленные доклады.

Одной из функций Комитета является рассмотрение периодических докладов государств - участников Конвенции и (или) Протоколов к ней.

По отношению к Российской Федерации Комитет рассмотрел ее 3-й периодический доклад и 30 сентября 2005 г. принял, в частности, следующие заключительные замечания:

"14. Комитет рекомендует государству-участнику продолжать его усилия по созданию управлений региональных уполномоченных по правам ребенка во всех регионах и обеспечить наделение их достаточными финансовыми и людскими ресурсами, с тем чтобы они могли эффективно выполнять свои функции. Кроме того, он рекомендует государству-участнику уделить дополнительное внимание вопросу о создании федерального управления уполномоченного по правам ребенка. В этой связи государству-участнику предлагается обратить внимание на Замечание общего порядка N 2 (2002 год) о роли независимых правозащитных учреждений...

20. Комитет рекомендует государству-участнику уделять особое внимание соблюдению статьи 4 Конвенции и обеспечивать сбалансированное распределение ресурсов по всей стране во избежание неоправданного неравенства в отношении наличия и доступности социальных и прочих услуг для детей. Кроме того, ему следует уделить приоритетное внимание бюджетным ассигнованиям на осуществление экономических, социальных и культурных прав детей, в частности детей из экономически малообеспеченных групп, "в максимальных размерах имеющихся... ресурсов и в случае необходимости в рамках международного сотрудничества". Государству-участнику следует серьезно рассмотреть вопрос о коррупции и принять все необходимые меры по ее недопущению...

22. Комитет рекомендует государству-участнику принять всеобъемлющую стратегию по активизации его усилий в направлении обеспечения широкого распространения и понимания положений и принципов Конвенции как взрослыми, так и детьми (например, через радио и телевидение). Он также рекомендует усилить надлежащую и систематическую профессиональную подготовку всех групп специалистов, работающих с детьми и в интересах детей, в частности сотрудников правоохранительных органов, преподавателей, медицинских работников, психологов, социальных работников и персонала учреждений по уходу за детьми...

27. Комитет рекомендует государству-участнику активизировать его усилия по обеспечению понимания, надлежащего учета и соблюдения общего принципа наилучших интересов ребенка во всех законодательных положениях, а также в судебных и административных решениях и в проектах, программах и услугах, касающихся детей...

37. Комитет настоятельно призывает государство-участника: a) прямо запретить в законодательном порядке все виды телесных наказаний в семье и в системе альтернативного ухода за детьми; b) не допускать и пресекать практику телесных наказаний детей в семье, школах и в других учреждениях посредством эффективного соблюдения законодательства; c) провести информационные и просветительские кампании среди населения, направленные против применения телесных наказаний и в поддержку ненасильственных, добровольных методов поддержания дисциплины...

41. Комитет призывает государство-участника обеспечить защиту права приемного ребенка получать сведения о своей подлинной личности посредством установления надлежащих правовых процедур в этих целях, включая рекомендуемый возраст и меры профессиональной поддержки...

43. Комитет рекомендует государству-участнику ратифицировать Гаагскую конвенцию 1993 года о защите детей и сотрудничестве в вопросах международного усыновления. Одновременно он рекомендует государству-участнику заключить соглашения с официальными органами стран усыновления/удочерения, с тем чтобы обеспечивать надежность приемных родителей и иметь возможность получать дальнейшую информацию об усыновленных/удочеренных детях. Кроме того, Комитет рекомендует государству-участнику установить систему аккредитации и контролирования иностранных агентств по усыновлению/удочерению, а также разработать и осуществить меры по поощрению внутригосударственного усыновления/удочерения...

56. С учетом Замечания общего порядка N 4 (2003 год) о здоровье и развитии подростков Комитет рекомендует государству-участнику уделять пристальное внимание здоровью подростков в контексте Конвенции о правах ребенка, а также наращивать усилия по укреплению здоровья подростков, в том числе посредством просвещения по вопросам сексуального и репродуктивного здоровья в школах и обеспечения школьного медицинского обслуживания, включая учитывающие интересы подростков и конфиденциальные консультации и услуги. Для сокращения табакокурения и употребления алкоголя среди подростков Комитет рекомендует государству-участнику провести специально рассчитанные на подростков кампании по поощрению здорового образа жизни...

63. Комитет рекомендует государству-участнику принять все необходимые меры для оказания поддержки и материальной помощи малообеспеченным семьям, включая целевые программы, ориентированные на наиболее уязвимые группы семей, с тем чтобы гарантировать право всех детей на достаточный уровень жизни...

73. С учетом статьи 32 Конвенции и Конвенции МОТ N 138 о минимальном возрасте для приема на работу и N 182, которые были ратифицированы государством-участником, Комитет рекомендует государству-участнику: a) принять меры по обеспечению соблюдения статьи 32 Конвенции, а также Конвенций МОТ N 138 и N 182, уделяя должное внимание Рекомендации МОТ N 146 (1973 год) о минимальном возрасте для приема на работу и Рекомендации МОТ N 190 (1999 год) о наихудших формах детского труда; b) активизировать усилия по созданию механизмов контроля для осуществления мониторинга масштабов использования детского труда, включая нерегулируемый труд, проанализировать его причины с целью скорейшего его запрещения, а в тех случаях, когда дети работают на законных основаниях, обеспечить, чтобы они не подвергались эксплуатации и чтобы их труд соответствовал международным нормам; c) обратиться за содействием в этой связи к МОТ и Международной программе по искоренению детского труда...

86. Комитет рекомендует государству-участнику обеспечить полное соблюдение норм отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, в частности статей 37, 40 и 39 Конвенции, а также других норм Организации Объединенных Наций в области отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, включая Стандартные минимальные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы), Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, и Венские руководящие принципы в отношении действий в интересах детей в системе уголовного правосудия, а также с учетом итогов проведенного Комитетом в 1995 году дня общей дискуссии по вопросу об отправлении правосудия в отношении несовершеннолетних. В этой связи Комитет призывает государство-участника в приоритетном порядке: a) обеспечить, чтобы с детьми, не достигшими возраста для привлечения к уголовной ответственности, не обращались, как с преступниками; b) активизировать его деятельность по реформированию системы отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, с тем чтобы дела лиц моложе 18 лет рассматривались в рамках специальной системы отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, а не обычной системы правосудия; c) разработать эффективную систему назначения наказаний для лиц моложе 18 лет, находящихся в конфликте с законом, таких, как общественно полезный труд, или восстановительное правосудие, для обеспечения того, чтобы лишение свободы использовалось лишь в качестве крайней меры; d) гарантировать всем детям право на соответствующую юридическую правовую помощь и защиту; e) соблюдать положения уголовно-процессуального кодекса о досудебном содержании под стражей; f) принять надлежащие меры, чтобы применяемые сроки лишения свободы были как можно короче за счет использования, среди прочего, наказания с отсрочкой исполнения и условного освобождения; g) обеспечить, чтобы лица моложе 18 лет содержались отдельно от взрослых; h) обеспечить, чтобы лица моложе 18 лет поддерживали регулярные контакты со своими семьями, находясь в системе отправления правосудия для несовершеннолетних; i) постоянно повышать квалификацию судей и сотрудников правоохранительных органов; j) обеспечить, чтобы лица моложе 18 лет, находясь в заключении, имели доступ к программам по образованию и реинтеграции; k) разработать и применять нормы и механизмы контроля в отношении условий содержания в учреждениях для несовершеннолетних правонарушителей, предусматривающие, в числе прочего, посещения представителями независимых органов; l) предоставить всем осужденным детям доступ к консультациям и в случае необходимости к другим мерам социальной помощи; m) обратиться за содействием к соответствующим органам и учреждениям Организации Объединенных Наций" <1>.

--------------------------------

<1> CRC/C/SR.1080.

 

19 декабря 2011 г. Генеральной Ассамблеей ООН был одобрен третий протокол к Конвенции о правах ребенка, наделяющий Комитет по правам ребенка компетенцией принимать индивидуальные жалобы от лиц, полагающих, что государством - участником Конвенции о правах ребенка и (или) Протоколов к ней предположительно были нарушены международно-правовые обязательства. На 1 ноября 2012 г. указанный Протокол не вступил в силу.

Комитет, основываясь на своей практике по рассмотрению периодических докладов, принял следующие замечания общего порядка <1>, представляющие собой толкование Комитетом Конвенции по правам ребенка и (или) Протоколов к ней: Замечание общего порядка N 1 "Цели образования"; Замечание общего порядка N 2 (2002 г.) о роли независимых правозащитных учреждений; Замечание общего порядка N 3 "ВИЧ/СПИД и права ребенка"; Замечание общего порядка N 4 "Здоровье и развитие подростков в контексте Конвенции о правах ребенка"; Замечание общего порядка N 5 "Общие меры по осуществлению Конвенции о правах ребенка"; Замечание общего порядка N 6 "Обращение с несопровождаемыми и разлученными детьми за пределами страны их происхождения"; Замечание общего порядка N 7 "Осуществление прав ребенка в раннем детстве"; Замечание общего порядка N 8 "Право ребенка на защиту от телесных наказаний и других жестоких или унижающих достоинство видов наказания (в частности, ст. 19, п. 2 ст. 28 и ст. 37)"; Замечание общего порядка N 9 "Права детей-инвалидов"; Замечание общего порядка N 10 "Права детей в рамках отправления правосудия в отношении несовершеннолетних"; Замечание общего порядка N 11 (2009) "Дети из числа коренных народов и их права согласно Конвенции"; Замечание общего порядка N 12 "Право ребенка быть услышанным"; Замечание общего порядка N 13 (2011) "Право ребенка на свободу от всех форм насилия".



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: