Устная речь ( диалогическая и монологическая).




Задание 1.

1. Общее понятие о речи - Процесс общения людей между собой посредством языка называется речью. Не следует отождествлять понятия «речь » и «язык».

Речь — это деятельность, в которой человек пользуется языком в целях общения с другими людьми.

Физиологические основы речи:

Причина многих нарушений речи кроется в неправильном функционировании ее центральных и периферических органов. Чтобы их выявить и определиться со стратегией коррекционной работы, следует знать и их строение, и функции, и механизмы взаимодействия. Все это и составляет физиологические основы речи, кратко рассмотрим их.

Строение речевого аппарата

Физиологической основой речи является тонкий механизм взаимодействия двух ее отделов - центрального и периферического.

Центральный отдел речевого аппарата располагается в нескольких структурах головного мозга:

· В височной части левого полушария расположен центр Вернике, где происходит анализ и различение звуков, их количества и порядка звучания в словах.

· Центр Брока (нижняя лобная извилина, ее задняя треть) — посредством нервных импульсов руководит работой речевых мышц, благодаря чему осуществляется плавный и последовательный характер их движений, а также контроль их положения.

· Подкорковые ядра создают основу для образования врожденных голосовых рефлексов, на базе которых формируется произвольная речь. Подкорковые ядра экстрапирамидной системы регулируют работу речевых мышц. Плавность речи, ее темп и эмоциональность, высота голоса реализуются подкорково-мозжечковыми ядрами.

· Координация движений и мышечный тонус голосового, дыхательного и артикуляционного отделов обеспечивается работой мозжечка.

· Ствол головного мозга иннервирует органы периферического отдела речевого аппарата.

Периферический отдел включает в себя три отдела:

· дыхательный (обеспечивает как физиологическое, так и специфическое речевое дыхание);

· голосовой, или фонационный — образует голос;

· артикуляционный — осуществляет произнесение речевых звуков.

Физиологическая основа методики развития речи полагает, что многие причины речевых дефектов являются следствием нарушений в строении и взаимодействии центрального и периферического отделов речевого аппарата.

2. Функции речи:

1. Сигнификативная (или номинативная). Это функция «называния», сущность ее заключается в том, чтобы давать названия, обозначать объекты как окружающей действительности, так и внутренних процессов, присущих человеку. Таким образом, взаимопонимание в процессе человеческого общения основывается на единстве обозначения предметов и явлений как говорящим, так и воспринимающим речь. Этим общение людей отличается от общения животных, не имеющих системы обозначений, равно как и абстрактного мышления. Их общение происходит на уровне звуковых или иных сигналов, воздействующих непосредственным образом на рефлексы.

2. Функция обобщения. Она заключается в выделении существенных признаков предметов и объединении их в группы, поскольку слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков. Данная функция непосредственным образом связана с мышлением.

3. Коммуникативная функция обеспечивает передачу знаний, отношений, чувств и соответственно делится на информационную, волеизъявляющую и экспрессивную. Эта функция выступает в первую очередь как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми, или письменную речь (книги, письма и т. п.). Это отличает ее от двух первых функций, которые имеют отношение к внутренним психическим процессам.

3. Виды речи:

Существуют различные виды речи: речь жестов и звуковая речь, письменная и устная, внешняя и внутренняя. Основное деление – это речь внутренняя и внешняя. Внешняя речь подразделяется на устную(диалогическую и монологическую) и письменную. Устная же речь в свою очередь включает в себя речь монологическую и диалогическую.

Устная речь (диалогическая и монологическая).

Диалогическая речь. Диалог – это непосредственное общение двух или нескольких человек. В ходе совместного труда и жизни люди испытывали и испытывают потребность согласовать совместные действия, обменяться мнениями друг с другом по поводу происходящих событий.

Диалог – речь поддерживаемая. Собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, может закончить мысль другого, дать свои реплики. Это облегчает говорящему возможность выразить свою мысль, высказать свое отношение и быть понятым собеседником.

 

Диалог ведется при эмоционально-экспрессивном контакте говорящих в условиях их взаимного восприятия друг другом. Разговаривающие воздействуют друг на друга жестами, мимикой, тембром и интонацией голоса, часто совместно наблюдают за обсуждаемым предметом.

Диалог ситуативен. Предмет, который обсуждают, нередко дан в восприятии или существует в совместной деятельности. Речь возникает, поддерживается, изменяет свою направленность и прекращается в зависимости от изменений предмета или мыслей о нем.

Монологическая речь – длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она разворачивается в форме доклада, рассказа, лекции, выступления. Монологическая речь развивалась на основе диалогической. Увеличение количества материала, сообщаемого одним говорящим в диалогической речи, постепенно приводит к новому качественному образованию – монологической речи.

Монологическая речь протекает также в ситуации общения, но характер общения изменяется: монолог непрерывен, поэтому активное экспрессивно-мимическое и жестовое воздействие осуществляется выступающим. По реакции слушателей он судит лишь о том, насколько понятна им речь и какое воздействие она оказывает.

Письменная речь.

Письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего ее, кроме самого слова и организующих предложение знаков препинания.

Письменная речь обращена к самому широкому кругу читателей. Чувства и эмоции автора должны быть переданы умелым подбором слов и поняты читателем из контекста. Восприятие письменной речи обязательно предполагает работу воображения.

Внутренняя речь.

Внутренняя речь – разговор человека с самим собой. Во внутренней речи протекает мышление, возникают намерения и планируются действия. Основным признаком внутренней речи является ее непроизносимость, она беззвучна. Внутреннюю речь разделяют на внутреннее проговаривание и собственно внутреннюю речь.


Задание 2.

Нарушение речи.   Сущность нарушения. Причина нарушения. Как проявляется у человека.
1. Афония, дисфония. Афония – отсутствие звучности голоса при сохранении шепотной речи. Психогенная дисфония или афония – расстройство голосовой функции, ведущим этиологическим фактором которого считают психогенный. Мутационная дисфония – нарушения голоса, возникающие в период мутации. Отсутствие или нарушение голоса. 1) Изменение силы голоса (слабый, тихий, шепотный, повышенной громкости, истощающийся в процессе говорения). 2) Изменение тембра голоса (осиплый, тусклый, глухой, хриплый, с носовым оттенком, напряженный). 3) Изменение тональности голоса (маломодулированный, монотонный). 4) Свистящее, шумное речевое (певческое) дыхание.
2.Брадилалия. Брадилалия - это патологическое усиление тормозного процесса, который начинает доминировать над процессом возбуждения. Патологически замедленный темп речи. Речевые проявления: 1) Замедление общего темпа речи, при этом имеется поражение не только внешней речи, но и внутренней. 2) Существенное снижение скорости чтения и письма. 3) Характерное растянутое произношение отдельных звуков. 4) Наличие длинных пауз между словами в предложениях и фразами. 5) Речи присуща монотонность, малая эмоциональность. Двигательные проявления: 1) Движения также замедленные и вялые. 2) Мимические проявления снижены. 3) Слабо развита общая моторика, координация. 4) Мелкая моторика также отличается невысоким уровнем.  
3. Тахилалия. Тахилалия — форма нарушения устной речи, выражающаяся в патологически быстром темпе речи, которая не сопровождается дефектами фонетического, лексического и грамматического строя. Патологически убыстренный темп речи. 1) Значительно ускорен темп речи и общей моторики; 2) Отмечаются повторения, запинки, «проглатывания», 3) Наличествуют искажения слогов и слов, 4) Замечены нарушения письма и чтения.
4. Заикание. Заикание - это нарушение темпа, ритма и плавности устной речи. Нарушение темпо – ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. 1) Нарастание запинок при произношении слов. 2) Добавление в речь лишних слов, в которых отсутствует смысловая нагрузка. 3) Нарушение координации языка, губ. 4) Боязнь длительного разговора. 5) Укорочение выдоха. 6) Понижение внимательности, памяти, быстрая утомляемость.
5. Дислалия. Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. Практически может быть нарушено (дислалия) или затруднено (паралалия) произношение любого из звуков родного языка. Нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохраненной иннервации речевого аппарата. Чаще всего встречаются сочетанные нарушения звукопроизношения, препятствующие дальнейшему овладению письменной речью. При этом словарный запас может пополняться согласно возрасту, все падежи используются правильно, структура формирования слогов не нарушается, речь развита на высоком уровне.  
6. Ринолалия. Ринолалия — это носовой оттенок голоса, сопровождающийся нарушениями звукопроизношения и обусловленный дефектами в строении и функционировании речевого аппарата. Нарушение тембра голоса и звукопроизнесения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. 1) Изменение тембра голоса. 2) искажение произношения звуков в результате нарушения нормального участия носовой полости в процессе речеобразования.
7. Дизартрия. Дизартрия – это речевое расстройство, заключающееся в искажении и затруднённом произношении некоторых слов или звуков. При этом заболевании формируется ограничение подвижности речевого аппарата в результате нарушения его иннервации из-за поражения центральной нервной системы. Нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата. 1) Искажение звуков, слов, слогов. 2) Напряжение лицевой мускулатуры. 3) Ограничение подвижности артикуляционного аппарата (губ, языка). 4) Слюнотечение. 5) Слабость голоса. 6) Укорочение выдоха.
8. Алалия. Алалия — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга. Алалия характеризуется тем, что ребенок плохо воспринимает речь окружающих, но при этом безостановочно говорит сам. Его речь бессмысленна, но, по крайне мере, он внятно произносит звуки. При моторной и сенсорной алалии, наоборот, дети большей частью молчат или испытывают сильные проблемы с извлечением простых звуков. Чужую речь такие дети понимают хорошо и воспроизводят ее жестами, но повторить словами не могут.
9. Афазия Афазия — это нарушение уже сформировавшейся речи в результате повреждения мозга. Полная или частичная утрата, обусловленная локальными поражениями головного мозга. 1) Перестановка звуков при произношении слов. 2) Появление длительных пауз в речи. 3) Возможное нарушение чтения и письма.

 

Задание 3.

Рекомендации с лицами, имеющими речевое нарушение:

1) Не перебивайте и не поправляйте человека, который испытывает трудности в речи. Начинайте говорить только тогда, когда убедитесь, что он уже закончил свою мысль.

2) Не пытайтесь ускорить разговор; Будьте готовы к тому, что разговор с человеком с затрудненной речью займет у Вас больше времени. Если Вы спешите, лучше, извинившись, договоритесь о встрече в другое, более свободное время.

3) Смотрите в лицо собеседнику, поддерживайте визуальный контакт. Отдайте этой беседе все Ваше внимание.

4) Если человека с затрудненной речью сопровождает другой человек, не адресуйте Ваши вопросы, комментарии или просьбы компаньону.

5) Старайтесь задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка.

6) Не притворяйтесь, если Вы не поняли, что Вам сказали. Повторите, что Вы поняли, и реакция собеседника Вам поможет. Не стесняйтесь переспросить то, что Вы не поняли. Если Вам снова не удалось понять, попросите произнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам.

7) Не забывайте, что человеку с нарушенной речью тоже нужно высказаться. Не перебивайте его и не подавляйте. Не торопите говорящего.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: