Эрозия Вестфальской модели мира




МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЛИКТЫ В XXI В.

Вестфальская система международных отношений — система международных отношений, созданная после окончания Тридцатилетней войны в 1648 году.

Этой системе присуща идея баланса сил. Признание в качестве одного из ключевых «принципа национального государственного суверенитета», когда каждое государство обладает всей полнотой власти на своей территории. Характерна деидеологизация, то есть устранение конфессионального фактора как одного из основных факторов политики. Межгосударственные союзы в новых условиях становились более гибкими и ситуативными. Смена партнёра по коалиции стала не таким уж редким явлением. Суть её сводилась к тому, чтобы политическим или дипломатическим маневром не позволить какому-либо одному европейскому государству или коалиции государств аккумулировать силы, значительно превосходящие мощь их вероятных соперников.

Основные принципы Вестфальской системы международных отношений:

 

· приоритет национального интереса

· принцип баланса сил

· приоритет государств — наций

· принцип государственного суверенитета:

· право требовать невмешательства в свои дела

· равенство прав государств

· обязательство выполнять подписанные договоры

· принцип действия международного права и применения дипломатии в международных отношениях — соблюдение договоров стало важнейшим элементом такой практики, а международное право и регулярная дипломатическая практика — неотъемлемым атрибутом отношений между государствами

Принципы Вестфальской системы являются идеалом, эталоном отношений между государствами.

C политологической точки зрения система Вестфальского мира (суверенных государств) существует и сейчас, однако с исторической — она распалась.

Большинство исследователей, изучающих современный миропоря­док, соглашаются с тем, что в конце XX столетия мир переживает некий критический перелом, который они квалифицируют как «точку бифурка­ции» (раздвоения), «переходный возраст», эпоху неопределенности и т.д. В любом случае имеется в виду период неких качественных преобразова­ний, меняющих суть и смысл самой политической структуризации мира. Один из главных аргументов в пользу данного утверждения — очевидные признаки разрушения основ Вестфальской мирной системы, просущество­вавшей (с изменениями) три с половиной века.

 

На этот процесс обратили внимание, когда в мировую политику все ак­тивнее начали вмешиваться межправительственные организации — ООН, а затем сформированные в различных сферах (в торговле — ГАТТ*( ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТАРИФАМ И ТОРГОВЛЕ — ГАТТ (англ. General Agreement on Tariffs and Trade) — серия многосторонних договоров, ориентированных на обеспечение безопасности и предсказуемости международных торговых отношений путем упразднения таможенных и прочих ограничений, снижения тарифных ставок, устранения всех форм дискриминации в мировой торговле ради повышения уровня жизни, занятости и т.п. в странах-участницах. ) и в ре­гионах (в Европе — НАТО, ОВД, ОБСЕ) образования. Изначально предпола­галось, что они явятся своеобразными проводниками политики государств-создателей. Однако постепенно стало очевидным: эти организации все уве­реннее играют вполне самостоятельную роль и уже сами воздействуют как на международные отношения в целом, так и на своих учредителей.

Экспорт демократии — устойчивое словосочетание, которым некоторые российские СМИ, публичные издания и исследователи называют ряд рассматриваемых ими как единый процесс произошедших в новейшей истории или прогнозируемых в дальнейшем смен политического руководства ряда государств, осуществлённых при военном вмешательстве НАТО либо уличных протестах населения и повлекших переориентацию внутренней политики данных государств на внедрение демократических процедур и внешней — на дружественные отношения с западными странами.

Позиционируется западными странами как оказание помощи угнетённым тиранией народам.

Ряд государств в Азии, Африке и Латинской Америке управляются диктаторами. Официально утверждается, что причиной проведения экспорта демократии является то, что ряд западных стран, а также их союзников (США, Израиль, Великобритания и др.), не могут по морально-нравственным причинам терпеть диктаторов, и помогают в их свержении.

«Продвижение демократии» стало удачной упаковкой для жесткого, часто безжалостного продвижения интересов американского государства и капитала. По ходу дела, само понятие «демократия» было лишено своего изначального смысла: вместо власти народа в интересах народа, «демократия» по-американски в других государствах становится властью интересов Вашингтона над народом этой страны.

 

Международный терроризм -Основными целями международного терроризма является дезорганизация государственного управления, нанесение экономического и политического ущерба, нарушение устоев общественного устройства, которые должны побудить, по замыслу террористов, правительство к изменению политики.

Основными чертами международного терроризма являются глобализация, профессионализация и опора на экстремистскую идеологию. Также отмечается использование террористов-самоубийц, угроза использования неконвенционального (ядерного, химического или бактериологического) оружия и рациональный подход. Один из крупнейших современных исследователей терроризма Брайан Дженкинс (англ.) считает международный терроризм новым типом конфликта.

Превенти́вная война́ (фр. préventif, от лат. praevenio — опережаю, предупреждаю) — война, которую начинают, считая, что будущий конфликт неизбежен, и основная цель которой — опередить агрессивные действия со стороны противника.

Превентивную войну начинают, чтобы не дать противнику изменить баланс сил в свою пользу. Из-за угрозы спекуляций превентивными войнами международное право считает эти войны актами агрессии. Часто тяжело понять, является война агрессией или превентивными действиями.

До недавнего времени существовали две точки зрения на содержание права на самооборону. Если строго следовать Уставу ООН и его 51 статье, то превентивные удары являются нарушением международного права. Но сейчас страны мирового сообщества уже используют военную силу в превентивном порядке.

Сторонники права на упреждающую самооборону считают, что статью 51 следует толковать в контексте функционирования ООН, а также в свете целей самообороны вообще, состоящих в предотвращении агрессий путем обеспечения государствам возможности защитить себя до того, как вмешается ООН, а не в том, чтобы предоставить свободу действий, инициативу и преимущество во времени атакующему государству и ещё более затруднить положение страны-объекта нападения.

 

По Уставу ООН право на самооборону возникает в ответ на вооруженное нападение, и хотя Устав не утверждает однозначно, что такое нападение совершает лишь государство, иного варианта авторы этого договора не предвидели.

Стратегия национальной безопасности США, так называемая «доктрина Буша», предлагает третий вариант. Основные положения доктрины, обнародованные в 2002 году, провозглашали необходимость «по-новому» обеспечить безопасность США. Центральный элемент внешнеполитической концепции Вашингтона — этоупреждающий/предваряющий/предвосхищающий удар, обосновывает право США на нанесение подобного удара в отношении всякого, кто будет сочтен хотя бы потенциально опасным.

«Обязанность Защищать» (англ. The responsibility to protect (RtoP or R2P) — инициатива ООН, введенная в 2005. Новая норма международного права. Состоит из нескольких принципов, объединенных идеей о том, что суверенитет является не привилегией, а обязанностью. В соответствии с данной концепцией суверенитет не только предоставляет государствам право контролировать свои внутренние дела, но также налагает ответственность по защите людей, проживающих в пределах границ этих государств. В тех же случаях, когда государство не способно защитить людей — будь то из-за отсутствия возможностей, либо из-за отсутствия воли, — ответственность переходит к международному сообществу.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!