Мировоззрение - это совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм, идеалов и установок, которые определяют отношение человека к миру, являются его ориентирами в повседневной жизни. Всякая философия является мировоззрением, т.е. совокупностью общих взглядов на мир и место в нем человека.
Различают следующие типы мировоззрения: Религиозное мировоззрение базируется на религиозном понимании. Философское мировоззрение - предельно обобщенный взгляд на мир, основанный на принципах и законах бытия. Оно зависит от отношения к основному вопросу философии - что первично, бытие или сознание. Отсюда мировоззрение может быть материалистическим либо идеалистическим.
Структура мировоззрения - психологическая и гносеологическая. Психологическая структура: система знаний, взглядов, отношение человека к миру, в выборе жизненной позиции, осознание долга, идеалы. Гносеологическая структура: основную роль играют знания естественнонаучные (физические, биологические и т.д.), математические, социологические, экономические и т.д.
Можно выделить три осн. Формы мировоззрения:
1) Мифология - фантастическое отражение в первобытном сознании реальной действительности
2) Религия - форма сознания, основан. на вере в сверхестественные силы, кот. влияют на судьбу человека и окружающий мир. Особенностью мифологии и религии является то, что они имеют духовно-практический характер и тесно связаны с уровнем освоения человеком окружающего мира и зависимостью его от природы и быта.
3) Философия - является структурой мировоззрения, теоретическим основанием. Относя философию к мировоззренческим формам человеческой культуры, выделяют одну из существенных особенностей: мировоззр-е в философии выступает в форме знания и носит систематизированный упорядоченный характер, опирается на четкие понятия и категории. Именно философия, в отличие от частнонаучного знания, рассматривает мир как целостность, его универсальные законы и принципы единства, связи и развития, место и роль человека в системе мира. К особенностям философского знания можно отнести сложную структуру, теоретический, во многом субъективный характер. Это совокупность объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени.
Она подвержена влиянию эпохи, влиянию прежних философских школ, динамична и неисчерпаема по своей сути, изучает как сам предмет познания, так и механизм познания, занимается извечными проблемами: бытие, материя, движение и др.
|
2) ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛ-ФИИ. КРУГ ПРОБЛЕМ, ИЗУЧАЕМЫХ ФИЛ-ЕЙ. ОСНОВНЫЕ ОБЛАСТИ ФИЛ-ГО ЗНАНИЯ. ФУНКЦИИ ФИЛ-ИИ. Зарождение Философии – точных мест и дат – нет.
Существуют 2 основные концепции возникновения Ф: ориенталистская (возникновение философии на востоке) и связанная с Античностью.
Зарождение первых научных знаний происходило на востоке, однако цельного теоретического знания тогда не существовало.Теоретическое знание возникло именно в Древнегреческом обществе.Теоретическое знание обладает рациональным характером. Основывается на рациональных категориях –) зарождение ЛОГИКИ. 7 в до н.э. Философия, как знание, направленное на исследование истины. Сам термин философия приписывается Пифагору.«Люди, философствуя, ищут знания ради самого знания, а не ради какой – то практической пользы» - Аристотель.
|
Функции философии:
1)Мировоззренческая -философское мировоззрение вырабатывает обобщённую систему взглядов на мир и место в нём человека.
2)Гносеологическая -Раскрывает законы развития познавательной
деятельности, исследует формы движения мышления к истине, исследует пути и средства проверки полученных знаний.
3 Интегративная -Синтетическая функция в науке и обществе, здесь
осуществляется постановка новых проблем на стыке разных сфер человеческой культуры.
4)Критическая -Аналитическая исследовательская функция, она связана с анализом путей познания и действия людей.
5)Ценностно-регулятивная -Ансеологическая функция, состоящая в
соотнесении целей и путей познания и действия и социально-этической
оценки.
6)Методологическая -Она вырабатывает общий метод познания, требования к мыслящему субъекту, ориентации этого субъекта на преобразования действительности; два метода—диалектика и метафизика.
3.Осн.проблемы фил-ии и их природы.
Осн.проблемы: отношение бытия к мышлению; отношение физич.к психическому; от-нош.материальн.к идеальному; отнош.духа к природе; отнош.субъективного к объективному. Все эти проблемы явл.составными одной большой проблемы - отношения бытия и сознания. Гносеологическая необходимость постановки этих проблем (гносеология - учение о познании) заложена в реальном отношении человека к внешнему миру: любой элементарный акт человеческого познания и поведения предполоагает разграничение субъективного и объективного, сознания осозна-ваемых вещей. Эти пр
|
3) ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛ-ИЯ: КОНФУЦИАНСТВО, ДАОСИЗМ. Древняя китайская философия весьма специфична. Определяется это прежде всего ее подчиненностью политической и моральной практике, т.е. редукцией к так называемой практической философии. Вопросы этики, ритуала, управления страной, построения идеального общества, упорядочения отношений между "верхами" и "низами" и т.п. были в ней доминирующими. Совпадение с политикой было не только проблемным, но и, скажем так, должностным. Многие философы представляли влиятельные общественные силы и служили министрами, сановниками, послами. "Знание - действие - нравственность" - эта цепочка в Древнем Китае составляла одну из главных линий философствования. Знание оценивалось и отбиралось в соответствии с задачами нравственного совершенствования человека. Высшее знание - знание о добродетелях и правилах поведения великих людей. Даосизм и конфуцианство –две основные школы, которые выступают как вечные оппоненты друг друга. Даосизм был создан Лао Цзы, о котором почти ничего не известно. Важнейший текст данного учения– Дао Дэ Цзын. Важнейшая категория этой философии– Дао –это сложное философское понятие, первооснова, первоначало, из которого все возникает и в которое все возвращается. Дао бесконечно, едино, неизвестно, постоянно и изменчиво, пусто и содержательно, существует в большом и в малом, вечно, абсолютно. Познание Дао– это цель существования человека. Его можно познать человеку с чистым сердцем и без страстей и эмоций. Дао пребывает в недеянии, но нет ничего, чтобы оно не делало–это важнейший принцип даосизма. Сторонники даосизма призывают человека к недеянию. Человек в своем стремлении познать Дао должен сливаться воедино со своей внутренней природой, чувствовать реальность природы и действовать в соответствии с ней. Основные принципы даосизма –натуральность и естественность. Даосизм враждебно настроен по отношению к науке, культуре и цивилизации Конфуцианство. Было создано Конфуцием (551-479 гг. до н.э.), который думал о том, как обеспечить социальный порядок, мир и стабильность в обществе. Общество должно существовать на основе принципов морали. Государство –это одна большая семья, в которой правитель–это заботливый отец семейства, а подданные–его дети. Главная категория конфуцианства–принцип Жень (человеколюбие). Конфуций не мыслил человека вне общества. Человек руководствуется принципами долга. Особенности конфуцианства–культ учебы и науки. Важнейшая категория конфуцианской философии–учение о благородном и низком человеке.
4) ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛ.: ВЕДИЗМ, БУДДИЗМ, ФИЛ-КИЕ ШКОЛЫИНДУИЗМА. Индийская фил-ия – совокупность философских теорий всех индийских мыслителей. С древнейших времен развивалась непрерывно, без крутых поворотов. Почти вся литература по индийской философии написана на языке знатоков искусства и ученых — на санскрите. старые европейские философские исследователи полагали, что индийскую философию следует определить как предысторию философии, в то время как в действительности её развитие шло параллельно с развитием западной философии, хотя и в других формах. Подобно средневековой западноевропейской философии, индийская философия также занималась преимущественно религиозными проблемами. В своем историческом развитии индийская философия распадается на три периода:ведический период (1500 — 500 гг. до н. э.),классический, или брахмано-буддийский (500 до н. э. — 1000 н. э.) и период послеклассический, или индуистский (с 1000). Ведизм. Орелигиозных и мифологических представлениях племен ведийской эпохи можно судить по памятникам того периода - ведам. Для ведизма характерным было обожествление природы как целого (сообществом богов-небожителей) и отдельных природных и социальныхявлений. К высшим ведийским божествам принято относить 33 бога. Творцом всего: богов, людей, земли, неба, солнца - было некое абстрактное божество Пуруша. Всего вокруг- растения, горы, реки - считалось божественным.Ведийцы верили, что после смерти душа святого отправляется в рай, а грешника в страну Ямы. Боги как и люди способны были умереть. Многиечерты ведизма вошли в индуизм, это был новый этап в развитии духовной жизни т.е. появление первой религии. Буддизм. Значительно позднее чем ведизм Индии сложился Буддизм. Создатель этого учения –Будда. Как и всякая религия, буддизм содержал в себе идею о спасении - в буддизме она именуется “нирваной”. Достигнуть ее возможно лишь следуя определенным заповедям - праведным взглядам, праведному поведения,праведным усилиям, праведной речи, праведному образу мысли, праведной памяти,праведному образу жизни и самоуглублению.Буддизм не признавал существование бога творца от которого зависит все в мире, в том числе и человеческая жизнь.Причина всех земных страданий человека заключается в его лично ослеплении;неспособность отказаться от мирских желаний. Лишь погашением всяких реакций на мир, уничтожением собственного “я” можно достичь нирваны. Будда считался не реальным человеком, а высшим абсолютным существом.Философские школы. Несомненным признаком консолидации индуизма можно считать оформление шести ортодоксальных философских систем: ньяя, вайшешика, санкхья, йога, веданта, миманса, произошедшее в первые века нашей эры. В дальнейшем традиция индуистской философии дала миру немало выдающихся фигур, среди которых наиболее известны Шанкара (9 век) и Рамануджа (12 век).
5) ДОСОКРАТОВСКИЙ ПЕРИОД ФИЛ-ИИ ДР. ГРЕЦИИ: МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА, ГЕРАКЛИТ, ЭЛЕАТЫ. Сами античные авторы, задававшиеся вопросом об историческом начале философии, указывали на её родоначальников - фигуры семи мудрецов. Один из них, Фалес Милетский, со времени Аристотеля он считается первым философом Гр., представитель милетской школы, к которой также принадлежали Анаксимандр, Анаксимен, Ферекид Сиросский, Диоген Аполлонийский и др.За ней следует школа элеатов, занимавшихся философией бытия (ок. 580—430 гг. до н. э.). Демокрит, с его энциклопедически всеохватывающим мышлением, вместе со своим полулегендарным предшественником Левкиппом и демокритовской школой, является завершением досократовской космологии. К этому же периоду можно отнести и ранних софистов (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик). Миле́тская школа - философская школа, основанная Фалесом в Милете, греческой колонии в Малой Азии (1-я пол. VI в. до н. э.). Представители — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Философы Милетской школы стояли у истоков греческой науки: астрономии, географии, математики, метеорологии, физики. Милетцы перевели в плоскость научного интереса, сформировав группу неотвлечённых образов. Ввели первую научную терминологию, впервые стали писать свои сочинения прозой.Исходя из принципа сохранения «из ничего не возникает нечто». Милетская школа рассматривала мир как живое целое; не делала принципиального различия между живым и мёртвым, психическим и физическим; признавала за неодушевлёнными предметами только меньшую степень одушевлённости (жизни).С утратой Милетом (начало V в. до н. э.) политической самостоятельности, отнятой персами-ахеменидами, прекращается цветущий период жизни Милета и замирает развитие здесь философии. Однако в других городах Греции учения милетцев не только продолжали оказывать действие, но нашли продолжателей. Милетская школа оказала большое влияние на дальнейшее развитие материалистической мысли Древней Греции. Геракли́т Эфе́сский (544—483 гг. до н. э) древнегреческий философ-досократик. Основатель первой исторической или первоначальной формы диалектики. Гераклит был известен как Мрачный или Тёмный, и его философская система контрастировала с идеями Демокрита, на что обратили внимание последующие поколения. Элеа́ты — древнегреческие философы, представители Элейской школы (конец VI — первая половина V вв. до н.э.). Принадлежность к Элейской школе приписывают таким философам, как Парменид, Зенон Элейский и Мелисс. Иногда к ней относят также Ксенофана, Элейцы не занимались вопросами естествознания, но разрабатывали теоретическое учение о бытии (впервые сам термин предложен был именно в Элейской школе), заложив фундамент классической греческой онтологии.
6) ЖИЗНЬ И ФИЛОСОФИЯ СОКРАТА. СОФИСТЫ.Сокра́т ок. 469 г. до н. э., Афины — 399 г. до н. э., — древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Его деятельность — поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением добродетели и знания он направил внимание философов на безусловное значение человеческой личности.Сократ был сыном каменотёса (скульптора) Софрониска и повитухи Фенареты. Получил разностороннее образование. Был женат на женщине по имени Ксантиппа. Принимал активное участие в общественной жизни Афин. Участвовал в Пелопоннесской войне — сражался под Потидеей и при Делии. Был учителем и старшим другом афинского политика и полководца Алкивиада. В 399 до н. э. Ему было предъявлено обвинение в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество». Как свободный афинский гражданин, не был подвергнут казни, а сам принял яд. Философские взгляды Сократа. Используя метод диалектических споров Сократ пытался восстановить через свою философию авторитет знания, поколебленный софистами. Софисты пренебрегали истиной, а Сократ сделал её своей возлюбленной. Две вещи можно по справедливости приписывать Сократу — доказательства через наведение и общие определения. Он акцентировал своеобразие сознания сравнительно с материальным бытием и одним из первых глубоко раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность, провозгласив её как нечто не менее достоверное, чем бытие воспринимаемого мира (монизм).В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания, и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Софи́сты (от — «умелец, изобретатель, мудрец, знаток») — древнегреческие платные преподаватели красноречия, представители одноименного философского направления, распространенного в Греции во 2-ой половине V — 1-й половине IV веков до н. э. В широком смысле термин «софист» означал искусного или мудрого человека. Софистами иногда называют представителей древнекитайской школы имён (мин цзя) (Дэн Си, Хуэй Ши, Гунсунь Луна и др.).
7) ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА. АТОМИСТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ДЕМОКРИТА. Принято считать, что Платон является одним из основателей идеалистического направления в мировой философии. Во многих сочинениях философа проводится мысль о том, что бытием в подлинном смысле слова можно назвать только абсолютные сущности, сохраняющие своё бытие безотносительно пространства и времени. Такие абсолютные сущности называются в сочинениях Платона идеями, или эйдосами. В диалоге Платона «Тимей» главный рассказчик приходит к положению, согласно которому решение онтологического вопроса всецело зависит от того, как мы решаем вопросы теории познания. Если мы соглашаемся с тем, что истинное познание касается только вечного и неизменного бытия, а касательно изменяющегося и временного не может быть истинного знания, но только лишь мнение, то следует признать автономное существование идей. В диалоге «Тимей» Платон вкладывает в уста рассказчику следующие выводы из признания неподвижного бытия истинным объектом познания. Следует признать наличие трех родов сущего — вечных идей, изменяющихся конкретных вещей и пространства, в котором существуют вещи: «Во-первых, есть тождественная идея, нерожденная и негибнущая, ничего не воспринимающая в себя откуда бы то ни было и сама ни во что не входящая, незримая и никак иначе не ощущаемая, но отданная на попечение мысли. Во-вторых, есть нечто подобное этой идее и носящее то же имя — ощутимое, рождённое, вечно движущееся, возникающее в некоем месте и вновь из него исчезающее, и оно воспринимается посредством мнения, соединенного с ощущением. В-третьих, есть ещё один род, а именно пространство: оно вечно, не приемлет разрушения, дарует обитель всему роду, но само воспринимается вне ощущения, посредством некоего незаконного умозаключения, и поверить в него почти невозможно» Главным достижением философии Демокрита считается развитие им учения Левкиппа об «атоме» — неделимой частице вещества, обладающей истинным бытием, не разрушающейся и не возникающей (атомистический материализм). Он описал мир как систему атомов в пустоте, отвергая бесконечную делимость материи, постулируя не только бесконечность числа атомов во Вселенной, но и бесконечность их форм. Атомы, согласно этой теории, движутся в пустом пространстве хаотично, сталкиваются и вследствие соответствия форм, размеров, положений и порядков либо сцепляются, либо разлетаются. Образовавшиеся соединения держатся вместе и таким образом производят возникновение сложных тел. Само же движение — свойство, естественно присущее атомам. Тела — это комбинации атомов. Разнообразие тел обусловлено как различием слагающих их атомов, так и различием порядка сборки, как из одних и тех же букв слагаются разные слова. Атомы не могут соприкасаться, поскольку все, что не имеет внутри себя пустоты, является неделимым, то есть единым атомом. Следовательно, между двумя атомами всегда есть хотя бы маленькие промежутки пустоты, так что даже в обычных телах есть пустота. Отсюда следует также, что при сближении атомов на очень маленькие расстояния между ними начинают действовать силы отталкивания. Вместе с тем, между атомами возможно и взаимное притяжение по принципу «подобное притягивается подобным».
8) ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА АРИСТОТЕЛЯ.«Первая философия» Аристотеля (позднее названа метафизикой) содержит учение о 4 основных принципах бытия. Бытие — живая субстанция, характеризующаяся специальными принципами или четырьмя началами (условиями) бытия: 1) Материя — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первично оформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир. 2) Форма — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы. 3)Действующая причина (начало) — «то, откуда». Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл, то есть 4)Цель — «то, ради чего». Высшей целью является Благо. Аристотель рассматривал бытие как объективный мир, актуальный принцип вещи, неразрывный с ней, как неподвижный двигатель, божественный ум или нематериальную форму всех форм.
9) РАННЕХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: АПОЛОГЕТИКА И ПАТРИСТИКА. ФИЛОСОФИЯ АВГУСТИНА БЛАЖЕННОГО.Апологе́т — историческое название раннехристианских писателей, которые пытались обосновать и открыто защищали христианское учение от критиков, в период II-III столетий нашей эры. Впоследствии так называли всех активных защитников и пропагандистов идеологических течений, систем, теорий или учений. Апологеты в раннем христианстве. Любой из христианских писателей, главным образом II—III веков, защищавших христианство от критики и, в свою очередь, критикующих греко-римскую культуру. Многие из их сочинений были адресованы римским императорам и часто напоминали по форме короткие служебные письма, составленные с целью защитить христианство от обвинений, выдвигаемых против него во II веке. Произведения апологетов только частично отражают полную картину раннего этапа христианства, так как они были написаны в ответ на конкретные обвинения их противников. Среди греческих апологетов следует отметить Юстина Мученика, Татиана, Аристида, Аполлинара, Феофила, Теофина и Климента Александрийского. Латинскими апологетами II века являлись Минуций Феликс и Тертуллиан. Блаженный Августин — епископ Гиппонский, философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик. Святой католической и православных церквей. Один из Отцов Церкви, основатель августинизма. Родоначальник христианской философии истории. Через манихейство, скептицизм и неоплатонизм пришёл к христианству, учение которого о грехопадении и помиловании произвело на него сильное впечатление. В частности, он защищает учение о предопределении: человеку заранее предопределено Богом блаженство или проклятие. Августин учит о самодостоверности человеческого сознания (основа достоверности есть Бог) и познавательной силе любви. При сотворении мира Бог заложил в материальный мир в зародыше формы всех вещей, из которых они затем самостоятельно развиваются. Влияние Августина на судьбы и догматическую сторону христианского учения почти беспримерно. Он на несколько столетий вперёд определил дух и направление не только африканской, но и всей западной церкви. Его полемика против ариан, присциллиан и, в особенности, против донатистов и других еретических сект, наглядно доказывают степень его значения. Проницательность и глубина его ума, неукротимая сила веры и пылкость фантазии лучше всего отражаются в его многочисленных сочинениях, которые имели неимоверное влияние и определили антропологическую сторону учения. Сущностью христианского учения он считает, именно, способность человека к восприятию Божьей благодати. Его заботы об устройстве монашества выразились в основании им многих монастырей, впрочем, скоро разрушенных вандалами. Патри́стика — философия и теология отцов церкви, то есть духовно-религиозных вождей христианства до VII века. Учения, выработанные отцами церкви, стали основополагающими для христианского религиозного мировоззрения. Патристика внесла огромный вклад в формирование этики и эстетики позднеантичного и средневекового общества. С кон. IV в., т. е. с завершением процесса формулирования догм и с усилением церкви, особенно после её признания в 313 г. императором Константином Великим, уже резко бросается в глаза церковно-политический характер патристики. Августин Блаженный ставит на первое место практическую церковную теологию и её претензии на руководство душами и святое посредничество. Своим учением о божественном государстве («граде Божием») он закладывает фундамент исторической метафизики.
10) СХОЛАСТИКА, ЕЕ МЕТОД И ПРОБЛЕМАТИКА. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В СХОЛАСТИКЕ (РЕАЛИЗМ, НОМИНАЛИЗМ, КОНЦЕПТУАЛИЗМ). ФИЛОСОФИЯ ФОМЫАКВИНСКОГО. Схола́стика — систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля. Отличительные черты1)Составление «Сумм» — всеобъемлющих компендиумов по тому или иному вопросу;2)Доскональное изучение поставленного вопроса со скрупулёзным рассмотрением всех возможных случаев и опровержением неортодоксальных воззрений;3)Высокая культура цитирования. Основные проблемы:Вера и знание; Доказательство бытия Бога; Общее и единичное (проблема универсалий). Реали́зм, в философии — один из основных наряду с номинализмом и концептуализмом вариантов решения спора об универсалиях, выясняющего онтологический статус общих понятий, т. е. вопрос об их реальном (объективном) существовании. В отличие от номинализма, для которого реальна лишь единичная вещь, а универсалия — общее имя, и от концептуализма, для которого универсалия — основанное на реальном сходстве предметов обобщение в понятии Реалистическая философия - сознательно применяющая целостный, научно-вненаучный методологический подход ко всем явлениям, охватывающая в максимальной степени противоречия реальной жизни, позволяет наиболее глубоко анализировать существующие мировые тенденции. Реализм и номинализм. Сущность проблемы состоит в вопросе о значении общего. Реализм (в схоластическом смысле) приписывает действительность общим идеям. Платон в своём учении об идеях дал впервые вполне отчетливое решение проблемы в реалистическом духе, и реалисты всех времён в Платоне видят свой прототип. Хотя номинализм и оказал существенную услугу свободе философского исследования, что ему совершенно неправильно приписываются либеральные тенденции. В схоластической философии борьба реализма с номинализмом окончилась победой номинализма; но в иной форме эта борьба продолжается и до настоящего времени. Концептуали́зм — направление схоластической философии; доктрина, согласно которой познание проявляется вместе с опытом, но не исходит из опыта. В споре об универсалиях концептуалисты, как и номиналисты, отвергая учение реализма, отрицали реальное существование общего независимо от отдельных вещей, но в отличие от номиналистов признавали существование в уме общих понятий, концептов как особой формы познания действительности. Фома́ Акви́нский (родился примерно в 1225, замок Роккасекка, близ Аквино — умер 7 марта 1274, монастырь Фоссануова, около Рима) — философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, («князь философов»), основатель томизма, член ордена доминиканцев; с 1879 года признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля. Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, утверждал, что природа завершается в благодати, разум — в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего, — в сверхъестественном откровении.
11) ФИЛ-ИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ: СПЕЦИФИКА И КРУГ ПРОБЛЕМ. ГУМАНИЗМ, НАТУРФИЛ-ИЯ, ПАНТЕИЗМ. СОЦИАЛЬНО-ФИЛ-ИЕ УЧЕНИЯ. Философия Возрождения — направление в европейской философии XV—XVI веков. Характеризуется неприятием официальной католической религиозности и интересом к человеческой личности. Внутри течения гуманистов этот интерес выразился в идеях классического гуманизма и способствовал утверждению практического критерия истины (опыт+польза), который лёг в основу методологии современных естественных наук. Гумани́зм — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения. Натурфилосо́фия — Попытка истолковать и объяснить природу, основываясь на результатах, полученных научными методами, с целью найти ответы на некоторые философские вопросы. Занимается важнейшими естественнонаучными понятиями (субстанция, материя, сила, пространство, время, жизнь, развитие, закон природы), познанием связей и закономерностей явлений природы. Конечной целью натурфилософии являются уже научно обоснованная и очищенная космология и космогония. Натурфилософия эпохи Возрождения.
Не менее сокрушительный удар по схоластическому мировоззрению и церкви был нанесен развитием естествознания, которое в XVI в. добилось значительных успехов. Стремление к углубленному и достоверному познанию природы нашло отражение в творчестве Леонардо да Винчи, Николая Коперника, Иоганна Кеплера, Галилео Галилея. Их теоретические разработки и экспериментальные исследования способствовали не только изменению образа мира, но и представлений о науке, об отношении между теорией и практикой. Пантеизм — учение, согласно которому Вселенная (природа) и Бог тождественны. Пантеисты не верят в личностного, антропоморфного бога или бога-творца. В пантеизме находит выражение концепция, что «Бог» лучше всего понимается в сближении с Вселенной. Несмотря на существующие различные течения внутри пантеизма, центральные идеи в большинстве форм пантеизма постоянны: Вселенная как всеобъемлющее единство и священность природы. Философские и социологические учения, развивавшиеся в Европе (прежде всего и ранее всего в Италии) в эпоху разложения феодализма и становления раннего буржуазного общества (15 начало 17 века). Официальной философией в эту эпоху еще оставалось схоластика, но возникновение культуры гуманизма, возобновление античного философского наследия и значительные достижения в области естествознания приводили к тому, что в ней развиваются антисхоластические направления. Ранее всего они проявились в этике, в возобновлении этических учений стоицизма и эпикуреизма направленных против господствующей христианской морали. Наибольшую роль в философии эпохи В. сыграли натурфилософские концепции, свидетельствовавшие о крушении схоластической картины мира и схоластических методов осмысления природы. Хотя в этих концепциях и отражался переходный характер В., однако общая линия развития натурфилософии означала все большее торжество материалистического понимания мира. Наиболее важными результатами естественнонаучного направления философии эпохи В. были: методы экспериментально-математического исследования природы, философски обобщенные в произведениях Леонардо да Винчи и в особенности Галилея, детерминистическое истолкование действительности противоположное теологическому истолкованию ее схоластами, формулировка подлинно научных, свободных от элементов антропоморфизма законов природы.
12) ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ, НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫФИЛ-ИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ.ЭМПИРИЗМ И РАЦИОНАЛИЗМ. Философия нового времени. В новое время приоритет в мировоззрении получила наука и разум человека. Именно наука предопределила возникновение НТР впоследствии НТП. Главная проблема философии определилась гносеология. Философия Нового времени — период развития философии в западной Европе в XVI—XVII веках, характеризующийся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально-математического мировоззрения. Этот период иногда называют эпохой научной революции. Эмпиризм -Философское направление, признающее чувственное восприятие и опыт единственным источником познания, недооценивающее значение теоретических обобщений при изучении отдельных фактов, явлений. Рационали́зм — философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека. Рационализм противостоит как иррационализму, так и сенсуализму, эмпиризму. Исторически рационалистическая традиция восходит к древнегреческой философии.
13) РАЗРАБОТКА НАУЧНОГО МЕТОДА В ФИЛ-ИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ: БЭКОН И ДЕКАРТ. Это английский мыслитель политический деятель, литератор, философ. Он сознательно поставил перед собой задачу разработки научного метода познания. Знание органически связано с экспериментальной материальной деятельностью, человек познает мир лишь преобразуя его. Эксперимент индуцирует знание, наводит на него. В связи с этим он занимается разработкой индуктивного метода исследования. Индукция - это такой метод познания когда человек от знаний единого, отдельного приходит к знанию всеобщего, предельному широкому.
Бэкон указывает не на полную индукцию. Бэкон подверг суровой критике учение схоластов о сотворении мира богом из ничего, о перводвигателе. По его мнению материя и движение органически взаимосвязаны между собой. Бэкон верит в познавательность природы и одновременно указывает, что пути на познания имеется множество препятствий.
Р. Декарт 1596-1659 гг. - французский философ, мыслитель. Создал аналитическую геометрию, ввел понятие функции, систему алгебраических понятий, сформулировал закон сохранения количества движения неупругих ударов, общий закон действия и противодействия, разработал идею естественного развития солнечной системы. Науку он считал стройной логической системой, способной помочь людям в практических делах.
Для построения этой системы (логической) необходимо учитывать два момента: 1) Исходный тезис. 2) Метод.
К первому. В качестве исходного тезиса Декарт принимает тезис радикального сомнения. Согласно этому тезису необходимо сомневаться в истине тех или иных суждений, знаний. К этому сомнению Декарт приходит на основе следующих рассуждений. В наших знаниях нет ни одного положения заведомо истинного. Дело в том, что несовершенство органов чувств ставит проблему достоверности наших ощущений, а ошибки в рассуждениях приводят к неправильным логическим выводам. Поэтому Декарт и предлагает построение науки начать с радикального сомнения. Сомнение должно очистить сознание людей от разных предрассудков. Сомнение с одной стороны было направлено против схоластического принижения человеческого разума, а с другой стороны использовалось для обоснования достоверности знания. По мнению Декарта с помощью сомнения можно дойти до абсолютно точных истин. Ко второму методу Декарт предъявлял ряд требований: 1) Допускать в качестве истинного только такие суждения, которые представляются ясными, отчетными и не могут вызвать никаких сомнений. В качестве критерия истинности Декарт признает ясность и отчетливость. Дело в том, что для одного человека какое-то положение будет ясным, а для другого нет. Более того одно и тоже утверждение для одного и того же человека будет ясным или не ясным.
2) Расчленять каждую сложную проблему на составляющие ее частные проблемы. В ходе деления желательно дойти до самых ясных вещей.
3) Переходить от известного и доказанного к неизвестному и не доказанному - это выведение есть рационалистическая дедукция.