В качестве показателя импульсивности-рефлективности используются показатели суммарного по 12 заданиям латентного времени первого ответа и суммарного количества ошибок. Чем выше латентное время первого ответа и меньше количество ошибок, тем в большей степени испытуемый характеризуется рефлективным стилем, и наоборот, импульсивный стиль характеризуется низким значением латентного времени и большим количеством ошибок.
В большинстве случаев взрослые люди характеризуются средним латентным временем первого ответа от 20 до 100 секунд и суммарным количеством ошибок от 2 до 22.
Во всех исследованиях, использующих данную методику, сообщается об отрицательной корреляции между показателями времени первого ответа и количеством ошибок.
Рис. 1. Соотношение скорости и точности ответов у представителей импульсивного и рефлективного стилей
Исследования свидетельствуют о том, что примерно две трети испытуемых относятся к рефлективному и импульсивному стилю, в то время как оставшаяся треть распределяется между медленным неточным и быстрым точным стилем.
Таблица 1. Перевод показателей теста Дж. Кагана в стандартные оценки рефлективности для взрослых лиц в возрасте от 18 до 60 лет
Показатели | Стэны | |
Среднее время первого ответа (с) | Суммарное количество ошибок | |
менее 20 | 22 и более | |
20-29 | 18-21 | |
30-39 | 14-17 | |
40-49 | 11-13 | |
50-59 | 9-10 | |
60-69 | 7-8 | |
70-79 | 5-6 | |
80-89 | 3-4 | |
90-99 | 1-2 | |
100 и более |
Обычно при анализе импульсивности-рефлективности обращают внимание на индивидуальные различия в когнитивном темпе (скорости), однако точность является не менее важным компонентом данного когнитивного стиля. Известно, что у дошкольников показатель количества ошибок относительно стабилен, в то время как латентное время первого ответа в значительной степени варьирует. У школьников, напротив, более стабильным является время первого ответа, а количество ошибок более вариабельно, что свидетельствует о влиянии школьного обучения на формирование данного когнитивного стиля, вынуждая школьников укладываться в определенные временные рамки, игнорируя при этом правильность ответов.
Характер глазодвигательной активности при выполнении теста Дж.Кагана свидетельствует о том, что рефлективные испытуемые затрачивают больше времени на рассматривание всех рисунков, у них большее количество взглядов на отдельные рисунки, они чаще фиксируют взгляд на одинаковых признаках рисунков, сравнивая их между собой. таким образом, рефлективные испытуемые осуществляют более тщательный и систематический сбор информации, работая с тестом Дж. Кагана.
Таблица 2. Сравнительные характеристики импульсивного и рефлективного стиля
Характеристика | Стиль | |
Импульсивный | Рефлективный | |
Скорость принятия решений | Высокая | Низкая |
Структура деятельности | Преобладание исполнительной фазы над ориентировочной и контрольной | Преобладание ориентировочной и контрольной фаз над исполнительной |
Особенность познавательной деятельности | Сосредоточенность на поиске общих черт, общих идеях, интуиция | Сосредоточенность на анализе, деталях, различиях, логические рассуждения |
Характер действий | Свобода, импровизации | Точные действия, порядок, планирование |
Характер речи | Быстрая, выразительная, непоследовательная | Строгая, ясная, медленная |
Выраженность вербального контроля за поведением | Низкая | Высокая |
Особенности эмоциональных переживаний | Открытое выражение чувств, спонтанность | Сдержанность |
Рекомендуемые условия обучения | Фиксированный срок выполнения заданий, быстрый темп, смена видов деятельности, работа в группе | Неограниченные сроки выполнения заданий, предоставление времени на размышление, сосредоточенность на одном виде деятельности, преимущественная работа в одиночку |
Рекомендуемые учебные средства | Демонстрации, экскурсии, устные выступления, пробы и ошибки, самостоятельные работы, сочинения, свободные обсуждения | Лекции, учебники, письменные упражнения, тесты с выбором ответов, диктанты, заучивание через повторение, вычисления, словесные объяснения, контроль результатов |
Успешность учебной и познавательной деятельности | Затруднения в учебной деятельности | Более высокие показатели учебной успеваемости |
Характер успешно решаемых задач | Простые, вербальные, допускающие приблизительное решение | Сложные, числовые и геометрические, требующие высокого уровня концентрации внимания |
Способность к работе в условиях дефицита времени и информации | Терпимость | Затруднения |
Литература
- Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения. М., 1987. 143 с.
- Когнитивные стили: Тезисы научно-практического семинара / Под ред. В. Колги. Таллинн, 1986. 252 с.
- Колга В. А. Дифференциально-психологическое исследование когнитивного стиля и обучаемости: Автореф. канд. дис. Л., 1976. 17 с.
- Холодная М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. 2 издание. СПб.: «Питер», 2004. 384 с.
- Kagan J. Reflection-impulsivity: The generality and dynamics of conceptual tempo // J. of Abnorm. Psychology, 1966. – V. 17. P. 17-24
- Kagan J. Reflection-impulsivity and reading ability in primary grade children // Child Devel. 1965. V. 36. P. 609—628.
- Messer S. B. Reflection-impulsivity: A review // Psychol. Bull. 1976. V. 83. N 6. Р. 1026-1053.
- Quay L. С., Weld G. L. Visual and auditory selective attention and reflection-impulsivity in normal and learning-disabled boys at two age levels // J. Abnorm. Child Psychol. 1980. V. 8. N. 1. Р. 117-125.
Приложения
Инструкция испытуемому
«Я буду показывать Вам страницы с рисунками знакомых предметов. В верхней части каждой страницы имеется рисунок-образец, а в нижней части несколько рисунков, похожих на него. Вам необходимо в нижней части страницы среди похожих рисунков найти и показать рисунок точно такой же, как рисунок в верхней части страницы. Для начала выполним несколько тренировочных упражнений».
Экспериментатор показывает тренировочные изображения (пароход, ковбой), а испытуемый выбирает правильный вариант ответа.
«Теперь выполним более сложные задания. Вы увидите один рисунок вверху и восемь рисунков внизу. Найдите внизу рисунок точно такой же, как наверху, и укажите его».
Экспериментатор записывает время между предъявлением рисунка и первым ответом испытуемого с точностью до секунды, общее количество ошибок для каждого задания и порядок, в котором были сделаны ошибки. Если испытуемый отвечает правильно, экспериментатор сообщает ему об этом и переходит к следующему заданию. Если испытуемый ошибается, то экспериментатор говорит: «Нет, это неправильно. Найдите точно такой же рисунок, как этот».
Продолжайте записывать варианты ответов (а не время) до тех пор, пока испытуемый не найдет правильный ответ.
2. Правильные ответы
Серия заданий | Изображение | Правильный ответ |
Тренировочная | 01. Пароход | |
02. Ковбой | ||
Основная | 1. Собака | |
2. Роза | ||
3. Солдат | ||
4. График | ||
5. Ребенок | ||
6. Лампа | ||
7. Платье | ||
8. Лев | ||
9. Очки | ||
10. Самолет | ||
11. Лист | ||
12. Кровать |
Протокол тестирования
Фамилия, имя, отчество испытуемого ______________________________________________
Возраст _____ (лет), Пол (м / ж), Дата ___________, Время ____________
Данные наблюдения _____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
№ задания | Время первого ответа (сек) | Варианты ответов | |||||||
Среднее время первого ответа _______ сек. (Скорость _____ стэн)
Суммарное количество ошибок __________ (Точность _____ стэн)
Когнитивный стиль _______________________________________
Экспериментатор ________________________________