Работа с таблицей в группах




Конспект урока по литературе 9 класс.

Тема урока: Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841). Тема Родины.

Цели урока:

- отработать навыки анализа стихотворения; с чем ассоциируется образ родины, что нового внес поэт в развитие этой темы;

-обратить внимание учащихся на стилистические особенности этого произведения;

-расширить словарь учеников;

-углубить литературоведческие знания;

-показать новаторство поэта в разработке темы;

-сопоставить поэзию и живопись;

 

Задачи и результаты урока:

1. Образовательные: Расширить знания учеников о творчестве Лермонтова. Раскрыть роль Родины в творчестве Лермонтова и понятия «Отчизна» и «Родина».

Предметные: Иметь представление о жизни и творчестве Лермонтова; о понятиях «Отчизна» и «Родина».

2. Развивающие: Развивать умение выделять главное в тексте. Развивать умение находить выразительные средства в тексте.

Метапредметные: Научиться определять роль художественных средств в тексте.

3. Воспитательные: Воспитывать нравственные качества: любовь к Родине, сочувствие, сострадание, милосердие.

Личностные: Расширить представление о любви к Родине.

 

1. Творческая история стихотворения.

- В середине января 1841 года Лермонтов покинул Кавказ и выехал в Петербург через Москву. Вновь поэт увидел Россию, от Кавказа до Балтийского моря. И возникла потребность сказать о России. Так в журнале «Отечественные записки» появилось стихотворение «Родина».

 

Прослушивание стихотворения «Родина» (учитель-чтение наизусть)

 

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

 

Но я люблю — за что, не знаю сам —

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям;

Проселочным путем люблю скакать в телеге

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень;

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

С отрадой, многим незнакомой,

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно;

И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов

На пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужичков.

 


— Чем стихотворение не похоже на то, которое мы изучали на прошлом уроке «Прощай, немытая Россия..»? (Это признание в любви. Поэт прямо говорит о любви к родине: Три раза люблю; любовь, отрада)

 

2. Определение жанра стихотворения.

- Можно ли определить жанр? (нет, их несколько)

-Признаки каких жанров мы здесь можем отметить? (думы, размышление)

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Но я люблю – за что, не знаю сам,

лирического стихотворения (чувства и душевные переживания)

- Примеры строк, характерных для оды (воспевание)

Её степей холодное молчанье,

Её лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек её, подобные морям;

3. Определите тему стихотворения (тема родины)

-В автографе стихотворение было озаглавлено «Отчизна», но напечатано с названием «Родина».

- Давайте разберем эти понятия глубже и заглянем в толковые словари.

 

Словари Родина Отчизна
С. И. Ожегов 1. Отечество, родная страна. 2. Место рождения, происхождения кого – чего – нибудь Отечество, Родина
В.И.Даль Родимая земля, чье место рождения; земля, государство, где кто родился См. «Отец» В статье Отец, отечество, родина

 

-Разграничивают ли они лексическое значение этих слов? (нет)

 

- В чем поэт видел разницу между этими словами? Не можем ответить? Проблема. Попробуем ее решить, исследуя стихотворение.

Обратимся к композиции произведения.

 

 

Работа по композиции стихотворения.

- Из скольких частей состоит стихотворение? (Стихотворение состоит из двух частей).

Зачитайте части (по рядам).Сравним эти части.

 

-Предлагаю поработать в группах. Заполним таблицу.

 

Работа с таблицей в группах

 

  1 часть 2 часть 3 часть
Чувства лирического героя (в чем главная мысль?) Странная любовь понимает значение воинской славы, исторического прошлого России; автором сформулировано сердечное чувство патриотизма (Отстаивает право на любовь к родине, но отвергает сложившийся образ родины Любовь к родной земле ещё не объяснима Признаётся в своих чувствах по отношению к Родине очарован глубиной народной жизни
Образ Родины Создан отвлечённый образ официальной России Степи, леса, реки, дороги, огни деревень с высоты орлиного полёта создан образ России живой, конкретной Дымок жнивы, чета берёз (нерасторжимость образов: природы и человека) создан целостный образ России, её безбрежная широта
Средства выразительности   Инверсия Люблю отчизну я Анафора Ни слава, ни полный, ни тёмной Эпитеты, ряды однородных членов Первая часть состоит из трех простых предложений – поэт отвергает такой образ родины. Эпитеты безбрежных лесов, печальных деревень Сравнение Реки, подобные морям Ряды однородных членов Цветопись жёлтая нива, белеющие берёзы Эпитеты, ряды однородных членов - поэта очень волнует то, о чем он говорит, ему надо многое сказать, доступнее объяснить
    Вторая часть состоит из трех простых предложений, осложненных однородными членами и обособлениями, поэта очень волнует то, о чем он говорит, ему надо многое сказать, доступнее объяснить.  

- Рассмотрим, как раскрывается основная мысль первой части.

 

( 1 предложение содержит и противопоставление, и восклицание. Оно окрашено эмоционально. Это говорит о волнении поэта. Разговор только начинается, но то, о чем пойдет речь, очень важно для Лермонтова – об этом свидетельствует риторическое восклицание. Противительный союз противопоставляет понятия «любовь» и «странная любовь».)

 

- Почему противопоставляются понятия ЛЮБОВЬ и СТРАННАЯ ЛЮБОВЬ? Дайте толкование слова СТРАННАЯ в контексте предложения. (необычная. Используя личные и притяжательные местоимения (я, мой, мне ), поэт подчеркивает свое, личное понимание Родины, это его точка зрения. Инверсия доказывает это, ставя логическое ударение на Я.)

 

- Почему странная любовь? Попробуем разобраться.

- С чем ассоциируется образ отчизны в первой части? Назовите словесный ряд. (слава, купленная кровью; темная старина; гордый покой).

- Почему слава, покой, преданья не шевелят в душе поэта «отрадного мечтанья»?

(Поэт отвергает официальную народность, казенный патриотизм.)

 

-Зачитайте вторую часть. В чем главная мысль?

(Раскрывается истинная любовь лирического героя к России, поэта очень волнует то, о чем он говорит, ему надо многое сказать, доступнее объяснить.)

 

- Какие пейзажные образы родины выбирает поэт? Каковы средства их художественной выразительности и их роль?

(степей холодное молчанье – метафора, эпитет; лесов безбрежных колыханье – эпитет,; разливы рек, подобные морям – метафора, сравнение. Это символы свободы. Такая Россия дает свободу, полет, является высшей ценностью для лирического героя.)

 

- Что приходит на смену мелькающим пейзажам? Назовите эти образы.

(Проселочный путь, деревни, жнивы, чета берез, полное гумно, изба, пляска мужичков)

 

Что видит и слышит лирический герой?

(Зрение - ночь, ночлег, деревни, жнива, степь, холм, береза, гумно, изба, окно. Обоняние – дымок спаленной жнивы. Слух - пляска «с топотом и свистом», говор мужичков. Автор воспринимает эту Россию всеми чувствами, любит её.)

 

- Обратимся к символу России- березе. Что говорит поэт о березе? Почему использует слово «чета», а не «пара»?

(Береза олицетворяет сокровенную мечту поэта о любви, взаимопонимании, о преодолении одиночества. Его Родина – это страна счастья, гармонии.)

 

- Удивительно точный выбор слова: не белые, а «белеющие», как бы излучающие свет. Именно после Лермонтова символом России стала «чета белеющих берез». «Дымок спаленной жнивы» — это еще одна примета родины, которую любит поэт.

Он пытается проникнуть «в тайну довольства народного», тянется душой к крестьянской России, с «отрадой, многим незнакомой», наблюдает за жизнью простых людей.

 

- Дайте лексическое толкование слов ГУМНО, ЖНИВА, НИВА.

Гумно – сарай для сжатого хлеба.

Нива – засеянное поле, пашня.

Жнивье – солома на поле, где сжали хлеб.

 

- Почему поэту радостно видеть полное гумно, избу, покрытую соломой, резные ставни?

(Это символы довольства (в голодное время солому с крыш скармливали скотине) и крестьянской тяги к красоте.)

- Как организовано время? В какое время суток, года герой видит Россию? Какие средства художественной выразительности говорят об этом?

(Россия изображена и днем, и вечером, и ночью; ранней весной (разливы рек - метафора), летом (вечером росистым - эпитет, лесов колыханье - олицетворенье), осенью (желтая нива - эпитет, спаленное жнивье – метафора.), возможно, зимой (полей холодное молчанье)Для поэта родина любима разная, все в ней его привлекает, все любимо.)

 

- Чей образ появляется в конце стихотворения? (образ человек)

- Какие объекты говорят о приближении человека? (обоз, двор, дом, окно).

- Почему пляшущие крестьяне названы не мужиками, а мужичками? В чем разница?

(мужик = мужичок = -ок- уменьшительно – ласкательный суффикс. Любование русским крестьянином.) (Все пристальнее становится взгляд поэта, все напряженнее его чувства, все ближе разгадка, тайное становится явным:Родина – это русский народ, крестьяне. Именно их любит поэт.)

 

Цветовая лексика.

- В этом стихотворении отразился не только поэтический, но и живописный талант Лермонтова. Охарактеризуйте цветопись.

(Желтый – степи, огни, нивы, солома; черный – ночь, спаленная; голубой – реки,; зеленый – леса; белый – белеющие березы. Краски не яркие, не сочные. Да, такая родина не броская, но она дорога поэту, близка своей скромностью.)

 

- Сравните все части стихотворения. Чем они отличаются?

(В первой - отвергается официальный патриотизм. Во второй и третьей – поэт открыл душу, высказал самое сокровенное – какой ему видится Русь.)

 

- Какой стилистический прием использует автор для передачи своего отношения к образам отчизны и родины? (антитеза)

 

 

Выводы

- Обратимся к тем целям урока, которые ставили в начале. Какою виделась Россия Лермонтову, с чем ассоциируется образ родины, что нового внес поэт в развитие этой темы?.. (показал неразрывность связи родины и народа)

 

-Можете ли вы теперь решить возникшую по ходу урока проблему, ответить на вопрос: в чем же отличие РОДИНЫот ОТЧИЗНЫв понимании Лермонтова?

(Отчизна – это «большая родина», государство, официальное понятие. Родина – это глубоко личное понятие, это «малая родина», причем поэту она дороже, ближе, она живет в его сердце.)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: