Семинар 3
Личность в группе
Вопросы
1.Кризисные состояния современной личности как феномен социокультурной коммуникации: личностные кризисы (экзистенциальные, профессиональные и возрастные), социальное самочувствие личности.
2.Нравственная детерминация сознания и поведения современной личности.
3.Индивидуально-психологические факторы совместимости личности и группы.
4.Авторитет и уровень персонализации личности в группе.
5.Роль лидера в условиях формирования и развития малой группы.
6.Коммуникативный мир личности на разных этапах становления психологической системы человека.
7.Деформация коммуникативного мира личности как показатель распада психологической системы человека.
Комментарий к вопросам 1 и 2.
Ситуация развития личности в современном российском обществе характеризуется крайней нестабильностью, связанной с происходящими социально-экономическими и политическими изменениями. Ломка привычных, годами установившихся стереотипов жизнедеятельности и возрастание потока агрессивно насыщенной информации снижают резистентность (сопротивляемость, устойчивость к влиянию различных факторов, обстоятельств) личности к деструктивным влияниям.
В повседневной жизни кризисные состояния личности чаще всего возникают на почве межличностных (семья, работа, взаимоотношения с противоположным полом) и внутриличностных конфликтов. Они могут быть обусловлены потерей близкого человека (кризисные состояния «утраты»), снижением социального статуса (безработные, крах карьеры), низким уровнем материальных доходов, невозможностью реализации личностью своих потенциальных возможностей.
|
В России существуют специфические особенности жизни, увеличивающие риск возникновения кризисных состояний. К ним можно отнести «неожиданное» для россиян резкое увеличение темпа жизни, коренное изменение уклада, а соответственно, и всего комплекса социально-психологических условий существования, политическое, экономическое, социальное, экологическое неблагополучие, нестабильность в стране, ускорение темпа жизни, повышение (или понижение) уровня жизни, потеря практически всеми слоями населения привычных, стереотипных ценностей и установок. Всё это вызывает массовое увеличение напряжения с соответствующей симптоматикой: повышение уровня общей тревожности, возрастание таких переживаний, как одиночество, ненужность, бессмысленность существования, страх за будущее и многое другое.
Кризисы сопровождают весь период развития личности. Преодоление личностью кризисной ситуации является самой плодотворной точкой (точкой бифуркации) для эволюции личностной системы.
Каждый человек формирует собственную субъективную реальность с опорой на индивидуальную систему значимых ценностей, по отношению к которым интерпретируются внешние события. То, какой именно путь преодоления жизненных трудностей выберет личность, определяется, в частности, ее резервами и ресурсами как системой интраперсональных качеств человека, способствующих нивелированию противоречий между личностью и жизненной средой, преодолению неблагоприятных жизненных обстоятельств посредством трансформации ценностно-смыслового измерения личности, задающего ее направленность и создающего основу для самореализации.
|
Комментарий к вопросам 3,4,5.
В современной психологии актуальным является изучение психологической совместимости как социально-психологического феномена, связанного с оптимальностью межличностного взаимодействия, удовлетворенностью внутригрупповым общением, эффективностью совместной деятельности.
На совместимость личности и малой группы оказывают влияние индивидуально-психологические факторы (стилевые особенности поведения личности в конфликте, ее темпераментальные особенности, интеллектуальные характеристики, межличностные ориентации), проявление которых зависит от особенностей выполняемой группой деятельности. Роль этого влияния возрастает с увеличением степени взаимосвязанности и взаимозависимости членов группы в совместной деятельности.
Совместимость - феномен внутригруппового взаимодействия и взаимоотношений, который отражает состояние взаимной удовлетворенности членов группы, в результате оптимального сочетания их индивидуально-психологических характеристик и межличностных ролей.
Личность и группа представляют системы, находящиеся между собой в определенных связях и отношениях. Личность в группе рассматривается и как субъект, и как объект внутригрупповых межличностных отношений.
Личность как субъект внутригрупповых отношений не только определенным образом относится к другим членам группы, что отражается в ее интенциях, но и ожидает определенного отношения к себе, что выражается в ее экспектациях (ожиданиях) относительно группы. Отношение группы к личности как к объекту внутригрупповых отношений проявляется в групповых интенциях и экспектациях.
|
Каждый член группы является носителем двойной роли - демонстрируемой и предписанной.
Сочетание личностных интенций (направленность) и экспектаций (ожиданий) по отношению к группе определяет демонстрируемую роль, которую личность, по ее мнению, выполняет в группе.
Сочетание групповых интенций и экспектаций по отношению к личности характеризует предписанную ей роль, которую она, по мнению группы, должна выполнять.
Под совместимостью личности и малой группы понимается гармоничное соотношение личностных и групповых интенций и экспектаций, выражающееся в оптимальной согласованности внутригрупповых межличностных ролей.
Каждая малая группа индивидуальна. Индивидуальность малой группы представляет собой социально-психологическое своеобразие группы, которое формируется в процессе группового развития и проявляется в процессе социального взаимодействия, под которым понимается общение как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку стратегии взаимодействия, а также процессы восприятия и понимания. В основе типологии индивидуальности малой группы лежат такие качества как дружелюбие, интеллектуальность, активность, самоконтроль и эмоциональная устойчивость.
Процесс группового развития является неравномерным: каждая характеристика группы имеет свой оптимальный период развития, в ходе которого особенности её становления и протекания являются решающими для формирования групповой индивидуальности. Существует тесная связь между уровнем социально - психологического развития группы как коллектива и индивидуальностью малой группы. Групповая индивидуальность формируется лишь тогда, когда группа уже обладает реально и успешно действующей организационной структурой.
Личность оказывается постоянно включенной в процесс межличностного взаимодействия с другими, при этом она действует в определенной социальной реальности, которую стремится познать, желая видеть окружающий мир упорядоченным, контролируемым и предсказуемым. Для этого личность формирует представления как о себе, так и о других людях, социальных событиях и явлениях, оценивает их, что позволяет личности осмысливать происходящие с ней события, выстраивать стратегии взаимодействия. Благодаря чему личность способна постоянно развиваться, совершенствоваться. При этом одним из необходимых условий развития личности оказывается ее подчинение авторитету. Подчинение личности авторитету необходимо для нормального существования и функционирования любого общества.
Категория «личность» тесно связана с такими понятиями, как лидер, роль, руководитель, статус, авторитет. Лидер - это член группы, за которым она признает право принимать решения в значимых для нее ситуациях, лицо, способное играть центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. От понятия «лидер» авторитет отличается несколько иным спектром методов воздействия. Неформальный лидер, отражающий интересы большей части группы, может пользоваться такими методами воздействия, как пример, убеждение, принуждение, а авторитетный лидер использует личный пример. К тому же не каждый лидер, а только авторитетный, пользуется доверием. Понятие «лидер», и даже «авторитетный лидер», обычно четко локализованы временем и пространством бытия группы, т.е. это понятие обычно употребляется в отношение четко оформленной и ограниченной группы людей. Авторитет может воздействовать на людей, не имеющих четкого пространственного оформления и временного ограничения. Воздействие одного и того же авторитета может ощущаться на деятельности разных людей в различных странах и в разные времена.
Комментарий к вопросам 6 и 7.
Современная психология - наука, отдаляющаяся от «психологии психики» и приближающаяся к психологии человека, где ориентиром становится человек, понимаемый как открытая, самоорганизующаяся система, способная управлять всей полнотой координат многомерного мира человека.
Личность является системой, ориентированной на самодвижение и саморазвитие, обладающая способностью самоорганизации и выхода за пределы самой себя.
Эти два положения в современной психологической науке объединяются общим направлением в качестве нового парадигмального подхода в масштабе всей психологической антропологии.
Особенности коммуникативного мира личности детерминируются открытостью-закрытостью психологической системы, и определяются тем, что категория «коммуникация» является фундаментальной категорией в понятийном аппарате психологической науки и входит в структуру самоорганизации и ментального пространства личности, выражающего динамичность и направленность отношений человека к действительности.
Коммуникативный мир личности обуславливается транскоммуникативным потенциалом, индивидуально-психологическими особенностями, психической ригидностью и смысложизненными ориентациями, характеризующими открытость-закрытость психологической системы человека.
Деформация коммуникативного мира личности проявляется во внешнем коммуникативном пространстве и вызывает противоречия между личностью и социальной средой.
Задания
1. Прочитайте и законспектируйте статью Атаджыкова Ю.А., Ениколопов С.Н. Особенности антисоциального поведения детей и подростков: психопатия и черты холодной бесчувственности [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2019. Том 8. № 3. С. 16–28.
2. Прочитайте и законспектируйте статью Сыроквашина К.В. Нападения в школах: агрессивные и аутоагрессивные действия несовершеннолетних [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2019. Том 8. № 3. С. 37–44.
3. Прочитайте и законспектируйте статью Ермолова Т.В., Савицкая Н.В. Буллинг как групповой феномен: результаты исследования буллинга в Финляндии и скандинавских странах за последние 20 лет (1994-2014) [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2015. Том 4. № 1. С. 65–90.
4. Прочитайте и законспектируйте статью статью Халикова Л.Р. Проблема буллинга в образовательных организациях глазами детей и педагогов [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 3. С. 74–82.
5. Прочитайте и законспектируйте статью Умняшова И.Б. Психолого-педагогическая профилактика и коррекция агрессивного поведения у детей и подростков в образовательной организации [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 2. С. 37–41.
6. Прочитайте и законспектируйте статью Сенкевич Л.В., Шагидаева А.Б. Экзистенциальные проблемы личности в современной зарубежной геронтопсихологии: результаты анализа исследований за последние пять лет [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2017. Том 6. № 3. С. 22–29.