Способности, одаренность и талант




Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Способности, одаренность и талант……………………………………………..5

Заключение……………………………………………………………………….14

Список литературы…………………………………………………………...….15


Введение

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни, поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, умения и навыки.

И хотя сказанное зависит не только от способностей людей, тем не менее, способности, несомненно, объясняют и удачи человека, и место, которое он занимает среди людей.

Имея в виду способности человека, ученые по-разному объясняют то, почему люди имеют различные привилегии. В древности и в эпоху средневековья господствующим было мнение о том, что люди с рождения не равны по своим способностям и что именно этим определяется их социальное неравенство, разница в положении, занимаемом в обществе, в богатстве. Более способные управляют менее способными, имеют блага, соответствующие их способностям. Обладая более развитыми способностями, они, как утверждали древние философы, занимаются и более благородными видами деятельности. Менее способные люди, занимают подчиненное положение и имеют меньше блат потому, что менее способны.

В XVII-XVIII веках среди философов была признана и иная точка зрения: о принципиальном равенстве людей по способностям с самого рождения. Из нее следовало, что индивидуальные различия в способностях у взрослых людей (отрицать их было бы неразумно) возникают из-за социального неравенства, несправедливо устроенного общества и неравных возможностей, которые оно предоставляет для развития способностей разным людям.

Различное положение людей в обществе с этого времени стали объяснять не столько способностями, сколько возможностями, которые определяются положением родителей, родственников и знакомых человека в обществе; условиями, в которых он родился, рос и развивался, различными случайными обстоятельствами его жизни. Понятно, что при равных, и даже при неравных, способностях, при разных возможностях большего в жизни смогут доиться те люди, которые имеют лучшие возможности для развития и реализации своих способностей. Дело в том, что потенциально способных людей в современном существе гораздо больше, чем возможностей для их развития.

Например, ребенок, родившийся в провинции или в сельской местности, естественно, из-за различий в условиях жизни имеет меньше возможностей для развития своих способностей, чем ребенок, родившийся в столице или в большом цивилизованном современном городе. Потенциально способных людей намного больше, чем тех, кто реально добивается успеха в жизни. С другой стороны, далеко не всегда те, кто занимает в обществе сравнительно, высокое положение, более способны, чем те, кто занимает более низкое положение. Несправедливость и социальное неравенство по-прежнему сохраняются во всех современных государствах и вряд ли когда-нибудь полностью будут устранены.

Уровень и степень развития способностей выражают такие понятия как одаренность, талант и гениальность.

Все вышесказанное обосновывает актуальность выбранной темы.

 


Способности, одаренность и талант

В современной психологии и на протяжении всей истории её развития можно встретить разные определения понятия «способности». Если суммировать его дефиниции и попытаться их представить в компактной классификации, то она будет выглядеть следующим образом.

Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны. В таком смысле слово «способность» употребляется основоположниками марксизма-ленинизма, когда они говорят: «От каждого по способностям».

Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. Такие свойства, как, например, вспыльчивость, вялость, медлительность, которые, несомненно, являются индивидуальными особенностями некоторых людей, обычно не называются способностями, потому что не рассматриваются как условия успешности выполнения каких-либо деятельностей.

В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека. Нередко бывает, что педагог не удовлетворен работой ученика, хотя этот последний обнаруживает знания не меньшие, чем некоторые из его товарищей, успехи которых радуют того же самого педагога. Свое недовольство педагог мотивирует тем, что этот ученик работает недостаточно; при хорошей работе ученик, «принимая во внимание его способности», мог бы иметь гораздо больше знаний.

Этот пример показывают, что в жизни под способностями обычно имеют в виду такие индивидуальные особенности, которые не сводятся к наличным навыкам, умениям или знаниям, но которые могут объяснять легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков.

Под способностями в строгом смысле этого слова понимаются устойчивые свойства людей, которые определяют успехи, достигнутые ими в различных видах деятельности. Есть, например, способности, от которых зависят успехи в обучении. Они определяются скоростью и качеством приобретаемых человеком знаний, умений и навыков. Есть также музыкальные, художественно-изобразительные, литературные, театральные, инженерные, лингвистические, математические, организаторские и множество других способностей. Число человеческих способностей соответствует разнообразию видов деятельности, в которые включаются люди.

Существует целый ряд классификаций способностей. Воспроизведем одну из них, наиболее значимую:

1) природные (или естественные) способности в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся наих базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения, типа условно-рефлекторных связей. Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных, особенно высших, например — у обезьян. Такими элементарными способностями являются восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии;

2) специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде (общие и специальные высшие интеллектуальные способности, в основе которых лежит пользование речью, логикой, теоретические и практические, учебные и творческие). Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:

а) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т. д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задаткии их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т. д.). Эти способности, как правило, могут дополнять и обогащать друг друга, но каждая из них имеет собственную структуру;

б) теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;

в) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, итворческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений.

г) способности к общению, взаимодействию с людьми, а именно, речь человека как средство общения, способности восприятия и Оценки людей, социально-психологической приспособляемости к различной обстановке, вхождения в контакт с различными людьми, расположения их к себе и т. д., ипредметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.

Нельзя понимать способности как врожденные возможности индивида, потому что способности определены как «индивидуально-психологические особенности человека», а эти последние по самому существу дела не могут быть врожденными. Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т.е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития.

Также, необходимо подчеркнуть, что способность есть понятие динамическое. Способность существует только в движении, только в развитии. В психологическом плане нельзя говорить о способности, как она существует до начала своего развития, так же как нельзя говорить о способности, достигшей своего полного развития, закончившей свое развитие.

Приняв, что способность существует только в развитии, мы не должны упускать из виду, что развитие это осуществляется не иначе, как в процессе той или иной практической или теоретической деятельности. А отсюда следует, что способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. Только в ходе психологического анализа мы различаем их друг от друга. Абсолютный слух как способность не существует у ребенка до того, как он впервые стал перед задачей узнавать высоту звука. До этого существовал только задаток как анатомо-физиологический факт.

Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности.

Развитие способностей, как и вообще всякое развитие, не протекает прямолинейно: его движущей силой является борьба противоречий, поэтому на отдельных этапах развития вполне возможны противоречия между способностями и склонностями. Но из признания возможности таких противоречий вовсе не вытекает признание того, что склонности могут возникать и развиваться независимо от способностей или, наоборот, способности - независимо от склонностей.

Несмотря на то, что способностями можно называть лишь такие индивидуально-психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения той или другой деятельности, не отдельные способности как таковые непосредственно определяют возможность успешного выполнения какой-нибудь деятельности, а лишь своеобразное сочетание этих способностей, которое характеризует данную личность.

Одной из важнейших особенностей психики человека является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека.

Именно вследствие широкой возможности компенсации обречены на неудачу всякие попытки свести, например, музыкальный талант, музыкальное дарование, музыкальность и тому подобное к какой-либо одной способности.

Для иллюстрации этой мысли можно привести один очень элементарный пример. Своеобразной музыкальной способностью является так называемый абсолютный слух, выражающийся в том, что лицо, обладающее этой способностью, может узнавать высоту отдельных звуков, не прибегая к сравнению их с другими звуками, высота которых известна. Имеются веские основания к тому, чтобы видеть в абсолютном слухе типичный пример «врожденной способности», т.е. способности, в основе которой лежат врожденные задатки. Однако можно и у лиц, не обладающих абсолютным слухом, выработать умение узнавать высоту отдельных звуков. Это не значит, что у этих лиц будет создан абсолютный слух, но это значит, что при отсутствии абсолютного слуха можно, опираясь на другие способности — относительный слух, тембровый слух и т. д., выработать такое умение, которое в других случаях осуществляется на основе абсолютного слуха. Психические механизмы узнавания высоты звуков при настоящем абсолютном слухе и при специально выработанном, так называемом «псевдоабсолютном» слухе будут совершенно различными, но практические результаты могут в некоторых случаях быть совершенно одинаковыми.

К особым случаям способностей относятся одаренность, талант и гениальность.

Одаренным называют человека, у которого с рождения немало задатков к развитию самых разных способностей.

Талантливым называют человека, который уже достиг значительных успехов в развитии у себя различных способностей.

Гениальный человек — тот, кто благодаря своим способностям достиг выдающихся и признанных успехов в одном или нескольких видах человеческой деятельности. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Считается, что за 5000 лет цивилизации гениальных людей было не более 400 человек (например, Аристотель, М.В.Ломоносов. Р.Декарт. Леонардо да Винчи. Г.В.Лейбниц…). Замечено, что одаренный человек не обязательно талантлив, а талантливый - гениален.

Исходя из этих соображений, мы не можем непосредственно переходить от отдельных способностей к вопросу о возможности успешного выполнения данным человеком той или другой деятельности. Этот переход может быть осуществлен только через другое, более синтетическое понятие. Таким понятием является «одаренность». Одаренность - это:

1) качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других;

2) общие способности, или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности;

3) умственный потенциал, или интеллект; целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению;

4) совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей;

5) талантливость; наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности.

Многозначность термина «одаренность» указывает на многоаспектность проблемы целостного подхода к сфере способностей. Значительные трудности в определении понятия «одарённости» связаны с бытовым пониманием этого психологического термина, когда «одарённость» рассматривается как синоним таланта, как степень выраженности таланта, и противопоставляется способностям.

В отечественной психологии проблема одарённости разрабатывалась как психология способностей. В трудах С.Л.Рубинштейна и Б.И.Теплова сделана попытка классифицировать понятие способности, одарённости и таланта по единому основанию успешности деятельности:

- способности - формирующиеся в деятельности на основе задатков (анатомо-физиологические особенности человека) индивидуально- психологические особенности, отличающие одного человека от другого и определяющие успешность деятельности;

- одарённость - качественно своеобразное сочетание способностей, создающее возможность успеха в деятельности.

В.Д.Шадриков охарактеризовал одарённость как целостное проявление способностей в деятельности, как общее свойство интегрированной в деятельности совокупности способностей. Следует отметить, что в современной психологии понятие одарённости принято относить к когнитивным способностям, тогда как понятие «талант» включает более общие стороны развития.

Преодолеть односторонние представления о высших способностях как преимущественно интеллектуальных позволяет концепция творческой одарённости, разработанная А.И.Матюшкиным, который считает, что психологическая структура одарённости совпадает с основными структурными элементами, характеризующими творчество и творческое развитие человека, а творческий потенциал является основой для развития одарённости. Творческий потенциал заложен в ребёнке с рождения и развивается по мере его взросления, но величина потенциала зависит от его индивидуальных особенностей.

Важнейшей чертой отечественного подхода является то, что наличие специальной одарённости не исключает общей, которая понимается как качественное своеобразие сочетаний различных способностей (Б.М.Теплов, В.Д.Шадриков и другие).

В определении категорий одарённых детей учёные также не имеют единого мнения. Так Н.С.Лейтес выделил 3 категории, М.А.Холодная - 6, А.Н.Савенков - 4. Например, классификация А.Н.Савенкова включает:

1. Дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;

2. Дети с высоким уровнем творческих способностей;

3. Дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (математика, шахматы, музыка и т.д.), эту категорию детей чаще всего называют талантливыми;

4. Дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одарённость). Вместе с тем следует отметить условность классификаций, в том числе и последней.

Отметим еще одно очень существенное обстоятельство. От одаренности зависит не успех в выполнении деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Даже ограничиваясь психологической стороной вопроса, необходимо сказать, что для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только одаренность, т.е. наличие соответствующего сочетания способностей, но и обладание необходимыми навыками и умениями. Какую бы феноменальную и музыкальную одаренность ни имел человек, но, если он не учился музыке и систематически не занимался музыкальной деятельностью, он не сможет выполнять функции оперного дирижера или эстрадного пианиста.

Высшую степень способностей личности в определенной деятельности – называют талантом.

Талант (от греч. talanton — первоначально вес, мера, потом в переносном значении — уровень способностей) — высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных. Талант настолько сложное сочетание психических качеств личности, что он не может быть определен какой-либо одной-единственной способностью. Талант — это сочетание способностей, их совокупность, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо деятельность. Отдельно взятая, изолированная способность, не может быть аналогом таланта, даже если она достигла очень высокого уровня развития и ярко выражена. Скорее, наоборот, отсутствие или, точнее, слабое развитие какой-либо даже важной способности, как об этом свидетельствуют психологические исследования, может быть с успехом компенсировано интенсивным развитием других способностей, входящих в сложный ансамбль качеств таланта. О наличии таланта следует судить по результатам деятельности человека, которые должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода в определенной области знаний, за границу которой он не выходит. Структура таланта определяется, в конечном счете, характером требований, которые предъявляет личности данная деятельность (политическая, научная, художественная, производственная, спортивная, военная и т. д.). Поэтому составляющие талант способности будут далеко не идентичны, если сравнивать, например, между собой талантливого композитора и талантливого авиаконструктора.

Талант человека, направляясь выраженной потребностью в творчестве, всегда отражает определенные общественные запросы. В силу этого огромную роль в развитии таланта человека играет мировоззрение, его общественная позиция. В конечном счете, творческие достижения зависят от общественно-исторических условий существования людей. Если общество испытывает необходимость в талантливых людях, если подготовлены условия для их развития, то появление таких людей становится возможным.

 


Заключение

 

Таким образом, под способностями понимаются устойчивые свойства людей, которые определяют успехи, достигнутые ими в различных видах деятельности. Есть, например, способности, от которых зависят успехи в обучении. Они определяются скоростью и качеством приобретаемых человеком знаний, умений, навыков.

Число человеческих способностей соответствует разнообразию видов деятельности, в которые включаются люди. Кроме разделения способностей по видам деятельности, в которых они проявляются, способности принято делить на общие и специальные.

Никакая отдельная способность не может быть достаточной для успешного выполнения деятельности. Надо, чтобы у человека было много способностей, которые находились бы в благоприятном сочетании. Качественно своеобразное сочетание способностей, необходимых для успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью. Как и отдельные способности, одаренность может быть специальной (к конкретной деятельности) или общей (к различным видам деятельности).

Высшая степень способностей личности в определенной деятельности – называется талантом.

Способности не приобретаются человеком в готовом виде, как нечто данное ему от природы, врожденное, а формируется в жизни и деятельности. На свет человек появляется без психических свойств, а лишь с общей возможностью их приобретения.

Только в результате взаимодействия с действительностью и активной деятельности человеческий мозг начинает отражать окружающий мир, обнаруживая свои индивидуально-психические качества и особенности, такие как способности, одаренность и талант.

 


Список литературы

1. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст / Н.С.Лейтес. – М.: Педагогика, 1988.

2. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн-х. Кн.1: Общие основы психологии / Р.С.Немов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

3. Общая психология: учеб. для студентов пед.институтов / Под ред. А.В.Петровского. – М.: Просвещение, 1986.

4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психологический словарь / А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский. – М.: Психологический центр ПЛАНЕЙ, 2000.

5. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б.М.Теплов. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: