Создавая тему в группе, мы больше всего хотим, чтобы игру увидели. Чтобы она вдохновила кого-то и приковала его внимание. Чтобы чужой человек, разбирающийся в гейм-дизайне, потратил своё время на чтение правил, а ещё лучше – просмотр пнп и тесты. ГРаНИ – не то место, где можно рассчитывать на балансировочное тестирование, потому что оно требует проведения большого количества игр и, чаще всего, постоянного наблюдения автора. Не чтобы советовать игрокам, как нужно играть, но чтобы смотреть, какие решения они принимают, как оценивают свои возможности и действия оппонентов. Юрий Ямщиков в своей лекции на Граниконе, посвящённой балансу, сказал две важные вещи, имеющие отношение к теме этой статьи. Первая: существует «субъективный баланс». Игра хорошо сбалансирована, но игрокам какие-то элементы кажутся слишком сильными/слабыми какие-то – тогда они будут считать, что баланса нет. Бывает и наоборот: игра сбалансирована не идеально, однако игроков это вполне устраивает. Вторая: автора в коробку с игрой не положишь. Вы должны дать игрокам играть так, как они считают нужным, консультируя лишь по правилам и не подсказывать, что делать.
То, на что вы можете рассчитывать в Гильдии (и это совсем немало!) – это качественная оценка общей концепции игры, проверка играбельности (что можно сделать и самостоятельно) и оригинальности (вот на этот счёт Гильдия – идеальное место).
Говоря о подготовке пнп, получаем следствие: игроки не должны писать вам, когда решат сыграть в игру. Они должны понимать, как подготовить пнп и как играть, только лишь прочтя созданную вами тему.
Теперь мы подходим к постулату, ради которого написана эта статья: в теме должна содержаться исчерпывающая информация, как играть в игру и что нужно сделать, чтобы в неё сыграть.
|
Переходим к конкретным советам.
1. Правила должны быть написаны понятно и исчерпывающе. Это будет важно, когда вы издадите игру, и её будут покупать люди, не имеющие богатого опыта настольных играх. Это будет важно, когда вы будете сватать игру издателю. Но это важно и когда вы только создаёте тему. Сложно обратить на проект чьё-то внимание, и, когда оно получено, ваша задача – сделать всё, чтобы другой человек чувствовал себя максимально комфортно. Уважайте своё время и время коллег. Иначе как вы можете рассчитывать на конструктивные отзывы?
PS: в Школе уже есть статья о написания правил пера Германа Тихомирова: https://vk.com/doc-55569780_294176914.
2. В шапке предельно кратко и конкретно опишите, чем хороша ваша игра. Чем она необычна, что вы хотели сделать, какова идея? Сформулировать это не всегда просто, но очень полезно – как для понимания гейм-дизайна как такового, так и для привлечения внимания коллег. Никто не просит бросаться терминами и учить мат-часть. Если бы единая школа существовала, дела в настольных играх обстояли бы совсем иначе. Но если вы не понимаете, что особенного в вашей игре – как вы можете ожидать этого от других?
3. Напишите инструкцию по созданию пнп так, чтобы она была максимально понятной, даже если человек не читал правила. В каком количестве копий нужно распечатать файлы? Как нужно вырезать и склеивать компоненты? Для игры нужно что-то, помимо пнп – жетоны, фишки? Опишите предельно ясно, как они будут использоваться, в каком количестве нужны и какими свойствами должны обладать. Уже в этом файле можно описать, что именно игрокам предстоит делать с этими компонентами. Так они смогут подобрать подходящие запчасти. Помните, что, хотя главными ресурсами тестера для вас являются время и внимание, другие также ограничены. Никто не будет вырезать фигурки из дерева, кастомизировать кубики и т. д. Здесь также важно уточнить демократичность требований: не все владеют богатой коллекцией игр, и экзотические компоненты могут и не найтись. Предложите более распространённые варианты, либо не удивляйтесь, если не получаете отзывов по тестам.
|
4. Выложили новую версию? Приложите в комментарии лог изменений, как в программировании. Напишите по пунктам, что вы сделали: и в отношении правил, и в отношении прототипа. Это особенно критично, если кто-то уже писал отзывы по правилам, а тем более по тестам. Новые файлы выложите прямо в шапку, вместо старых. Не рассчитывайте, что кто-то будет перечитывать правила, которые уже читал, а тем более помнить, как было раньше. Это ваш проект. Отзывы интересны в первую очередь вам.
5. Проверяйте правила и пнп на соответствие терминов и названий компонентов. Если вы обновляете одно, обновляйте и другое. Проверяйте совместимость версий, прежде чем перезалить файлы.
Следование этим советам существенно облегчит жизнь вашим респондентам, а значит, повысит шансы на успех вашей игры.
Наконец, мы рекомендуем вам быть активными. Пишите отзывы на проекты других авторов, участвуйте во Взаимотестировании и Игре месяца. Будьте внимательны друг к другу, помогайте, когда можете – и вы не останетесь без внимания.
Самое страшное, что может случиться с проектом – забвение. Сделайте всё возможное, чтобы с вашей игрой этого не произошло.
Сергей Усминский, 2015