25.01.2016
Литературное чтение
Тема. В. Драгунский. «Что любит Мишка». Особенности юмористического текста. Авторское отношение к изображаемому. Пересказ текста от лица героев.
Цель: познакомить с основными сведениями жизни и творчества В.Драгунского; учить анализировать художественное произведение; способствовать развитию навыков выразительного осознанного чтения; воспитывать любовь ко всему живому.
Оборудование: презентация.
Ход урока
Организационный момент.
Мотивация учебной деятельности.
– На уроке у нас будет присутствовать смех. А так как это урок литературного чтения, то смех этот будет в литературном произведении.
Подготовка к основному этапу.
– Разгадайте ребус и вы узнаете автора, с которым мы сегодня познакомимся. (Слайд 2)
– Вы дома путешествовали на машине времени в гости к Драгунскому. Что вы узнали? Поделитесь увиденным и услышанным.
(Слайд 3, 4.)
– Какие произведения Драгунского вы читали? В каком жанре работал писатель?
(Слайд 5.)
– Что их объединяет? (Смех.)
– Как вы считаете, каким человеком был Драгунский? (Писатель любит своих героев, он понимает их чувства, бывает, он подшучивает над героями, но эта шутка добрая, с любовью.)
– На уроке мы в этом убедимся. (Слайд 6.)
– Прочитайте тему урока, расшифровав запись:
Чт. л.б.т М.шк.
Поставим себе цель.
Должны знать…. (произведение)
Должны уметь: ….(анализировать текст)
Изучение нового материала.
– Откройте учебник, прочитайте заглавие рассказа. Рассмотрите иллюстрацию.
– Сделайте свои предположения, о ком или чем рассказ?
Словарная работа. (Слайд 7)
Кавалерист – воин на коне.
Лань – быстрое животное рода оленей.
|
Зельц – вид колбасы.
Боржом – минеральная вода.
Частик – рыба.
Глазурованные пряники – покрытые глазурью, сахаром.
Чтение рассказа.
Проверка первичного восприятия.
– Подтвердились ли ваши предположения по жанру произведения, главных героях? В чем вы были правы? (Неправы?)
– Что рассмешило в рассказе?
– От чьего имени ведется рассказ?
Бывают произведения, написанные автором, не всегда от своего лица, даже когда он употребляет местоимение “я”. Перед нами именно такое произведение, где повествование ведет не автор, а герой – рассказчик.
– Какова же тема произведения? (Слайд 8.)
Выберите подходящую по смыслу пословицу: (Слайд 9.)
“На вкус и цвет товарища нет”.
“Не хлебом единым жив человек”.
– Достичь цели урока нам поможет схема.
– Кто главный герой? (Мишка и Дениска.)
–Что у них общего?
Физминутка
Первичное закрепление знаний.
Работа над содержанием.
– Куда зашли ребята и кого они встретили?
– Что любил учитель пения?
– Почему учитель любит именно музыку Шопена, польского композитора и пианиста? (Она очень красивая, завораживающая, наполняет сердце радостью.)
– Найдите в тексте и прочитайте, как сам учитель говорит об этом
– Как помогает музыка Шопена понять характер учителя? (Добрый, душевный человек – такая же и музыка.)
– Что любит Дениска? Докажите словами из текста.
– Как учитель подвел итог тому, что любит Дениска? (Целый мир.)
– Как вы это понимаете? (Природа, космос, животные.)
– Как это характеризует Дениску? Докажите.(Любознательный.)
– Почему Мишка вмешался в разговор? (Почувствовал себя обиженным.)
|
– Прочитайте, как в разговор вмешался Мишка.
– Найдите слово, которое характеризует состояние Мишки. (Надулся.)
– Подберите синоним к слову “надулся”
– Как вы понимаете слова учителя “поведай тайну души своей”?
– Дениска любит целый мир, а что же любит Мишка? Найдите в рассказе, как он об этом говорит двумя словами. (Разные разности.)
– Подтвердите текстом и передайте голосом что любит Мишка.
– Как одним словом сказать? (Продукты.)
– Что можно сказать о Мишке? (Обжора, сластена.)
– Выберите слово, которое характеризует Мишку
– Чем же отличаются герои?
– Чего ждал Мишка? (Похвалы.)
– Найдите и прочитайте, как учитель отреагировал на слова Мишки? (Посмотрел недовольно и строго.)
– Почему? Это кульминационный момент.
– Чего ждал учитель от Мишки?
– В какой момент изменилось настроение Мишки?
– На что обратил внимание учитель? (На любовь к людям и животным.) Почему? (Это главное – ради чего живет человек на земле.)
– Выберите глаголы, которые показывают, как отреагировал Мишка на слова учителя. (Встрепенулся, покраснел.)
– А когда люди краснеют? (Когда им стыдно.)
– Почему Мишке стало стыдно? (Самое главное не сказал.)
– Оказывается, он любит и котят, и бабушку, и родителей, наверное. Только пока не выделяет это как главное.
– Как вы думаете, после Мишкиной реакции и его последних слов изменится ли к нему отношение Бориса Сергеевича?
– Только ли нам смешно было? Почему грустно?
– Как к героям относится сам автор? (К Дениске с уважением, к Мишке с юмором, но учит.)
|
– Как вы относитесь к мальчикам?
– Как вы считаете, какова идея произведения?
Итог урока. (Слайд 10.)
– Почему по-разному ребята ответили на вопрос о том, кто что любит? (В жизни нет одинаковых людей и в литературе нет одинаковых героев.)
– А может ли Мишка измениться? (Человеку свойственно меняться в лучшую сторону.) И автор тоже в это верит.
– Какой совет вы бы дали Мишке? (Любить свою семью.) 2008 год – год семьи.
– Достигли ли мы целей урока?
Домашнее задание.
Пересказ текста от лица героев.