Справочные материалы
Правописание окончаний
И-Е в окончаниях имен существительных
Не путать! -ье и -ие; - ья и -ия:
к Мари и (на -ия.), НО: к Марь е (I скл, Д.п.)
Окончания глаголов настоящего и будущего времени изъявительного наклонения
Глаголы с окончаниями -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут,-ют - I спряж.
Глаголы с окончаниями - ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят - II спряж.
Если окончание безударное, то спряжение определяют по неопределенной форме глагола (инфинитиву).
II спряжение
1. Все глаголы на - ить (пилить, купить и т.д.), кроме брить, стелить.
2. 7 глаголов на - еть (смотреть, видеть, зависеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть, а также образованные от них: посмотреть и т.д.)
3. 4 глагола на - ать (слышать, дышать, гнать, держать, а также образованные от них: гнаться, услышать и т.д.)
I спряжение
Все остальные глаголы
Рассуждай так:
Туман стел..тся что делает? (сохраняем вид) – что делать? стел ить (ся) –на - ить, искл., I спряжение – стел ет ся.
Различай!
• Изъявительное наклонение – I спр. (-ете), II спр. (-ите)
Когда выйд ете (I) из лесу, увид ите (II) поле.
• Повелительное наклонение – -и-те
Выйд и те из комнаты, пожалуйста!
(Сравни: Выйд и! - и- – суффикс повелительного наклонения; - те -окончание мн. ч.)
Окончания имен прилагательных и причастий
Окончание прилагательных и причастий соответствует окончанию вопроса.
Какой? голубой, сверкающий, белый Какая? сверкающая, синяя Какое? голубое, сверкающее | Каким? с веркающим, белым О каком? о белом, о сверкающем Какого? белого, сверкающего Какую? белую, сверкающую |
Тренировочные упражнения
33. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Устно объясните правописание.
|
- Зимн..м вечером
- Привыкли к невол..
- Ласточки лов..т насекомых
- Происход..т смена
- Со времен глубокой древност..
- Поезд скоро останов..тся
- В могуч..м порыве
- К двенадцат.. километрам
- В некоторых районах Центральной Африк..
- У подрастающ..го поколения
- Зверь леч..тся сам
- Золотом опадающ..х берез
- Лес тян..тся вдоль берега
- Гулять на свеж..м воздухе
- Разводят на плантаци..
34. Прочитайте имена существительные. Запишите номер примера в соответствующую колонку таблицы..
1 скл. | 2 скл. | 3 скл | На – мя | На -ия, -ие, -ий |
1)В медицине, 2)в племени, 3)растений, 4)квартиру, 5)в октябре, 6)мечта, 7)по наружности, 8)фигуры, 9)молвой, 10)жизни, 11)на знамени 12)от картин, 13)в роскоши, 14)о стихотворении, 15)общества, 16)на Кавказе, 17)на территории, 18)источнику.
35. Прочитайте. Определите род и падеж имен существительных с пропущенной буквой в окончании. Вставьте пропущенную букву.
- Участвовать в спектакл.. (___скл., в __ пад.)
- Страница книг.. (___скл., в __ пад.)
- Письмо от бабушк.. (___скл., в __ пад.)
- Эпизод в повест.. (___скл., в __ пад.)
- Опубликовать в журнал.. (___скл., в __ пад.)
- Читатели библиотек.. (___скл., в __ пад.)
- Свет добра и нежност.. (___скл., в __ пад.)
- Мысли о счасть.. (___скл., в __ пад.)
- В классической литератур.. (___скл., в __ пад.)
- На полуостров.. Индокитай (___скл., в __ пад.)
- Творцы новой жизн.. (___скл., в __ пад.)
- На побережь.. острова (___скл., в __ пад.)
- Президент республик.. (___скл., в __ пад.)
- Прийти в гости к Мари.. (___скл., в __ пад.)
- О гении.. русской литературы (___скл., в __ пад.)
36. Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор.
|
Пример выполнения.
На станциИ (на –ия); В тетрадИ (3 скл.); на яблонЕ (1 скл., в П. п.)
1. Находили в Ази..
2. Приблизились к деревн..
3. Понять на практик..
4. хвост у белк..
5. прочитать в книг..
6. о назначени.. поэта
7. находиться на поверхност..
8. о давнем приятел..
9. ветка яблон..
10. состав жидкост..
11. принести в стакан..
12. понятие о предмет..
13. привязал к веточк..
14. служил в гварди..
15. до последней копейк..
37. Прочитайте словосочетания. К прилагательным и причастиям задайте вопрос. Вставьте пропущенные буквы в окончании.
Образец выполнения: в сосновом (каком?) лесу
1. о добр..м (_______) человеке
2. с детск..м (_______)выражением
3. в летн..ю (_______)ночь
4. с дальн..го (_______) берега
5. с приехавш..ми (_______) из города одноклассниками
6. с цветущ..м (_______) лицом
7. засыпанн..я (_______) тропинка
8. высок..ми (_______) деревьями
9. над дремлющ..м (_______) озером
10. в треть..м (_______) ряду
11. девятилетн..ю (_______) девочку
12. по весенн..му (_______) небу
13. долг..ми (_______) ночами
14. в густеющ..м (_______) мраке
15. летуч..ю (_______) мышь
38. Прочитайте пары глаголов. Один из них относится к первому спряжению, другой – ко второму. Укажите спряжения глаголов.
1. Стрелять (__), строить (__);
2. волноваться(___); смотреть (___);
3. чинить (___); пробовать (___);
4. дышать (___); стелить (___);
5. заставлять (___); порубить (___);
6. выходить (___); погибнуть (___)
39. Вставьте пропущенные буквы. Укажите спряжение глагола.
1. Мама смотр..т (2 спр.) на меня из окна.
2. Мне хоч..тся (1 спр.) спать.
3. Охотники помн..т (___) тот случай.
4. Наши соседи каждую зиму стро..т снежную горку(___).
5. Мы ожида..м ответа (___).
|
6. По обеим сторонам дороги стел..тся поля (___).
7. Скоро приед..шь к нам в гости (___).
8. Ясно слыш..м (___) далекий раскат.
9. Экипаж тихо кат..тся (___) по дороге.
10. Но горизонте небо будто сход..тся (___)с землей.
11. В лощине видне..тся (___) соломенная крыша.
12. Листья трепещ..т (___) от легкого ветерка.
13. Высокий лес тян..тся (___) вдоль дороги.
14. Соли в нашей деревне не достан..шь (___).
15. Маляры третий день крас..т (___) полы в доме.
40. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы в окончаниях глаголов. Объясните свой выбор.
Образец выполнения: Он, не задумываясь, где попало руб И т лес. (Н. ф. – рубить, на -ить, 2 спр. – пишем И)
1. Сергей остан..тся у бабушки на все лето. (______ ______)
2. Их трудами корм..тся вся страна. (______ ______)
3. Станов..тся прохладнее. (______ ______)
4. Поезжай, куда хоч..шь. (______ ______)
5. Не перечисл..шь того, что дает нам лес. (______ ______)
6. Друзья на него обид..тся. (______ ______)
7. По степи разнос..тся печальная песня. (______ ______)
8. Друг непременно помож..т в беде. (______ ______)
9. Назад не ворот..шься. (______ ______)
10. Собака вот-вот кин..тся на чужую корову. (______ ______)
11. На него без слез не посмотр..шь. (______ ______)
12. Курица пряч..т своих птенцов. (______ ______)
13. Перепуганный малыш маш..т руками. (______ ______)
14. Состояние окружающей среды завис..т от каждого из нас. (___)
15. Закупоренная бутылка не тон..т в воде. (______ ______)
16. Табун топч..т траву. (______ ______)
41. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы в окончаниях слов.
1. Уч..шься точно и красиво говорить
2. В темной комнат..
3. Глаза, которые ясно вид..т.
4. Давай сдела..м вместе
5. Пришил к шапк..
6. Позвол..м небольшое отступление
7. Поспешил к горящ..му дому
8. Со сверкающ..ми глазами
9. Спал в колыбельк..
10. На улице легко дыш..тся
11. Приехал к дяд..
12. Люди брод..т по лесам
13. В новой тетрад..
14. Оказывающ..м благотворное влияние воздухом
15. В деревянной миск..
16. Они бор..тся за свои права
Подтвердите примерами из набора следующие утверждения:
А) В окончаниях имен существительных 3 склонения в форме предложного падежа пишется И, например: ______
Б) В окончаниях имен существительных 1 склонения в форме дательного падежа пишется Е, например: ______, ______
В) В окончаниях имен существительных 1 склонения в форме предложного падежа пишется Е, например: ______, ______, ________, _________.
Г) В мужском и среднем роде в творительном падеже единственного числа в прилагательных и причастиях пишется окончание -ым или -им (отвечает на вопрос каким?), например: ______.
Д) В личных окончаниях глаголов 1 спряжения пишется Е, например: ______.
Е) В личных окончаниях глаголов 2 спряжения пишется И, например: ______, ______, _______.
Ж) В личных окончаниях глаголов 2 спряжения во множественном числе 3 лица пишется А(Я), например: ______, ______.
З) В личных окончаниях глаголов 1 спряжения во множественном числе 3 лица пишется У(Ю), например: ______
42. Прочитайте задание. Выберите правильный вариант ответа.
1. Среди приведённых ниже выделенных слов есть слово, написание которого иллюстрирует правило орфографии: «В окончаниях имен существительных 3 склонения в родительном, дательном, предложном падеже пишется И». Найдите это слово. Запишите номер ответа.
1) нашли в усть.. (реки)
2) (росли) вдоль дорог..
3) (подарок) для матушк..
4) (лежал) на кроват..
5) (провел) по линейк..
2. Среди приведённых ниже выделенных слов есть слово, написание которого иллюстрирует правило орфографии: «В окончаниях имен существительных 1 склонения в родительном падеже пишется И». Найдите это слово. Запишите номер ответа.
1) вышли из деревн..
2) поехали на поезд..
3) рисовать в альбом..
4) центр спирал..
5) рассказано в повест..
3. Среди приведённых ниже выделенных слов есть слово, написание которого иллюстрирует правило орфографии: «В личных окончаниях глаголов 1 спряжения пишется Е». Найдите это слово. Запишите номер ответа.
1) дыш..т (все живое);
2) разнос..тся (звуки)
3) скач..т (конь)
4) (он) станов..тся
5) (сам) науч..шься
4. Среди приведённых ниже выделенных слов есть слово, написание которого иллюстрирует правило орфографии: «В окончаниях глаголов 2 спряжения в форме 3 лица множественного лица пишется А(Я)». Найдите это слово. Запишите номер ответа.
1) (скакуны) слав..тся
2) бормоч..т (дети)
3) (спортсмены) бор..тся
4) (усы) кол..тся
5 шепч..тся (травы)
5. Среди приведённых ниже выделенных слов есть слово, написание которого иллюстрирует правило орфографии: «В причастиях и прилагательных в форме мужского и среднего рода дательного падежа единственного числа в окончании пишется буква Е(О)» Найдите это слово. Запишите номер ответа.
1) к древн..му (обычаю);
2) с весенн..м (теплом)
3) к дальн..м (берегам)
4 ) оставш..мся (хлебом)
5) с лучш..ми (друзьями)