Северное Причерноморье как фронтир.




Сегодня Северное Причерноморье – это не только житница и популярное туристическое место, но и регион пересечение четырех государств – Румынии, Молдавии, Украины и России. В древности это была область без четких границ, но с активным взаимодействием варварских, кочевых и оседлых племен и народов в первую очередь с пришлыми греками. Отслеживание характера взаимодействия греков и варваров Северного Причерноморья 1 тыс. до н.э. является целью нашего доклада.

Для достижения этой цели необходимо поставить следующие задачи:

1. Выявить географические особенности Северного Причерноморья;

2. Обозначить основные аспекты греческой колонизации в Северном Причерноморье;

3. Рассмотреть варварские народы, населявшие данный регион в 1 тыс. до н.э.

Северное Причерноморье включает в себя широкую полосу степей и лесостепей северного побережья Черного и Азовского морей (примерно 200-250 км.), с запада граница проходит по Дунаю и Днестру, а с востока по рекам Дон, Кубань, северным отрогам Кавказского хребта. На протяжении античной и средневековой истории данный регион в силу особенностей рельефа (широкие равнины и степи с относительно теплым климатом) был главным «транзитным» коридором для разных кочевых народов.

Чем этот регион примечателен в хозяйственном плане? В морях водилось много рыбы ценных пород, «Богатая травой и хорошо орошаемая равнина» по словам Геродота была прекрасным местом для скотоводства, а вблизи крупных рек можно было заниматься привычным для греков земледелием. Береговая линия была сильно изрезана, с большим числом заливов и бухт, удобных для устройства гаваней и каботажного судоходства, что, как мы знаем, любили греки.

Колонизация Северного Причерноморья греками являлась часть Великой греческой колонизации. Колонизация заняла два века – с VII по VI в. до н.э. и проходила в несколько этапов и на нескольких направлениях:

1) Западное (Нижнее Побужье и Нижнее Приднепровье, Западный и Юго-Западный Крым)

2) Восточное (оба берега Керченского пролива, побережье Кавказа и Приазовья).

Напомним, что греческие полисы, возникшие на колонизированных землях, в экономическом и политическом отношении не зависели от своей метрополии. Взаимоотношения с метрополией были равноправны и осуществлялись на договорных началах. Относительно же осваиваемых территорий сущность греческой колонизации, несмотря на преимущественно мирный характер процесса, состояла в эксплуатации как природных ресурсов этих территорий, так и местного населения.

Появление большинства античных городов в Северном Причерноморье датируется VI в. до н. э. Заселялось не только морское побережье, но и берега лиманов, причем местами плотность расположения небольших поселений была довольно высокой. Иногда поселения находились в прямой видимости одно от другого. Выделяются три основных, района сосредоточения античных городов и поселений: район Боспора Киммерийского (Керченский и Таманский полуострова) с наиболее крупными городами Пантикапеем (Керчь), Феодосией, Фанагорией, Гермонассой, Горгиппией (Анапа); побережье Днепро—Бугского и Березанского лиманов с самым значительным центром Ольвией; район Западного Крыма с основным центром Херсонесом.

Формирование важных особенностей в жизни тех или иных греческих колоний обусловливалось в значительной степени присутствием местного населения. Уровень развития местных племен и характер их взаимоотношений с античными государствами способствовали появлению определенных отличий в истории, экономике и культуре последних. Это касается и северопричерноморских городов, которые были тесно связаны с окружавшими их племенами. Влияя на них, они одновременно испытывали и обратное влияние. От характера отношений с местными племенами в значительной мере зависели не только экономика и политика, но и само существование северопричерноморских городов. Все это наложило своеобразный отпечаток на историческое развитие и культуру античных городов Северного Причерноморья. В частности, нельзя представить Боспорское государство без его тесных взаимосвязей с племенами синдов, меотов, скифов и др. Эти связи хорошо прослеживаются на протяжении всей истории Боспора, но особенно усиливаются в первые столетия нашей эры.

В составе населения античных, особенно боспорских, городов с течением времени все больше возрастала прослойка местных элементов, которые играли все более заметную роль в их жизни. Вместе с тем происходила определенная эллинизация окружающих племен, ускорялся процесс их социально — экономического развития. В частности, в Боспорском государстве имел место довольно активный переход к оседлости местного кочевого скотоводческого населения.

Боспорское царство, упомянутое уже несколько раз, это античное государство на Керченском проливе, основанное около 480 г. до н.э., где постоянное местное население отсутствовало. Тавры жили в Крымских горах, в степях периодически кочевали скифы, в бассейне реки Кубань жили полукочевые меоты и земледельцы синды. Укрепленный акрополь возник не сразу, спустя несколько лет после основания полиса, из-за сильных пожаров в местности. К VI в. город Пантикапей с хорошей гаванью, быстро развивался и стал центром объединения в межполисный греческий союз по обе стороны от Керченского пролива.

По данным Диодора Сицилийского около 480 г. до н.э. в Пантикапее к власти пришла династия Археанактидов. Характер их правления не совсем ясен. Предполагалось, что династия стремилась возглавить широкий оборонительный союз – симмахию, в который входили все города по обоим берегам Керченского пролива. Или же власть Археанактидов была тиранической, и подчинялись ей лишь некоторые города Керченского пролива.

Через полвека к власти в Пантикапее пришла новая династия – Спартокидов, которые не были греческого происхождения. Они правили на Боспоре Киммерийском до 108 г. до н.э. Они объединили вокруг Пантикапея другие города и стали серьезной военно-экономической силой против персов, эллинов и варваров.

По данным реконструкции внешности, большинство боспорцев походили скорее на меотов, чем на греков. Греки-колонисты смешались с местным варварским населением, а крестьяне были почти полностью варварами.

Боспорское царство вело активную торговлю с метрополией и другими греческими колониями, и с варварами, в т.ч. со скифами. Любопытный факт, что скифы, захватывая население в ходе набегов, продавали рабов обратно в колонии. Боспорцы продавали вино, ремесленные изделия, рыбу, кожу и рабов, и их торговые суда доходили вплоть до Египта и Италии.

Боспорцы были, пожалуй, единственными на Северном Причерноморье, кто имел непосредственный контакт с Грецией. Обмен происходил не только товарный, но и культурный. Боспорцы были образованными и грамотными, почитали философию, театр и музыку. В Боспорское царство «гастролировали» актеры-греки, и, позднее, римляне-гладиаторы. Говорило население на «варваризированном» греческом языке, почитало греческих богов, но несколько иных: Вместо Зевса и Афины «любимчиками» боспорцев были Деметра (богиня земледелия и плодородия), Афродита (рожденная из моря), Геракл (по слухам, он бывал в Крыму). Столица Пантикапей особо почитала Аполлона Врача – на главной площади был возведен его храм.

Считающаяся в Греции безвкусием излишняя роскошь, в Боспорском царстве это почиталось, о чем свидетельствуют богатые гробницы как царей, так и знатных горожан.

Хотелось бы рассмотреть греческие полисы не только вдоль восточного побережья Черного моря, но и западного. Здесь мы осветим город Ольвия, один из самых северных и западных среди греческих полисов. Ольвия была заложена в VI в. до н.э., греки здесь потеснили скифов и киммерийцев. Однако, вскоре греки постепенно ассимилировались с местным населением, они начали говорить на смеси греческого и скифского и носить скифскую одежду.

Тем не менее, это была именно греческая колония, которая вела активную торговлю в том числе с местным населением, где строились храмы Зевсу и Аполлону, куда приезжал Геродот (поэтому его описание народов можно считать наиболее достоверным). Ольвия устояла под натиском Александра Македонского, не пропуская его дальше по побережью.

Интереснее с точки зрения фронтира греческая колония Херсонес. Основанный в 420-х гг. до н.э. Это была единственная дорийская колония, тогда как все рассмотренные нами ранее были милетскими. Это была очень крупная и богатая колония, построенная по типичному эллинистическому крепостному принципу. Херсонес принимал активное участие в общегреческих праздниках, спортивных состязаниях, вел активную внешнюю политику. А верховной покровительницей считалась богиня Дева, о которой мы поговорим позднее.

Херсонес вел постоянную войну, к IV в. до н.э. Херсонес поделил Крым с Боспорским царством. А на протяжении всего II в. до н.э. это была война со скифами. Противостояние было настолько мощным, что греки обращались за помощью к боспорским царям. В этом противостоянии скифы проиграли, но, немногим позднее, потерпел поражение и Херсонес, который с тех пор находился в постоянной зависимости от Боспорского царства.

Так, греческие полисы были достаточно разнообразны. Среди них были те, что вели достаточно мирную политику как с другими греческими полисами, так и с местным варварским населением. Однако, другие крупные и богатые полисы, как Херсонес и Пантикопей, были нацелены на завоевания и не стремились смешиваться с местными племенами. Тем не менее, основой взаимодействия греческих городов и иных территорий была торговля.

Территория Северного Причерноморья была заселена несколькими народами, среди которых следует выделить скифов, меотов, киммерийцев, тавров. Киммерийцы, занимавшие территорию от Крыма и Тамань до западного Предкавказья в 1 тыс. до н.э., практически не контактировали с греческим населением, а направили свою экспансию в Малую Азию. Они упоминаются во многих источниках, в т.ч. в «Одиссее» Гомера, но сведения о них тесно переплетены с мифологией, что в очередной раз свидетельствует об отсутствии тесного контакта двух народов. Киммерийцы были вытеснены скифами с приморской территории к VII в. до н.э.

Скифы были расселены от Алтая до Дуная, существовавшие с VIII в. до н.э. по III в. н.э. Они были воинственным ираноязычным полукочевым народом без собственной письменности, и включали в себя огромное множество племен. Нас же интересуют причерноморские скифы, область проживания которых в греческих источниках именуется Скифией. Следует различать Скифское государство и скифский народ, так как это не одно и то же. Скифия не была моноэтническим государственным образованием, а включала в себя более десятка народов, и лишь некоторые из них проживали на территории Северного Причерноморья. А именно: тавры в Крыму, агафирсы недалеко от Карпат, и несколько скифских племен, отличных по типу хозяйства.

В узком смысле древние греки Северное Причерноморье называли Великой Скифией. Действительно, если обратиться к карте, скифы занимали почти всю территорию данного региона за исключением западного предгорья. Скифы граничили с меотами, синдами, савроматами (которые уничтожили Большую Скифию, часть населения перешла за Дунай и создала Малую Скифию, а часть удержал Крым и Нижнее Поднепровье) и многими другими.

Скифия упоминается в трагедии Эсхила «Прометей прикованный», сочинении Геродота (с ссылкой на поэму «Аристей из Проконнеса»).

«Скифский фронтир», если мы можем об этом говорить, включал в себя не только вышеперечисленные племена и греков, но и множество народов Малой и Ближней Азии, куда скифы регулярно вторгались. Но, именно в области Северного Причерноморья, следует упомянуть Скифский поход Филиппа II Македонского в Малую Скифию (область от Истра до Дуная, т.е. западное побережье Черного моря). Да, это именно западное побережье Черного моря, а не Северное, однако, по мнению исследователей, столкновение в Малой Скифии стало предпосылкой для распада скифской державы и не пустило армию Филиппа II в Северное Причерноморье. Тем самым, не был создан новый фронтир.

Скифы торговали с рабовладельческими городами Северного Причерноморья скотом, хлебом, мехами и рабами и, благодаря этому тесному контакту, процесс классообразования в скифском обществе ускорился. Говоря об искусстве и культурном взаимодействии, скифы были самодостаточными и устойчивыми, поэтому греческие элементы встречаются крайне редко. Наоборот – греческие мастера V в. до н.э. по заказу скифских царей производят украшения с характерным скифо-сибирским звериным стилем. В Керчи были найдены греческие расписные сосуды и несколько костяных изделий в «зверином стиле». Греки преподносили в дар скифским вождям золотые бляшки и вино, чтобы добиться их расположением.

После распада Большой Скифии, столицей государства становится Неаполь Скифский (Семфирополь). На стенах города были обнаружены изображения всадника с надписями на греческом языке, рельефное изображение царя Тавроскифии Скилурка и его сына (при этом царе, греческий город Ольвия чеканил монеты с его изображением, что говорит о сильном влиянии скифов на греков).

Важнейшим археологическим памятником эпохи скифкого расцвета считается Толстая могила в Днепропетровской области. Среди артефактов, найденных в кургане, можно выделить золотая пектораль, железный меч с золотой рукоятью, другие виды оружия, украшенные «звериным стилем» и мифическими животными (грифонами).

Так, скифы оказали огромное влияние не только на современные им народы, но и на потомков, в том числе и славян. Скифское общество и культура доминировала над греческой и культурами других народов данного региона. Несмотря на воинственный характер скифского общества, крупных военных столкновений с греческими городами не было, взаимодействие происходило преимущественно на торговой основе. Скифы устраивали регулярные грабительские набеги на оседлые народы, и были, так сказать, повелителями данного региона.

Меотская культура была распространена на восточном и юго-восточном побережьях Азовского моря в 1 тыс. до н.э., а также на побережье Черного моря вплоть до Абхазии. Культура окончательно сформировалась к VIII в. до н.э. Меоты были преимущественно скотоводами, в некоторых районах применяли земледелие и рыболовство. Они имели ремесленное производство, металлургию, а их керамика пользовалась спросом у других оседлых и кочевых племен.

Меоты участвовали в торговле с античными купцами с одной стороны, и скифами с другой, они были неким посредником между двумя культурами. Влияние обеих культур прослеживается очень ярко. Помимо вышеупомянутых курганов, следует сказать о высоком уровне ремесла мастерства меотов, которые использовали греческие мотивы (сцена борьбы богов и гигантов на пластине ритона). Влияние скифов на меотов было сильным вкупе с греческим. Например – келермесские курганы в Адыгее, датируемые VII-VI вв. до н.э., долгое время считались раннескифскими с греческими элементами.

В состав меотской культуры входили такие племена, как синды, дандарии, досхи, тореаты, обидиакены, аррехи и, неосредственно, меоты. Больше всего сведений (как археологических, так и письменных) сохранилось о синдском племени.

Племя синдов располагалось от Таманского полуострова до современного Новороссийска. Судя до данным археологии и письменных источников (сведения о них сохранились у Псевдо-Скилака (VI в. до н. э.), Геродота (V в. до н.э.), Псевдо-Скимна и Страбона) – это было мирное племя, активно торговавшее с греческими городами и Урарту, а в погребениях были найдены этрусские терракотовые сосуды. Синды были наиболее эллинизированным племенем. Об этом свидетельствует заимствование у греков языка и письменности, имен, обычаев, состязаний, религиозных культов. Синды использовали греческие торговые и финансовые инструменты и носили греческие украшения. Первый известный письменной истории синдский царь был греком по происхождению.

Не стоит думать, что синды не имели своих воинов и ни с кем не воевали. Синды подвергались регулярным нападениям скифов (так называемые зимние военные походы V в. до н.э.). Некоторые элементы скифской культуры проникли в синдскую, но далеко не так, как греческие. Примерно в 480 г. до н.э. синды потеряли свою политическую независимость и вошли в состав Боспорского царства.

Последний из рассматриваемых нами народов – тавры. Это небольшой воинственный народ, населявшие в древности южное побережье Крыма в VI в. до н.э. до I в. н.э. Об их культуре известно мало, помимо того, что они часто конфликтовали с греческим приморским населением. Попавшее в рабство население тавры убивали и приносили в жертву своей богине плодородия Деве, а не продавали как скифы. Однако, по данным могильника Мал-Муз, тавры промышляли рыболовством, ремеслом, земледелием и скотоводством и ничего не указывало на их воинственный характер.

Найдены надписи, свидетельствующие о подчинении тавров, живших около Херсонеса во II в. до н.э., а в 1 в. н.э. многие окрестные племена боспорским царем Аспургом. Некоторые сведения античных авторов разрозненны. Но все они о воинственности тавров, их грабежей, пиратства, отрубали головы врагам и выставляли их на всеобщее обозрение.

От тавров жители Херсонеса восприняли культ богини Девы, но без жертвоприношения. Прослеживается контакт тавров с греками, документируемый находкой керамики в слоях V-IV вв. до н. э. Все это и отсутствие городищ в Предгорье, на границе тавров с крымской Скифией, говорит о дружественном характере отношений между двумя народами. Что противоречит свидетельствам греческих и римских авторов.

Тавров в разное время неудачно пытались покорить киммерийцы, Херсонес и Боспорское царство. На территории, заселенной таврами, долгое время не было греческих колоний. Когда же они появились, то и в VI-III вв. до н.э. отношения тавров и греков оставались достаточно мирными. Они имели общий некрополь в Херсонесе. Однако с расширением греческой экспансии в Крыму, тавры действительно стали совершать набеги на греческие поселения.

Начиная с I в. н.э. тавры стали испытывать значительное влияние скифов, их стали называть «тавроскифами». Скифы также испытали влияние культуры тавров, переняли у них знания горного дела и фортификации, поскольку те жили в горах и селились в пещерах. В конце III в. центр скифского государства переместился в Крым и начала происходить ассимиляция народов Крыма, в т.ч. и тавров со скифами. Впоследствии тавры и скифы совместно участвовали в войне с понтийским полководцем Диафантом. Как самостоятельный народ тавры перестали упоминаться с IV в. н.э.

Так, говоря о таврах, нельзя однозначно сказать о характере их взаимодействия с другими народами. В представлении античных авторов, это было военное противостояние, однако по данным археологии, тавры были достаточно мирным народом, которые обороняли свою территорию от захватчиков (киммерийцев, скифов, греков), не участвовали в торговле с греками (т.к. не было обнаружено греческих изделий в могильниках). Постепенная ассимиляция скифов и тавров привела к созданию нового народа – «скифотавров» или «тавроскифов».

Таким образом, рассматривая взаимодействие греков, скифов, меотов и тавров в Северном Причерноморье 1 тыс. до н.э., можно выделить доминирование скифов в социально-экономической и политической сфере. Но к концу рассматриваемого нами периода на политической арене остались Херсонес и Боспорское царство. Племена меотской культуры имели подчиняющееся положение, были легко восприимчивы к другим культурам, не являлись серьезной военной угрозой и в конечном итоге вошли в состав Боспорского царства. Тавры выходили на военный контакт только во время угрозы собственной безопасности, практические не взаимодействовали с греками и, в результате ассимиляции, слились со скифами. Ассимиляции подверглись многие варварские племена и часть греческих полисов. Частичное политическое заимствование, ускорение процесса классообразования у скифов и меотов на фоне торговли с греками.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: