Армяно-григорианская «церковь».




Кто такие армяне.

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к церковной истории и процитируем “Справочный, Богословский преимущественно Церковно-исторический словарь”, протоиерея Леонида Петрова, изданный в Санкт-Петербурге в 1889 г.

“АРМЯНЕ – потомки Фогармы, внука Иафета, называют себя Хайками, по имени Хайки, выходца из Вавилона за 2350 лет до Рождества Христова.
Из Армении они впоследствии рассеялись по всем областям Греческой Империи и, по свойственному им духу предприимчивости, сделались членами Европейских обществ, сохранивши, однако же, свой наружный тип, нравы и религию.
Христианство, принесенное в Армению Апостолами Фомою, Фаддеем, Иудою Иаковлевым и Симоном Кананитом, утверждено в IV веке Святым Григорием “Просветителем”. Во время IV-го Вселенского Собора Армяне отделились от Греческой Церкви и, вследствие национальной вражды с Греками, настолько отделились от них, что бывшия в XII веке попытки к соединению их с Греческой Церковью, остались безуспешны. Но в то же время, многие Армяне под именем Армяно-Католиков подчинились Риму.
Число всех Армян простирается до 5 миллионов. Из них до 100 тысяч Армяно-Католиков.
Глава Армяно-Григориан носит титул Католикоса, утверждается в своем сане Российским Императором и имеет кафедру в Эчмиадзине.
Армяно-Католики имеют своих Архиепископов, которых поставляет Римский Папа”.

Навечно отвергнутые?

Словом, если говорить честно и прямо, то так называемая Армянская “апостольская церковь” и ее современные последователи не признают Догматы Православной Веры «О двух естествах во едином лице Господа нашего Иисуса Христа» IV Вселенского Халкидонского Собора. Не признают они и догмата «О двух волях и действиях в Господе нашем Иисусе Христе», утвержденного VI Вселенским Константинопольским Собором.

Напомним, что Святые Отцы на VI Вселенском Соборе многократно осудили основные искажения догматов Вселенского Православия, которые допустили армяне и прочие монофизиты. О том ясно сказано в 32, 33, 56, 81, 95 и 99 правилах Святого VI Вселенского Собора Константинопольского, бывшего в г. Трулле. Вот эти суждения.

32 правило гласит:

“До сведения нашего дошло, что в Армянской стране совершающие Безкровную Жертву приносят на Святой Трапезе одно вино, не растворяя оного водою, приводя в свое оправдание учителя Церкви Иоанна Златоуста, который в толковании на Евангелие от Матфея глаголет сие: “Чего ради не воду пил воскресший Господь, но вино? Для того, да с корнем исторгнет иную нечестивую ересь. Ибо как суть некие, употребляющие в Таинстве воду, того ради указует, что вино употребил и тогда, когда Таинство преподавал, и по Воскресении, когда предлагал простую трапезу, без Таинства, и, указуя на сие, глаголет: от плода лознаго (Мф. Гл. 26, ст. 29), лоза же виноградная – вино, а не воду производит”. Из сего выводят, якобы сей учитель отвергает присоединение воды во Святом Жертвоприношении. Того ради, дабы таковые не были отныне одержимы неведением, мы открываем православное разумение сего Отца. Поскольку существовала древняя злая ересь гидропарастатов, то есть водоприносителей, которые в своем жертвоприношении, вместо вина, употребляли единую (одну только) воду, то сей богоносный муж, опровергая беззаконное учение таковой ереси и показуя, что они идут против Апостольского предания, употребил вышеприведенные слова. Ибо и он своей Церкви, над коею вверено было ему пастырское правление, передал присоединять к вину воду, когда надлежит совершать Бескровную Жертву, указуя на соединение крови и воды, из пречистого ребра Искупителя нашего и Спасителя Христа Бога истекшее, к ожитворению всего мира и ко искуплению от грехов. И во всех Церквах, где сияли духовные светила, сей Богопреданный чин сохраняется. Поскольку и Иаков, Христа Бога нашего по плоти брат, коему первому вверен престол Иерусалимской Церкви, и Василий, Кесарийской Церкви Архиепископ, коего слава протекла (разнеслась) по всей вселенной, письменно передав нам таинственное священнодействие, положили в Божественной Литургии из воды и вина составлять Святую Чашу. И в Карфагене собравшиеся преподобные Отцы сие (такие же) точно слова изрекли: да не приносится во Святом Таинстве ничто более, только Тело и Кровь Господня, как и Сам Господь предал (заповедал), то есть хлеб и вино, водою растворенное. Если же кто, епископ или пресвитер, творит не по преданному от Апостолов чину, и воду с вином не соединяя, сим образом приносит Пречистую Жертву, да будет извержен, как несовершенно Таинство возвещающий и преданное нововведением повреждающий”.

Следующее правило Святого Собора осуждает иные нововведения Армянской «церкви” какие, вопреки постановлениям, армяне продолжают сохранять до сих пор.

33 правило гласит:

“Поскольку мы уведали, что в Армянской стране приемлются в клир только те, кои суть из священнического рода, в чем иудейским обычаям последуют так творить предприемлющие; некоторые же из таковых, и не получив церковнослужительского пострижения, поставляются священно певцами и чтецами Божественного храма, то полагаем, да не будет отныне позволено желающим возвести некоторых в клир впредь взирать на род производимого, но испытывая, достойны ли они, по изображенным в священных правилах определениям, быть сопричисленными к клиру, да производят их в служителей Церкви, хотя бы они происходили от посвященных предков, хотя бы нет. Также никому да не будет позволено с амвона возглашать Божественные словеса народу, по чину сопричтенных к клиру, разве кто будет удостоен посвящения с пострижением и получит благословение от своего пастыря, согласно с правилами. Если же кто усмотрен будет творящим вопреки предписанному, да будет отлучен”.
Собор высказался также о нарушении Армянской «церковью” постов.

56 правило VI Вселенского Собора гласит:

“Узнали мы также, что в Армянской стране и в иных местах в субботы и воскресные дни Святой Четыредесятницы едят некоторые сыр и яйца. Того ради за благо признано и сие, да Церковь Божия, по всей вселенной следуя единому чину, совершает пост и воздерживается, как от всякого закалаемого, так же от яиц и сыра, которые суть плод и произведение того, от чего воздерживаемся. Если же сего не будут соблюдать, то клирики да будут извержены, а миряне да будут отлучены”.
Нарушение эти происходят и теперь, поэтому все священство армянское само себя низвергло и отлучило от благодати. Кроме того, известно, что армяне-монофизиты дерзнули внести и еретические дополнения к Трисвятой песни добавить, как и мерзкие Богу латиняне к “Символу Веры”, еретическое прибавление.

81 правило гласит:

“Поскольку мы узнали, что в неких странах в Трисвятой песни после слов: “Святый Безсмертный”, — в качестве дополнения возглашают: “Распныйся за ны, помилуй нас”, но сие древними святыми Отцами, как чуждое благочестия, от сей песни отринуто вместе с беззаконным еретиком, нововводителем сих слов, то и мы, прежде благочестно постановленное святыми Отцами нашими утверждая, по настоящем определении таковое слово в Церкви приемлющих или иным каким-либо образом к Трисвятой песни примешивающих анафематствуем. И если нарушитель постановленного – священного чина, то повелеваем обнажать его от священнического достоинства, если же мирянин или монах, то отлучать от общения церковного”.

В описании присоединения к Православию спасаемых еретиков сказано, как и кого из них принимать обратно в лоно истиной Церкви Христовой. Сказано и об армянах.

95 правило Святого VI Вселенского Собора гласит:

“…Несториане же должны творить рукописания и предавать анафеме ересь свою, и Нестория, и Евтихия, и Диоскора, и Севира, и прочих начальников таковых ересей и их единомышленников, и все вышепоказанные ереси; и потом да приемлют Святое Причащение”.
Сурово обличается Вселенским Константинопольским Собором и языческие традиции Армянской «церкви”, существующие до сих пор и широко практикующиеся как среди священства, так и среди мирян. Одна из таких языческих традиций касается жертвоприношения животных и разделения жертвы внутри храма.

99 правило того же Собора гласит:

“В Арменской стране, как мы уведали, бывает и сие, что некоторые, сварив части мяса внутри священных алтарей, приносят участки и разделяют священникам, по иудейскому обычаю. Посему, соблюдая чистоту Церкви, определяем: да не будет позволено никому из священников отделенные части мяса от приносящих принимать, но тем да довольствуются они, что восхощет дать приносящий, — и таковое приношение, да бывает вне церкви. Если же кто не так сие творит, да будет отлучен”.

Есть и другие канонические искажения, о которых вы прочтете далее, в приложении “Восточные “церкви”, отпавшие от союза с Православною Церковью во время Вселенских Соборов”.

Разве всего вышесказанного недостаточно, чтобы Русской Православной Церкви не признавать Армянскую “церковь” не только сестрой, но и Церковью как таковой? Вспомним, что говорит нам о таких отступниках 7 правило III Вселенского Собора:

“…да не будет позволено никому произносить или писать, или слагать иную веру, кроме определенной от святых Отцов, в Никее граде со Святым Духом собравшихся. А какие дерзнут слагать иную веру, или представлять, или предлагать хотящим обратиться к познанию истины, или от язычества, или от иудейства, или от какой бы то ни было ереси, таковые, если они – епископы или принадлежат к клиру, да будут чужды, епископы – епископства и клирики – клира; если же миряне, да будут преданы анафеме. Равным образом, если епископы или клирики, или миряне явятся мудрствующими или учащими тому, что содержится в представленном…или скверным и развращенным Несториевым догматам, которые при сем и приложены, — да подлежат решению сего святого Собора, то есть епископ да будет чужд епископства и да будет низложен; клирик, подобно, да будет извержен из клира; если же мирянин, да будут предан анафеме, как сказано”.

Уже только по одному этому правилу нельзя к монофизитской Армянской “церкви” обращаться со словами “Церковь Апостольская”. Разве не сказано в Святом Писании ясно, что еретики есть враги Церкви Христовой? Вспомним, что в 1 и 2 правилах VI Вселенского Собора сказано:

“Отметаем и анафематствуем всех, которых они (Святые отцы Пяти Вселенских Соборов – здесь и далее прим. автора) отметали и анафематствовали, как врагов истины, вотще скрежетавших на Бога и усиливавших неправду на высоты вознести. Если же кто-либо из всех не содержит и не приемлет вышереченных догматов благочестия, и не так мыслит и проповедует, но покушается идти против оных, тот да будет анафема…”

В правилах VI Вселенского Собора также сказано:

“…Никому да не будет позволено вышеозначенные правила изменять или отменять, или, кроме предложенных правил, принимать другие, с подложными надписаниями, составленными некими людьми, дерзнувшими кормчемствовати (продавать, портить) истиною. Если же кто обличен будет, яко некое правило из вышереченных покусился изменить или превратить (извратить, ниспровергнуть), таковой будет повинен против того правила понести епитимию, каковую оно определяет, и чрез оное врачуем будет от того, в чем преткнулся”.

Еще раз напомню, что утверждено Святыми Отцами в 7 правиле III Вселенского Собора:

“…да не будет позволено никому произносить или писать, или слагать иную веру, кроме определенной от святых Отцов, в Никее граде со Святым Духом собравшихся. А какие дерзнут слагать иную веру, или представлять, или предлагать хотящим обратиться к познанию истины, или от язычества, или от иудейства, или от какой бы то ни было ереси, таковые, если они – епископы или принадлежат к клиру, да будут чужды, епископы – епископства и клирики – клира; если же миряне, да будут преданы Анафеме…”

Не враги и не братья.

В заключение следует непременно сказать, что православные христиане не причисляют себя к врагам Армянского народа, не питают к нему ненависть или презрение, как того заслуживают иные, хулящие Сына Божия народы. Да, Армянская “церковь” нам не сестра, ибо впала в ересь всем священством и клиром, но народ Армении и после этого нам православным не враг от того, что его “иерархи” не желают более 16 веков (!) принимать Истину и всю полноту Вселенского Православия.
Необходимо отвергать любые обвинения в недружелюбии к армянам, на которые тщетно подвигают нас общие недруги. Надо признать и нелицеприятно говорить вслух, что к так называемой Армянской «церкви” действительны и теперь все анафемы, какие были провозглашены на Вселенских и Поместных соборах. Но и тогда путь спасения каждого армянина остается открытым. Народ этот, столь много испытавший в своей истории, так щедро освященный и просвещенный Святыми Апостолами еще способен, по милости Божией, прозреть и вернуться в лоно Православия.
Вместе с тем, мы не можем называть или почитать армян – последователей монофизитской ереси — своими братьями во Христе. Не можем именовать их Православными Христианами да и Христианами вообще, по причине гордого и пока еще нераскаянного уклонения Армянской «церкви» и народа в ересь монофизитства.
Не только армяне впали, будучи христианами со времен Апостольского служения, в ересь. Многие иные части тела Вселенской Церкви сами себя отсекли от спасения и вечной жизни. Перед вами отрывок из книги известного до бунта 1917 года протоиерея Петра Смирнова «История Христианской Православной Церкви», изданной в Петрограде, в1916 год. Но прежде еще раз внимательно прочтем о том, как пала некогда христианская Церковь Армении и в чем она расходится с Вселенской Православной Церковью.

«Восточные «Церкви», отпавшие от союза с Православною Церковью
во время Вселенских Соборов.

В определениях и постановлениях Вселенских Соборов послушные чада Церкви на все времена получили образцы истинного учения и исповедания Веры. Но некоторые из «христианских» обществ, и даже частные «церкви», увлекаемые примером своих предстоятелей, остались при своих недоумениях относительно определенных на Соборах истин Веры, и до сих пор пребывают вне союза с Вселенскою Церковью.

Наиболее известные из них:

Армяно-григорианская «церковь».

В половине V века армяне терпели бедствия от персов, и сам католикос (первенствующий епископ) их был замучен в 451 году в плену. По причине этих бедствий, ни католикос, ни другие влиятельные «епископы» Армянской церкви не могли прибыть на IV Вселенский Собор; между тем, до армян стали доходить ложные слухи, будто на этом Соборе был оправдан еретик Несторий. Недоумения с течением времени усиливались, и, наконец, в конце V века, на одном армянском соборе (491 года), были признаны обязательными определения только первых III Вселенских Соборов и намеренно умолчано о IV; а в VIII веке (726 год) армянские «епископы» уже прямо отвергли IV Вселенский Собор.
При последующих сношениях армян с греками (особенно благодаря просвещенному армянскому епископу XII века Нарзесу, прозванному благодатным или благословенным) разъяснилось, что, отвергая этот Собор, они никак не желают участвовать в монофизитской ереси и согласны с учением Православной Церкви о соединении двух естеств в едином лице Богочеловека Иисуса Христа.
Однако же, единения между Церквами и до сих пор не последовало. Оставаясь единомысленною с Православною Церковью в главных догматах Веры, армяно-григорианская «церковь» имеет следующие разности, относящиеся к обрядам. Некоторые из нововведений были анафематствованы 32, 33, 56, 81 и 99 правилами Святого VI Вселенского Собора Константинопольского, бывшего в Трулле:

1) к Трисвятой песне, относимой армянами только к одному Второму Лицу Пресвятой Троицы, присоединяются слова: «распныйся за ны» (81 правило),
2) для Таинства Причащения ими употребляются опресноки, вместо квасного хлеба, и вино, не соединенное с водою (32 правило),
3) в Миропомазании употребляется так называемое сесамское масло (добывается из масляничного растения, называемого кунжутом),
4) праздник Рождества Христова армянами совершается 6 января (с. ст. – прим. автора), в один день с праздником Крещения Господня,
5) следуя иудейскому обычаю, в клир армянами приемлются лица только из священнического рода, из которых некоторые без церковнослужительского пострижения поставляются в чтецы и певцы (33 правило),
6) в субботы и воскресные дни Святой Четыредесятницы армяне едят сыр и яйца (56 правило),
7) некоторые из армян, сварив части мяса внутри священных алтарей, приносят части и разделяют священникам, по иудейскому обычаю (99 правило)».

А теперь о других, анафематствованных общинах, которые и теперь дерзают называть себя «церквами».

«Общество несториан.

Иначе называются «халдейскими христианами». Они живут в горах Курдистана, в долинах Тигра и Евфрата и отчасти в Сирии. В половине XVI столетия несториане появились в Индии на Малабарском берегу, под именем христиан Святого Фомы.
В первое время отпадения от Церкви несториане отличались ученостью, но затем просвещение у них стало приходить в упадок. В настоящее время умение читать богослужебные книги считается у них признаком высокого образования, и оно держится только в духовенстве, передаваясь, вместе с знанием, от отца к сыну, как бы в наследство. Нечто заимствовано несторианами у евреев: обряды очищения после прикосновения к умершим, празднование воскресного дня подобно тому, как еврей празднует субботу. К особенностям несторианства относится также непочитание икон.
В конце минувшего XIX века часть Урмийских несториан (Северная Персия), во главе с епископом Мар-Ионою, воссоединилась с Православною Русскою Церковью. Для духовного просвещения Урмийских «христиан» и помощи им, в Урмии открыта Русская Православная миссия.

Иаковиты.

Так называются некоторые «христиане», живущие в Сирии, Месопотамии и других странах Востока. Они держатся монофизитской ереси и получили свое название от одного из сирийских епископов, Иакова Барадея, жившего в VI веке.
Во главе этого общества стоит «патриарх», коорый обязательно носит имя Игнатия, как «преемник» Святого Игнатия Богоносца.
В «богослужениях и церковных обычаях» они ближе к Православной Церкви, чем несториане.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: