Понятие и признаки международного преступления.




Борьба с преступностью относится к внутренней компетенции государства, и ведется она прежде всего на основе национального законодательства. Процесс глобализации качественно изменил характер преступности, которая все чаще связана с нарушением законов более чем одной страны. Для описания подобных случаев криминологами введен термин «транснациональная преступность». Это правонарушения, которые представляют угрозу не только безопасности отдельного государства, но всего международного сообщества, борьба с которыми требует совместных усилий и сотрудничества многих государств.

В специальной литературе и международных документах используются различные подходы к определению данной категории преступлений.

Анализ юридической литературы и международных документов показал, что термин «транснациональная преступность» используется для обозначения родового понятия международной преступности и преступлений международного характера. Как равнозначные зачастую используются термины «международный» и «транснациональный» в различных международных документах (резолюциях, рекомендациях, обращениях и т.п.). Примерно одинаковое значение закреплено за названными терминами и в общеупотребительном смысле[30].

Преступление в международном уголовном праве - это «нарушающее мировой правопорядок, виновно совершенное лицом деяние, противоправность которого и ответственность за которое установлены в международном уголовном праве»[31], хотя признается, что четкого криминологического и юридического определения транснационального преступления до сих пор еще не выработано[32].

В структуре транснациональной преступности также выделяют три элемента: международные преступления, преступления международного характера и преступления, связанные с иностранцами и против них.

Так, В.А. Номоконов к международной преступности относит преступления с «иностранным элементом». По его мнению, это обычные общеуголовные преступления, имеющие существенную особенность, - иностранный элемент. Подобные преступления либо совершают иностранцы, либо посягательства направлены на них самих или связаны с перемещением товаров, предметов, людей через государственные границы и т.п.[33]

Согласно п. 2 ст. 3 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности, принятой резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 2000 г., преступление носит транснациональный характер, если оно совершено:

a) более чем в одном государстве;

b) в одном государстве, но существенная часть его подготовки, планирования, руководства или контроля имеет место в другом государстве;

c) в одном государстве, но при участии организованной преступной группы, которая осуществляет преступную деятельность более чем в одном государстве;

d) в одном государстве, но его существенные последствия имеют место в другом государстве.

В составе транснационального преступления признаками иностранного элемента могут выступать: субъект (соучастники - граждане разных стран), последствия (ущерб причиняется потерпевшему - иностранному гражданину), деяние и т.д.

Так, транснациональный характер организованных преступных групп обусловливается следующими характеристиками:

- осуществление преступной деятельности, выходящей за пределы национальных границ;

- перемещение из одной страны в другую самой группы, а также товаров, предметов преступления, материальных ценностей;

- создание разветвленной организационной структуры на территории нескольких стран;

- наличие устойчивых каналов сбыта преступных доходов, имущества и т.п.;

- вхождение в состав группы иностранных граждан и лиц без гражданства.

Вместе с тем в этих определениях не отражается международный характер посягательства, который выражается в причинении ущерба (угрозе) международным (межгосударственным) отношениям, экономической безопасности международного сообщества. Так, существует мнение, что последствия транснациональных преступлений обязательно должны проявляться за пределами территории государств, где они были совершены[34]. Думается, что уже создание угрозы в результате совершения преступлений сопредельному государству, а тем более сообществу в целом, будет иметь международное значение, например, незаконный оборот оружия, осуществляемый в Китае или Украине, угрожает безопасности сопредельных и иных зарубежных стран.

По нашему мнению, « иностранный элемент» - это не признак преступления, а принцип действия уголовного закона. В России это статья 12 Уголовного кодекса.

По нашему мнению, « иностранный элемент» - это не признак преступления, а принцип действия уголовного закона. В России это статья 12 Уголовного кодекса.

Поэтому исходя из текста ст. 15 «Юрисдикция» Нью-Йоркской конвенции 2000 г. можно сделать вывод, что деяние может иметь транснациональный характер, во-первых, в силу юрисдикции, т.н. «иностранного элемента», когда ущерб причиняется правосудию (принципу неотвратимости ответственности), а во-вторых, в связи с тем, что оно нарушило охраняемый международным правом (соглашение) позитивный правопорядок (например, наркобезопасность). Как видно, это могут быть совершенно различные преступления. Иностранный элемент может быть присущ всем видам преступлений, но транснациональная юрисдикционная сила (рассмотрение деяния с точки зрения указанной Конвенции) возникает лишь тогда, когда такое деяние признается «серьезным»[35]. Это формальный признак преступления, и каждое «серьезное» преступление при наличии иностранного элемента - трансгранично. Поэтому если за совершенное преступление предусмотрено наказание в виде лишения свободы менее четырех лет или менее строгая мера наказания, то даже при наличии признаков иностранного элемента такое деяние транснациональным признано быть не может. Международный характер правонарушение, бороться с которым государства договорились в международно-правовом документе, при таких же обстоятельствах терять не будет.

Преступления международного характера относятся к разряду тяжких, одновременно посягают на международный и национальный правопорядок, права и свободы человека, на мирное сотрудничество государств в области экономики, культуры, торговли и представляют общественную опасность для многих государств. Главная опасность этих преступлений не столько в содержании преступных деяний, сколько в их международной распространенности.

Общим системообразующим признаком преступлений, относящихся к международной преступности, является то, что они признаны преступными не только на национальном, но и на международном уровне и являются опасными как для отдельного государства, так и для всего мирового сообщества. Поэтому одним из критериев отнесения транснациональных преступлений к категории преступлений международного характера является принятие соответствующих международных конвенций, в которых отмечается опасность для международного правопорядка таких деяний, даются рекомендации о том, какие меры необходимо принимать государствам-подписантам для их пресечения и предотвращения.

Преступления международного характера наносят значительный ущерб международному правопорядку и в конечном счете касаются интересов всех или многих стран.

Таким образом, преступления международного характера - сложные противоправные общественно опасные деяния, предусмотренные международными соглашениями и национальными уголовными законодательствами государств. Это преступные действия, посягающие на международный и национально-государственный правопорядок и наносящие ущерб государствам, между народным организациям и их должностным лицам, физическим и юридическим лицам, их собственности, жизни, достоинству и другим человеческим ценностям, правам и свободам.

А.В. Наумов, например, не относит такие преступления, как контрабанда и незаконное радиовещание, к транснациональным преступлениям, т.к. в отношении них «нет соответствующих международно-правовых конвенций уголовно-правового характера о борьбе с этими преступлениями»[36].

Кроме того, отмечается, что наличие конвенций по борьбе с названными деяниями не превращает их автоматически в преступления международного характера, поскольку они не посягают на отношения сотрудничества между государствами, не затрагивают существенные интересы большинства государств и не имеют международного характера, и относятся эти деяния к общеуголовным транснациональным преступлениям, затрагивающим интересы нескольких государств[37], при условии, что они совершены на территории двух или более государств либо в отношении граждан, юридических лиц иностранных государств, либо иностранными гражданами или с их участием. Иными словами, речь идет о преступлениях, в которых имеется «иностранный элемент».

По мнению Ю.С. Ромашева, «определение преступлений международного характера должно включать в себя, прежде всего, указание на правовые нормы, в которых группа общественно опасных деяний находит свое закрепление (выражение) в качестве преступлений, а также указание на существенные свойства этих преступлений. Наиболее распространено мнение, согласно которому к преступлениям международного характера относят деяния, признанные преступными, с помощью универсальных международных договоров»[38].

Думается, что отнесение преступлений к той или иной группе не всегда зависит от правовой формы, например, если правонарушение сформулировано в нормах jus cogens, в правовых обычаях, наконец, в резолюциях международных организаций, например, Соглашения о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность (далее по тексту - TRIPS или ТРИПС) и Рекомендаций Европейского Союза, которые не носят обязательный характер. То есть преступление может приобретать международный (транснациональный) характер вне зависимости от того, был ли заключен соответствующий международный договор или нет.

Территория - не основной признак транснационального преступления. Главный признак - это международная озабоченность нарушениями соответствующих отношений, т.е. объект преступного посягательства. А форма закрепления признаков транснациональности вторична от озабоченности принятия совместных мер противодействия преступности.

Существенное свойство, характеризующее транснациональные преступления, - это повышенная общественная опасность - важнейший социальный (материальный) признак преступлений, определяемый прежде всего объектом преступления, т.е. содержанием тех общественных отношений, социальных интересов, которым причиняется ущерб. Поэтому транснациональные преступления - это в первую очередь такие преступления, совершение или угроза совершения которых вызывает озабоченность нескольких государств (всего сообщества) и, второе, признаки которых, а также меры противодействия закреплены или требуют своего закрепления в международном соглашении.

Если сравнивать понятие преступления по УК РФ и международному праву, то такие признаки транснационального преступления, как противоправность и наказуемость, вытекают из международных обязательств и содержатся в текстах международных соглашений и иных нормах международного права.

Итак, международный характер преступления приобретают только тогда, когда государства заявили о своем желании сотрудничать в борьбе с ними, заключили при этом договор, где указали на те признаки состава, которые необходимо гармонизовать в национальном уголовном законодательстве. Мировое сообщество должно выразить озабоченность уровнем данного вида преступлений в каждом конкретном государстве - участнике соглашения, т.к. последствия деяния, приобретающего широкие масштабы, уже не являются делом исключительно одного государства.

Такие обстоятельства, как глубокая обеспокоенность, предопределяют заинтересованность многих государств в совместном поиске наиболее действенных путей и средств решения проблем борьбы с преступностью.

Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями, имеющими международное значение, сопряжено с объективными трудностями, связанными с ограничением возможности национальной судебной юрисдикции, отсутствием правоохранительных средств в обнаружении и расследовании этих преступлений. Государства в совместной деятельности, наряду с конкретными индивидуальными решениями по вопросам оказания правовой помощи, разрабатывают двусторонние и многосторонние конвенции, ориентированные на регламентацию возникающих в практике межгосударственного сотрудничества вопросов квалификации преступлений, которые затрагивают интересы многих государств и несут международную общественную опасность. Важное место в подобных конвенциях занимают положения, содержащие нормативное определение состава преступления в качестве общего стандарта, согласованного государствами и предназначенного для применения в национальном уголовном законодательстве. Государства - участники конвенций принимают на себя обязательства обеспечить такое соответствие международной и национальной регламентации, которое гарантировало бы законодательную квалификацию преступления международного характера как уголовно наказуемого деяния. В связи с этим все больше повышается значение положений международно-правовых конвенций, в которых указывается о принятии необходимых мер, направленных на совершенствование национального уголовного законодательства в борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера, если оно не отражает предписаний этих конвенций.

Как известно, в отечественном уголовном законодательстве формой преступления как социального явления выступает форма преступного поведения: действие или бездействие, а формой преступления как правового явления - состав преступления, представляющий собой совокупность установленных уголовным законом признаков, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как преступление. Состав преступления служит той моделью, которая позволяет определять поведение лица, совершившего общественно опасное посягательство, как преступление.

Аналогичным образом признаки преступлений, нашедшие отражение в международно-правовых нормах, также должны быть представлены в виде состава транснационального преступления.

Ю.С. Ромашев в данном случае предлагает использовать термин международно-правовой состав преступления, «представляющий собой систему признаков, нашедших свое отражение в международном праве, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как преступление»[39].

Признаки преступлений, нашедшие отражение в международно-правовых нормах, конструктивно должны быть представлены в виде состава транснационального преступления, т.е. необходимо определить концептуальную модель признаков транснационального преступления[40].

Включение признаков составов международных преступлений в составы преступлений, предусмотренные УК РФ, расширяет возможности компетентных органов по борьбе с данными видами преступлений в рамках международного сотрудничества. От этого зависит эффективность сотрудничества государств в данной области, в частности, выполнение такого важного принципа, как неотвратимость наказания преступников. Это и является одной из целей теории уголовного права - выявить признаки транснациональности преступлений в целях более эффективного противодействия с использованием международных и национальных организационно-правовых механизмов.

Итак, рассмотрение понятия и признаков транснационального преступления позволяет сделать вывод, что отождествлять понятия «транснациональное» преступление и преступление «международного характера» нельзя, т.к. первое отражает процессуальную (юрисдикционную) сущность деяния, а второе - его материальную сторону, значимость объекта международно-правовой охраны. Справедливости ради стоит заметить, что в тексте указанной конвенции упоминается не только о первой группе преступлений (ст. 15), но и о преступлениях международного характера - ст. 6 «Отмывание доходов от преступлений», ст. 8 «Коррупция» и ст. 23 «Воспрепятствование осуществлению правосудия».

Признаками же транснационального преступления международного характера являются: а) общественная опасность, выражающаяся в причинении ущерба (создании его угрозы) международным отношениям; б) противоправность, состоящая в том, что субъекты международного права (государства или международные организации) закрепили (признали) соответствующий запрет в международно-правовой норме (принципе).

Первая группа представлена преступлением, подрывающим основы нормальных международных отношений, - международным терроризмом. В период с 1963 по 2005 г. мировым сообществом под эгидой ООН разработано 13 контртеррористических документов, которые регламентируют борьбу с терроризмом. Анализ их содержания позволяет нам рассматривать терроризм как комплексное явление, включающее в себя множество видов:

- незаконный захват воздушных судов и другие незаконные акты против безопасности гражданской авиации;

- преступления против лиц, пользующихся международной защитой;

- захват заложников;

- хищение ядерного материала;

- морской терроризм;

- бомбовый терроризм;

- финансирование международного терроризма;

- ядерный терроризм.

Вторая группа - преступления, наносящие ущерб экономическому, социальному и культурному развитию государств:

- фальшивомонетничество;

- незаконные операции с наркотическими средствами и психотропными веществами;

- незаконные финансовые операции, включающие подделку ценных бумаг и легализацию преступных доходов;

- компьютерные преступления и др.

Третья группа - посягательства на личные права и свободу человека:

- рабство, работорговля и другие формы торговли людьми;

- сексуальная эксплуатация женщин и детей;

- торговля человеческими органами для пересадки и др.

Четвертая группа - преступления, совершаемые на море, и в первую очередь пиратство (морской разбой).

Такая классификация преступлений международного характера позволяет определить формы и способы противодействия правоохранительных органов международной преступности на основе имеющейся международно-правовой базы. Рассмотрим некоторые виды преступлений международного характера и проблемы, которые осложняют борьбу с ними.

Наибольшую опасность для современного мира представляет международный терроризм. Подходы государств к разрешению проблемы терроризма в XX в. значительно отличались. Это во многом было связано с различной трактовкой понятия «международный терроризм», которая корнями уходит в эпоху противостояния двух военно-политических блоков. В последние годы произошло сближение позиций государств Запада и бывших социалистических государств по отношению к терроризму. Причины этого кроются не столько во внутренних изменениях в постсоциалистических государствах, сколько в том, что международный терроризм создал реальную угрозу существованию государств и стал наносить существенный урон человечеству как единому социальному организму. Однако и сегодня интересы влиятельных игроков на международной арене не позволяют выработать единое определение терроризма.

В августе 2000 г. Генеральная Ассамблея ООН рассмотрела представленный Индией «Проект всеобъемлющей конвенции по международному терроризму»[41]. Проект не был принят, и одной из причин этого вновь явилось отсутствие единого подхода по определению международного терроризма.

Трагические события сентября 2001 г. в США подтвердили необходимость совершенствования международно-правовой нормативной базы борьбы с терроризмом. Советом Безопасности ООН в короткий срок были приняты резолюции по борьбе с терроризмом, в том числе по пресечению финансовой поддержки террористической деятельности[42]. Совет Безопасности ООН создал Контртеррористический комитет, который стал координатором антитеррористической деятельности в мире. В октябре 2004 г. Советом Безопасности ООН была принята Резолюция 1566, которая поставила задачу по принятию проектов всеобъемлющей конвенции о международном терроризме и международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма[43]. Уже в апреле 2005 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Международную конвенцию о борьбе с актами ядерного терроризма, подготовленную на основе российского проекта 1997 г.[44]. Всеобъемлющая конвенция пока еще не принята. И это серьезный пробел в международно-правовой регламентации борьбы с международным терроризмом.

В последние годы возросла угроза использования террористами радиоактивных, химических и биологических веществ. События, произошедшие осенью 2008 г. в Индии, еще раз подтвердили необходимость серьезного подхода к борьбе с терроризмом. Небольшая группа террористов, по некоторым данным - 23 человека, из исламской радикальной группировки «Лашкар-э-тайбе» (Легион правоверных) 26 ноября проникла со стороны моря в г. Мумбаи. Террористы атаковали 10 объектов в черте города и забаррикадировались в еврейском центре и двух лучших отелях города «Трайдент-Оберой» и «Тадж-Махал». Они оказали упорное сопротивление силам спецназа. В результате этой кровавой бойни погибло более 170 человек, в том числе 20 иностранцев, почти 400 человек получили ранения. Показателем уровня подготовки террористов является тот факт, что антитеррористическая операция продолжалась почти 60 часов, и в ней были задействованы более 500 бойцов спецназа Национальной гвардии безопасности, военно-морских и сухопутных сил Индии. Каждый террорист был вооружен автоматом, имел 6 - 7 магазинов к нему, 8 ручных гранат, пистолет и сухой паек. Количество вооружения, имевшегося у террористов, позволяло им уничтожить 5 тысяч человек.

Террористы прошли трехмесячный универсальный курс подготовки в пакистанском лагере, где их учили даже специальным диетам. Дело в том, что знание физиологии человека и влияния на его состояние различных продуктов позволяет моделировать высокий уровень психических и физических реакций. Во время атаки террористы также употребляли наркотики. В ходе антитеррористической операции живым был захвачен всего 1 террорист - Азам Амир Касаб. Правоохранительные силы Индии понесли серьезные потери, в том числе погиб директор отдела антитеррора полиции г. Мумбаи[45]. Причинами такого итога террористической атаки в числе других можно назвать высокий уровень координации действий членов группы посредством спутниковой связи, наличие информатора в мумбайской полиции и недооценку полученной ранее информации. Дело в том, что ЦРУ еще за месяц предупредили индийские силы безопасности о возможности террористической атаки в г. Мумбаи.

Как известно, в настоящий момент мировое сообщество реализует Глобальную контртеррористическую стратегию ООН[46]. В ней рекомендовано региональным и субрегиональным организациям создавать центры по борьбе с терроризмом, а также поставлен вопрос о создании международного центра по борьбе с терроризмом. Выполнение этих положений позволит усилить противодействие терроризму и повысит эффективность антитеррористических операций.

Учитывая опыт и эффективность деятельности Антитеррористического центра СНГ, нам кажется целесообразным при соответствующей организационной и финансовой поддержке ООН создание международного центра по борьбе с терроризмом на территории Российской Федерации.

В конце XX - начале XXI столетия фундаментальным устоям государства стала угрожать организованная преступность, которая в короткие сроки приобрела транснациональный характер. Международный терроризм и транснациональная организованная преступность тесно взаимосвязаны через торговлю оружием, наркотиками и отмывание денег, полученных преступным путем. Реакцией государств на данную тенденцию развития международной преступности явилось принятие Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. В XXI в. организованные формы преступности будут иметь исключительно транснациональный характер и по силе разрушающего влияния на экономическую, политическую и социальную жизнь общества могут оказаться опаснее международного терроризма. В связи с этим борьбу с преступлениями международного характера невозможно рассматривать без учета фактора транснациональной организованной преступности.

Серьезную угрозу для жизни и здоровья человека представляют захват воздушных судов и другие незаконные акты против безопасности гражданской авиации. Под этим подразумеваются различные противоправные действия, направленные против гражданской авиации. Это захват воздушного судна, угон самолетов, в том числе с захватом заложников, разрушение самолета, аэропорта и инфраструктуры, обеспечивающей полеты гражданской авиации.

Борьба с этими преступлениями регламентирована Токийской конвенцией 1963 г.; Гаагской конвенцией 1970 г.; Монреальской конвенцией 1971 г.; а также Протоколом о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющим Монреальскую конвенцию 1971 г. В настоящее время как на национальном, так и на международном уровне под эгидой ИКАО предпринимаются полномасштабные правовые, организационные и технические меры, направленные на повышение уровня безопасности гражданской авиации.

Серьезной угрозой для генофонда человечества являются незаконные операции с наркотическими средствами и психотропными веществами. Сегодня в мире более 200 млн. человек страдают наркоманией. По оценкам экспертов ООН, число лиц, употребляющих наркотики, в мире в конце XX в. составило приблизительно 185 млн. человек, т.е. 3% всего населения, или 4,7% населения в возрасте от 15 до 64 лет.

В мае 2003 г. более 55 стран и организаций учредили Парижский пакт - неформальную организацию, которая объединила государства, испытывающие воздействие афганской «опиумной экономики». Ее эксперты установили наличие трех наркопотоков, идущих из Афганистана: Западный (через Иран, Турцию, Балканы), Северный (через Таджикистан, Узбекистан, Казахстан и Россию) и Южный (через Пакистан). Однако усилия мирового сообщества не дают пока желаемого результата. Военная операция против Талибана, осуществляемая силами международной коалиции, костяк которой составляют подразделения армии США, не способствовала борьбе с наркотрафиком. По данным Госнаркоконтроля России, со времени ввода контингента НАТО в Афганистан производство наркотиков в этой стране увеличилось в 2,5 раза[47].

С начала XXI в. усилилось противодействие России поставкам наркотиков извне и их транспортировке через территорию страны. Правоохранительные органы России наладили тесное сотрудничество с правоохранительными службами Германии, Англии, США, Италии, Голландии, Швеции и с Европолом.

В качестве положительных примеров борьбы с незаконным оборотом наркотиков можно отметить ликвидацию межрегионального канала поставок в Башкортостан крупных партий наркотических средств в ноябре 2008 г. сотрудниками УФСБ России по Республике Башкортостан. В результате операции были задержаны 3 организатора наркотрафика из Санкт-Петербурга в Уфу, у них изъято 3 кг метамфетамина и 1 кг гашиша. Из этого «улова» можно было изготовить более 70 тысяч разовых доз, доход составил бы более 4 млн. рублей. В декабре 2008 г. на территории Республики Башкортостан был задержан преступник, у которого изъяли 23 кг героина афганского производства. Из этого количества можно было изготовить 600 тысяч разовых доз на сумму 120 млн. рублей.

Таким образом, в последние годы противодействие незаконному обороту наркотиков приносит определенные положительные результаты. Успех борьбы во многом будет зависеть от скоординированной деятельности правоохранительных структур государства, укрепления тесных контактов с правоохранительными органами других стран мира, проведения регулярных совместных оперативно-профилактических мероприятий, в том числе международных контролируемых поставок.

В начале XXI в. приобрела особую актуальность борьба с пиратством (морским разбоем). В современную эпоху договорное решение проблемы было предпринято в 1926 г. Лигой Наций. Однако конвенция о борьбе с пиратством принята не была. Работа активизировалась лишь после создания ООН.

В настоящее время документами, регламентирующими борьбу с пиратством и другими незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, являются Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.[48], Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 г. и Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе[49].

Статья 101 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. объявляет пиратством любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата и направленный в открытом море или в месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства против другого судна или летательного аппарата или против лиц или имущества, находящихся на их борту[50].

В начале XXI в. активизация пиратской деятельности была отмечена в районах Малаккского пролива, соединяющего Азию с Европой и странами Ближнего Востока, а также Аденского залива и побережья Сомали со стороны Индийского океана. Пиратские захваты в большинстве случаев успешно отражаются в районе Малаккского пролива благодаря сотрудничеству правоохранительных органов Малайзии, Индонезии и Сингапура, которые проводят превентивные операции. В районе Африканского Рога ситуация менее контролируемая. Причина этого кроется в том, что на протяжении значительного периода времени в Сомали отсутствует единое правительство, которое контролировало бы всю территорию страны. В условиях постоянных межклановых войн и распада экономики пиратство с 2004 г. стало надежным источником финансовых средств. Основная масса пиратов сконцентрировалась в полуавтономном регионе Пунтленд, расположенном на самой оконечности Африканского Рога.

Критический пик пиратства был достигнут к концу 2008 г. Только за 2007 г. у побережья Сомали было захвачено около 30 судов. С сентября 2007 г. корабли гуманитарных конвоев Всемирной продовольственной программы сопровождались через сомалийские воды первоначально военно-морскими силами Франции, затем Дании, а в последующем - Нидерландов. Однако к ноябрю 2008 г. в Аденском заливе нападению пиратов подверглось более 90 судов, заложниками оказались 300 моряков. В качестве выкупа за возвращенные суда пиратам удалось получить около 150 млн. долларов.

Как правило, захват судов осуществляется по стандартным схемам: небольшие суда после обстрела из гранатометов вынуждены остановиться и допустить пиратов на борт. Большие суда захватываются при помощи абордажных катеров: 2 катера, соединенные канатом, идут параллельным курсом. Корабль проходит между ними и натягивает канат. Катера за счет разницы в скорости оказываются прижатыми к борту судна, после чего происходит абордаж. Есть и другие варианты. Экипаж, как правило, не оказывает сопротивления в связи с тем, что не имеет оружия и этого не рекомендуют делать международные морские организации. Поэтому при захвате судов жертв в основном не бывает. При получении выкупа корабль и экипаж отпускаются.

Осенью 2008 г. военные корабли различных стран мира, преимущественно стран НАТО, стали патрулировать береговую линию Сомали. Это стало возможным после того, как ситуация с пиратством у берегов Сомали была рассмотрена на заседании Совета Безопасности ООН. В своей резолюции СБ ООН призвал заинтересованные государства активизировать и координировать усилия по противодействию актам пиратства. Резолюция позволила государствам направлять свои корабли с разрешения сомалийских властей в территориальные воды Сомали в целях пресечения актов пиратства[51]. Прецедент был создан в апреле 2008 г., когда французским военно-морским силам при поддержке антитеррористического спецподразделения удалось освободить захваченный экипаж яхты «Ле Понан» и задержать 6 пиратов.

Присутствие в территориальных водах Сомали военных кораблей ряда стран дало определенные положительные результаты. Так, индийский сторожевой корабль «Табар» 11 ноября 2008 г. спас от пиратов индийское торговое судно, а через неделю, отражая атаку, потопил пиратское судно. Российский сторожевой корабль «Неустрашимый» предотвратил захват пиратами судов Дании и Саудовской Аравии.

В октябре и ноябре 2008 г. СБ ООН дважды рассматривал проблему сомалийских пиратов и призвал все государства принять активное участие в борьбе с пиратством путем развертывания военных кораблей и военной авиации[52]. СБ ООН предложил государствам принять меры против физических и юридических лиц, финансирующих пиратство и препятствующих процессу укрепления Переходного федерального правительства Сомали[53].

Однако нападение пиратов на суда не прекращается. 17 ноября пиратами вне Аденского залива в 800 километрах от Кенийского порта Момбаса был захвачен супертанкер «Сириус Стар», принадлежащий компании из Саудовской Аравии и перевозивший нефть на сумму 100 млн. долларов. По размерам он в 3 раза больше самого мощного американского авианосца. За его освобождение был назначен выкуп в 25 млн. долларов. Освобождением корабля занялись различные силы. Представители некой исламской группировки в самом Сомали прибыли в портовый город Харардере, где удерживается «Сириус Стар», и начали охоту за пиратами, захватившими мусульманское судно. Правительство Саудовской Аравии, в свою очередь, вошло в контакт с вождями местных племен и правительством Сомали. В результате в январе 2009 г. «Сириус Стар» был освобожден за выкуп 3 млн. долларов.

Совет Безопасности ООН был вынужден принять четвертую по счету резолюцию, касающуюся борьбы с пиратством у берегов Сомали. Она продлила на год срок действия разрешения на борьбу с пиратами в территориальных водах Сомали и поддержала инициативу Европейского союза и НАТО о проведении военной операции против пиратов[54].

На наш взгляд, разрешить проблему пиратства исключительно военными средствами не удастся. Она будет решена, если наряду с военной операцией мировое сообщество окажет помощь Сомали в стабилизации политической ситуации в стране и поможет сомалийскому народу в восстановлении экономики.

Таким образом, преступления международного характера на сегодняшний день являются фактором, дестабилизирующим международные отношения и оказывающим серьезную угрозу внутригосударственному правопорядку во многих странах мира. Борьба с этими преступлениями осуществляется на основе норм международно-правовых актов, а также на основе норм национального законодательства криминального цикла. Ее успех во многом зависит от многогранного сотрудничества государств, особенно их правоохранительных систем.

 

 


[1] Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Выпуск XI. Москва, 1955. С. 165 - 172.

[2] Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. А.Я. Сухарева. М.: ИНФРА-М, 2007. С. 407.

 

[3] Трайнин А.Н. Защита мира и борьба с преступлениями против человечества: Избранные труды. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004.

[4] Лукашук И.И., Наумов А.В. Международное уголовное право. М., 1999. С. 320.

[5] Российское уголовное право: В 2 т. / Под ред. А.И. Рарога. Т. 2. Особенная часть. М.: Проспект, 2009. С. 874.

 

[6] Там же. С. 879.

[7] Блищенко И.П., Фисенко М.В. Международный уголовный суд. М.: Закон и право; ЮНИТИ, 2004. С. 157.

[8] Бекяшев К.А., Бекяшев Д.К. Международное публичное право: Сб. документов. Т. 2. Преамбула к Римскому статуту Международного уголовного суда. М.: Проспект, 2009. С. 750.

[9] Римский статут Международного уголовного суда. Международное публичное право: Сб. документов. Т



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: