Культура как социальная реальность




Вариант №3

Содержание

1. Социология и социальная философия.

2. Социология Г. Спенсера.

3. Культура как социальная реальность.

4. Циклические концепции общественного развития.

5. Социологическая выборка


Социология и социальная философия

 

Любая наука определяется с учетом трех факторов: объекта, предмета и методов.

Слово «социология» буквально обозначает «наука об обществе» («социо» — общество, «логия» — наука, знание). Однако по отношению к такому определению нередко высказываются вполне справедливые претензии, поскольку оно отражает лишь этимологию (языковое значение данного термина и мало что сообщает о сущности науки). Кроме того, общество (прямо или косвенно) является объектом практически для всех общественных и даже некоторых гуманитарных наук. Поэтому сферу интересов той или иной науки обычно определяют не через объект, под которым понимают все то, на что направлено внимание исследователя, а через предмет, то есть специфический взгляд на объект. Одно и то же явление может быть объектом исследования самых различных наук. И специфичным в данном случае будет то, с какой стороны и каким образом рассматривается данный объект.

Социология представляет собой особый взгляд на явления, которые рассматриваются также и другими науками. Один и тот же объект может рассматриваться разными науками, в результате чего появляется особый предмет исследования, есть объект, рассмотренный с особой точки зрения. Одним из сторонников такой точки зрения был Георг Зиммель. Он считал, что вся действительность уже «поделена» между разными науками, а потому социология представляет собой особый взгляд на явления, которые ей не принадлежат. Социология является наукой гуманитарной. Иногда особо выделяют общественные науки.

Практически любое явление, связанное с человеком, может быть рассмотрено со всех точек зрения. Так, действия человека могут быть рассмотрены:

- как биологические факты: любое движение является физическим событием: жизнедеятельность организма и его активность представляют собой обратную сторону химических и физиологических процессов:

- как психологические факты: человек планирует свою деятельность, может взять в качестве образца способы достижения цели, которые он использовал раньше или видел, как их использовали другие, у него есть мотивы и т. д.

- как общественные факты любое действие человека имеет определенные последствия эффекты в его окружении. Так как на него реагируют другие люди, и сам человек, совершая действие, в той или иной степени учитывает эти последствия.

Соответственно, один и тот же факт может быть рассмотрен самыми разными науками, и при этом пол результаты не будут полностью тождественными.

Однако это не означает, что объект социологии не может быть выделен как самостоятельный. Просто при определении социологии необходимо учитывать не только то, что она изучает, но и то, как она это делает, как она рассматривает и объясняет факты.

Социология изучает:

1) социальные явления: социальную структуру общества, его группы, социальные институты и т. д., то есть общество в целом и его компоненты (универсальный уровень)

2) людей, которые являются как бы основой для социальных явлений, благодаря которой существуют указанные социальные явления (частный уровень):

3) причинные связи между социальными явлениями и людьми, а, следовательно, и способы воздействия на общество и социальные процессы.

Социология представляет собой науку, которая возникла из недр философии. Именно в философии сначала были поставлены вопросы о том, что такое человек, общество и государство. Однако если философия занимается этими вопросами во многом умозрительно и в отрыве от эмпирии социология является конкретной, точной наукой, которой не свойствен субъективизм. Так, в философском исследовании невозможно провести различие между точными и неточными метода ми исследования, тогда как социология максимально стремится к точности в своих построениях и исследованиях.

Социология Г. Спенсера

Герберт Спенсер (1820—1903) — один из наиболее крупных представителей натуралистически-ориентированной социологии, часто называемой социальным дарвинизмом.

Идея о единстве законов, управляющих природой и человеком, под влиянием огромного скачка, который совершили к том времени естественные на в ХI в. была очень распространена. Спенсер рассматривает общество как единый организм, аналогичный биологическому организм Целостность общества обеспечивается его делением на две сосуществующие в нем системы — внешнюю и внутреннюю. Этот организм поддерживает равновесие, приспосабливается к окружающей среде и развивается. Спенсер считал, что развитие любого организма 1) тесно связано с его приспособлением к среде, то есть, в случае с обществом, к природе, и 2) предполагает в первую очередь дифференциацию его органов и функций, а, следовательно, и его постоянное усложнение.

Изменение общества, его постепенная дифференциация являются проявлением социальной динамики, при чем динамика понимается широко, так как включает не только состояния дисбаланса и развития, но и состояния относительной стабильности, когда процессы развития замедляются (практически останавливаются). Естественно, обществу присуща и статика, то есть институциональная структура, в которой Спенсер выделял церковные, политические, профессиональные, семейные, промышленные и «праздничные» институты общества. Понятие «эволюции» в социологической теории Спенсера играет важную роль при объяснении не только изменения общества в целом, но и индивидуальных, частных, личностных феноменов.

Спенсер выделял два типа общества:

1) военное, воинствующее, то есть основанное на принуждении и жестком социальном контроле

2) индустриальное, предоставляющее больше свободы своим членам за счет ослабления централизации и контроля.

В отличие от военного общества индустриальное характеризуется большей разнородностью, которая обеспечивает прогресс. Жесткий контроль и централизованное управление неблагоприятное для общества, так как они препятствуют его развитию и ограничивают свободу составляющих его индивидов. Хотя теория Спенсера и заимствовала некоторые идеи из эволюционной концепции Дарвина. Спенсер не считал, что жизнью общества управляет принцип «выживает сильнейший». Данный принцип, по мнению ученого, действовал лишь на примитивных стадиях развития общества. Для индустриального общества более характерен дух согласия, сотрудничества и альтруизма. Цели на этом этапе общественной жизни достигают силой убеждения, а не агрессией. Во второй половине ХХ в. интерес к концепции Спенсера возродился в связи с возникновением таких направлений социологии, как системный анализ и структурный функционализм. Хотя лишь незначительная часть идей Спенсера актуальна для современной социологической науки, в целом его влияние на возникновение указанных направлений недооценивать нельзя.

Культура как социальная реальность

Культура представляет собой всю совокупность небиологических, то есть приобретенных, а не врожденных аспектов жизни человека чертой, которая отличает его от животных. Слово культура восходит к латинскому слову обозначавшему «возделывание земли».

Существует несколько подходов к определению культ. Обобщив около 500 дефиниций, американские антропологи А.Кребер и Х. Клакхон выделили три основные характеристики, на которые обратили внимание большинство исследователей.

1) культура — это то, что отличает человека от животных, то, что свойственно только человеческому обществу;

2) культура — это то, что не передается биологически, а предполагает передачу посредством обучения; культура не детерминирована особенностями человека как вида, а создана им; культура противоположна природе:

3) культура передается при помощи символических форм (языка, произведений искусства, изделий и инструментов и т.д.) и связана с идеями.

Слово культура можно употреблять применительно к культуре вообще. Однако не менее часто это слово используется ля обозначения конкретного культурного организма, который обладает своей индивидуальной структурой.

Культура, будучи системой понятий, ценностей, оценок, в значительной степени определяет то, как видит мир ее носитель. Для представления этой идеи было введено понятие культурной картины мира, которая отличается от научной картины мира. Культурная картина мира включает в себя всю совокупность опыта, полученного данным народом на протяжении всей истории своего существования.

Культурная картина мира может по праву считаться понятием, которое обобщает все подходы, которые применяются при изучении культуры.

Различают культуру духовную и культуру материальную. Материальная культура — это предметы ремесел, производства, техника, сооружения, орудия труда, то есть арте факты (все, что сделано руками человека). Принципиально важно, что артефакты не только являются предметами, созданными человеком, а, следовательно, противопоставляются природным объектам: они также несут на себе определенную смысловую нагрузку и могут иметь символическое значение, а также представляют для членов общества ценность, другими словами, они концентрируют вокруг себя значения, понятные всем носителям данной культуры.

Духовная культура (нематериальная культура) включает в себя все то, что не имеет непосредственного материального субстрата, но выражается лишь косвенно в продуктах материальной культуры: язык, идеология, знания, ценности, обычаи и т.д. Элементы, входящие в нематериальную культуру нельзя потрогать руками, но они существуют в нашем сознании и постоянно поддерживаются в процессе взаимодействия.

Между духовной и материальной культурой нет четкого различия, они являются как бы разными сторонами одной монеты. Это можно показать на примере искусства. Любое произведение искусства является материальным феноменом, поскольку всегда в чем-то воплощено (это касается даже музыки, которая выражается в звуках либо нотной записи). Но в то же время любое произведение искусства представляет собой выражение определенных смыслов, отражающих ценности и идеологию общества или эпохи либо противостоящих общепринятым ценностям.

При исследовании культуры различают культурную статику и к динамику. Культурная статика — то внутреннее строение культуры, совокупность элементов, которые ее конституируют, и связей между ними. Культурная динамика описывает те изменения, которые претерпевает к при распространении во времени (исторический аспект) или в пространстве (расширение культуры, увеличение числа ее носителей).

Как уже указывалось, термин культура» может использоваться для обозначения конкретного, уникального и отличного от всех остальных культурного организма. И действительно, русская культура значительно отличается от английской, немецкой, французской и других культур. Каждой культуре присущи индивидуальные черты, которые проявляются при к контактах.

Однако в каждой культуре содержатся элементы, которые могут быть названы культурными универсалиями. Культурные универсалии — это такие черты, нормы, свойства, традиции, обычаи, которые присущи всем культурам независимо от того, на каком этапе развития они находятся и в каком месте земного шара локализуются. Американский социолог Д. Мердок 1959 г. описал такие универсалии. Он отнес к ним различия между людьми по возрасту, спорт, космологию, гадание, танцы, декоративное искусство, ухаживание и другие культурные феномены (всего им было выделено 70 универсалий).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: