Мережковский Дмитрий Сергеевич (1866-1941)




Ход урока

I. Организационный этап.

II. Экспресс-опрос.

Итак, первый вопрос, что же такое «серебряный век»? (обратитесь к печатным материалам, с которыми вы уже знакомы, давайте прочтем) - это литература рубежа веков и начала 20 века, ставшая отражением противоречий и поисков эпохи, совпавший с эпохой модернизма.

Скажите мне, о каком литературном направлении шла речь? Оно было не только в литературе, но и в других видах искусства: музыке, живописи. – Модернизм.

Как переводится слово «модернизм»? - от франц. «новый, современный».

Наряду с этим направлением в литературе существовало тождественное ему понятие, какое? – Декадентство.

Какое оно имеет значение? - от франц. «упадочный».

Где зародился, и кто был представителем? (вспоминаем стихотворение, которое разбирали на прошлом уроке) – Зародился во Франции, основные представители: Ш.Бодлер, А.Рембо, П.Верлен, С.Малларме.

Какие течения выделяются в модернизме? – символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм.

Мы с вами сразу же обращаем внимание на первое течение – символизм, наиболее влиятельное в начале века. Но символизм был неоднороден и принято различать «старших» символистов и «младосимволистов».

Сегодня на уроке мы поговорим именно о «старших» символистах.

Запишем тему урока: «Серебряный век» русской поэзии. Творчество «старших» символистов.

III. Усвоение новых знаний.

1) Слово учителя.

Литература рубежа веков и начала 20 века, ставшая отражением противоречий и поисков эпохи, получила название «Серебряный век». Понятие относится, прежде всего, к поэзии. Для этого времени характерны: активная литературная жизнь, обилие и разнообразие поэтических талантов, огромный интерес к поэзии, в первую очередь к модернистским течениям (символизм, акмеизм, футуризм).

Мы с вами сразу же обращаем внимание на первое течение – символизм, наиболее влиятельное в начале века.

Символизм заявил о себе во Франции в 1960-70е гг. и был сосредоточен в основном на художественном выражении с помощью символов. Символизм — первое и самое значимое из модернистских течений в России.

Символизм — литературно-художественное направление, считавшее целью искусства создание поэтической культуры, которая будет содействовать духовному возрождению человечества, преображение мира средствами искусства, интуитивное постижение мирового единства через символы.

Ключевым понятием символизма является «символ» — многозначное иносказание, в отличие от аллегории — однозначного иносказания. Символ – слово-знак, с помощью которого поэт выражает сущность явления и может перекинуть мостик в субъективный мир, в иную реальность. «В поэзии то, что не сказано, мерцает сквозь красоту символа» (Д.Мережковский). «Символ — окно в бесконечность» (Ф. Сологуб). Кроме того, символ является и полноценным образом, его можно воспринимать и без содержащихся в нем смыслов. Символ отражает постижение единства жизни, ее истинной, скрытой сущности.

Данное литературное направление принято разделять на «старших» и «младших» символистов.

«Старшие» символисты - Д.Мережковский, В.Брюсов, К.Бальмонт, Ф.Сологуб, З.Гиппиус. Они пришли в литературу в 90-е годы XIX века, стремились возродить культуру стиха, боролись за свободу самовыражения поэта, отстаивали культ красоты.

«Младшие» символисты - А.Блок, Андрей Белый, Вяч. Иванов, С.Соловьев - первоначально организовали кружок людей, цель которых - создать и воплотить свою философию жизни, «чтобы от быта» не осталось «камня на камне», т.е. в начале 900-х годов выдвигали на первый план философские искания.

Обе ветви символистов роднило представление о символе как условном знаке реальности. Символизм искусства они сближали с символизмом реальности.

Символ в их представлении - основа бытия. Символисты считали, что их искусство является «ключами тайн» мироустройства (В.Я.Брюсов).

Цель искусства – интуитивное постижение мира через символы.

Главный принцип – искусство для искусства. «Создания искусства – приотворённые двери в вечность» (В.Брюсов)

Большое внимание уделялось экспериментированию со стихосложением.

Особая роль была у автора, он выступал в роли прорицателя, пророка, способного постичь средствами искусства мировую гармонию.

Теоретические основы символизма дал Д. С. Мережковский (1866—1941), в 1892 году выступивший с лекцией «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы». Новым течениям, по мнению Мережковского, предстояло возродить литературу, совершив «огромную переходную и подготовительную работу».

С самого начала своего существования символизм оказался неоднородным течением. Д. Мережковский и В. Брюсов стали во главе так называемых «старших символистов», которые понимали символизм как литературную школу, стремились возродить культуру стиха, боролись за свободу самовыражения поэта, отстаивали культ красоты.

Идеологом «старших» символистов стал Б.Мережковский, а учителем, или метром, - Валерий Брюсов.

Давайте обратимся к списку всех тех, кто входил в то или иное литературное направление, с вами литературное течение «символизм», мы видим здесь основных представителей, цели творчества, отношение к миру и слову. Это общие постулаты творчества «старших» и «младших» символистов.

Сегодня мы выделяем именно «старших» символистов, обращаем внимание на Д.Мережковского, В.Брюсова, К.Бальмонта и Ф.Сологуба.

2) Исследования учащихся (работа в группах).

Знакомство с поэзией старших символистов.

Мережковский Дмитрий Сергеевич (1866-1941)

Сын высокопоставленного придворного чиновника, Мережковский начинал свою литературную деятельность в демократической среде.

Стихи писал с 13 лет; в 1880 отец возил его к Достоевскому с ученическими опытами; тогда же он вошел в литературные круги. С 16 лет начал печатать стихи в журналах. Окончил филологический факультет Петербургского университета. Первая книга Д. Мережковского, принесшая ему некоторую известность, «Стихотворения. (1883-1887)» — вышла в 1888 и целиком умещалась в рамки традиционной народнической поэзии, эксплуатируя ритмы и темы С. Надсона (усталости и одиночества, разочарования, бесплодности высоких порывов).

В 1888 женился на начинающей поэтессе З. Гиппиус, ставшей его духовным и идейным соратником, вдохновительницей многих творческих и религиозно-философских начинаний.

В 1901 году вместе с женой З.Гиппиус основывает в Петербурге «Религиозно-философские собрания». Мережковский пытался соединить православие с католичеством. После поражения первой русской революции Мережковский и Гиппиус выезжают в Париж. Он размышляет о судьбах России так: «В последнем крушении русской церкви с русским царством не ждет ли гибель Россию…».

Как поэт, Мережковский (1866 – 1941) мало повлиял на литературу, но название его сборника «Символы», изданного в 1892 году, оказалось значительным. Еще в отроческом возрасте Мережковский однажды читал свои стихи Ф.М.Достоевскому, который сурово посоветовал: «Страдать надо, молодой человек, – страдать, а потом стихи писать».

Современники Мережковского говорили о «странном» его облике – и духовном, и физическом, говорили о том, что он был немного «марсианин» среди остальных людей. Казалось, что земное существование его мучает, как будто он не любил все «земное». А когда он писал о непрочности жизни, ее бренности, то чувствовалось какое-то оживление и особая заинтересованность.

Вскоре Д. Мережковскому удалось создать собственную эстетическую систему, продуктивную для литературного процесса конца XIX в.

В 1892 вышел поэтический сборник Д. Мережковского «Символы. Песни и поэмы», давший название зарождавшемуся течению — символизму. Тогда же Мережковский прочел публичную лекцию, где сделал попытку первого теоретического обоснования символизма — «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы».

В истории русской литературы эти события стали точкой отсчета, «днем рождения» модернизма. С именем Д. Мережковского стало связываться новое течение, суть которого состояла в призыве к религиозному возрождению, переходе к «вечному и бессмертному». Мережковский также утверждал, что существует «…три главных элемента нового искусства – мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности».

Все это говорит о том, что Мережковский в своей поэзии отражает религиозную, мистическую позицию, выходя тем самым в иные миры и постигая там истину.

Таким образом, Д. Мережковский представлял символизм как построение художественно-религиозной культуры

Вышедший в 1896 году сборник «Новые стихотворения. 1891-1895» продолжал развивать основные положения символистского миропонимания: все явления истории и культуры осознаются как трансформация единой мистической идеи.

После этого Мережковский выступает преимущественно как прозаик, автор историко-философских романов и пьес (трилогия «Христос и Антихрист»; трилогия из русской истории: пьеса «Павел I», романы «14 декабря», «Александр I»); исследований о Л. Толстом и Ф. Достоевском, Лермонтове, Гоголе и др.

В 1911 году издал итоговую поэтическую книгу избранного — «Собрание стихов. 1883-1910», куда отобрал те стихотворения, которым «придавал особое значение». Октябрьскую революцию супруги Мережковские приняли враждебно и с 1920 г. находились в эмиграции.

Дмитрий Мережковский был талантливым прозаиком. Его идея – изобразить историю человечества как битву между Богом и Дьяволом – была воплощена в произведениях разных жанров (публицистике, критических статьях, в исторических романах). Духовные искания писателя проявились в исторической трилогии «Царство зверя»: пьесе «Павел I» и романах «Александр I» и «14-е декабря».

Религиозные искания Мережковского проявлялись в его мечте о «Третьем Завете»; по его мнению, это время должно было непременно настать. В последние годы беллетристику он оставляет и пишет философские эссе о вполне конкретных исторических лицах: о Данте, Франциске Ассизском, Иисусе Неизвестном, Наполеоне.

Жизнь Мережковских за границей – это уже совсем другая тема. Единственно, о чем еще хочется вспомнить, – это тот факт, что он был выдвинут на Нобелевскую премию, но присуждена была она И.А.Бунину.

Умер Д.Мережковский в Париже в 1941 году.

Дети ночи

Устремляя наши очи

На бледнеющий восток,

Дети скорби, дети ночи,

Ждем, придет ли наш пророк.

Мы неведомое чуем,

И, с надеждою в сердцах,

Умирая, мы тоскуем

О несозданных мирах.

Дерзновенны наши речи,

Но на смерть осуждены

Слишком ранние предтечи

Слишком медленной весны.

Погребенных воскресенье

И среди глубокой тьмы

Петуха ночное пенье,

Холод утра - это мы.

Мы - над бездною ступени,

Дети мрака, солнце ждем:

Свет увидим - и, как тени,

Мы в лучах его умрем.

(дополнения, вы сделали свои пометы?)

Вы справились с заданием.

Преемником Мережковского был Валерий Брюсов. Почему именно я рассказываю о нем, а не вы в своих группах!? Т.к. это был один из самых неоднозначных поэтов, он был наиболее спорной личностью, противоречивым человек, в сравнении даже с Мережковским. Вы делаете пометы в своих тетрадях и таблице.

б) Лекция учителя



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: