История искусства бонсаи
Термин «бонсаи» появился в Японии в конце девятнадцатого века под влиянием японцев, изучавших традиционную китайскую культуру и философию. Но само искусство выращивания миниатюрных растений в этой стране возникло более полутора тысяч лет назад. Истоки искусства бонсаи лежат в ещё более древней китайской традиции.
В Китае искусство выращивания миниатюрных деревьев на камнях получило название пенджинг, или пентсаи (пэн-цаи). Японцы переделали это название на свой лад; миниатюрные деревья они стали называть бонсаи.
Однако, заимствовав эту культурную традицию у Китая, японцы превратили бонсаи в поразительное явление своей национальной культуры.
К концу XIV века искусство бонсаи проникло во дворцы японских аристократов, а затем и в дома самураев. А к началу XIX века искусство бонсаи стало уже общенациональным явлением, распространившись во все слои японского общества.
В это время миниатюрные деревца называли хати-но ки – «деревья в мисках».
В к. 19 в.появился термин «художественный бонсаи ».
В 1926 году там была создана Национальная коллекция бонсаи, а в 1927 году была организована первая публичная выставка живых произведений искусства.
Миниатюрные растения впервые привлекли мировое общественное внимание на Всемирной выставке в Париже (1937 г.), где 50 экспонатов из Японии завоевали золотой приз. Эти бонсаи стали откровением для всего мира и впервые продемонстрировали искусство, воплотившее «аромат Японии».
Начиная с 1964 г. бонсаи начинает завоёвывать сердца любителей прекрасного во всем мире.
Долгое время искусство бонсаи в Японии считали занятием зрелых мужчин – полагали, что исключительно лишь после 40 лет мужчина может понять и почувствовать бонсаи как искусство, достичь в нём совершенства.
|
Время вносит свои коррективы: теперь не только зрелые аристократы и самураи, и не только мужчины, и не только в Японии выращивают свои бонсаи или от избытка радости бытия, или в качестве лекарства от тяжкого давления жизни.
Согласно основным восточным философско-религиозным доктринам, главная цель регулирования духовного состояния человека – обретение им состояния покоя и гармонии с миром. Процесс создания бонсаи воспитывает это спокойствие.
Бонсаи в России
История бонсаи в нашей стране коротка – всего около 30 лет.
В 1976 году Главный ботанический сад АН СССР получил в дар от посольства Японии коллекцию бонсаи из 44 растений.
Главным «воспитателем» этих бонсаи на новом месте стала заведующая отделением вересковых ГБС Тамара Петровна Белоусова. Так история появления классических японских бонсаи в России стала неотделима от её имени.
под руководством Тамары Петровны бережно ухаживали за этой коллекцией миниатюрных растений, а также. Причём, - не только из теплолюбивых экзотических растений, но и из наших «берёзок да сосёнок».
Вскоре, благодаря сотрудникам ботанического сада, создавали и отрабатывали отечественную технику выращивания бонсаи, так многие сады и дендропарки (особенно на юге нашей страны)обоготились собственными коллекциями бонсаи, а в крупных городах появились любительские «бонсаи-клубы ».
В настоящее время существуют следующие Стили бонсай
Формальный прямой стиль (тёккан) — в этом традиционном стиле ствол остаётся прямым, утолщаясь у корня. | ||
У дерева, выращенного в неформальном прямом стиле (моёги) ветки или ствол могут быть немного искривлены. Верхушка ствола всегда находится на прямой линии, исходящей перпендикулярно земле в том месте, где начинается корень. | ||
Сокан («сдвоенный ствол») — представляет собой композицию, отличающуюся от остальных наличием двух стволов. Они могут быть разными по размеру и образовывать одну крону. | ||
Наклонный стиль (сякан) отличается от формального прямого стиля только тем, что рост дерева идёт под углом к земле. | ||
Каскад (кэнгай) имитирует рост деревьев у воды или на горах. В полном каскаде вершина дерева растёт за границей горшка и опускается значительно ниже почвы, находящейся в горшке. | ||
Хан-кэнгай — полукаскадный стиль. В полукаскаде поднимающаяся верхушка дерева остается на уровне почвы плошки. | ||
Будзинги (Bunjingi)(литературный стиль) «Стиль учёных мужей» характеризуется прямым стволом дерева, с минимумом веток. | ||
Сэкидзёдзю — «корень на камне» — дерево (часто инжир) растёт на камне. Ствол находится прямо на камне, а корни причудливо оплетают его. | ||
Исидзуки или «растущий-на-камне» стиль схож со стилем секидзёдзю, но в этом случае корни дерева растут в расщелинах камня. Так как места для корней в этом случае немного, этот стиль используют для иллюстрации выносливости дерева. | ||
Хокидати — «Стиль метлы» — применяется на деревьях с раскидистыми ветвями. Ствол остаётся прямым, а ветки растут вокруг него примерно на 1/3 высоты дерева, вследствие чего листья образуют форму, похожую на шар. | ||
|