Экспериментальная часть работы выполняется полностью каждым сту-дентом.
1 Ознакомьтесь с оборудованием и измерительными приборами, необхо-димыми для проведения эксперимента.
2 Выберите номиналы миниблоков с резистором и катушкой индуктив-ности, согласно номеру варианта. Соберите исследуемую электрическую цепь, состоящую из последовательного соединение катушки индуктивности, резисто-ра и миниблока «амперметр», на макетной панели с помощью проводников (рисунок 2.1). Переведите переключатель мультиметра в режим измерения пе-ременного тока в диапазон 200 мА.
3 Подключите исследуемую цепь через промежуточный блок «ваттметр» к блоку генераторов напряжений (рисунок 2.1). Последним присоедините вольтметр параллельно входным зажимам исследуемой цепи.
4 Включите питание блоков генераторов напряжений и мультиметров.
Установите переключателем сигналов генератора форму напряжения в положе
ние «~», регулятор частоты f - значение по варианту, регулятор напряжения
по показанию вольтметра U = 8В.
5 Измерьте электрические величины I, P, UR,Uk и рассчитайте по ним
R,Rk,Lk,<p. При измерении мощности следите за сигнализацией ошибок в
выборе пределов измерения I>, I<, U>,U<. Занесите полученные результаты в таблицу 2.2, сравните с исходными и расчетными данными.
6 Включите в качестве исследуемой цепи последовательное соединение катушки индуктивности, конденсатора и миниблока «амперметр» (рисунок 2.2). Установите напряжение U = 8В. Измерите величины P, I, UC, Uk при f = f 0, f = f 1, f = f 2. Используя результаты измерений, рассчитайте соответствующие фазовые сдвиги ср между U и I. Занесите полученные результаты в таблицу 2.3 и сравните с расчетными.
|
7 Соберите в качестве исследуемой цепи схему из параллельного соединения катушки и конденсатора (рисунок 2.3). Для измерения токов включите последовательно в каждую ветвь миниблоки «амперметр». Установите напряжение U = 8В. Измерьте величины P, I,IC, Ik при f = f 0, f = f 1, f = f 2. Используя результаты измерений, рассчитайте соответствующие фазовые сдвиги (р между U и I. Занесите полученные результаты в таблицу 2.4 и сравните с расчетными.
8 По результатам экспериментов методом засечек постройте все векторные диаграммы (Приложение).
9 Подключите цепь (рисунок 2.2) к генератору синусоидального напря
жения, включите параллельно катушке индуктивности и конденсатору мульти-
метры в режиме измерения переменного напряжения в диапазоне 20 В. Изменяя
частоту от 0,2 до 2кГц, снимите частотные характеристики Uk (f) и UC (f).
Величина U поддерживается постоянной. Значение C задается преподавателем. Построить полученные зависимости Uk(f) и UC(f), определить резо-
нансную добротность цепи.
10 Сделайте выводы по результатам экспериментов.
Приложение
Рассмотрим пример построения векторной диаграммы методом засечек для последовательной R - L -цепи. На комплексной плоскости расположим горизонтально вектор тока I (рисунок 2.4), отложим параллельно нему в выбранном масштабе отрезок OA, равный напряжению на активном сопротивлении R (OA = UR). Из т. А в сторону опережения тока сделать засечку радиусом АВ,
равным в масштабе напряжению на катушке Uk, а из т. О - засечку радиусом ОВ, равным в масштабе напряжению U. Точка пересечения двух засечек В определяет положение векторов U и U k, а также угол ср сдвига фаз между вектором полного напряжения U и тока I. Разложив вектор U k на две составляющие, получим вектор ВК, равный реактивной составляющей напряжения на катушке Uk, и вектор АК, равный падению напряжения на активном сопротивлении катушки Uka.
|
н+ j
+1
Рисунок 2.4 - Векторная диаграмма напряжений последовательной R - L -цепи
При параллельном соединении аналогичным образом строится векторная диаграмма токов.
Лабораторная работа № 3 «Исследование электрических це-пей синусоидального тока с индуктивно связанными катушками»
Цель работы – изучение расчётных и экспериментальных методов ана-лиза электрических цепей переменного тока с взаимной индуктивностью.
Программа работы
1 Выполнить индивидуальную расчетную часть.
2 Исследовать последовательное соединение двух индуктивно-связанных катушек при согласном и встречном включении.
3 Исследовать последовательное соединение двух индуктивно-связанных катушек при согласном и встречном включении.
4 Исследовать трансформатор с линейными характеристиками (воздуш-ный трансформатор).
5 Экспериментально найти значение взаимной индуктивности M.