Лабораторное занятие 9
ТЕМА: ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕПИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА С ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ СОЕДИНЕНИЕМ РЕЗИСТОРА И КОНДЕНСАТОРА
Цель занятия: исследовать неразветвленную цепь переменного тока на подтверждение основных расчетных формул; построить векторную диаграмму тока и напряжений, треугольники сопротивлений и мощностей при последовательном соединении элементов цепи.
Схема опыта:
№ опыта | Измерено | Вычислено | |||||||||
U, B | I, A | P, Вт | XC, Ом | Z, Oм | сosφ | UR, B | UC, B | S, BA | QC, ВAp | φ, град | |
1. | |||||||||||
2. | |||||||||||
3. | |||||||||||
4. | |||||||||||
5. | |||||||||||
6. |
Расчеты:
XC=1/(2٠π٠f٠С) |
Z=U/I |
UR=I٠R |
UC=I٠XC |
S=I٠U |
QC=I2٠XC |
cos φ=R/Z |
φ=arccosR/Z |
Вывод:
характер изменения тока, мощности, падения напряжения на участках цепи в зависимости от изменения активного и емкостного сопротивлений |
Векторная диаграмма тока и напряжений (по результатам первого опыта в масштабе):
Масштаб напряжения МU = ____В/см
Масштаб тока МI = ______А/см
Ответы на контрольные вопросы:
1. Как изменяется соотношение активного и емкостного напряжений в цепи при изменении активного сопротивления? емкости? |
2. Что произойдет в цепи, если изменить частоту сети при прочих неизменных параметрах? |
3. Почему ток в цепи с емкостью опережает по фазе напряжения на угол 90 °? |
Оценка:_________________
|
Дата проверки: ________________
Подпись преподавателя: ____________________
Лабораторное занятие 10
ТЕМА: ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕПИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА С КАТУШКОЙ ИНДУКТИВНОСТИ
Цель занятия: исследовать неразветвленную цепь переменного тока на подтверждение основных расчетных формул; построить векторную диаграмму тока и напряжений, треугольники сопротивлений и мощностей при последовательном соединении элементов цепи.
Схема опыта:
№ опыта | Измерено | Вычислено | |||||||||||
U, B | I, A | P, Вт | Z, Oм | Rобщ, Ом | XL, Ом | L, Гн | сosφ | UR, B | UL, B | QL, ВAp | S, BA | φ, град | |
Расчеты:
Z=U/I |
Rобщ=P/I2 |
XL=√Z2-Rобщ2 |
L=XL/ 2٠π٠f |
cos φ=Rобщ/Z |
UR=I٠Rобщ |
UL=I٠XL |
QL=I2٠XL |
S=I٠U |
φ=arccosRобщ/Z |
Вывод:
характер изменения тока, мощности, падения напряжения на участках цепи в зависимости от изменения сопротивлений |
Векторная диаграмма тока и напряжений (по результатам первого опыта в масштабе)
Масштаб напряжения МU = ____В/см
Масштаб тока МI = ______А/см
Ответы на контрольные вопросы:
1. Что представляет собой катушка индуктивности в электрической схеме замещения? |
2. Что произойдет в цепи, если изменить частоту сети при прочих неизменных параметрах? |
3. Почему ток в цепи с индуктивностью отстает по фазе от напряжения на угол 90 °? |
Оценка:_________________
|
Дата проверки: ________________
Подпись преподавателя: ____________________
Лабораторное занятие 11
ТЕМА: ИССЛЕДОВАНИЕ ОДНОФАЗНОЙ ЦЕПИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА С ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ СОЕДИНЕНИЕМ АКТИВНОГО И РЕАКТИВНОГО ЭЛЕМЕНТОВ
Цель занятия: проверка справедливости основных формул при расчете разветвленной цепи переменного тока.
Схема опыта:
№ | Угол j | Участок цепи | U, B | I, A | Ia, A | Ip, A | P, Вт | Q, ВАр | S, ВА | cosj | sinj | j, град |
1. | j>0 | Резистор | — | — | ||||||||
Катушка | ||||||||||||
Конденсатор | — | — | ||||||||||
Вся цепь | ||||||||||||
2. | j=0 | Резистор | — | — | ||||||||
Катушка | ||||||||||||
Конденсатор | — | — | ||||||||||
Вся цепь | ||||||||||||
3. | j<0 | Резистор | — | — | ||||||||
Катушка | ||||||||||||
Конденсатор | — | — | ||||||||||
Вся цепь |
Для резистора:
IaR=I
Q=0 |
S=PR |
cosφ=1 |
sinφ=0 |
φ=0 |
Для катушки
Iak=Pk/U
Ipk=√I2- Iak2 |
cosφk= Iak/I2 |
sinφk= Ipk/I2 |
Q=U* Ipk |
Sk=U*I22 |
Для конденсатора
|
Ia=0
Ipc=I3 |
P=0 |
Qc=U*I3 |
cosφ=0 |
sinφ=1 |
φ=900 |
Для всей цепи
Ia=IaR+Iak
Ip=Ipk-Ipc |
P=PR+Pk |
Q=Qk-Qc |
S=U*I |
cosφ=Ia/I |
sinφ=Ip/I |
Векторная диаграмма токов и напряжения (по результатам первого и второго опытов):
Масштаб напряжения МU = ____В/см
Масштаб тока МI = ______А/см
Выводы:
характер изменения тока, мощности, падения напряжения на участках цепи в зависимости от изменения сопротивлений |
Ответы на контрольные вопросы:
1. По каким формулам определяются активная, реактивная проводимости ветвей?
2. Что произойдет в цепи, если изменить частоту сети при прочих неизменных параметрах?
3. Что означает j>0, j =0 и j<0?
Оценка:_________________
Дата проверки: ________________
Подпись преподавателя: ____________________
Лабораторное занятие 12
ТЕМА: ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЗОНАНСА НАПРЯЖЕНИЙ
Цель занятия: экспериментально получить условие резонанса напряжений.
Схема опыта:
№ опыта | U, В | I, A | UK, B | UL, B | UC, B | P, Вт | ZЦ, Ом | ZK, Ом | RK, Ом | XК, Ом | ХС, Ом | U0, B | C, мкФ | QL, ВАр | QC, ВАр | Q, ВАр | S, ВА | сos φ | φ, град |
Расчетные формулы:
Zk=Uk/I
Xk=√ Zk2- R2 |
UL=I* Xk |
Ua=I*Rk |
Xc=106/(314*C)=Uc/I |
Z=U/I |
QL=UL*I |
Qc=Uc*I |
Q=QL-Qc |
S=U*I |
cosφ=P/S |
X=XL-Xc |
tgφ=X/R φ=arctg X/R |
tgφk=Xk/ R φk=arctg Xk/R |
Векторные диаграммы тока и напряжений (по измеренным и вычисленным данным для трех режимов):
Масштаб напряжения МU = ____В/см
Масштаб тока МI = ______А/см
По измеренным и вычисленным значениям построить в общих координатах графики зависимостей:
UL=f(Xc) | Uc=f(Xc) | Ua=f(Xc) | I=f(Xc) | P=f(Xc) | Q=f(Xc) | сos φ =f(Xc) |
Вывод:
характер изменения тока, мощности, падения напряжения на участках цепи в зависимости от изменения сопротивлений |
Ответы на контрольные вопросы:
1. Что произойдет в цепи, если изменить частоту сети при прочих неизменных параметрах? |
2. Какой режим цепи при последовательном соединении элементов называется резонансом напряжений? |
3. Практическое применение резонанса напряжений. |
4. Опасность резонанса напряжений. |
5. Какая мощность выделяется в цепи при резонансе напряжений? |
Оценка:_________________
Дата проверки: ________________
Подпись преподавателя: ____________________
Лабораторное занятие 13
ТЕМА: ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЗОНАНСА ТОКА
Цель занятия: экспериментально получить условие резонанса тока.
Схема опыта:
№ опыта | U, В | I1, A | I2, A | XК, Ом | ВК, См | ХС, Ом | ВС, См | C, мкФ | QК, ВАр | QC, ВАр | Q, ВАр | PК, Вт | S, ВА | IL, A | Ia, A |
Расчетные формулы:
Zk=U/I1 |
Xk=√ Zk2- R2 |
ВК=XК,/Zk2 |
gK=R/Zk2 |
Xc=106/(314*C)=Uc/I |
Z=U/I2 |
Вc=Xc,/Z2 |
Qk=U2·ВК |
Qc=U2·Вc |
Q=Qk-Qc |
S=U*I |
IL=U · Bk |
Ia=U · gk |
По измеренным и вычисленным данным для трех режимов построить векторные диаграммы токов:
Масштаб напряжения МU = ____В/см
Масштаб тока МI = ______А/см
По измеренным и вычисленным значениям построить в общих координатах графики зависимостей:
I=f(вc) | I1=f(вc) | I2=f(вc) |
Вывод:
характер изменения тока, мощности, падения напряжения на участках цепи в зависимости от изменения сопротивлений |
Ответы на контрольные вопросы:
1. Что произойдет в цепи, если изменить частоту сети при прочих неизменных параметрах? |
2. Какой режим цепи при параллельном соединении элементов называется резонансом токов? |
3. Практическое применение резонанса токов. |
4. Какая мощность выделяется в цепи при резонансе токов? |
Оценка:_________________
Дата проверки: ________________
Подпись преподавателя: ____________________
Лабораторное занятие 14
ТЕМА: ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕХФАЗНОЙ ЦЕПИ ПРИ СОЕДИНЕНИИ ПРИЕМНИКОВ ЭНЕРГИИ ЗВЕЗДОЙ
Цель занятия: изучить параметры трехфазной цепи при соединении приемников энергии звездой.
Схема опыта:
№ опыта | Ключ К | Измерено | Вычислено | ||||||||||||
IA | IB | IC | UA | UB | UC | UAB | UBC | UCA | IN | PA | PB | PC | P | ||
A | A | A | B | B | B | B | B | B | A | Вт | Вт | Вт | Вт | ||
Вкл. | |||||||||||||||
Выкл. | |||||||||||||||
Вкл. | |||||||||||||||
Выкл. | |||||||||||||||
Вкл. | |||||||||||||||
Выкл. |
Расчеты:
РА=UА٠IА٠cosφА |
РВ=UВ٠IВ٠cosφВ |
РС=UС٠IС٠cosφС |
Р=РА+ РВ+РС |
Векторные диаграммы напряжений и токов для опытов с нулевым проводом:
Масштаб напряжения МU = ____В/см
Масштаб тока МI = ______А/см
Выводы:
целесообразность нейтрального провода при симметричной нагрузке |
роль нейтрального провода при несимметричной нагрузке |
роль нейтрального провода при обрыве линейного провода |
Ответы на контрольные вопросы:
1. Какое из соединений трехфазной цепи называют соединением звездой?
2. Чему равно отношение при соединении звездой линейных и фазных напряжений, линейных и фазных токов?
3. Что такое симметричная и несимметричная нагрузка?
4. Какую роль играет нейтральный провод?
5. Какое напряжение называют смешением нейтрали?
Оценка:_________________
Дата проверки: ________________
Подпись преподавателя: ____________________
Лабораторное занятие 15
ТЕМА: ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕХФАЗНОЙ ЦЕПИ ПРИ СОЕДИНЕНИИ ПРИЕМНИКОВ ЭНЕРГИИ ТРЕУГОЛЬНИКОМ
Цель занятия: изучить параметры трехфазной цепи при соединении приемников энергии треугольником.
Схема опыта:
№ опыта | Нагрузка | Измерено: | ||||||||
UAB, В | UBC, В | UCA, В | IA, A | IB, A | IC, A | IAB, A | IBC, A | ICA, A | ||
1. | ZAB= ZBC= ZCA= | |||||||||
2. | ZAB= ZBC= ZCA= | |||||||||
3. | ZAB= ZBC= ZCA= | |||||||||
4. | ZAB= ZBC= ZCA= |
Для второго опыта построить в масштабе векторную диаграмму токов и напряжений:
Масштаб напряжения МU = ____В/см
Масштаб тока МI = ______А/см
Графически определить ток в линиях по следующим формулам:
IА=IАВ-IСА
IВ=IВС-IАВ
IС=IСА-IВС
В расчетных формулах:
IАВ, IВС, IСА – сила тока в соответствующей фазе;
Выводы:
соответствие расчетных формул и опытных данных |
процессы в цепи при обрыве фазы |
процессы в цепи при обрыве линии |
Ответы на контрольные вопросы:
1. Какое соединение трехфазной цепи называют соединением в треугольник?
2. Чему равно отношение при соединении в треугольник: линейных и фазных напряжений, линейных и фазных токов?
3. Как определяется линейный ток при симметричной и несимметричной нагрузке?
Оценка:_________________
Дата проверки: ________________
Подпись преподавателя: ____________________
Лабораторное занятие 16
ТЕМА: ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕХОДНЫХ ПРОЦЕССОВ ПРИ ЗАРАДКЕ И РАЗРЯДЕ КОНДЕНСАТОРА ЧЕРЕЗ СОПРОТИВЛЕНИЕ
Цель работы: исследовать переходные процессы в цепях с емкостью; построить кривые тока и напряжения переходного процесса.
Схема опыта:
№ опыта | Заряд: | Разряд: | |||||||||
U, В | t, с | i, A | UC, B | UR, B | τ, c | R, кОм | C, мкФ | t, c | i, A | UC, B | |
Расчеты:
Uc=U-i·R |
UR=i·R |
τ=R·C |
Построить в масштабе графики:
i=f(τ) Uc=f(τ) UR=f(τ)
Выводы:
соответствие расчетной и опытной постоянной времени;
длительности переходного процесса |
характера зависимости тока и напряжения переходного процесса |
Контрольные вопросы:
1. Какой процесс называется зарядом конденсатора? Какой разрядом?
2. Что такое τ? Как ее можно определить? |
3. Сформулируйте законы коммутации? |
Оценка:_________________
Дата проверки: ________________
Подпись преподавателя: ____________________