США на рубеже тысячелетий.




 

1) Из Второй мировой войны Соединенные Штаты Америки вышли, значительно усилив свое политическое и экономическое влияние в мире. На территории США не велись боевые действия, гораздо меньшими, чем у других участников войны, были людские потери (около 300 тыс. человек). Поставляя союзникам вооружение, боеприпасы, продовольствие и т. д.; США поддерживали свою промышленность и сельское хозяйство и одновременно становились кредитором многих государств. Получив в свое распоряжение атомное оружие, американские руководители использовали его для демонстрации силы, рассчитывая, что это также поможет им диктовать свои условия при устройстве послевоенного мира. В конце 1945 г. президент США Г. Трумэн заявил о том, что на американский народ легло бремя ответственности «за дальнейшее руководство миром».

 

Укрепление политического, экономического, военного лидерства в мире стало ведущей идеей политики США во второй половине XX — начале XXI в. Этому способствовало, с одной стороны, ключевое положение США в ООН (в составе 5 государств — членов Совета Безопасности), а с другой — активное участие в создании НАТО, сети других военно-политических блоков.

 

В стране была проведена реорганизация военной отрасли. В 1947 г. были подчинены единому управлению все военные ведомства, для руководства ими вводился пост министра обороны, создавался Совет национальной безопасности при президенте. Тогда же начало свою деятельность Центральное разведывательное управление (ЦРУ). В условиях начавшейся «холодной войны» концепции «позиции силы» и «сдерживания» государств «восточного блока» дополнились планами «передового базирования» — американского военного присутствия в разных странах и регионах мира. Была развернута сеть военных баз и объектов США в Европе (в государствах — участниках НАТО), на Дальнем Востоке и в бассейне Тихого океана, в Латинской Америке и зоне Карибского бассейна, на Ближнем Востоке и т. д. К 80-м гг. XX в. США имели почти 1600 военных баз и объектов на территории 34 государств, где находились свыше 500 тыс. американских военнослужащих. В начале XXI в. американские военные базы появились даже в бывшей советской Средней Азии, Афганистане, Ираке.

 

В послевоенные годы США получили широкие возможности для утверждения экономического лидерства в индустриальном мире. Благодаря экспорту товаров и капиталов (особенно в виде займов и кредитов) североамериканские транснациональные корпорации (ТНК) создали финансовую империю, не уступавшую по доходности тому, что получали раньше метрополии от своих колониальных владений. Но сохранить лидерство оказалось непросто. Если в конце 40-х — начале 50-х гг. оно было бесспорным, то в последующие десятилетия серьезную конкуренцию Соединенным Штатам стали составлять государства Западной Европы и сделавшая резкий рывок вперед Япония.

 

Одна из определяющих особенностей политического развития США состоит в том, что здесь сочетаются приверженность политическим традициям и гибкое реагирование на происходящие в мире изменения. Это проявилось и в истории второй половины XX — начала XXI в., показавшей, как консерватизм все же может преодолеваться высшей властью или в результате массовых выступлений американцев.

 

о второй половине XX в. в Соединенных Штатах Америки было сделано немало для того, чтобы укрепить экономическую и военную мощь страны, сохранить внутреннюю стабильность, повысить жизненный уровень населения. И все же оказалось, что у многих граждан были и есть проблемы, побуждающие к протесту против существующего положения вещей, к борьбе за свои права. В разные периоды на первый план выступали различные проблемы и соответственно движения. Во второй половине 40-х гг. в ответ на принятие закона Тафта-Хартли, который значительно ограничивал права профсоюзов, прошли массовые выступления рабочих, в забастовках участвовали 4 млн 130 тыс. человек.

 

В целом социальные выступления и движения в США во второй половине XX — начале XXI в. показали, что высокий уровень развития, богатство и демократические основы общества сами по себе не устраняют все жизненные противоречия и проблемы людей.

 

2) Международное экономическое взаимодействие определяет сегодня экономическую и политическую жизнь США. Его интенсивность и масштабы свидетельствуют о том, что США вступают в новый этап интернационализации хозяйственной и социальной жизни, характеризирующийся активным участием в развитии мировых интеграционных процессов. Эти процессы имеют отчетливо выраженную внешнюю региональную направленность, которая в 70-80-е годы подверглась серьезным изменениям.

 

Активизация интеграционных процессов между США, Канадой и Мексикой может подтолкнуть Японию к проявлению большей готовности участвовать во взаимодействии с североамериканским интеграционным комплексом. Сомнительно, что трехсторонней замкнутой группировки, сокращение участия в интеграции в АТР соответствует интересам США, Канады и Мексики. Отнюдь не случайно то, что в период американо-канадских переговоров о создании общего ранка, США, как отмечалось раннее, выступили с предложением к Японии о заключении аналогичного соглашения. Канада заявляет о поддержке подключения, как Японии, так и Мексики к процессам американо-канадской интеграции.

 

Таким образом, в последние два десятилетия развивается тенденция активного участия США в мировых интеграционных процессах на азиатско-тихоокеанском направлении. Однако было бы ошибкой говорить об "отказе" США от Европы и других регионов. В Западной Европе действует основной сектор "второй экономики" США; в абсолютном измерении продолжается расширение торговли, взаимопроникновение капиталов, передача технологии.

 

Можно, по-видимому, говорить о том, что происходит процесс выравнивания значения для США двух этих направлений внешнеэкономического взаимодействия. Поскольку главной причиной этого явилось опережающее социально-экономическое развитие в 70-80-е годы азиатско-тихоокеанского региона в сравнении европейским и другими, можно ожидать, что в случае ускорения развития европейского региона, произойдут новые сдвиги во внешней структуре -интернационализации экономики США.

 

Региональная специфика участия США в мировых интеграционных процессах остается, однако было бы неправильно противопоставлять отдельные региональные направления. Скорее, речь идет о более широких, межрегиональных интеграционных процессах (в частности, североамериканского-азиатско-тихоокеанских), в которых все активнее участвуют США, выступающие в качестве объединительного субъекта в трехполюсной системе глобальных интеграционных процессов.

 

В начале XXI в. будет создан самый большой в мире единый рынок с населением более 800 млн. чел. Намечается облегчить не только внешнеторговые, но и финансовые операции. Конечно, основной финансовый поток будет направлен из США в латиноамериканские страны. В середине 90-х гг. американские инвестиции в Латинской Америке достигли 60 млрд. долл., увеличившись за полтора десятка лет почти на 1/3. Есть примеры и обратного движения капитала. Так, бразильские, аргентинские и чилийские компании активно действуют на американском рынке, занимаясь нефтяным бизнесом, производством стройматериалов и различной химической продукции. США обещают облегчить долговое бремя латиноамериканских стран, списав около 1/4 долга американскому правительству. Эти средства намечается пустить на реализацию экологических программ. - Источник: Интеграционные процессы в Америке

 

Проблемы внешних миграций населения волнуют в первую очередь США. Притягательность США для латиноамериканцев настолько велика, что в 80-е гг. только нелегально их прибывало около 1,5 млн. ежегодно. Сейчас в США численность испаноговорящего населения составляет около 20 млн. чел. (только мексиканцев насчитывается более 5 млн.). По прогнозам, к 2013 г. американцев латиноамериканского происхождения станет больше, чем черных американцев. В США даже говорят о «латиноамериканизации страны». Надо сказать, что численность американцев азиатского происхождения будет расти еще быстрее. В связи с этим в США всерьез задумываются о последствиях массовой (особенно нелегальной) иммиграции. - Источник: Интеграционные процессы в Америке.

 

3) Российско-американские отношения, являющиеся системообразующим фактором обеспечения глобальной безопасности и стабильности, в последние годы переживают непростой период. Под предлогом внутриукраинского кризиса, во многом спровоцированного Администрацией Б.Обамы, в Вашингтоне с марта 2014 г. взяли курс на «системное сдерживание» России, предприняли шаги по разрушению фундамента взаимодействия.

 

Победивший на выборах Президента США 8 ноября 2016 г. Д.Трамп неоднократно заявлял о стремлении вернуть диалог в более устойчивое состояние. Однако на практике Вашингтон продолжил конфронтационную линию, используя против нашей страны экономические, военно-политические, пропагандистские и иные инструменты. По состоянию на конец июня 2019 г. под разнообразные американские ограничения подведены 288 российских граждан и 485 юридических лиц.

 

На атмосфере отношений негативно сказывается внутриполитическая конъюнктура в США. Ее составляющей стало использование русофобии в межпартийной борьбе и распространение безосновательных инсинуаций о «российском вмешательстве в американские выборы».

 

С нашей стороны принимаются необходимые меры – как зеркальные, так и асимметричные – по защите национальных интересов в связи с недружественными действиями Вашингтона. При этом не закрываем возможности для нормализации отношений, если США на деле проявят готовность к равноправному и взаимовыгодному сотрудничеству.

 

В рамках политических контактов на высшем уровне с начала 2017 г. состоялось шесть личных встреч В.В.Путина и Д.Трампа, включая полноформатный двусторонний саммит в Хельсинки 16 июля 2018 г., а также девять их телефонных разговоров. Регулярный диалог поддерживают руководители внешнеполитических ведомств – помимо общения по телефону С.В.Лавров и М.Помпео провели обстоятельные переговоры в рамках визита Госсекретаря в Сочи 14 мая 2019 г., а также встречаются на мероприятиях в третьих странах.

 

Со своей стороны считаем важным развивать самый широкий спектр двусторонних общественных и гуманитарных контактов, способствующих укреплению взаимопонимания между народами. Одна из наиболее перспективных тем в этом контексте, вызывающая заинтересованный отклик у россиян и американцев, – это общая история и культурно-историческое наследие, в том числе сохранение памяти о Русской Америке и наших союзнических отношениях в годы Второй мировой войны.

 

4) США по политическому строю является президентской республикой с тремя независимыми ветвями власти. Исполнительные органы подчиняются Президенту, судебные — Верховному суду. Законодательная власть состоит из Сената и Палаты представителей. Внутренняя политика страны направлена на улучшение национальной экономики. Во внешней политике на первом месте стоит обеспечение безопасности граждан США и соблюдение прав человека.

 

Экономика США является одной из крупнейших и развитых в мире. Она характеризуется высоким уровнем глобализации. США оказывает большое влияние на мировую экономику через торговые, инвестиционные и кредитные операции. ВВП в первой половине 2018 года составил 19 390,6 млрд дол., на 1 жителя приходится 53,1 тыс. дол.

 

Американские компании влияют на мировой рынок информационных технологий. США входят в список крупных производителей программного обеспечения и компьютерной техники. Большинство компаний этого профиля находится на территории Силиконовой долины в Калифорнии (Хьюлетт Паккард Энтерпрайз, Интел, Эпл).

 

США занимают лидирующие позиции в производстве электроэнергии, топлива, химических волокон и продуктов питания. Преобладает перерабатывающая промышленность.

 

Современная американская культура — смешение традиций и обычаев разных регионов мира. Большое значение для массовой культуры имеют американское кино, телевидение, музыка. Особенностью менталитета населения является ориентация на будущее. Молодой американец воспитывается на идеях индивидуализма и независимости, поэтому родители часто прекращают материально обеспечивать детей после достижения 18 лет.

 

Образовательная система США делится на три уровня: дошкольное, среднее и высшее. До 5 лет дети посещают ясельные группы или центры ухода за детьми. Главная их задача — всестороннее развитие и постановка устной речи. Подготовка к школе начинается в детском саду, где учат читать, писать и считать. После достижения 6 лет дети получают среднее образование. С возрастом ученики переходят в заведение высшего уровня.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: