ПУТИ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И КНИГИ.




ВВЕДЕНИЕ. ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ. ФУНКЦИИ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

ПУТИ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫИ КНИГИ.

Цели и задачи: сформировать понятие об особенностях детской литературы и ее функциях.

Основные понятия по теме: детская литература, функции детской литературы, специфика литературы, характерные черты детской литературы, круг чтения дошкольников.

 

1. Детская литература и детское чтение. Детская литература — часть общей литературы, обладающая всеми присущими ей свойствами, при этом ориентированная на интересы детей-читателей и потому отличающаяся художествен­ной спецификой, адекватной детской психологии. В современных условиях детское восприятие переживает сейчас небывалое давление ви­део-, аудио- и полиграфической продукции коммерческо-развлекательного характера, в основном лишенной какого-либо нацио­нального духа, затрагивающей самый поверхностный, примитивный уровень эмоций и почти не требующей умственных усилий для восприятия. Опора в воспитательно-образовательной деятель­ности на лучшие образцы российской и зарубежной детской лите­ратуры, передающей все богатство и разнообразие мира, позво­ляющей полноценно думать и чувствовать, осознается сегодня как насущная необходимость. Являясь неотъемлемой частью художественной литературы, литература для детей своими специфическими средствами способ­ствует воспитанию подрастающего поколения. Некоторые литературоведы предпочитают не выделять детскую литературу, настаивая на ее общих эстетических свойствах. Другие различают детскую литературу как разновидность массовой, обращая внимание на ее невысокий, по их мнению, художественный уровень. О роли детской литературы в воспитании ребенка говорили такие писатели 19 века, как Чернышевский Н.Г. и Одоевский В.Ф. Н.Г Чернышевский отмечал, что детская литература воспитывает в ребенке черты характера. Он требовал уважительного отношения к детям, утверждая, что ребенок стремится быть активным участником жизни, способен понимать гораздо больше, чем обычно считают взрослые. Автор выступал как последовательный борец за включение в чтение детей необходимых талантливых произведений для развития личности. В.Ф. Одоевский считал, что в ребенке необходимо воспитывать прежде всего человека и гуманиста. Он полагал, что именно литература способна пробудить ум и сердце ребенка. Современное понятие детской литературы имеет два значения. Первое – обиходно-бытовое, когда детской литературой называют все произведения, которые читают дети. Второе – научное – различает три вида произведений: 1) прямо адресованные детям; 2) созданные для взрослых, но нашедшие отклик у детей; 3)творчество детей. Итак, детская литература – это мир художественных произведений о том, что такое и кто такой ребенок, что такое его макрокосм и микрокосм, т.е. все окружающее его и находящееся в нем самом.
ЗАДАНИЕ. «О ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ…» ЗАДАНИЕ 1: согласитесь с мнением писателя или опровергните его, приведите собственные доказательства, сделайте вывод. 1. «Книги для детей дошкольного возраста — равноправные граждане огромной «суверенной державы». M. Горький. 2. «Дети понимают и помнят не рассудком и памятью, а воображением и фантазией». В.Г. Белинский. 3. «Способность, сильнее всех других действующая в детском возрасте». Н. Добролюбов. 4. «Если в книге есть четкая и законченная фабула,…, если в книге есть ритмическое движение, а не сухая рассудочная последовательность, если моральный вывод из книги - … это и значит, что книга написана на настоящем детском языке». С. Я. Маршак. 5. «Книги, которые стоят того, чтобы читать их в десятилетнем возрасте, – это книги, которые в не меньшей (а то и в большей) степени стоят того, чтобы перечитывать их в пятьдесят лет и позже». Клайв Льюис. 6. «Детские книги читают дети (если читают); но выбирают эти книги родители». Уильям Годвин. 7. “...так называемой детской литературы не люблю и не признаю. Детям надо давать только то, что годится и для взрослых. Андерсен, “Фрегат Паллада”, Гоголь читаются охотно детьми, взрослыми также. Надо не писать для детей, а уметь выбирать из того, что уже написано для взрослых, т.е. из настоящих художественных произведений; уметь выбирать лекарство и дозировать его — это целесообразнее и прямее, чем стараться выдумать для больного какое-то особенное лекарство только потому, что он ребенок”. А.П.Чехов 8. “ — О детской литературе? — с оттенком едкой иронии переспросил Александр Иванович, — у нас нет детской литературы. У нас детей не уважают, не любят, чуть что не презирают. Какая уж тут литература?” А.И.Куприн
2. Пути изучения детской литературы. Детская литература как совокупность письменных произведений появляется на Руси в 16 в учебники и азбуковники были первыми педагогическими произведениями, которые предназначались для обучения грамоте. Научный интерес к детской литературе обозначился в 1820 – 30 –х г.г. он рождался из потребностей воспитателей и книгопродавцев. С развитием книгопечатания «народная»и «детская» литература поставлены в один ряд. Время от времени вспыхивали «бунты» против диктата педагогов в детской литературе. Так возникают два направления – педагогическое и эстетическое, которые до сих пор находятся в противовесе друг к другу. Педагогическое направление развивается с опорой на разработки по детской психологии и методике преподавания. Эстетическое имеет значительные перспективы, открытые на современном уровне языкознания, литературоведения, культурологи. Эстетический подход дает возможность использовать фундаментальные знания. В 19 веке издания для детей и народа собирались в библиотеках при учебных заведениях. Детские писатели заговорили в полный голос лишь в 20 в. Большой вклад в науку о детской литературе внес педагог Феликс Густавович Толль «Наша детская литература» (1862 г.) одна из целей его работы состояла в том, чтобы указать детским писателям темы для их творчества. К изучению и пропаганде детской литературы подключились В.М.Гаршин и А.Я.Герд. в 1880 –х г.г. они подготовили три «Обзора детской литературы». К 1904 г. список указателей книг для детского чтения превышал три десятка. В эти годы активно работают методист-филолог Н.В.Чехов, библиограф И.В.Владиславлев. В 1860-1890 г.г. распространением народной и детской литературы занялись Петербургский и Московский комитеты грамотности. Проводились литературные конкурсы, создавались библиографии, обзоры и т.д. курс детской литературы стал часть. Профессионального педагогического образования в середине 1910-х г.г. В 1920 г. в Москве открылся Институт по детскому чтению под руководством А.К.Покровской. В первый год было собрано 10000 книг. В 1949 г. началась работа в Московском Доме детской книги. Такие Дома стали открываться в Ленинграде, Тбилиси, Киеве. В 1960-1980-х г.г. развернулось изучение литературы народов СССР. И сегодня детская литература занимает прочное место в издательском и педагогическом сообществах.
  ЗАДАНИЕ 4. Используя сервис https://learningapps.org составьте «Ленту времени», отражающую изучение детской литературы.
3. Функции детской литературы. ФУНКЦИИ: 1. Воспитательная (органическое слияние искусства с требова­ниями педагогики); 2. Образовательная (получение новых знаний); 3. Гедонистическая (получение удовольствия); 4. Риторическая (наслаждение словом); 5. Социальная (воспитание первых обществен­ных навыков и формированию личности.   В самом деле, невозможно переоценить воспитательное значе­ние первых книг, которые окажутся перед глазами ребенка. Первые книжки, книжки прочитанные детям взрослыми, расши­ряют представление о мире, знакомят с природой и с вещами, ко­торые постоянно окружают ребенка, с родным языком, приучают их логически мыслить, устанавливать самые простые связи между предметами и явлениями окружающего их мира. В процессе чтения рассказов, стихов, сказок, басен, фольклорных произведений у детей возникают свежие представления о многообразии жизни, природных явлениях, человеческих чувствах и т.д. Книги для дошкольников служат воспитанию первых обществен­ных навыков и формированию личности. Они помогают активно овла­девать речью, чувствовать красоту и выразительность родного сло­ва. В результате общения с художественным произведением у дошкольника воспитывается культура эстетического восприятия, чувствительность к духовным ценностям, красоте, образности, поэтичности, яркости художественного слова. Выразительные средства литературного языка приобщают детей к истинным образцам высокохудожественной литературы, формируют запас литературно-художественных впечатлений, раскрывают меткость и выразительность языка, развивают способность передавать содержание небольших фрагментов текста, переносить их в коммуникативную деятельность, обеспечивают эстетическое восприятие литературного текста. Значения литературного чтения как средства нравственно-эстетического воспитания и умственного развития детей рассматривались в работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева и др. Ученые указывают на то, что познание жизни средствами литературы являетсяне простым ознакомлением с ее явлениями, а полноценным переживанием их. Функциональные виды детской литературы включают учеб­но-познавательные, этические, развлекательные произведения. Ее особенности определяются воспитательно-об­разовательными задачами и возрастом читателей. Основная отли­чительная чертаее — органическое слияние искусства с требова­ниями педагогики. Под педагогическими требованиями подразу­меваются, в частности, учет интересов, познавательных возможно­стей и возрастных особенностей детей. Об особенностях детской литературы как искусстве слова в свое время говорили основоположники теории детской литературы – выдающиеся писатели, критики и педагоги. Они понимали, что детская литература – есть подлинное искусство, а не средство дидактики. По словам В. Г. Белинского, литература для детей должна отличаться «художественной истинностью создания», то есть быть явлением искусства, а авторы детских книг должны быть широко образованными людьми, стоящими на уровне передовой науки своего времени и иметь «взгляд на предметы просвещенный». Наиболее талантливые педагоги всех периодов, требуя истинно образного и эмоционального отражения жизни в произведениях, адресованных детям, не отрицали и наличие специфических черт детской литературы, которые тесно связаны с ее педагогической направленностью. Это значит, что детская литература должна ориентироваться на развитие эстетиче­ского сознания ребенка, на формирование его мировоззрения.
  ЗАДАНИЕ 2. Закончи нашу «писательскую» азбуку. Подчеркни незнакомые фамилии. Назови примеры произведений известных тебе писателей. Аксаков, Барто, Волков, Г_________, Д________, Есенин, Житков, З_____________, Ишимова, К___________, Л_________, М___________, Н_________, О_________, П_____________, Р___________, С_________, Т__________, Ушинский, Франко, Хармс, Ц_________, Ч________, Шварц, Щедрин, Эрадзе, Юдин, Янссон. ЗАДАНИЕ 3. Подготовьте устный рассказ на тему «Мой любимый детский писатель». Воспользуйтесь при необходимости примерным планом или составьте свой. План. · Кто мой любимый детский писатель? · О чем он обычно пишет? · Какие книги я прочитал? · Первая встреча с этим писателем и его книгами. · Что запомнилось, поразило меня? · За что я люблю его книг? · Есть ли любимый герой? · Продолжается ли мое знакомство с этим писателем? · Что я порекомендую прочитать друзьям и почему?
Говоря овозрастной специфике детской литературы можно выделить несколько групп на основании возраста читателя. Классифика­ция литературы для детей повторяет общепринятые возрас­тные этапы развития личности человека: 1) ясельный, младший дошкольный возраст, когда дети, слушая и рассмат­ривая книги, осваивают различные произведения литерату­ры; 2) преддошкольный возраст, когда дети начинают овла­девать грамотой, техникой чтения, но, как правило, в боль­шей части остаются слушателями произведений литературы, охотно разглядывают, комментируют рисунки и текст; 3) млад­шие школьники — 6—8, 9—10 лет; 4) младшие подростки — 10—13 лет; 5) подростки (отрочество) — 13—16 лет; 6) юно­шество — 16—19 лет. Практическая классификация детской литературы построена на особенностях детской читательской психологии и периодизации образовательного процесса: 1. Литература для дошкольников. 2. Литература для младших школьников. 3. Литература для обучающихся средних классов (5-7). Возможна классификация детской литературы по жанрам и гендерному принципу. Однако такое деление не предполагает строгой обусловленности. Книги, адресованные каждой из этих групп, имеют свои особенности.
  Литература для дошкольников.   Специфика литературы для самых маленьких определяется тем, что она имеет дело с человеком, почти ничего не знающем об окружающем мире и ещё не способном воспринимать сложную информацию. Для детей этого возраста предназначены книжки‑картинки, книжки-игрушки, книжки-раскладушки, книжки-панорамы, раскраски… Литературный материал для малыша – стихи и сказки, загадки, шутки, песни, скороговорки. Серия "Читаем с мамой", например, рассчитана на детей от 1 года и включает в себя картонные книжки с яркими иллюстрациями, изображающими незнакомых ребёнку животных. Такая картинка сопровождается либо просто названием животного, которое ребёнок постепенно запоминает, либо коротким стихотворением, дающим представление о том, кто изображён на картинке.В небольшой объём - часто всего одно четверостишие - нужно уместить максимум знаний, при этом слова должны быть предельно конкретными, простыми, предложения- короткими и правильными, ведь слушая эти стихи, ребёнок учится говорить. В то же время стихотворение должно давать маленькому читателю яркий образ, указывать на характерные черты описываемого предмета или явления. Поэтому написание подобных, на первый взгляд, предельно простых стихов, требует от автора едва ли не виртуозного владения словом, чтобы стихи для самыхмаленьких могли решить все эти непростые задачи. Не случайно лучшие детские стихи, услышанные человеком в самом раннем возрасте, часто остаются в памяти на всю жизнь и становятся первым опытом общения с искусством слова уже для его детей. В качестве примера здесь можно назвать стихи С. Я. Маршака "Детки в клетке", стихотворения А.Барто и К.Чуковского. Ещё одна характерная черта литературы для самых маленьких - преобладание стихотворных произведений. Это не случайно: детское сознание уже знакомо с ритмом и рифмой - вспомним колыбельные и потешки, - а потому легче воспринимает информацию именно в таком виде. Кроме того, ритмически организованный текст даёт маленькому читателю целостный, законченный образ и апеллирует к его синкретическому восприятию мира, характерному для ранних форм мышления. Особенности литературы для дошкольников После трёх лет круг чтения несколько меняется: постепенно на второй план отходят самые простые книжки с короткими стихотворениями, их сменяют более сложные стихи на основе игровых сюжетов, например "Карусель" или "Цирк" С. Маршака. Круг тем естественно расширяется вместе с кругозором маленького читателя: ребёнок продолжает знакомиться с новыми явлениями окружающего мира.Особый интерес у подрастающих читателей с их богатым воображением вызывает всё необычное, поэтому любимым жанром дошкольников становятся стихотворные сказки: дети "от двух до пяти" легко переносятся в вымышленный мир и вживаются в предлагаемую игровую ситуацию. Лучшим образцом таких книг до сих пор остаются сказки К.Чуковского: в игровой форме, на языке, доступном и понятном малышам, они рассказывают о сложных категориях, о том, как устроен мир, в котором предстоит жить маленькому человеку. В это же время дошкольники, как правило, знакомятся и с народными сказками, сначала это сказки о животных ("Теремок", "Колобок", "Репка" и т.д.), а позже волшебные сказки со сложными поворотами сюжета, с превращениями и путешествиями и неизменным счастливым концом, победой добра над злом. Литература для младших школьников Постепенно книга в жизни ребенка начинает играть все большую роль. Он учится читать самостоятельно, требует рассказов, стихов, сказок о своем сверстнике, о природе, животных, о технике, о жизни разных стран и народов. Т.е. специфика литературы для младших школьников определяется ростом сознания и расширением круга интересов читателей. Произведения для детей семи-десяти лет насыщены новой информацией более сложного порядка, в связи с этим увеличивается их объём, усложняются сюжеты, появляются новые темы. На смену стихотворным сказкам приходят сказочные повести, рассказы о природе, о школьной жизни. Специфика детской литературы должна выражаться не столь­ко в выборе специальных «детских» тем, да еще поданных изоли­рованно от реальной жизни, сколько в особенностях композиции и языка произведений. Сюжет детских книг обычно имеет четкий стержень, не дает резких отступлений. Для него характерны, как правило, быстрая смена событий и занимательность. Раскрытие характеров персонажей должно осуществляться предметно и зримо, через их дела и поступки, так как ребенка больше всего привлекают действия героев. Требования к языку книг для детей связаны с задачей обогаще­ния словаря юного читателя. Литературный язык, точный, образ­ный, эмоциональный, согретый лиризмом, наиболее соответству­ет особенностям детского восприятия. Итак, о специфике детской литературы можно говорить на том основании, что она имеет дело с формирующимся сознанием и сопровождает читателя в период его интенсивного духовного роста. Среди главных черт детской литературы можно отметить информационную и эмоциональную насыщенность, занимательность формы и своеобразное сочетание дидактического и художественного компонентов. Детская книжка должна прежде всего увлечь воображение ребенка. Б.М. Теплов также рассматривает литературу как сильный источник развития чувства и фантазии. Она вызывает у ребенка волнение, сочувствие и эмпатию к персонажам, сопереживание описываемых событий. Как отмечает автор, в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки. Восприятие искусства должно начинаться с чувства, без него оно невозможно. Чтобы увлечь воображение ребенка, произведение должно быть написано занимательно. Это достигается с помощью динамичного и эмоционального повествования, действенного сюжета, деятельного героя, живого, образного языка. Белинский утверждал, что дети ищут в литературе драматичность, действие, движение, «истории и историйки». Занимательности произведения для детей способствуют приключения, тайны, подвиги, острые конфликты, инверсия в композиции, нарочитое оттягивание развязки, драматизм описываемых событий. В книге взрослой или детской главное — это художественный образ. Насколько удастся писателю создание образа (в частности, героя, реального или сказочного, но непременно полнокровно­го), настолько и будет его произведение достигать ума и сердца ребенка. Легче всего маленький ребенок откликается на простые рассказы о близких ему людях и знакомых вещах, о природе. Еще одна черта малышовой книжки — максимальная конкретность образа. Как сказал чешский поэт Ян Ольбрахт, «для детей следует писать не "на дереве сидела птица", а "на дереве сидела овсянка"». Неотъемлемой чертой детской литературы является ее оптимизм. К. Чуковский писал о стремлении маленького ребенка сберечь «гармоничность современного мира» и настойчиво требовал счастливых концов в книгах. Несколько слов о языке детских книг. Для маленьких детей следует писать предельно ясно и точно и в то же время очень образно. В детской книге всегда имеется полноправный соавтор писателя — худож­ник. Юного читателя едва ли может увлечь сплошной буквенный текст без картинок. Дело в том, что ребенок первые сведения о мире получает не вербальным путем, а визуально и аудиально. Он приходит к книжным сокровищам, прежде усвоив речь и «язык» предметной среды. Первую книжку ребенок осваивает именно как предмет, ее вероятная судьба - погибнуть в его ручках. Приобще­ние к книге означает для ребенка начало самостоятельной интел­лектуальной жизни. Поначалу свойства книги проявляются для него через соедине­ние рисунков и текстов в книжках-картинках, книжках-игруш­ках, причем визуальный образ привычнее и привлекательнее вербального. Но как только ребенок перейдет порог сложности в восприятии целого текста, рисунок будет играть уже вспомога­тельную роль, так как его возможности исчерпываются односто­ронним восприятием. Заметим, что чем меньше ребенок, тем боль­ше ему хочется оживить картинку, сделать так, чтобы она «отве­тила» ему. Приласкать щенка или ударить злого волка на картин­ке, пририсовать что-то или скомкать страницу — дети знают мно­го способов вступить в контакт со статичным изображением, будь то рисунок или игрушка. В этом их стремлении литературный об­раз, пластично подстраиваемый воображением, с зовущим ваку­умом, который так радостно заполнить собственным «я», оказы­вается более подходящим объектом. Строго говоря, детская литература — это то, что создано масте­рами слова специально для детей. Но, кроме того, юные читатели берут для себя многое из общей литературы (например, сказки А.С. Пушкина, басни И.А. Крылова, песни А.В. Кольцова, произ­ведения фольклора и т. д.). Так возникает еще один термин — «детское чтение», т.е. круг произведений, которые читаются деть­ми. Эти два понятия иногда скрещиваются, так как есть произве­дения общей литературы, которые мы уже не отделяем от детской. Обычно же детское чтение выходит за пределы привычного круга детской литературы. В ряде случаев писатели сами готовят для дет­ского издания свои книги (A.M. Горький, А.С. Неверов, А.Н. Тол­стой, А.А. Фадеев). Вопросы для самоконтроля: 1. Какие функции выполняет детская литература в обществе. 2. В чем состоит специфика детской литературы.
  ЗАДАНИЕ 5. Используя программу «От рождения до школы», составьте рекомендации по приобщению к художественной литературе дошкольников разных возрастных групп.
ВОЗРАСТ РЕКОМЕНДАЦИИ
2-3 года, вторая группа раннего возраста  
3-4 года, младшая группа  
4-5 лет, средняя группа  
5-6 лет, старшая группа  
6-7 лет, подготовительная группа  

 

 

Список литературы по теме:

1. Арзамасцева И.Н. Детская литература: учебник для студ. высш. пед. учебн. завед./И.Н.Арзамасцева, С.А.Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 576 с.

2. Детская литература. Выразительное чтение. Практикум: учебник для студ.СПО/ под ред. О. В. Астафьева, А.В. Денисова, И.Л. Днепрова и др.; под ред. Т.В. Рыжковой. - 3-е изд., стер.- М.:Академия, 2015 -320 с.

3. Детская литература: учебник для студ. Учреждений сред.проф.образования / Е.О. Путилова, А.В. Денисова, И.Л. Днепрова и др.; под ред. Е.О. Путиловой. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский цент «Академия», 2016.- 432 с.

4. Детская литература: учебник/Е.Е.Зубарева, В.К.Сигов и др.; Под ред. Е.Е.Зубаревой. – М.: Высш.шк.,2004 г. – 551 с.

5. Минералова И.Г. Детская литература: учеб. Пособие для студ. высш.учеб.заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. -176 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: