Трудовой коллектив как субъект управления безопасностью.




Управление безопасностью в ОУ.

Под управлением безопасностью понимается процесс сознательного, целенаправленного и организованного воздействия на элементы ОУ и окружающей среды в целях защиты персонала, обучающихся, воспитанников, имущества и среды ОУ от неблагоприятных воздействий и обеспечения эффективного образовательного процесса.

Непосредственное управление безопасностью осуществляют: директор ОУ, его заместители (особенно заместитель по безопасности), специалисты (консультанты) по различным видам безопасности, руководители подразделений. Комиссия (группа) по безопасности создается приказом по ОУ и оперативно решает вопросы обеспечения безопасности ОУ при планировании образовательного процесса, возникших осложнениях и ЧС.

Руководителю ОУ в силу сложности и разнообразия решаемых проблем необходимо иметь консультантов или сотрудников, курирующих все элементы системы безопасности. Поэтому в ОУ, как правило, создается несколько структурных единиц и комиссий, управляющих электробезопасностью, пожарной, производственной, криминальной и антитеррористической безопасностью.

Каждый субъект управления безопасностью от министра образования и науки РФ до рядового педагога и воспитателя осуществляет на своем уровне и в своих условиях стандартные функции управления: учет, анализ и прогнозирование, планирование, принятие решений, организацию, координацию и регулирование, контроль, оценку, воспитание и стимулирование кадров (обучаемых, сотрудников), делопроизводство.

Комиссий по различным аспектам безопасности под управлением федеральных ведомств в настоящее время так много, что представляется целесообразным объединить их на низовом уровне системы образования в единую комиссию по безопасности ОУ, работающую по единому комплексному плану. При этом, однако, ее решения и протоколы придется подшивать одновременно в несколько папок (дел) по соответствующим направлениям обеспечения безопасности. При современной компьютерной и множительной технике это не должно быть проблемой.

Непосредственное управление в сфере безопасности и охраны труда осуществляют руководители ОУ, профсоюзные комитеты и трудовые коллективы ОУ.

Основными задачами всех четырех уровней структур и органов управления безопасностью применительно к ОУ являются:

· обеспечение безопасности образовательного и воспитательного процессов от всех видов социальных, природных и техногенных угроз;

· обеспечение безопасности зданий, сооружений и производственного оборудования;

· нормализация санитарно-гигиенических условий труда, учебы, питания, досуга;

· обучение работающих правилам и нормам всех видов безопасности и охраны труда, пропаганда вопросов безопасности;

· обеспечение работников и обучаемых средствами индивидуальной защиты памятками, инструкциями;

· обеспечение оптимальных условий труда и отдыха;

· организация ликвидации воздействия неблагоприятных факторов и опасных ситуаций, включая лечебно-профилактическое обслуживание работающих и обучаемых.

Важно, чтобы решение этих задач не мешало, а способствовало достижению главных учебно-воспитательных целей ОУ. Поэтому необходимо переводить их из формально-бюрократической плоскости в элементы повседневной учебно-воспитательной работы коллектива ОУ.

 

Трудовой коллектив как субъект управления безопасностью.

 

Каждый член коллектива во время трудового процесса на время вступает во взаимодействие с другими работниками. Состояние этих взаимоотношений и мнение членов коллектива (педсовет) также оказывают влияние на безопасность ОУ.

На поведение членов коллектива большое влияние оказывает поведение руководителей. Они должны быть всегда дисциплинированы, аккуратны, никогда не нарушать установленных требований и быть примером для работников и обучающихся.

Безопасность образовательных процессов обеспечивается также следующими организационными решениями коллектива работников ОУ:

· выбором образовательных программ;

· выбором необходимого оборудования;

· выбором приемов и режимов работы;

· распределением функций и объемов работы;

· профессиональным отбором и обучением работников;

· применением средств защиты обучающихся и работающих;

· выбором средств реализации требований безопасности и методов контроля их выполнения.

Одним из путей создания безопасных условий является участие трудового коллектива в профессиональном отборе, проверке знаний и умений работников, проведении соответствующих конкурсов. Лица, допускаемые к работе, должны проходить конкурсный отбор и проверку соответствия их физиологических, психологических и иных характеристик выполняемой работе. Проверка состояния здоровья работников обязательна как при допуске к работе, так и периодически в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития РФ, Министерством образования и науки РФ.

Очень важно также, чтобы в своих предложениях руководству ОУ по вопросам обеспечения безопасности члены трудового коллектива учитывали и отстаивали мнения обучаемых и их родителей, если они не противоречат законодательству, действующим инструкциям и здравому смыслу. Также целесообразно учитывать мнение не только большинства, но и отдельных специалистов, которые хорошо знают свое дело и вносят, возможно, неудобные, но направленные на общее благо предложения и идеи.

3.Комплексное планирование безопасности ОУ.

 

Планирование мер по всем направлениям безопасности осуществляется на основе анализа ситуации и прогнозирования возможных угроз с учетом нормативных требований.

В ОУ в соответствии с указаниями органов управления образованием должны прогнозироваться возможные действия преступников, массовые беспорядки, проявления экстремизма, взрывы, поджоги, пожары, применение отравляющих веществ, захват заложников, действия террористов, в том числе смертников. В связи с этим в составляемых планах и паспортах безопасности желательно отражать возможные количественные показатели ущерба от этих действий, характеристики и размеры возможных зон поражения, степень вредного воздействия на жизнь и здоровье людей.

Для повышения устойчивости учебного процесса и защищенности ОУ при разработке собственных структур, технологий и планов обеспечения безопасности необходимо предвидеть и учитывать максимальное количество реально распространенных опасностей.

Письмом Минобрнауки РФ от 30.08.05 г. № 03-1572 «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях» (прил. 1) всем ОУ предписывается разработать «Комплексный план безопасности ОУ на 2006–2010 годы», в котором системно заложены мероприятия по укреплению внутреннего распорядка, обучения учащихся и сотрудников, по антитеррористической защищенности и противопожарной безопасности. Одна из задач данного пособия – помочь сотрудникам ОУ в составлении таких планов.

Указанным письмом Министерство образования и науки РФ констатирует необходимость объединения ряда ранее разрозненных направлений обеспечения безопасности ОУ в единый долгосрочный документ – Комплексный план безопасности.

Рекомендуемые разделы и мероприятия комплексного плана безопасности ОУ

1. Организационные мероприятия

1. Разработка (доработка) правил внутреннего распорядка ОУ.

2. Определение порядка и мер обеспечения безопасности, антитеррористической защищенности ОУ при проведении праздников, спортивных и культурно-массовых мероприятий.

3. Проверка учебных и производственных помещений ОУ.

4. Организация контроля соблюдения правил регистрации и учета проживания лиц в общежитиях.

5. Организация деятельности антитеррористической рабочей группы, иных групп и комиссий, предусмотренных нормативными актами.

6. Обеспечение системного контроля деятельности организаций, арендующих помещения в ОУ.

7. Определение порядка и ответственных за ежедневный контроль состояния ограждений, закрепленной территории, зданий, сооружений, завоза продуктов и имущества.

8. Организация взаимодействия ОУ с представителями правоохранительных органов, местного самоуправления.

9. Организация контроля выполнения мероприятий комплексного плана «Безопасность образовательного учреждения на 2006–2010 годы», в том числе мероприятий по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности ОУ.

10. Руководство локальными системами контроля состояния потенциально опасных объектов, повышение надежности их функционирования.

11. Осуществление контроля соблюдения обучающимися и работниками установленных требований в области защиты от ЧС и охраны труда.

2. Обучение сотрудников и обучающихся

1. Обучение учащихся (студентов), сотрудников ОУ по ГО и ЧС.

2. Обучение учащихся по курсам ОБЖ и охраны труда.

3. Обучение студентов по курсам БЖ и охраны труда.

4. Проверка знаний в этой области.

3. Создание и укрепление учебно-материальной базы безопасности

1. Подготовка и выпуск инструкций и памяток по темам «Действия обучающихся и сотрудников при возникновении экстремальных и чрезвычайных ситуаций», «Техника безопасности».

2. Приобретение учебно-методической литературы, учебно-наглядных пособий, оборудования и приборов.

3. Установка системы звонкового и громкоговорящего оповещения сотрудников и обучающихся для доведения сигналов, системы аварийной подсветки указателей маршрутов эвакуации.

4. Монтаж систем противопожарной и охранной сигнализации.

5. Приведение зданий, сооружений, механизмов и другого оборудования в состояние, соответствующее установленным нормативам.

6. Нормализация санитарно-гигиенических условий труда, внедрение здоровьесберегающих технологий обучения.

7. Улучшение санитарно-бытовых помещений и устройств.

4. Мероприятия по предупреждению несчастных случаев

1. Ведение журналов инструктажей, периодических осмотров оборудования, заземления, контроля изоляции и т. д.

2. Проверка, окраска и испытание механизмов и станочного оборудования. Составление актов о проведенных испытаниях для возможности дальнейшей эксплуатации средств защиты, приборов, инструментов, оборудования.

3. Рациональная расстановка оборудования для повышения безопасности труда. Устройство дополнительных предохранительных и защитных приспособлений, блокировок, дублирующих средств безопасности, светозвуковой сигнализации.

4. Обеспечение работников необходимой технической документацией, рабочих мест – плакатами по безопасности.

5. Анализ случаев травматизма с целью исключения их повторения в будущем.

6. Механизация уборки производственных помещений, очистки и протирки осветительной арматуры, окон, вентиляционных установок.

7. Изготовление и применение знаков безопасности.

5. Мероприятия по предупреждению заболеваний в ОУ

1. Проведение медицинского освидетельствования поступающих в ОУ и периодических медицинских осмотров обучающихся и работников.

2. Своевременный ремонт зданий и оборудования, содержание рабочих и бытовых помещений в надлежащем санитарном состоянии.

3. Улучшение работы медпунктов и их оснащения. Оборудование аудиторий и рабочих мест аптечками.

4. Создание кабинетов, уголков, передвижных выставок по БЖ и охране труда, приобретение для них пособий, демонстрационной аппаратуры.

5. Применение приспособлений для снижения шума, вибрации, борьбы с пылью и ядовитыми газами, вентиляции помещений.

6. Оборудование санитарно-бытовых помещений, обеспечение мылом и другими необходимыми моющими средствами, лечебно-профилактическим питанием и молоком.

6. Мероприятия по улучшению условий труда и образовательного процесса

1. Улучшение естественного и искусственного освещения (установка дополнительных фонарей, светильников).

2. Утепление полов, устройство тепловых завес в зданиях.

3. Реконструкция буфетов, прачечных, установок для питьевой воды, комнат отдыха.

4. Оборудование мест и площадок, выделенных для физкультурно-оздоровительной работы.

5. Установление рационального режима труда и отдыха.

6. Санаторно-курортное лечение нуждающихся.

7. Применение индивидуальных средств защиты (очков, масок, щитков, респираторов, спецодежды, спецобуви).

В соответствии с особенностями каждого ОУ допускается изменение структуры, разделов и пунктов составляемого плана. Представляется, что в ОУ должен быть единый комплексный план безопасности с включением в него разделов по ГО, электробезопасности, пожарной, транспортной и другим видам безопасности.

Желательно, чтобы план был обсужден в коллективе и вывешен в уголке безопасности. Каждый исполнитель будет видеть свою роль в общем деле и чувствовать общественное внимание к своей работе. Этот простой способ позволяет вдохнуть жизнь в процесс планирования, повысить психологическую значимость этого процесса, усилить контроль исполнения.

Не забывайте подшивать копии плана или его разделов в соответствующие папки, предусмотренные номенклатурой дел по безопасности ОУ. Помимо поддержания необходимого порядка в делах это способствует благожелательному отношению проверяющих.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: