Метод «Шесть шляп мышления»




 

o Белая шляпа: информация

o Красная шляпа: чувства и интуиция

o Черная шляпа: критика

o Желтая шляпа: логический позитив

o Зеленая шляпа: креативность

o Синяя шляпа: управление процессом

· Четыре типа использования шляп

· Смена Ролей

· Преимущества и сложности

o Преимущества

o Сложности

· Отдельная шляпа и использование в последовательности

· Правила метода шести шляп мышления

 

Шесть шляп мышления. Эдвард де Боно

Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную. В основе «Шести шляп» лежит идея параллельного мышления. Традиционное мышление основано на полемике, дискуссии и столкновении мнений. Однако при таком подходе часто выигрывает не лучшее решение, а то, которое более успешно продвигалось в дискуссии. Параллельное мышление — это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.

Метод шести шляп — это простой и практичный способ преодолеть трудности посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.

В полноцветной печати цветные плашки прокатываются по очереди, накладываясь друг на друга, и на выходе мы получаем цветную картинку. Метод шести шляп предлагает сделать то же самое в отношении нашего мышления. Вместо того, чтобы думать обо всем одновременно, мы можем научиться оперировать различными аспектами нашего мышления по очереди. В конце работы все эти аспекты будут собраны вместе и мы получим «полноцветное мышление».

Белая шляпа: информация

Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты и цифры. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима (какой информации не хватает) и как нам ее получить.

 

Красная шляпа: чувства и интуиция

В режиме красной шляпы у участников сессии появляется возможность высказать свои эмоции, чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать.

Не вдаваясь в подробности и рассуждения, люди делятся эмоциями (страх, негодование, восхищение, радость и т.д.), возникающими при мысли о том или ином решении или предложении. Здесь также важно быть честным, как с самим собой, так и с окружающими (если идет открытое обсуждение).

 

Черная шляпа: критика

Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям иосторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни. Проявите осторожность, обратите взгляд на возможные тайные угрозы, на существенные и мнимые недостатки, побудьте немного пессимистом. Польза от такого мышления несомненна, если, конечно, им не злоупотреблять.

 

Желтая шляпа: логический позитив

Надевая ее, мы думаем над предполагаемыми преимуществами, которое дает решение или несет предложение, размышляем над выгодой и перспективой определенной идеи. И даже если эта идея или решение на первый взгляд не сулят ни чего хорошего, важно проработать именно эту, оптимистическую сторону и попытаться выявить скрытые положительные ресурсы.

Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи.

 

Зеленая шляпа: креативность

Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи,модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности, в общем, даем креативности зеленый свет.

 

Синяя шляпа: управление процессом

Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы, реализации идеи и работы над решением задач. В частности, ее используют в начале сессии для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели.

Синяя шляпа в курсе работы других шляп, собирает, обобщает и управляет работой всех остальных шляп.

 

Четыре типа использования шляп

Использование шести шляп мышления резонно при любой умственной работе, в любых областях и на самых различных уровнях. Например, в личном плане, это может быть написание делового письма, планирование важных дел, оценка чего-либо, решение проблемы выхода из сложной жизненной ситуации и т.д.

При работе в группе метод 6 шляп мышления можно рассматривать как разновидность метода мозгового штурма, также его можно использовать при разрешении споров и конфликтов, опять-таки при планировании и оценке, или применять его как часть программы обучения.

Кстати говоря, многие международные корпорации, такие как British Airways, IBM, Pepsico, DuPont и многие другие, давно взяли на вооружение этот метод.

Четыре типа использования шляп

· Надеть шляпу

· Снять шляпу

· Сменить шляпу

· Обозначить свое мышление

 

Смена Ролей

Очень важно, чтобы каждый мыслитель умел менять роли: надевать шляпы и снимать их. Шляпы – это не способ классифицировать людей. Совершенно неправильно было бы сказать «Она мыслитель в зеленой шляпе» или «Он использует только красную шляпу». Хотя такие оценки могут быть точными, если мы начнем использовать шляпы как категории, то люди захотят использовать только мышление, связанное с конкретной категорией: «Я мыслитель в черной шляпе». Это прямо противоположно цели и ценности метода шести шляп, состоящего именно в попытке заставить людей использовать все шесть режимов мышления.

 

Преимущества и сложности

Преимущества

· Мыслительная деятельность для большинства людей является абстрактной, нудной и скучной работой. Шестишляпный метод же способен увлечь и сделать умственную деятельность красочной и интересной.

· Шесть цветных шляп это довольно таки запоминающееся выражение и легко усвояемая и применимая методика: легко научить и легко применить.

· Метод шести шляп можно использовать на любом уровне сложности, от детских садов до советов директоров.

· Метод позволяет избежать путаницы, поскольку только один тип мышления используется всей группой в определенный промежуток времени

· Метафора шляп является своего рода ролевым языком, на котором легко обсуждать и переключать мышление, отвлекаясь от личных предпочтений и никого не обижая.

· Метод 6 шляп признает значимость и уделяет внимание всем аспектам работы над решением, проектом — фактам, эмоциям, за и против, критики, генерации свежих, новых идей, и включает их в работу в нужный момент, избегая деструктивных факторов.

По глубокому убеждению Эдварда де Боно, которое он подробно описал в своей книге, шесть шляп мышления призваны служить условно-рефлекторными сигналами, способными повлиять на баланс химических элементов (соотношения нейромедиаторов) в составе головного мозга.

Сложности

· Главным минусом 6 шляп мышления, хотя, наверное, даже не минусом, а сложностью является сама технология шести шляп, т.е. для того чтобы освоить эту методику и с пользой научиться ее применять необходимо какое-то время. Проще решать вопросы, используя прием шести шляп индивидуально, а вот в коллективе это делать сложнее.

· Если вы не являетесь непосредственным руководителем, инициировать этот метод на предприятии и объяснить все его преимущества задача не простая. Большинство отечественных предприятий, не готовы внедрять какие бы то ни было новшества в работу компании, в частности коллективные методики, и в особенности, требующие личной вовлеченности.

· Кроме необходимости убедить руководство в надобности данного метода, существует еще и момент серьезности его восприятия непосредственно коллективом. Кто-то может посчитать его «детским» и откажется примерять цветные шляпы (хотя никакие шляпы то на самом деле одевать не надо), объяснив это тем, что он не клоун. Однако тут дело опять-таки в профессионализме ведущего (модератора, т.е. синей шляпы).

Чтобы нивелировать немногочисленные минусы технологии шести шляп и грамотно использовать все плюсы, перед тем как начать коллективную примерку головных уборов важно досконально изучить все правила проведения этой техники мышления.

 

Отдельная шляпа и использование в последовательности

Шляпы можно использовать по отдельности на любой стадии мышления. В целом, это их основное использование. Шляпы используются как удобный способ управлять мышлением и переключать его. Для определенной цели может также использоваться простая последовательность из двух-трех шляп.

· желтая шляпа, сопровождаемая черной, может использоваться для оценки идеи

· черная шляпа, сопровождаемая зеленой, может использоваться для улучшения замысла (указать на недостатки и устранить их)

· полная последовательность шляп может использоваться как структура для обдумывания темы. Эта структура определяется заранее как программа мышления – его повестка дня. После этого мыслители следуют этой программе шаг за шагом.

Стандартная технология использования - определение последовательности шляп в самом начале дискуссии. Последовательность подбирается под конкретную задачу или ситуацию. Затем начинается работа, во время которой участники одновременно надевают шляпы в заданной последовательности. Задача модератора - следить за ходом события и поправлять шляпы, если кто решит их сменить. В конце подводятся итоги (в синей шляпе).

Вся изюминка - это научиться создавать последовательности из шляп, т.к. универсальной последовательности на все случаи жизни просто не существует. Как не существует универсальной одежды подходящей и для жары, мороза, дождя, свадьбы, уборки... каждый раз мы надеваем разные вещи, так и при решение задач нужно каждый раз составлять разные последовательности.

 

Правила метода шести шляп мышления

При коллективном участии метод де Боно подразумевает обязательное наличие модератора, который руководит процессом и следит за тем, чтобы он не превратился в балаган. Все время, находясь под синей шляпой, модератор записывает все сказанное на бумагу и в завершении суммирует полученные результаты.

Вначале ведущий вкратце знакомит коллектив с общей концепцией шести шляп мышления, далее обозначает проблему или задачу. Ну, например: «Конкурирующая фирма предложила сотрудничество в области… Что делать?».

Сессия начинается с того, что все принимающие в ней участие вместе «надевают шляпу» одного и того же цвета, и смотрят оценивающим взглядом на ситуацию по очереди, в соответствующем этой шляпе ракурсе. Порядок примерки шляп в принципе не играет огромной роли, однако, некая очередность все-таки необходима. Попробуйте использовать следующий вариант:

Начните обсуждение темы в белой шляпе, то есть соберите и рассмотрите все имеющиеся факты, цифры, статистические данные, предложенные условия и т.д. После все имеющиеся данные обсудите в негативном ключе, т.е. в черной шляпе, и даже если предложение выгодное, ложка дегтя в бочке с медом, как правило, всегда есть. Ее то и надо увидеть. Далее найдите все положительные моменты в сотрудничестве, надев позитивную желтую шляпу.

Рассмотрев вопрос со всех сторон, и собрав достаточно информации для дальнейшего анализа, надевайте зеленую, креативную шляпу. В ней попытайтесь найти что-то новое, выйдя за рамки существующих предложений. Усильте положительные моменты, сгладьте отрицательные. Пусть каждый участник предложит альтернативный путь. Появившиеся идеи снова анализируются в желтой и черной шляпе. Да, и не забывайте периодически давать участникам выпустить пар в красной шляпе (ее надевают редко и на достаточно небольшой промежуток времени секунд тридцать, не больше). Так пробуя надевать шесть шляп мышления в разной последовательности, со временем, вы сможете определить наиболее подходящую очередность.

В завершении коллективного параллельного мышления модератор подводит итог проделанной работе. Также в важно чтобы модератор следил за тем, чтобы участники не надевали одновременно несколько шляп. Таким образом, мысли и идеи не переплетаются и не запутываются.

Можно использовать этот метод и немного по-другому – пусть каждый участник надевает шляпу определенного цвета и играет свою роль. В этом случае лучше распределять шляпы таким образом, чтобы они не соответствовали типажу человека. Например, пусть черную наденет оптимист, желтую то, кто постоянно все критикует, красную пускай по очереди наденут все, кто не привык проявлять эмоции и ведет себя всегда сдержано, зеленую не давайте примерить главному креативщику и т.д. Это даст возможность участвующим раскрыть потенциал.

 

Конструктивного мышления вам!

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Техника «Синквейн»

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в России с 1997 года) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.

Структура синквейна:

· 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

· 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

· 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

· 4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

· 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Примеры

Критическое мышление Умное, креативное Думать, спрашивать, повторять Анализировать необходимую информацию креативно Творчество Соколова А.А. Критическое мышление Конструктивное, важное! Слышать, понимать, оценивать Нужно в любой сфере жизни Свобода Чехова А.В.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: