Тема. Психология творчества




Психология творчества - раздел психологии, изучающий процесс научных открытий, изобретений, создания произведений искусств, - область исследований психологии творческой деятельности людей в науке, литературе, музыке, изобразительном и сценическом искусстве, в изобретательстве и рационализаторстве.

Психология творчества стремится понять опыт художника и его формирования у индивида.

Методологическая основа - принцип историзма.

Термин «творчество» охватывает не только деятельность личности, но и создаваемые ею ценности, которые из жизни и судьбы конкретного человека переходят в общество, культуру, науку и прочие сферы. И творчеством считается процесс, который может привести к созданию определённого продукта. Но этот процесс многогранен, сложен и зачастую неподвластен никому, кроме самого создателя.

К специфической проблематике психологии творчества относится:

1. Изучение роли воображения, мышления, интуиции, вдохновения, активности надситуативной.

2. Изучение индивидуально-психологических особенностей, проявляемых в процессе творчества, - способностей, таланта, гениальности и пр.

3. Изучение влияний, оказываемых на личность ее вхождением в творческий коллектив (фасилитация социальная; Фасилитация – это модель управления, отличаемая от общепринятого управленческого стиля не директивностью.).

4. Изучение факторов, способных стимулировать творческую активность, - дискуссии групповой, атаки мозговой.

Психология творчества включает в себя психологические исследования в области научных открытий, изобретений, создания произведений искусства, открытие творческого потенциала человека. Понятие «творчество» подразумевает деятельность определенной личности и созданные ею ценности, которые впоследствии становятся факторами культуры. Проблемное поле психологии творчества включает в себя роль воображения, интуиции, мышления и других факторов, стимулирующих творческую активность человека.

Мышление - это один из видов познания мира, творчество же возможно не только в познании, сколько в создании. Возможности человеческого мозга мало изучены и только по отдельным моментам в творческой деятельности человека мы можем представить, на что он способен. Поэтому возникает вопрос, какими должны быть условия окружающей среды, чтобы человек свои творческие способности мог реализовать в достижения. Может быть, великие творцы это обычные люди, просто они используют резервы своего мозга по полной программе.

Мышление является творческим процессом, в котором совершение мыслительных действий приводят к открытию инноваций. Важнейшим понятием в психологии мышления может быть понятие проблемной ситуации. Это заключается в том, что в личном опыте субъекта недостаточно информации для разрешения данной ситуации и это сопровождается определенными психологическими реакциями – досадой, тревогой, удивлением и т.д. Это активизирует поисковую активность человека и направляет его на поиск видов решения проблемной ситуации, поиск чего-то неизвестного, что может успешно повлиять на новые открытия в творчестве. Такого же рода активность может появиться при выдвижении предположений, гипотез. Без этого не обходится повседневное мышление человека. Например, если нужно пронести громоздкий предмет через узкий проем, можно выдвинуть не одну гипотезу.

Виды творчества в психологии. В книге Е.В. Ильина «Психология творчества, креативности и одаренности» можно подробнее ознакомиться со всеми составляющими творческого искусства, где описаны следующие виды творческой деятельности в психологии:

· Научное творчество – это открытие и интерпретация закономерностей развития, а также явлений реального мира. Особенностями такой разновидности являются логика, опора на абстрактное. Конечный продукт – это знание.

· Техническое творчество охватывает практическое или технологическое преобразование действительности. Опирается оно на действенное и образное мышление. Продуктом являются механизмы и конструкции.

· Художественное творчество – это эстетическое освоение окружающего мира и действительности, а также удовлетворение эстетических потребностей личности, то есть стремления к прекрасному. Основной является наглядное и образное мышление. Продукт – это художественный образ, который заключён в какой-то материальный объект, например, в поэму, скульптуру, картину.

· Сотворчество – это восприятие произведений искусства, их интерпретирование.

· Отдельно выделяется детское творчество, которое заслуживает особого внимания и является очень интересной разновидностью. По сути, творчеством занимаются все дети, ведь даже такое обычное и повседневное занятие как игра уже может расцениваться как творческий процесс, ведь в процессе ребёнок подключает воображение, фантазирует, придумывает что-то новое.

· Педагогическое творчество – это поиск чего-то нового в педагогической сфере с целью дать больше ученикам, научить их чему-то особому.

Искусство и творчество наполняют жизнь человека смыслом, и являются неотъемлемыми элементами жизни человека. Благодаря ему, появляются новые возможности развития и культурные течения. В процессе творчества автор вкладывает собственные возможности и выражает в нем аспекты своей личности. Это придает произведениям творчества дополнительную ценность.

Основами психологии творчества являются отношения между процессом творчества, продуктом, а также самим «творцом». Процесс должен принадлежать личности, а вот продукт впоследствии принадлежит культуре.

Основными предметами изучения психологии творчества являются творческое и креативное мышление человека, его внутренний мир, так называемых духовный потенциал, эмоциональная окраска процессов, вдохновение, индивидуально-психологические особенности личности, интуиция, воображение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: