(2) Я был на лечении в санатории, на курорте..................................... 2%
(3) Ездил отдыхать к родным, знакомым.................................................. 11%
(4) Должен был поехать к родным, знакомым в связи с особыми обстоятельствами (например, свадьба, болезнь илисмерть)............................................................................................................. 3%
(5) Совершал экскурсии, небольшие поездки здесь,в окрестностях 10%
(6) Осталсядома, хорошо отдохнулдома............................................... 11%
(7) Работал дома, в саду........................................................................ 9%
(8) Работал в другом месте.................................................................... 1 %
Никаких конкретных данных.................................................................. 1 %
Взял лишь несколько дней или в 1960 г. вообще не брал
отпуск..................................................................................................... 15%
Неопрошенная часть группы:
неработающие.................................................................................... 40%
122%
6. «Помимо указанного — не уезжали ли Вы в прошлом 1960 году в связи с другими обстоятельствами на праздники и т. п. — так что несколько дней Вас не было дома?» (в случае уточняющих вопросов: деловые или служебные поездки не имеются в виду!)
ДА............................. V** 19%
НЕТ.......................... X** 26%
** Сразу переходить к следующему комплексу вопросов!
7. В СЛУЧАЕ ЕСЛИ опрашиваемый не работает: «Вспомните, пожалуйста, прошлый 1960 год: случалось ли Вам путешествовать и несколько дней не быть дома?»
ДА,НЕСКОЛЬКО
РАЗ......................... V 8%
ДА, ОДИН РАЗ... X 13%НЕТ 0** 1 %
** Сразу переходить к следующему комплексу вопросов!
8. ИНТЕРВЬЮЕР: приготовьте белый бланк с перечнем так, чтобы большое Nбыло сверху!
«Что это было за путешествие, не могли бы Вы мне указать с помощью этого списка?»
(ИНТЕРВЬЮЕРпередаетбелый бланк — соответствующие
|
позиции обвести кружком!)
(1) Во время отпуска, каникул совершил путешествие...................... 8%
(2) Был на лечении в санатории, на курорте............................................... 1%
(3) Ездил отдыхать к родным, знакомым................................................. 10%
(4) Должен был поехать к родным, знакомым в связи с особыми обстоятельствами (например, свадьба, болезнь илисмерть, помощь при болезни или родах)................................................................................................ 5%
(5) Совершил деловую поездку................................................................... 1 %
В 1960 г. не совершал путешествий................................................ 19%
Неопрошенная часть группы:
работающие...................................................................................... 60%
104%
В таблице отчета аналогичный материал выглядел следующим образом:
Путешествия во время Население в возрасте
отпуска в 1960 г. старше 15 лет
Всего
В 1960 г. путешествия во время отпуска совершили(включая отдых у знакомых, родственников или в санатории) 45%
В 1960 г. не совершили путешествий во время отпуска 55%
100%
Дальнейшие подробности данного исследования здесь не приводятся, так как многочисленные анкетные вопросы преследовали цель точно определить число людей, совершивших путешествие во время отпуска. Тщательное изучение результатов позволило сделать интересное заключение о том, почему при коротком простом вопросе: «Совершили ли Вы путешествие в 1960 году во время отпуска или каникул?»— число лиц, совершивших путешествие во время отпуска, получается заниженным (35 процентов отвечают: «Совершили путешествие во время отпуска»); часть опрашиваемых не рассматривает поездки к родственникам с целью отдыха как «путешествие во время отпуска». Серия уточняющих вопросов и различие между формулировками «ездил отдыхать к родственникам и знакомым» и «должен был поехать к родственникам и знакомым в связи с особыми обстоятельствами» позволили произвести смысловоеразграничение.
|
Анкетные вопросы и таблица в отчете: еще один пример «обратного перевода».
Другой пример: необходимо было исследовать распространение различных типов стиральных машин. Вместо того чтобы снабжать интервьюеров обширными инструкциями (ср. принципы на с. 82 и ел.), в анкете были помещены следующие вопросы:
1. «Что Вы думаете о стирке ВСЕ БЕЛЬЕ СТИРАЮ
белья — стираете ли Вы все САМА.............................. О
белье или часть белья сами ЧАСТИЧНО САМА, ЧА-или отдаете все белье в пра- СТИЧНО ОТДАЮВ
чечную?» ПРАЧЕЧНУЮ............... О
ВСЕ БЕЛЬЕ ОТДАЮВПРАЧЕЧНУЮ О**
** Сразу переходить к следующему комплексу вопросов!
2. СВОБОДНО ФОРМУЛИРУЕМЫЙ ВОПРОС:
«Если Вы стираете белье, НА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ
стираете ли Вы на электриче- СТИРАЛЬНОЙМА-
екой стиральной машине?» ШИНЕ.............................. О
НЕ НА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ СТИРАЛЬНОЙМАШИНЕ О**
** Сразу переходить к вопросу 9!
3. СВОБОДНО ФОРМУЛИРУЕМЫЙ ВОПРОС:
а) «Какой марки эта машина? Я имею в виду, на каком заводе изготовлена?»
МАРКА/ПРОИЗВОДСТВО: НЕ ЗНАЮ............................... О
б) ЗАПИСЬИНТЕРВЫОЕ- ПО ПАМЯТИ......................... О
РА: ОТВЕЧАЮЩИЙ ПОСМОТРЕЛ
Ответ последовал МАРКУ..................................... О
4. «Сколькокилограммов сухого белья машинаобрабатываетза один раз?»
(ИНТЕРВЬЮЕР, пожалуйста, данные в фунтах переводите в килограммы!)
...................... килограммов
|
5. «Бываютстиральные ма- ЦЕНТРИФУГА,
шины трех типов: у одних УСТРОЙСТВО ДЛЯ
центрифугаилиустройство ОТЖИМАСМОНТИ-
для отжима белья жестко вмонтировано в машину; у других устройство для отжима насаживается на машину сверху; у третьих нет специального устройства для отжима. Как устроена ваша стиральная машина?»
6. «Должны ли Вы Вашу стиральную машину загружать и вынимать белье при отжиме вручную, или это делается в машине автоматически, так что Вам не нужно после полоскания вынимать белье?»
7. «Как производится отжим или предварительная сушка: от электропривода иливручную?» ОТ ЭЛЕКТРОПРИВОДА О*
ВРУЧНУЮ........................... О
1------ 1 СВОБОДНО ФОРМУ-
I * I ЛИРУЕМЫЙ ВОПРОС:«Применяется ли дляотжима емкость, барабан,в который загружается белье, илиэто два валика, между которыми Вы пропускаетебелье?ЕМКОСТЬ, БАРАБАН О
Два валика.............. О
Другая конструкция (записать!)..
8. «Вешаете ли Вы белье после отжима сушить или Вы его гладите или прокатываете сразу после стирки, не развешивая?»
РОВАНО НЕПОДВИЖНО О
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТЖИМА НАСАЖИВАЕТСЯ СВЕРХУ... О
В СТИРАЛЬНОЙ МАШИНЕ НЕТ ТАКОГО УСТРОЙСТВА... О**
** Сразу переходить к вопросу 9!
ДЛЯ ОТЖИМА необходимо вынимать белье иснова загружать О*
Это делается АВТОМАТИЧЕСКИ, не нужновынимать и снова загружать белье О***
***
7. «Когда Вы включаете машину: производит ли она последовательно стирку, полоскание и сушку без промежуточных переключений — то есть практически Вы можете отойти — или Вы должны производитьпромежуточныепереключения, то есть сначала включить стирку, затем произвести переключение на полоскание, а затем переключить на отжим?»
БЕЗ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЙ, ВСЕ
ЗА ОДИН ЦИКЛ............... О
СТИРКА, ПОЛОСКАНИЕИ ОТЖИМ с соответствующими переключениями О
ВЕШАЮБЕЛЬЕ ДЛЯСУШКИ ()**
ГЛАЖУ,ПРОКАТЫВАЮСРАЗУБЕЗ РАЗВЕШИВАНИЯ...()**
И ТО И ДРУГОЕ............. ()**
** Сразу переходить к следующему комплексу вопросов!
ИСПОЛЬЗУЮ МАШИНУ ()
......................
ВРУЧНУЮ..()
** Сразу переходить к следующему комплексу вопросов!
10. «Как в машине производится сушка: от электрического привода, то есть в центрифуге, или давлением воды, когда Вы открываете кран и вода своим давлением выжимает белье?» |
ОТ ЭЛЕКТРОПРИВОДА(ЦЕНТРИФУГА) ()
ДАВЛЕНИЕМВОДЫ(ВЫЖИМАНИЕ) ()
ДРУГИМ СПОСОБОМ(пожалуйста, дайте точное описание) ()
Результаты этих анкетных вопросов представлены в. таблице отчета следующим образом 2:
УПОТРЕБЛЕНИЕСТИРАЛЬНЫХ МАШИН И СТИРАЛЬНЫХ ЦЕНТРИФУГ
Для большой стирки используют: Полностью автоматические стиральные машины.... Полуавтоматические стиральные машины...................... Стиральные машины с электрической цептрифугой.. Стиральные машины с устройствомдля отжима, снабжены электроприводом.......................................... Стиральные машины с ручным устройством для отжима........................................................................... Простая стиральная машина и дополнительно электрическая центрифуга..................................... Простая стиральная машина и дополнительно гидравлический пресс для отжима белья......... Простая стиральная машина и дополнительно отдельное приспособление для отжима белья вручную.. Простая стиральная машина без всякого дополнения Только электрическая центрифуга.......................... Только гидравлический пресс для отжима белья.... Только приспособление для отжима белья вручную Нет ничего из вышеперечисленного........................ Все белье отдается в прачечную.............................. |
Всего семей (данныена июль 1958 г.)
1,2%
0,9%
3%
0,6%
9,5%
5,2%
1,1%
0,2%
1,9%
11%
3,3%
4,5%
Все подробные результаты ответов на вопросы-индикаторы к водителям мопедов также не включаются вотчет;их можно,как и другие результатыанкетных вопросов, не представленных непосредственно в отчете, поместить в приложении.
После отбора основных результатов для обсуждения в тексте отчета оставшуюся часть можно выделить в качестве отдельного приложения к отчету. В этом случае в тексте отчета делаются ссылки на примеры из таблиц приложения.
Как составить таблицы?
Ниже мы дополняем изложенные выше указания (ср. с. 254) о числах в процентном выражении, о том, следует ли проценты округлять или помещать в таблице с десятичными знаками, следует ли указывать в таблице базы сравнения, следует ли производить «проекцию процентов» из опроса на численность населения в абсолютном выражении.
Чтолучше принятьза100% — это нельзя решать автоматически
Чтопринять за 100%?
На большинство вопросов отвечают не все опрашиваемые, а лишь те, кого они непосредственно касаются (для этого служат «вопросы-фильтры»). По другим вопросам исследователя в соответствии с его задачами интересуют лишь высказыванияопределенных подгрупп.
Неопытный составитель отчета впадает в одну из двух крайностей. Либо в каждой таблице он меняет базу сравнения: только что говорилось о «всех женщинах», в следующем вопросе проценты указываются по отношению к «домашним хозяйкам», затем речь идет о «работающих домашних хозяйках», сразу же после этого разговор ведется о «домашних хозяйках, которые в обед готовят горячие блюда», затем снова в отчете говорится о «домашних хозяйках, которые используют консервы», и, наконец, о «домашних хозяйках, которые за последние четыре недели покупали консервы». У читателя голова идет кругом, он теряет количественные ориентиры. Из боязни перед такой ситуацией в следующем отчете исследователь впадает в другую крайность: он приводит результаты по различным исследуемым вопросам поочередно для (каждой интересующей группы респондентов — здесь читатель засыпает. Другой автор отчета решает проблемы следующим образом: он от начала до конца твердо и решительно берет за 100% одно и то же количество респондентов — всю группу опрошенных. При этом получаются далекие от действительности, ненаглядныетаблицы,например:
ВОПРОС: «Какую марку сигарет Вы чаще всего курите?»
Больше всего курят сигареты следующих марок: | Население |
в целом | |
«Рекс» | 10% |
«Фама» | 9% |
«Илона» | 5% |
«Панта» | 3% |
«Финес» | 2% |
«Лёвенгук» | 1% |
«Мадам» | 1% |
«Роста» | 1% |
Курят сигареты, но не выделяют определенной марки | 4% |
Не курят сигарет, только сигары и трубки | 11% |
Некурящие | 53% |
100%
Если за 100% принять число курящих сигареты, то таблица будет выглядеть следующим образом:
ВОПРОС: «Какую марку сигарет Вы чаще всего курите?»
Курильщики | |
сигарет: | |
«Рекс» | 28% |
«Фама» | 25% |
«Илона» | 14% |
«Панта» | 9% |
«Финес» | 6% |
«Лёвенгук» | 4% |
«Мадам» | 2% |
«Роста» | 2% |
Не курят какой-либо определенной марки | 10% |
100%
Теперь лучше видно, какое значение имеют различные марки сигарет. И в последующие таблицы, которые показывают, где были куплены сигареты и какую предпочитают расфасовку, мы не будем постоянно включать 11% курящих лишь сигары и трубки и 53% некурящих. Но сразу после этого необходимо принять следующее решение: источники продажи сигарет в воскресенье... Оставляем ли мы в качестве 100% всех курящих сигареты или выбираем новую базу сравнения: «курильщики сигарет, которые покупают сигареты в воскресенье»?
На одной из первых стадий анализа следует выяснить, какие группы для решения задачи исследования следует брать в качестве базы сравнения в основных таблицах отчета. По этим группам проводится анализ. Отчет начинается (для примера берем исследование сбыта и потребления) с описания положения в ФГГ вообще, затем описываемая совокупность (база) меняется, чтобы в основных таблицах перейти к ограниченному кругу потребителей, а в последней главе, где речь идет о специальных вопросах, база сравнения в основных таблицах снова меняется: они описывают потребителей, которые удовлетворяют свой спрос через специализированную торговлю. Здесь же на основе выбранной базы сравнения приводятся распределения по демографическим признакам, например данные о потребителях за последние 4 недели по полу, возрасту, доходу и данные о размерах потребления в пересчете на эту базу сравнения. Далее приводятся группировки для корреляционного анализа в любом количестве, если они необходимы.
Предприятия? Размеры потребления? Приборы? Проценты не всегда относятся к людям
Базой процентов являются не только совокупности людей, но и коллективы (семьи, предприятия, школы, общины) или объекты: журналы, размеры потребления, наличие предметов одежды или время, проведенное у телевизора, и т. д. Такого рода положение требует точных форм для выражения, чтобы не привести к ложным статистическим выводам.
Так, например, было бы ошибкой сообщить о репрезентативном опросе населения на тему «празднование рождества» следующее: «Празднование рождества на каждом третьем предприятии: почти на каждом третьем предприятии в ФРГ организуется празднование рождества». Опрос проводился среди отобранных людей. Если из 100 человек 33 сообщили, что на их предприятии празднуется рождество, то это еще не значит, что из 100 предприятий на 33 организуется праздник рождества. Прежде всего празднование рождества могло быть организовано на неболь ших предприятиях, тогда получится, что более чем 33 процента предприятий праздновали рождество; но если, наоборот, празднование рождества состоялось на крупных предприятиях, тогда число 33 процента будет завышенным.
Ошибки в исследованиях сбыта и потребления возникают прежде всего вследствие путаницы между числами, относящимися к людям, и числами, относящимися к количествам того или иного продукта. Пример: из 100 потребителей жидкости для волос 7 употребляют марку «Р» (доля потребителей), из 100 флаконов жидкости для волос, которые были использованы — в пересчете на те же единицы измерения,— 21 флакон составляла жидкость марки «Р» (доля потребления на рынке, выраженная во флаконах). Итог не является неправдоподобным, марка «Р» помогает от выпадения волос и поэтому употребляется особенно регулярно и в больших количествах.
Таблицы отчета должны всегда на одном и том же месте (например, в правом верхнем углу) указывать базу сравнения, на основании которой вычисляются проценты.
«Не знаю» — тоже результат
Что делать с ответами: «не знаю», «трудно сказать», «нет ответа»? Нужно ли включать их в таблицу с ответами или процентное распределение следует давать только для конкретных ответов? Как правило, ответы «не знаю» включаются в результат, а следовательно, и в таблицу. Не и здесь имеются частные случаи, которые заслуживают специальногорассмотрени[190].
Проценты — «е каком направлении»?
Наряду с выбором целесообразной базы сравнения для процентов требуется постоянно решать, в «каком направлении»[191] следует рассчитывать проценты. При анализе распределений ответов на анкетные вопросы по демографическим признакам — то есть классификации по возрасту, профессии, полу и т. д. (по объективным данным)— вопрос в большинстве случаев ясен. Как правило, демографические группы считаются независимыми переменными (см. с. 264), то есть принимаются за сто процентов, а категории ответов на анкетные вопросы рассматриваются как зависимые переменные. В качестве примера возьмем еще раз вопрос к работающим: «Застраховали ли Вы свою жизнь?» Результат рассчитывают так: всего по полу, по возрасту, по семейному положению и по другим представляющим интерес демографическим группам. Каждая из этих демографических групп воспринимается как независимая переменная и берется в качестве базы сравнения. В результате получают:
ОБРАЗЕЦ ТАБЛИЦЫ
ВОПРОС к работающим: «Застраховалилп Вы своюжизнь?» (данные 1956 г.)
Да Нет
Всего работающих.............................................. 31% 69% =100%
Мужчины............................................................ 36% 64% ==100%
Женщины............................................................ 23% 77% =100%
ВОЗРАСТНЫЕ ГРУППЫ
18—29 лет.......................................................... 17% 83% =100%
30—44 лет.......................................................... 38% 62% =100%
45—59 лет................................................................ 39% 61% = 100%
60 лет ][ старте............................................. 40% 60% = 100%
СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Женатые............................................................... 43% 57% = 100%
Холостые............................................................. 15% 85% = 100%
Овдовевшие, разведенные................................. 17% 83% =100%
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
Рабочие (включая сельскохозяйственных
рабочих)........................................................ 25% 75% = 100%
Фермеры................................................................... 33% 67% = 100%
Служащие и чиновники..................................... 31% 69% =100%
Самостоятельные ремесленники и торговцы, представители свободных профессий 61% 39% = 100%
ЧИСТЫЙ ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ДОХОД
Ниже 250 марок................................................. 13% 87% =100%
250—399 марок........................................................ 27% 73% = 100%
400—599 марок........................................................ 41% 59% = 100%
600 марок и более......................................... 52% 48% = 100%
РЕГИОНЫ
Северная часть страны (Шлезвиг-Гольштейн, Гамбург, Бремен, Нижняя Саксония) 27% 73% = 100%
Западная часть страны (Северный Рейн—Вестфалия, Гессен) 35% 65% = 100%
Южная часть страны (Рейнланд—Пфальц,Саарская область, Баден—Вюртемберг,Бавария) 32% 68% =100%
Западный Берлин............................................ (21%) (79о/0) = 100%
Скобки в последней строке таблицы показывают, что результаты по Западному Берлину основываются на данных менее 100 опросов (см. с. 259). Другие обозначения в таблицах:
(X) означает, что данные были получены в менее чем 0,5% интервью (официальная статистика использует для этот цели знак 0).
(0) показывает, что данные не встречались.
(—) означает, что в этой рубрике не может быть данных (официальная статистика применяет в этих двух случаях знак — что означает «не имеется»).
Эта таблица дает ответ на вопрос:
«Сколько из ста работающих мужчин застраховали свою жизнь?» «Сколько из ста работающих женщин?» и т. д.
Впрочем, вопрос — после изменения статистической перспективы — может звучать следующим образом:
«Какую часть из ста работающих и в то же время застраховавших свою жизнь составляют мужчины, какую — женщины, сколько из них моложе 30, в возрасте 30—45 лет... сколько холостых, замужних или женатых?» и т. д. Взгляд сузился, теперь интерес представляет не все население, а только люди, застраховавшие свою жизнь: интересует состав этой группы, ее структура. Теперь получается следующая таблица:
СТРУКТУРА РАБОТАЮЩИХ, КОТОРЫЕ ЗАСТРАХОВАЛИ СВОЮ ЖИЗНЬ
Для сравнения: работающие в возрасте V» отающие, старше 17 лет
которые (в ФРГ)включая
: застраховалиЗападный Бер-сеою жизнь лин) _ всего
(данные на 1956 г.)
Мужчины........................................................ 75% 66%
Женщины................................................... 25% 34%
100% 100%ВОЗРАСТИ'ЛЕ ГРУППЫ
18-29 лет.................................................. 18% 33%
30—44 лет................................................... 36% 31%
45—59 лет................................................... 35% 28%
60 лет и старше...................................... 11% 8%
~Т00% 100%
СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Состоящие в браке............................... 76% 60%
Не состоящие в браке......................... 15% 31%
Овдовевшие............................................... 6% 5%
Разведенные............................................... 3% 4%
100% Ю0%ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
Рабочие................................................................... 40% 48%
Сельскохозяйственные рабочие... 2% 4%
Фермеры..................................................... 10% 10%
Служащие................................................... 20% 21%
Чиновники.................................................. 4% 4%
Самостоятельные торговцы и ремесленники 21% 11%
Представители свободных профессий 3% 2%
100% 100%
ЧИСТЫЙ ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ДОХОД
Ниже 250 марок.................................... 7% 17%
250—399 марок......................................... 35% 40%
400—599 марок.......................................... 37% 30%
600 марок и выше............................................. 21% 13%
100% 100%
Обычно наряду с демографической структурой подгруппы следует также пока.ьшать структуру всей группы. Это сопоставление позволяет дополнительно к уже достаточно красноречивому «портрету» определить характерные различия. Используем тот же пример: лишь сравнение со структурой всех работающих показывает, по среди застраховавших свою жизнь значительна доля лиц из категории «самостоятельных торговцев и ремесленников».
При расчете процентов нужно учитывать наиболее влиятельный фактор
При коррелировании демографических признаков друг с другом или при коррелировании ответов на анкетные вопросы между собой возникают трудности: какие из перечисленных групп при расчете процентов следует принимать за сто, какая группа, следовательно, должна служить базой для расчета процентов. Например, зависимость между состоянием здоровья и потребностью в сне можно изобразить следующим образом:
ВОПРОС: «Чувствуете ли Вы себя в последнее время, как правило, хорошо выспавшимся, или у Вас часто возникает чувство, что Вы мало спали?»
Лица, которые считают,что состояние их здоровья:Всего
довольно
очень довольно плохое
хорошее хорошее среднееипи очень
плохое
Хорошовыспались 48% 58% 50% 41% 37%
Сносно................................. 29% 24% 30% 32% 28%
Недостаточно выспались 20% 16% 18% 24% 26%
Трудно сказать.. 3% 2% 2% 3% 9%
100%100%100%100%100%
Эта же таблица может быть представлена следующим образом:
Лица, которые чувствуют, что
Всего -----------------------------------------
они всегда они в об-хорошотем снос-и?,™,
ВЫСЫ- НО ВЫСЫ- „1ВТРГЯ
паютсншлютсяпаются
Состояние здоровья *:
очень хорошее..................................... 19% 24% 16% 15%
довольнохорошее............................... 38% 40% 30% 34%
среднее................................................. 34% 29% 37% 40%
довольноплохое илиочень
плохое............................................... 9% 7% 8% 11%
100%100%100%100%
* ВОПРОС: «Как Вы описали бы в общем и целом состояние В - тего здоровья?»
Если включить в отчет обе таблицы (чтобы избежать решения о выборе), это сильно перегрузит отчет. Руководствоватьсянужноследующим: тупеременную, которая сильнее определяет причинную связь, которая может даже на интуитивном уровне больше рассматриваться как причина,— её необходимо принять за базу и приравнять к ста процентам. Из наших двух приведенных таблиц поэтому первая составлена лучше.
Этот принцип отчетливо проявляется в простых причинных связях,например:
ВОПРОС: «На железных дорогах ФРГ собираются ликвидировать контроль на перронах и проверять билеты только в поездах. Как Вы лично считаете: нужно ли ликвидировать или следует сохранить контроль на перронах?» (1960 г.)
Ежедневно или почти ежедневно пользующиеся железной дорогой * |
Лица, которые пользуются железной дорогой не ежедневно, но по крайней мере один раз в месяц *
48% 21% 31% |
64% 16% 20% 100% |
Контроль на перронах нужно ликвидировать
Контроль на перронах нужно сохранить
Трудно сказать, все равно...............
100%
* ВОПРОС:«Как часто Вы пользуетесь железной дорогой?»
А вот обратное описание зависимости:
Пассажиры железной дороги, которые
выступают за выступают за„ыс^пают
ликвидацию сохранение не °° У™
контроля на контроля наи " _ "•перронах перронах ни за ЯРУгое
21% 79% 100% |
24% |
76% 100% |
Пользуются железной дорогой: ежедневно,почти ежедневно 35%
не ежедневно, но по крайней
мере один раз в месяц..65%
100%
Отношение к контролю на перронах принято в этой таблице за независимую переменную, частота пользования железной дорогой стала зависимой переменной. Такое изо бражение кажется неправильным, й лишь потом понимаешь что частота пользования железной дорогой сильнее влияет на отношение к контролю на перронах, чем отношение к контролю на перронах на частоту пользования железной дорогой.
Лишние цифры и сокращения снижаюткачествотаблицы
Таблицы не должны содержать больше цифр, чем это необходимо. При составлении таблиц в отчете, как правило, не нужно нумеровать колонки и строки таблиц, как это делается, например, в статистических справочниках. Скопление цифр мешает ясности таблиц.
Чтобы получить ясную картину, по возможности опускают дополнительные величины и показывают лишь те фрагменты, которые демонстрируют определенную мысль. Но при таком способе изображения читателя лишают вспомогательных средств: путем сложения процентов до ста он может сразу определить, «в каком направлении» рассчитаны проценты. Уже по этой причине в таблице должны быть, как правило, приведены дополнительные величины и сумма; если они отсутствуют, чтение таблицы следует объяснить простым примером