Подготовка воспитателей к занятиям.
«Структура, классификация, формы проведения НОД»
Занятие – форма организации обучения в детском саду. Сейчас это понятие заменено другим – непосредственно образовательная деятельность (НОД).
Подготовка воспитателя к занятиям.
Подготовка воспитателя к занятиям состоит из трёх этапов:
1. Планирование занятий;
2. Подготовка оборудования;
3. Подготовка детей к занятию.
Планирование занятий:
Отобрать программное содержание, наметить методы и приёмы, детально продумать ход занятия.
Составить план – конспект, который включает в себя:
-программное содержание (образовательные задачи);
-оборудование;
-предварительную работу с детьми (если необходимо);
-ход занятия и методические приёмы.
Подготовка оборудования:
Накануне занятия отобрать оборудование, проверить, исправно ли оно, хватает ли дидактического материала и т. д.
Некоторые занятия требуют более длительной предварительной подготовки (например, если необходимо показать проросший лук, его нужно прорастить заранее).
Создание интереса к предстоящей работе
Предупреждение детей о начале занятия заранее (минут за 10, чтобы дети успели закончить свои игры и настроиться на занятие
Организация работы дежурных по подготовке к занятию.
Структура занятия.
Занятие включает в себя три этапа:
1. Организация детей;
2. Основная часть занятия;
3. Окончание занятия.
1.Организация детей:
Проверка готовности детей к занятию (внешний вид, собранность внимания);
Создание мотивации, интереса к занятию (приёмы, содержащие занимательность, сюрпризность, загадочность).
2.Основная часть занятия:
Организация детского внимания;
|
Объяснение материала и показ способа действия или постановка учебной задачи и совместное решение (3-5 мин);
Закрепление знаний и навыков (повторение и совместные упражнения, самостоятельная работа с дидактическим материалом.
3.Окончание занятия:
Подведение итога (анализ вместе с детьми выполненных работ, сравнение работы с дидактическими задачами, оценивание участия детей в занятии, сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз);
Переключение детей на другой вид деятельности.
Классификация занятий
• Занятия усвоения новых знаний и умений
• Занятия закрепления ранее приобретённых знаний
• Занятия творческого применения знаний и умений
• Комбинированные занятия (одновременно решаются несколько дидактических задач)
• Тематические (классические занятия по разделам обучения)
• Комплексные
• Интегрированные
• Традиционные
•Нетрадиционные (занятия – соревнования, театрализованные занятия, занятия – сюжетно-ролевые игры, занятия – путешествия, занятия – игры: «Поле чудес», «Что? Где? Когда», «КВН» и т. д.)
Каждый из этих типов занятий будет отличаться структурой основной части.
Формы проведения НОД в ДОУ.
Комбинированное занятие
В процессе проведения занятия сочетается несколько видов деятельности (игровая, изобразительная, музыкальная и т. д.) и используются методы и приемы из разных педагогических методик (методики р/р, методика развития ИЗО, методика музыкального воспитания и т. д.)
Тематическое занятие
Занятие посвящено конкретной теме
Комплексное занятие
|
Комплекс - это целостность, образующаяся из отдельных частей (искусств, видов детской деятельности). Комплексные занятия, как правило, планируются один раз в квартал вместо музыкального или занятия по изобразительной деятельности. Комплексное занятие строится на знакомом детям материале. На таком занятии решаются задачи каждого из видов деятельности.
Например: прежде чем нарисовать букет для мамы, дети поют песню о маме, празднике 8 марта, читают стихотворения.
Интегрированное занятие
Занятие, включающее разнообразные виды детской деятельности, объединенные каким-либо тематическим содержанием. Оно может состоять из двух-трех классических занятий, реализующих разделы образовательной программы, объединенных одной темой, или взаимосвязанных и взаимопроникающих видов детской деятельности, где тематическое содержание выступает в роли главного.
Например: Занятие «Серый волк» включало в себя следующие методические приё мы:
• Рассказ об образе жизни и характерных особенностях, присущих этим животным.
• Беседа: поведение людей по отношению к животному миру.
• Обсуждение образа волка из сказок «Иван царевич и Серый волк», «Лиса и волк», «Зимовье зверей».
• Выполнение творческого задания: покажи, как двигается волк под музыку.
• Рассматривание картины Репина «Иван царевич и Серый волк».
• Рисование волка.
В этом занятии объединяются задания по разделам ребёнок и окружающий мир, развитие речи и литературное чтение, музыка, изобразительная деятельность. А цель всех этих заданий: сформировать у детей представление о волке.
|
Нетрадиционные занятия
Занятие – творчество. Словесное творчество детей по технологии ТРИЗ «Сочиняем сказки «наизнанку», «Придумаем несуществующее животное. Растение».
Занятие – посиделки. Приобщение дошкольников к детскому фольклору на традиционных народных посиделках, предполагающих интеграцию различных видов деятельности.
Занятие – сказка. Речевое развитие детей в рамках различных видах деятельности, объединенных сюжетом хорошо знакомой им сказкой.
Занятие – пресс-конференция журналистов. Дети задают вопросы «космонавту», героям сказок и другим, реализовывать можно через проектную деятельность «Юные журналисты».
Занятие – путешествие. Организованное путешествие по родному городу, картинной галерее. Экскурсоводами могут быть сами дети.
Занятие – эксперимент. Дети экспериментируют с бумагой, тканью, песком, снегом.
Занятие – конкурс. Дошкольники участвуют в конкурсах, проводимых по аналогии с популярными телевизионными конкурсами КВН, «Что? Где? Когда?», «Форд Боярд», «Умники и умницы» и другими.
Занятие – рисунки-сочинения. Сочинение детьми сказок и рассказов по своим собственным рисункам.