МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. Кафедра теории и истории государства и права




БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Юридический факультет

Кафедра теории и истории государства и права

 

 

“Сущность государства в период глобализации”

Лебедевой Анны Сергеевны

студентки 1 курса 8 группы

специальность «Правоведение»

очная форма обучения

_______________________________

(подпись студента)

Научный руководитель:

Доцент, кандидат юридических наук Лагун Дмитрий Анатольевич

 

Минск 2020


 

В настоящее время одной из главных тенденций развития современной цивилизации является такое широко распространённое явление, касающееся всех государств, как глобализация. Этим понятием обычно обозначается процесс нарастания взаимозависимости различных стран и регионов мира в рамках всей планеты. Как и любое явление, глобализация имеет свои достоинства и недостатки. Несмотря на большое количество различных взглядов на сущность глобализации, в самом общем плане можно выделить два основных подхода. Первый использует в качестве доводов отрицательные последствия глобализационных процессов для современного общества. Представители второго говорят о том, что глобализация является не «чьим-то злым умыслом», а объективным процессом, избежать который не представляется возможным. Однако важно не только рассмотреть плюсы и минусы развивающегося процесса глобализации, но и понять, как проявляет себя сущность государства в таких условиях.

Для того чтобы рассуждения о статусе государства в период глобализации не выглядели абстрактными и оторванными от жизни, необходимо чётко представлять, что означает термин «глобализация». Несмотря на многообразие взглядов, все исследователи сходятся на том, что глобализация – это всеобщий и многосторонний процесс экономической и культурной интеграции государств, государственных объединений, национальных и этнических сообществ в некую целостную систему, единое целое.

Первые черты глобализации оформились в эпоху античности. Римская империя была одним из первых государств, утвердивших свою власть над Средиземноморьем, что повлекло за собой смешение различных культур и появление межрегионального разделения труда. Истоки глобализации находятся и в XII–XIII веках. После определённого спада в XIV–XV столетиях этот процесс продолжился в XVI–XVII веках. Экономический рост в Европе сочетался с успехами в мореплавании и географическими открытиями. Португальские и испанские торговцы распространились по всему миру и занялись колонизацией Америки. В XVII веке Голландская Ост-Индская компания стала первой настоящей межнациональной компанией. В XIX веке быстрая индустриализация привела к росту торговли и инвестиций между европейскими державами, их колониями и США.


 

Процесс глобализации продолжился в первые десятилетия XX века. Период с 1815 по 1914 годы характеризовался увеличением в 40 раз объемов общего экспорта стран Европы. Однако рост международной торговли наблюдался и в 1920-е годы, когда произошла даже некоторая либерализация внешней торговли западноевропейских стран. Резкий обвал международной торговли и свертывание глобализации произошли в 1930-е годы.

После Второй мировой войны глобализация возобновилась. Улучшением условий для международной торговли с 1947 года занималось Генеральное Соглашение по Тарифам и Торговле (GATT). В 1994 году 75 участников GATT образовали Всемирную торговую организацию (ВТО), членами которой в настоящее время являются 153 страны.

Одновременно присутствуют и региональные зоны экономической интеграции. В 1992 году Европейский Союз стал единым экономическим пространством, в котором предусмотрены отмена таможенных пошлин, свободное движение труда и капитала, а также единая денежная система на основе евро. Менее тесная интеграция наблюдается в Североамериканской зоне свободной торговли (США, Канада и Мексика). Большинство постсоветских стран вступили в СНГ, обеспечивающее элементы общего экономического пространства.

Проследив подобным образом историю мировых процессов, можно утверждать, что глобализация чаще всего представляется как экономическая интеграция, расширение и развитие хозяйственных связей между странами, из чего следует, что экономические связи и отношения являются предпосылкой и основой всех иных видов отношений. Однако, на мой взгляд, не стоит преуменьшать роль и значение взаимосвязей во всех иных сферах общественной жизни различных стран, регионов и этносов. Именно этим и отличаются современные процессы глобализации от предыдущих этапов интеграционного взаимодействия. На основе анализа материалов трудов различных учёных можно определить глобализацию как процесс сближения на основе новейших информационных технологий экономической, социальной, политической и культурной сфер общественной жизни, формирования универсального образа жизни всех народов планеты.

Помимо экономической сферы глобализация присутствует и в других сферах общественной жизни.

Социальная глобализация повышает территориальную и социальную мобильность населения, предоставляет новые возможности для преодоления национальной ограниченности, устранения консервативных, изживших себя традиций, интернационализируют не только экономический уклад, но и быт образ жизни людей в целом.

Глобализационные процессы в политической сфере облегчают свободу передвижения граждан, товаров и услуг, в значительной мере улаживают существующие политические разногласия между различными государствами. Характерный в основном для XX века период биполярности в международных отношениях можно описать не иначе, как жёсткое противостояние двух военно-политических блоков. На современном этапе же существенно возросла взаимозависимость стран и народов, стремление к сотрудничеству. При этом необходимо отметить, что субъектами международной политики становятся не только государственные структуры, но и нетрадиционные субъекты международных отношений. К таковым можно отнести межправительственные и межгосударственные организации, типа Всемирная торговая организация (ВТО), Международный валютный фонд (МВФ), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и др., равно как и неправительственные общественные движения, например, антиглобалисты, «Гринпис» и т.д.

Наконец, глобализация в культурной сфере и духовной области привела к возникновению такого явления, как массовая культура, которая, по мнению некоторых исследователей, может стать прообразом транснациональной, мировой, общечеловеческой культуры. Это культура, адаптированная ко вкусам широких масс людей и рассчитанная на постоянное возобновляемое потребление. Массовой она называется также и потому, что в перманентном режиме ежедневно воспроизводится, доступна широкой публике, распространяется с помощью современных коммуникационных технологий и сильно расширившимися сейчас методами торговли.

Следует отметить, что многие исследователи выделяют два типа глобализации: естественную и искусственную.

Естественная глобализация – это эволюционный процесс добровольного восприятия различными народами достижений других народов в различных сферах общественной жизни с целью их освоения с учётом своих национальных особенностей.

Искусственная глобализация – это попытка навязать силой или иными методами – обманом, подкупом и т.д. те или иные представления о «правильном» экономическом, политическом, социальном и культурном развитии без учёта исторических традиций и национального менталитета народов.

Несложно заметить, что современному миру присуще комбинировать эти два вида, несмотря на очевидные минусы последнего из них. Но свои негативные черты есть и у естественного процесса.

Одними из отрицательных последствий глобализации, как отмечают исследователи, являются ослабление национального бюджета и принижение вследствие этого хозяйственной роли государств. Это происходит потому, что основными финансовыми и производственными источниками мира всё чаще и больше начинают владеть не правительства, а узкие группы представителей бизнеса, транснациональные корпорации или так называемые ТНК. Всё это ведёт к формированию транснациональных элит. Это означает, что лидирующие позиции в мировой экономике занимают финансовая олигархия и высшая политическая бюрократия, которая представляет собой новую глобальную элиту, пытающуюся закрепить за собой особые привилегии, контроль над ресурсами, мировую ренту и доступ к организациям финансовой сферы.

Процессы глобализации также часто связаны с переменой в сознании национальных элит, которые в связи с развитием международных связей начинают работать не на интересы своего государства, а на интересы конкурентов, соперников своей страны, поскольку за рубежом они находят свой главный личный экономический интерес.

К политическим конфликтам и кризису часто могут приводить военная сила и дипломатия так называемого «принуждения к миру», которые стали способом вмешательства во внутренние дела суверенных государств, как это имело место в Афганистане, Сербии, Ираке, Ливии, Сирии. К тому же, если раньше каждое независимое государство проводило внешнюю политику, исходя из собственных национальных интересов, то в эпоху глобализации активно разрабатываются международные стандарты, которых должны придерживаться все государства независимо от их традиций, уровня развития, даже если они не входят в соответствующие межгосударственные объединения. Эти стандарты разрабатываются западными странами для экспансии своих ценностей.

Рассматривая негативные последствия глобализационных процессов в сфере культуры, противники глобализации говорят о том, что глобальное общество предполагает общество всеобщего прагматизма. Считается, что оно резко понижает уровень духовного и нравственного развития социума, особенно из-за широкого распространения массовой культуры, так как она направлена на невысокий интеллектуальный уровень потребителей, нетребовательные вкусы масс и никак не мотивирует к духовным поискам, «вершинам человеческого духа». Хотя в условиях глобализации, с одной стороны, и возрастают возможности для культурных взаимодействий, восприятия заимствованных ценностей и обогащения культуры, но, с другой стороны, глобализация вызывает унификацию и нивелирование культуры, что несёт угрозу их национальному своеобразию.

Именно на всё вышеперечисленное опираются сторонники движения антиглобализма (альтерглобализма) – протестного движения, политика и идеология которого направлены против сложившейся модели глобализации. Главной причиной их сопротивления является тот факт, что глобализационные процессы главным образом приносят прибыль ТНК из богатейших стран мира, население которых образно зовётся «золотым миллиардом». Стоит, однако, заметить, что антиглобалисты не являются противниками глобализации как таковой, а лишь отрицают эффективность неолиберализма как её варианта.

Как и любое явление, глобализация имеет и положительные стороны. Она повышает уровень и качество жизни людей, обеспечивает свободный доступ к информационным ресурсам, расширяет возможности улучшения взаимоотношений между народами и государствами, сглаживая противоречия между ними. В итоге глобализация, по их мнению, приводит к обеспечению всеобщего мира и безопасности.

Глобализация, с точки зрения её сторонников, обеспечила быстрый рост мировой экономики, которая сейчас способна увеличиваться почти в два раза каждое десятилетие, и это избавило от бедности огромные массы населения развивающихся государств. Глобализация, несомненно, способствует повышению темпов и расширению объёмов международной торговли капиталом, товарами и услугами. Тем самым транснациональная деятельность является одним из важнейших путей повышения конкурентоспособности национальной экономики. Все национальные государства стремятся стать активными потребителями глобальных достижений, заимствовать мировой технологический опыт и тенденции развития, а также глобальные экономические инновации.

Считается, что в политической сфере глобализация призвана избавить социум от проблемы создания гражданского общества, укрепить защиту от массовых нарушений прав личности, а также искоренить игнорирование прав целых народов, проявлений геноцида, национальной и религиозной розни, борьбы с терроризмом, преступностью, в том числе коррупцией и мафиозными структурами.

В духовной области, как считают приверженцы глобализации, благодаря выросшей открытости мира, развитию новейших средств коммуникации представители разных культур получают друг о друге более ясные сведения, лишённые стереотипов. Глобализация способствует распространению некой общей потребительской культуры, как уже отмечалось, так называемой массовой культуры, которую, с точки зрения сторонников глобализации, не следует воспринимать как непременную утрату духовности, творчества или деградацию культуры в целом.

И всё же в конце XX – начале XXI веков возникли новые вопросы, связанные с глобализацией и обновлённым мировым порядком. Все чаще стала подниматься тема изменения, «размывания» понятия суверенитета.

Государственный суверенитет – состояние государства, при котором оно обладает независимостью и верховенством власти, может самостоятельно проводить внутреннюю и внешнюю политику.

В международном праве суверенитет государства определяется как «полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающая всякую иностранную власть на его территории, а также неподчинение государства властям иностранных государств в области международного общения, кроме случаев явно выраженного и добровольного согласия (как правило, на основе взаимности)».

Суверенитет определяется двумя признаками: независимостью (отсутствием в государстве каких-либо структур, которые могут определять и навязывать политику) и верховенством (в государстве нет власти выше государственной, если она основана на воле народа и Конституции).

И всё-таки при современном миропорядке всё активнее укрепляется мысль о том, что суверенитет государства не безграничен. Он сдерживается нормами международного права, участием в международных договорах и межгосударственных объединениях, а также нормами национального законодательства. Таким образом, можно утверждать, что на современном этапе считается не просто допустимой, но необходимой возможность некоторого самоограничения государственного суверенитета как показателя взаимности при вступлении в межгосударственные союзы.

Все настойчивее утверждается тезис, что новые вызовы и угрозы (например, международный терроризм) требует вмешательства мирового сообщества во внутренние дела отдельных государств, которые отнесены к источникам новых угроз.

Однако, несмотря на вышесказанное, многие учёные и исследователи считают, что государственный суверенитет является основой, фундаментом в регулировании международных отношений и в создании международных организаций и межгосударственных объединений. Это признано нормами международного и национального права, что можно понять, обратившись ко второй главе «Государства в системе международно-правового регулирования» Н.А. Ушакова. Он же утверждает, что «международное право в принципе не может регулировать внутригосударственные общественные отношения, поскольку эта сфера исключительной компетенции каждого государства, отражающая ту объективно существующую реальность, что государство не подчинено какой-либо стоящей над ним властной структуре, которая могла бы предписывать обязательные правила поведения, как самому государству, так и субъектам внутригосударственных общественных отношений». Так, по его мнению, «единственным способом международно-правового регулирования взаимоотношений между государствами – основными субъектами международных отношений и международного права является соглашение между государствами по поводу признания за ними качества юридически обязательного правила поведения государства».

Некоторые учёные считают также, что подчинение нормам международного права не влечет за собой растворения государственного суверенитета в более высоком государственном образовании. Это скорее можно описать как признание суверенным государством системы правовых принципов, обязательных для этих государств. В то же время можно отметить, что ограничения всё-таки налагаются не только на действия в международной сфере, но и во внутренней.

Глобализация может рассматриваться как традиционное историческое явление, препятствующее укреплению государства и имеющее аналоги в виде интересов и действий различных социальных групп, соседних государств. Вместе с тем, оказывая сильное влияние на государство, глобализация не обязательно влечёт за собой кардинальное ограничение суверенитета, его «размывание» или полное исчезновение. Взаимосвязь мировых политических трансформаций и конкретного государства может способствовать его укреплению, следовательно, и укреплению суверенитета.

На основе всего вышесказанного нельзя однозначно сформулировать, какова сущность государства в период глобализации. Однако с уверенностью можно сказать, что, несмотря на некоторые недочёты, глобализационные процессы никак не нарушают суверенность государств, а лишь способствуют укреплению их статуса на международной арене, помогая развивать экономическую, политическую и культурную сферы жизни общества на новом уровне.


 

СПИСКИ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Специальная литература:

1. Шавцова А.В. Роль и значение государственного суверенитета в условиях глобализации – Юридическое образование в Республике Беларусь и зарубежных странах: сб. науч. статей, 2018 – с. 149-153

2. Иванченко О.Н. Глобализация и соотношение норм международного и норм национального права – 2011 – https://elib.bsu.by/handle/123456789/33297

3. Ушаков Н.А. Государство в системе международно-правового регулирования / Н.А. Ушаков.- М.: ИГП РАН. – 1997. – 62 с.

4. Мельников А.П. Глобализация как тренд цивилизационного развития: обретения и риски – 2019 – https://elib.bsu.by/handle/123456789/222621

5. Атрушкевич М.М. Глобализация как исторический процесс – Актуальные вопросы совершенствования правовой системы на современном этапе: материалы Междунар. науч.-практ. конф, 11-12 окт 2012

6. Михайловский В.С. Политический аспект глобализации в неомарксизме - 2014



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: