Мышление носит личностный характер. Особенностью мышления выступает эмоционально-волевой характер (мотивы, цели, досада, радость и т.д.)
В философии существует понятие БЫТИЕ, которое обозначает существование чего-либо. Формами бытия выступают:
1. Бытие процессов природы и вещей, произведенных человеком (вторая природа).
2. Бытие человека. Первичная предпосылка – жизнь. Не зря, право человека на жизнь – основа законодательства всех стран и народов.
Но, человек, в отличие от животного, не подчиняется слепо законам тела. Он способен контролировать и регулировать свои потребности. Бытие человека рассматривается как индивидуальное (жизнь от рождения до смерти), так и личностное (включенность в культуру социума).
3. Духовное бытие, то есть внутренний мир человека: сознание, результат его духовной деятельности.
4. Социальное бытие (отношение человека к природе, к самому себе).
Бытие человека тесно связано с его потребностями.
Потребность – состояния индивида, которое возникают, когда он испытывает нужду в объектах, необходимых для его существования и развития. Выделяются следующие виды потребностей:
- биологические или физиологические (пища, самосохранение, продолжение рода, температурная среда и др.);
- экзистенциальные (безопасность, комфорт, уверенность в завтрашнем дне);
- социальные (труд, познание, общение, престиж, самореализация и др.);
- духовные (творчество, самоуважение).
Социальные и духовные потребности являются вторичными и формируются социумом.
Пирамида потребностей — общеупотребительное название иерархической модели потребностей человека, представляющей собой упрощенное изложение идей американского психолога А. Маслоу. Наиболее подробно его идеи изложены в книге "Мотивация и Личность".
|
Выделяют потребности подлинные (разумные) и мнимые (ложные). Удовлетворение подлинных потребностей побуждает человека к активной и полезной деятельности, мнимых – ведет к деградации личности.
В результате осознания потребности формируется интерес, т.е. целенаправленное отношение человека к потребности.
Интересы можно классифицировать по носителю (индивидуальные, групповые, всеобщие) и по направленности (экономические, социальные, духовные и т.д.)
Интерес – важнейший побудитель к деятельности.
Нельзя путать интерес и склонность. Склонность - расположение к чему-либо, отличающееся постоянностью. Интерес направлен на предмет, а склонность – на действие.
Например: интерес к музыке не всегда приведет человека в музыкальную школу, он вполне может оставаться слушателем, а вот склонность сделает вероятным успешные занятия музыкой.
Для реализации интереса и склонности необходимо учитывать способности человека.
Способности – психические свойства, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей.
Способности бывают общие (интеллектуальные) и специальные.
Уровни способностей:
Задатки – врожденные физиологические особенности (например, сильнее среднего развит зрительный анализатор мозга)
Одаренность – интегральный уровень развития специальных способностей (художественная одаренность)
Талант – это совокупность способностей, развивающаяся в результате деятельности, позволяющая получить особый, уникальный продукт деятельности.
|
Гениальность – высшая степень развития способностей, возможность создание качественно нового творения.
Деятельность – это форма активности субъекта, выражающаяся в целенаправленном и целесообразном изменении окружающего мира, а так же в преобразовании человеком самого себя.
Деятельность является главной составляющей жизни человека, который именно в процессе деятельности формируется и самореализуется.
Особенности:
1. Приспособление к природной среде путем ее масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды обитания человека. Человек сохраняет свою природную организацию неизменной, меняя образ жизни.
2. Целеполагание. Сознательная постановка цели, связанная со способностью анализировать ситуацию.
3. Воздействие на среду специально изготовленными средствами труда, которые усиливают физические возможности человека.
Будучи одним из аспектов бытия, деятельность воспроизводит социальные связи.
Структура деятельности:
- Субъект (человек, коллектив, общество)
- Объект (предмет, процесс, внутреннее состояние)
- Мотив – совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направление деятельности (потребности, интересы, убеждения и т.д.)
- Цель – осознанный образ результата, на достижение которого направлено действие.
- Средства и методы.
- Процесс (действия)
- Результат
Деятельность состоит из действий – процесса, направленного на реализацию цели.
Виды действий (по М. Веберу):
|
1. Целенаправленные (рационально-поставленная и продуманная цель)
2. Ценностнорациональные (действия по убеждению)
3. Аффективные (эмоциональные)
4. Традиционные (автоматическая реакция на привычный раздражитель).
Становление личности человека происходит в процессе деятельности. Источником развития выступают противоречия между потребностью утвердить себя в обществе и активностью в решении групповых задач. Вследствие разрешения этих противоречий человек проходит через три основных этапа становления личности:
- Адаптация (освоение действующих в обществе норм, овладение основными формами деятельности).
- Индивидуализация (поиск способов и средств обозначения свой индивидуальности).
- Интеграция (одобрение обществом индивидуальных особенностей личности)
Важнейшие виды деятельности:
Игра – форма деятельности в условных обстоятельствах. Функции игры значительны: воссоздание и усвоение общественного опыта, познание и усвоение предметной деятельности, развитие интеллекта, эмоций, нравственности. Человек играет в игры на протяжении всей своей жизни, меняются лишь место, роль игры и сам ее характер.
Особенность игровой деятельности в том, что она не нацелена на материальный результат.
Учение - приобретение знаний, навыков, умений. Выступает в организованной, неорганизованной форме и в самообразовании.
Труд – социальная деятельность человека, направленная на получение практически полезного результата. В процессе труда люди общаются между собой, обмениваются способами деятельности, что способствует их социализации.
Трудовая деятельность характеризуется:
- использованием и изготовлением орудий труда;
- целеполаганием;
- совместным характером деятельности;
- направленностью на преобразование человеческого мира.
Творчество – деятельность человека по созданию качественно новых, ранее не существовавших ценностей. Это понятие включает воображение, интуиция, творческое озарение.
Успех деятельности человека в той или иной области жизни определяется тем, насколько развиты у него способности – организаторские, педагогические, технические, художественные и др.
.
Общение – это вид деятельности, в результате которого человек взаимодействует с другими людьми, обменивается с ними навыками, умениями, опытом, информацией и удовлетворяет потребности человека в контактах с другими людьми.
Уровни общения:
1. Взаимовосприятие (Коммуникация) (Процесс передачи, уточнения, формирования информации, при котором каждый участник выступает в качестве субъекта общения.) Эффективный обмен информацией возможен, если коммуникатор (тот, кто направляет информацию) и реципиент (принимающий) обладают одной системой кодирования информации.
2. Взаимодействие (интеракция) – систематические устойчивые действия, направленные на получение ответной реакции со стороны партнера. Компоненты взаимодействия: этика, психологическое состояние. Выражается взаимодействие в сотрудничестве (кооперация) и соперничестве (конкуренция).
3. Понимание (процесс социальной перцепции). Социальной перцепция – способы восприятия, интерпретации и понимания друг друга.
Средства общения:
1. Вербальные (речь устная и письменная)
2. Невербальные (жесты, мимика, пантомимика)
Барьеры общения:
- Фонетический
- Логическое непонимание
- Социально-культурные различия.
Классификация деятельности:
По результатам:
Практическая (материальная):
– материально-производственная;
– социально-преобразовательная.
Духовная (создание научных, нравственных и эстетических ценностей):
- познавательная;
- ценностно-ориентировочная.
- прогностическая
По субъектам:
Индивидуальная, коллективная.
По характеру:
Репродуктивная, творческая
По проявлению:
Внешняя, внутренняя.
По сферам общественной жизни:
Экономическая, политическая, социальная, духовная.
По соответствию с развитием общества:
Прогрессивная, регрессивная.
СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Жизнь – главная потребность человека и его главное неотъемлемое право.
Цель – некий мысленный ориентир, Содержание цели определяется историческими условиями, воспитанием, социальным окружением, возрастными особенностями, внутренним миром человека.
Смысл жизни – определение конечной цели существования человека. Он определяет сознательное выстраивание иерархии ценностей, делает возможным осознание своих возможностей и стремления их реализовать.
Реализация смысла жизни зависит от общественных условий.
Концепции смысла жизни:
Аскетизм – отречение от удовольствий, удовлетворение только необходимых потребностей.
Гедонизм - этическое учение, согласно которому удовольствие является главной добродетелью, высшим благом и целью жизни.
Прагматизм – достижение максимальной пользы, когда цель оправдывает средства.
Утилитари́зм — направление в этике, согласно которому моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью.
Эвдемонизм – стремление к счастью, как подлинному назначению человеческой жизни.
Альтруизм – самопожертвование для достижения идеала или общественной пользы.
Жизнь как биологическое явление целесообразна сама по себе. В социально-историческом контексте смысловым оправданием является деятельность.
Внутренний мир человека – сложная система отношения к окружающему миру и к самому себе.
Структура внутреннего мира:
- Познание – процесс приобретения знаний.
- Эмоции – кратковременные переживания (удивление, радость, гнев)
- Чувства – эмоциональные состояния, имеющие четко выраженный предметный характер.
- Мировоззрение
- Направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих личность.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ – система взглядов и представлений об окружающем мире.
Структура мировоззрения:
Знания – система результатов познавательной деятельности человека
Духовные ценности – личная и социально-культурная значимость определенных объектов и явлений.
Принципы – руководящее положение, основное правило.
Идеалы – высшие ценности, образцы.
Убеждения – уверенность в своих взглядах, знаниях, оценках.
Идея – мысленный образ чего-либо.
Особенности формирования мировоззрения:
- Историчность
- Подходы:
- догматизм – способ мышления, оперирующий неизменными положениями, которые не подвергаются критике;
- скептицизм – философское направление, построенное на сомнении как на принципе мышления;
- критицизм – критическое отношение к чему-либо. Следует принципу: «сначала проверь, потом поверь».
Пути формирования мировоззрения:
- Стихийный (жизненный опыт, обстоятельства)
- Осознанный (целенаправленное изучение принципов, идей и т.д.)
Типы мировоззрения:
- Обыденное (житейское)
- Мифологическое
- Религиозное или атеистическое
- Научное
Духовный мир в целом определяет понятие менталитет человека, т.е. совокупность всех итогов познания, их оценка на основе культуры, деятельности, национального сознания и личного жизненного опыта.
В структуре духовного мира, как и в структуре мышления, большую роль играет сознание.
Сознание – это способность человека целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.
Структура сознания:
- Восприятие органами чувств окружающего мира и самого себя.
- Логико-понятийные способности и знания, получаемые на их основе.
- Эмоциональные компоненты (личные переживания, воспоминания)
- Ценностно-смысловые компоненты – духовные идеалы, воображение, интуиция.
Важнейшее свойство сознания – его активность, т.е. способность отражать мир целенаправленно, избирательно. Сознание служит основой для преобразовательной деятельности человека.
Сознание не единственный уровень психической деятельности.
Бессознательное – это явления, процессы, состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им. Бессознательное проявляется в ошибках, оговорках, забывании, фантазиях, снах.
Самосознание – осознание самого себя. Самосознание может быть непосредственным (выражается в самонаблюдении), или опосредованным (анализ собственной деятельности).
Самооценка – эмоциональное отношение к собственному образу. Самооценка субъективна, в ее основе лежит собственное мнение и мнение окружающих.
Самооценка бывает реалистическая (соответствующая действительности) и нереалистическая (завышенная или заниженная)
Поведение – совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период времени в различных условиях.
Поступок – действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, целей и средств.
Типы социального поведения:
1. Массовое – активность, не имеющая цели (мода, паника)
2. Групповое – совместное деятельность в социальной группе.
3. Просоциальное – на основе помощи, поддержки других людей.
4. Асоциальное – направленное против общества;
5. Социальное – соответствующее принятым в обществе нормам;
5. Девиантное – отклоняющееся от принятых норм.
6. Делинквентное – противоправное поведение.
Образцы принятого в обществе поведения:
Нравы – типичные, повторяемые множеством людей реакции на определенные события. На основе нравов формируются привычки.
Привычка — сложившийся способ поведения, осуществление которого в определённой ситуации приобретает для индивида характер потребности.
Обычай – типичное поведение в определенной ситуации.
Свобода – способность человека выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами и оценками.
Основой свободы является возможность выбора. Но эта возможность порождает ответственность за принятое решение.
Ответственность – социально-философское понятие, характеризующее вид взаимоотношений между людьми с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых взаимных требований.
Институтом такого поведения выступает совесть – способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязательства и реализовывать нравственный самоконтроль за их выполнением.
Социальная ответственность – это склонность человека действовать в соответствии с интересами других людей.
Мера свободы и необходимости в разные исторические эпохи рассматривалась по-разному.
Это мера формирует различные типы личности (относительно свободы):
Фаталисты – все в мире подчинено необходимости, свободы не существует.
Волюнтаристы – пренебрежение объективными процессами, необходимыми условиями.
Реалисты – взвешенный подход к свободе и необходимости.