В XXI веке явление «женской прозы» становится особенно актуальным. Многие литературоведы и критики говорят о том, что выделять специфически женскую волну из всего объема современной литературы не совсем правильно. Однако тот факт, что женщины-писатели прочно входят в списки всевозможных литературных премий и в литературную жизнь страны в целом сигнализирует о творческом равноправии писателей обеих полов.
Под термином «женская проза» мы подразумеваем совокупность произведений, написанных одаренными писателями женского пола, пополнившими «золотую казну» российской словесности новыми «драгоценными камнями». Невозможно представить литературу 1980-1990-х без творчества Людмилы Улицкой,Марии Арбатовой, Веры Галактионовой, Людмилы Петрушевской, Лидии Сычовой, Татьяны Толстой. Они давно радуют читателей произведениями, без которых общая картина отечественной прозы конца прошлого века была бы неполной.
Для того, чтобы понять " женскую прозу" нужно изучить её характерные черты. Основной точкой отсчета можно считать потребность самого обращения к созданию произведения. Женская проза отличается доверием перед читателем, искренностью, откровенностью. В произведениях многих авторов она даже граничит с натурализмом.
К признакам «женской прозы» можно отнести:
- специфику женской психологии;
- формирование образа автора и образа читателя (читатель – тоже женщина, подруга или дочь, понимающая язык автора);
- этические и эстетические ценности (внимание к подробностям, мелким деталям, «вещность» мира);
- предпочитаемые темы (семейные и бытовые преобладают над общественно значимыми и философскими);
- особенности лексики, художественных средств, типа повествования и т.п.
|
Исследуя нашу тему, мы сделали выводы, что каждая писательница имеет свой собственный язык написания произведений, свой стиль и свои «козыри». Жесткость и лаконичность Петрушевской вместе с красноречием Толстой, принципиальностью Арбатовой и особой проницательностью Улицкой украшают русскую литературу, написанную женщинами в конце XX века.
Для осмысления явления женской прозы с середины 90-х годов в литературоведении начинает использоваться термин «гендер».
Ге́ндер (англ. gender, от лат. genus «род») - социальный пол, опреде-ляющий, поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д.
"Женская проза" официально была признана литературным явлением в конце ХХ века и сегодня выделяется как устойчивый феномен отечественной литературы. Творчество писательниц анализируется, публикуются специальные исследования, рассматривающие различные аспекты женской прозы, проходят дискуссии, собираются конференции.
Сегодняшний расцвет женской прозы свидетельствует о том, что литература есть и будет: «Почему возникновение женской прозы... противоречит концу литературы? Потому что женщина никогда не идет на нежилое место. В женской генетической программе не заложено быть расходным материалом эволюции. В экстремальной ситуации, когда мужчина обязан погибнуть, женщина обязана выжить».[8, с.1738.Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1987.]. Многие критики считают, что вести речь о женской литературе нужно не в контексте «деления» литературы на мужскую и женскую, а лишь подразумевая расширение литературного наследия за счет утверждения самобытности и творческой индивидуальности пишущих женщин.
|
О. Гаврилина связывает понятие «женская литература» с двумя основными значениями: «…в широком смысле - это все произведения, написанные женщинами, вне зависимости от того, придерживается ли автор в своем творчестве позиций феминизма или следует патриархальным традициям. И в узком понимании - это круг текстов, в основе которых лежит собственно женский взгляд на традиционные общечеловеческие проблемы (жизни и смерти, чувства и долга, взаимоотношения человека и природы, семьи, и многие другие)». [2, 1072.Арбатова М. И. Женская литература как факт состоятельности отечественного феминизма // Преображение. - 1995. - № 3.] То, что на литературном горизонте появились такие талантливые и разные писательницы, как Людмила Петрушевская, Татьяна Толстая, Людмила Улицкая, Виктория Токарева и другие, сделало актуальным вопрос о том, что такое «женская литература» и как она вписывается в контекст современной литературы в целом. Появляются разнообразные формы "женской прозы", среди которых наиболее часто используемы следующие:
- социально-психологический роман;
- сентиментальный роман;
- роман-жизнеописание;
- рассказ;
- эссе;
- повесть.
Отличительной особенностью является также и то, что большое значение приобретают в произведениях писательниц вопросы, которые связаны с мечтой, счастьем, любовью и детством. Появляется новый тип героя и новая реальность, неповторимый художественный мир. Новая проблематика и поэтика стали причиной создания произведений, где женщина выступила главным действующим лицом, а не только выразителем авторской идеи. Сегодня говорят о том, что русская женская проза выделилась как устойчивый значимый феномен современной литературы, который вызывает глубокий интерес среди читателей и критики, благодаря своим высоким творческим достоинствам. Основная тематика женской прозы охватывает различные проблемы, например, проблемы семьи, соотнесенности детства и взрослой жизни, темы "утерянного рая", поиска смысла жизни, связи личности и социума, проблемы "маленького человека". В одном из своих интервью Людмила Улицкая сказала: «Мир мужской и мир женский – разные миры. Местами пересекающиеся, но не полностью. В женском мире большее значение приобретают вопросы, связанные с любовью, семьей, детьми». [9, с.2309.Гудков Л.Д. Массовая литература как проблема. Для кого? // Новое литературное обозрение, 1996 № 22].
|
1.2. Тематика "женской прозы" Л. Улицкой.
Одним из ярких представителей современной русской литературы является Людмила Улицкая. Людмила Евгеньевна Улицкая начала писать и издаваться в позднем возрасте. Первые рассказы писательницы были опубликованы в начале 1980-х годов в Париже, а затем изданы на родине. В конце 1980-х годов журнал «Огонек» напечатал ее рассказы, составившие позднее сборник «Бедные родственники» (1999). Однако настоящую популярность Л. Улицкой принесли повесть «Сонечка» (1992) и роман «Медея и ее дети» (1996).
Она создала особый, во многом уникальный художественный мир. Из-за того, что написанные рассказы были опубликованы лишь в ряде некоторых ежедневных газет и в массовых журналах, появление первых произведений писательницы не обратило на себя особого внимания официальной российской критики.
Однако произведения Л. Улицкой воспринимаются неоднозначно. Некоторые литературоведы видят в ней:
- представительницу "женской прозы",
- «постмодернистку»,
- лидера современного неосентиментализма.
Критиков интересует один глобальный вопрос, который касается того, к какому литературному направлению принадлежит Л. Улицкая. Это, по нашему мнению, является свидетельством неоднозначной оценки творчества Л.Улицкой в литературоведении.
Л.Куклин, опираясь на авторское отношение к персонажам, видит влияние факторов бывшей профессии Л.Улицкой на художественное творчество. С точки зрения исследователя, Л.Улицкая - «писатель сугубо бытовой», «работник Природы, Натуры, "натуралист" в самом полном, исчерпывающем смысле этого слова». Писательница, по мнению Л.Куклина, относится к своим персонажам как к «биологическим объектам», они у неё «растения». То, что написала Л.Улицкая, исследователь считает «литературой ни о чём». Секрет её читательского успеха заключается, по мнению автора статьи, исключительно в «теме ума, гонений, унижений, страданий» [7, c. 437. Колядич Т. Своеобразие организации циклов рассказов Л.Улицкой // Литературный процесс в зеркале рубежного сознания.
Магнитогорск, 2004. ].
Но мы считаем иначе, на первый взгляд, во всех ее произведениях читателю предлагается чисто бытовой уровень отношений. О. Рыжова отмечает, что характер ее ранних произведений отличается от тех, что они написаны относительно недавно. О. Рыжова утверждает, что некоторые герои Л.Улицкой «могут искренне признаться, что развратны и душой и телом, но вздыхать об этом не собираются. » [8, с.5] Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1987.
Л.Улицкая убеждена, что ни один человек не рождается, чтобы страдать. Все, живущие на земле, достойны счастья, здоровья и благополучия. Но счастье неизбежно без преодоления обычных жизненных проблем: боли, страха, болезней, страдания, одиночества, смерти. И далеко не каждый может безропотно принять свою судьбу. Л.Улицкая в своих произведениях твердит нам о высшей мудрости, и она состоит в том, чтобы с достойностью принять любые жизненные тяготы, продолжать верить, несмотря ни на что и оставаться счастливым.
В женской прозе Л.Улицкой нищие, немощные — избранный народ. Их избранность объясняется мудростью, с которой эти люди подходят к жизни. Они могут прожить жизнь так, как не могут остальные. Также они знают, что настоящее счастье заключается не в богатстве, не в красоте, а в смирении и благодарности жизни, осознании своего места в ней и в тех простых вещах, которые окружают нас каждый день, но мы, к большому сожалению, не замечаем их.
Творчество Л. Улицкой является целостной системой, которая строится на стыке реализма и постмодернизма. В ее произведениях сильна классическая повествовательная традиция (традиция реализма), «вбирающая» приемы, характерные для постмодернистской эстетики (интертекстуальность, гротеск, ирония).
Проза Л. Улицкой, как целостная художественная система, восходит к историческим, философским, литературным, мифологическим, библейским истокам. Рассказы, повести, и романы Улицкой связаны с произведениями различных видов искусства – изобразительного и музыкального.
Женская проза Л.Улицкой — это всегда выход на новый, философско-религиозный уровень жизни. Герои ее рассказов — люди маленькие, немощные, старые, больные, отверженные современным обществом. Они никогда не спрашивают «За что?», их главный вопрос — «Для чего?». Л.Улицкая открыто показывает, как при правильном отношении несправедливое и мучительное переходит в совершенно новое восприятие жизни.
Роль женщины Улицкая видит, с одной стороны, традиционно, с некоторыми элементами матриархата («мать семейства»). С другой стороны - писательница не отрицает, скорее, и даже поддерживает, возможность «либеральных» отношений. Но женщина для Улицкой предстает как носительница семейных ценностей, ценностей рода, поэтому она подчеркивает это фамильным сходством даже во внешнем облике. Мотив семейного сходства раскрыт в облике Маргариты («Чужие дети») - верхняя губа, как у матери и бабки, была вырезана лукообразно, и именно в этой крохотной, но явственно заметной выемке и сказывалось семейное и кровное начало, дети Маргариты унаследовали родинку отца.
В рассказах Улицкой женщина раскрывается, прежде всего, в ее материнском предназначении. Повести Л.Улицкой раскрывают трудную, но и счастливую судьбу женщины-матери. Л.Улицкая раскрывает тему запретных любовных отношений, не унижая и не оскорбляя своих героев. Это мы можем увидеть на примере повести Л. Улицкой "Сонечка".
Женщина XX века обычно была объектом поэтического высказывания.
Доминантой современной поэзии стал женский голос. А женская проза отражает характерные черты современного искусства, подводит итоги эстетическим исканиям всего столетия, своими художественными экспериментами и стилевыми открытиями намечает перспективу культуры будущего. Исследование особенностей женской прозы будет способствовать ее дальнейшему утверждению и развитию в русле литературного произведения.
Произведения женщин-писательниц написаны по-разному. Они представляют разнообразные сюжеты и жанры, интересны различным подходом к изображению. В центре внимания авторов - проблемы человеческой индивидуальности: житейские, духовно – нравственные, социальные и другие социальные проблемы.
Это по-настоящему большая, интересная и серьезная проза с неповторимой творческой индивидуальностью ее авторов.
Крупнейшие писатели XIX века в своих произведениях показали целый ряд замечательных образов женщин, раскрыли во всем богатстве их душевные нравственные и интеллектуальные качества, чистоту, ум полной любви, сердце, стремление к свободе к борьбе – вот черты, характерные для образа женщины в русской классической литературе.
Для женщин XX-XXI столетия очень важно создать семью, где к её научной или литературной работе относились бы с уважением и пониманием. Она должна быть не только организатором и психологом, ей понадобится мужество и отвага, и тогда возможно, получится, быстро и красиво выполнить «женскую» программу жизни, но так, чтобы осталось время, силы, а главное желание осуществить себя как творческую личность.