Как сжимать (производить компрессию) текста:
1) выделение опорных слов
Чтобы научиться писать сжатое изложение, нужно уметь находить главную и существенную информацию в тексте и в каждой его части. Начинать учиться этому следует с выделения опорных слов.
1 Задание. Прочитайте ключевые слова. Можно ли по ним определить тему и основную мысль будущего высказывания?
Раннее утро, просыпаться, румянец зари, веет прохладой, свежее дыхание, капли росы, лучистые алмазы, медленно поднимается, задымившаяся река, разгорается, полились, умыты, рассветная песня, птичий хор, необъяснимая радость.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
2) В простых предложениях могут опускаться обстоятельства, дополнения со слабым управлением и определения.
2 Задание. Сократите текст, опуская обстоятельства, дополнения со слабым управлением, определения.
Часа в четыре дня мы стали высматривать место для бивака. Здесь река делала большой изгиб. Наш берег был пологий, а противоположный - обрывистый. Тут мы и остановились. Стрелки принялись ставить палатки, а Дерсу взял котелок и пошел за водой.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3 Задание. Прочитайте предложения, объясните, почему нельзя опустить в них определения.
1) Абзац - отрезок письменной речи, в которой предложения объединены одной микротемой.
2) Пуганая ворона и куста боится.
3) Щетинный друг должен быть нашим вторым «я». (Цицерон)
4) Стал вспоминать. Деревня... Серые избы, пыльная улица, крапива у плетней, куры на завалинке, покосившиеся заборы... (В.Шукшин)
|
3) Правило. Нельзя исключать из предложения слова, являющиеся частью термина, входящие во фразеологический оборот, цитату, а также слова, разрушающие изобразительно-выразительные средства языка.
4) Осложненное предложение можно упростить за счет:
1) слов, грамматически не связанных с членами предложения;
2) уточняющих членов предложения;
3) пояснительных и присоединительных конструкций;
4) причастных и деепричастных оборотов, не содержащих существенной информации;
5) обобщения однородных членов предложения.
Чтобы при свертывании не произошло искажения информации, сначала определите ценность распространителей и только потом решайте, необходимо ли их исключение из текста.
4 Задание. Объясните расстановку знаков препинания в следующих предложениях. Сократите эти предложения.
1) Песня, крылатая птица, смелых скликает в поход. (А.А. Сурков)
___________________________________________________________________________________
2) Наутро из-за океана, из солнечной чешуи, поднялся островок. (А.Н. Толстой)
___________________________________________________________________________________
3) Однажды, в силу сложившейся обстановки, лодка была принуждена временно исчезнуть из надводного мира на некоторый независимый, но весьма длительный срок. (Л. Соболев)
____________________________________________________________________________________
4) Волны же, вопреки сложившемуся поэтическому представлению о них, никуда не стремились, не катились и не бежали чередой. (Л. Соболев)
_____________________________________________________________________________
5) Фома, красивый и стройный, в коротком драповом пиджаке и в высоких сапогах, стоял, прислонясь спиной к мачте, и, дрожащей рукой пощипывая бородку, любовался работой. (М.Горький)
|
_____________________________________________________________________________
6) По счастью, мне удалось убедить виноватого сознаться. Это, как я и не сомневался, Зябликов.
__________________________________________________________________________
5 Задание. Сократите предложения, обобщая информацию, содержащуюся в ряду однородных членов предложения.
1) Уже не было видно ни земли, ни деревьев, ни неба. ___________________________________________
2) В этих звуках есть что-то от рассвета, от вольного степного ветра, от шума тайги с посвистом птиц, от веселого всплеска воды на реках и озерах, от рокота синих морей и океанов.
___________________________________________________________________________________
5) Назовем некоторые способы упрощения сложного предложения:
1) исключение придаточного предложения, не содержащего существенной информации;
2) замена придаточного предложения деепричастным оборотом; причастным оборотом;
3) замена сложного предложения простым с однородными членами;
4) замена предложения с прямой речью сложноподчиненным предложением с придаточным изъяснительным.
6 Задание. Прочитайте предложения, объясните, почему в одном из них возможна замена придаточного предложения деепричастным оборотом, а в другом — невозможна.
1) На воде тихо, но, если прислушаться повнимательнее, тишина полна мелких шорохов, бормотания, бульканья. ___________________________________________________________________________________
2) Когда князь Даниил присоединил Коломну к Московскому княжеству, он смог контролировать важнейший торговый путь по реке Оке. ___________________________________________________________
|
7 Задание. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Орешник - широколистный кустарник, который выгоняет свои стебли до высоких деревьев.
________________________________________________________________________________
2) Многие читатели хорошо знакомы с очерками Константина Георгиевича Паустовского, в которых человек неразрывно связан с родной природой.
________________________________________________________________________________
3) Уникальность произведений Васнецова заключается в его индивидуальности, которая выражает исконный дух великорусского народа.
________________________________________________________________________________
4) Есть люди, которые как-то по-особенному чувствуют природу.
________________________________________________________________________________
8 Задание. Замените там, где это возможно, придаточные предложения деепричастными оборотами.
1) Когда читаешь книгу, обращайся с ней аккуратно.
________________________________________________________________________________
2) Мы легко найдем на географической карте любое место, если мы знаем его долготу и широту.
________________________________________________________________________________
3) Мы миновали крутые обвалы, так как проводник знал более удобную дорогу.
________________________________________________________________________________
4) Когда я подъехал к перевозу, уже вечерело.
________________________________________________________________________________
5) Яхта должна была изменить курс, так как попала в полосу тумана.
________________________________________________________________________________
9 Задание. Замените деепричастные обороты синонимичными придаточными предложениями.
1) Эта книга, сообщая интересные сведения о драгоценных камнях, является очень ценным пособием по минералогии.
________________________________________________________________________________
2) Работая над подготовкой к докладу, я ежедневно посещал библиотеку.
________________________________________________________________________________
3) Имея необходимые материалы для сочинения, ты написал бы его лучше.
________________________________________________________________________________
4) Не получив специального музыкального образования, мой брат все-таки хорошо играл на рояле.
________________________________________________________________________________
5) Пропустив много занятий по болезни, ученик все же смог успешно сдать экзамены.
________________________________________________________________________________ Прочитайте текст. Определите, какими членами предложения являются деепричастия и деепричастные обороты. Замените их, где возможно, синонимичными придаточными предложениями.
Встретились мы будто бы случайно. Но, принадлежа к одному кругу, занимаясь одним делом, не могли не встретиться. Живя в Москве, И.А. Бунин бывал у нас. Войдя в мою жизнь под знаком поэзии и литературы, таким и остался в памяти. Несколько боясь Ивана Алексеевича, я по самолюбию юношескому себя оберегал. И тогда уже была в Бунине строгость и зоркость художника, острое чувство слова. Ненавидя излишества в литературе, он строго судил молодых, иногда злоупотреблявших словами. (По Б.Зайцеву)
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11 Задание. Замените сложные предложения простыми.
1) В начале 1930 года С. М. Бонди, идеи которого позже осуществились при издании академического Собрания сочинений А.С. Пушкина, начинает систематическое изучение рукописей поэта.
________________________________________________________________________________
2) Девушка издали машет ему рукой, и всадник останавливается.
_____________________________________________________________________________
3) Несмотря на то что шел дождь, мы продолжали путь.
________________________________________________________________________________
4) Она побежала в поле, чтобы нарвать цветов.
________________________________________________________________________________
12 Задание. Как развивается мысль в тексте М.М. Герасимова—ученого, художника, антрополога? Назовите языковые средства, при помощи которых связаны предложения в тексте Герасимова: повторения одного и того же слова, местоимения, союзы и др.
Человек сам создает себе лицо. На нем отражается все: и раздумья, и разочарования, радость любви и чистота помыслов, отражается и хорошее и дурное. Чем содержательнее и интереснее жизнь человека, тем интереснее его лицо. Есть лица, которые можно читать, как повести.
Увидеть по-настоящему человеческое лицо и означает понять эту повесть.
_______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
13 Задание. Определите, как связаны предложения в тексте (последовательной или параллельной связью).
Представим схематически этот текст, где предложения связаны между собой последовательной (цепной) связью, в виде обычной электрической цепи.
СХЕМА последовательной связи предложений в тексте:
Прервется ли цепь, если одну «лампочку» (предложение)? Попробуйте убрать одно предложение из текста.