Как сжимать (производить компрессию) текста:




Как сжимать (производить компрессию) текста:

1) выделение опорных слов

Чтобы научиться писать сжатое изложение, нуж­но уметь находить главную и существенную ин­формацию в тексте и в каждой его части. Начинать учиться этому следует с выделения опорных слов.

 

1 Задание. Прочитайте ключевые слова. Мож­но ли по ним определить тему и основную мысль будущего высказывания?

Раннее утро, просыпаться, румянец зари, веет прохладой, свежее дыхание, капли росы, лучис­тые алмазы, медленно поднимается, задымившая­ся река, разгорается, полились, умыты, рассветная песня, птичий хор, необъяснимая радость.

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

2) В простых предложениях могут опускаться обстоятельства, дополнения со слабым управ­лением и определения.

 

2 Задание. Сократите текст, опуская обсто­ятельства, дополнения со слабым управлением, определения.

Часа в четыре дня мы стали высматривать мес­то для бивака. Здесь река делала большой изгиб. Наш берег был пологий, а противоположный - об­рывистый. Тут мы и остановились. Стрелки при­нялись ставить палатки, а Дерсу взял котелок и пошел за водой.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3 Задание. Прочитайте предложения, объясни­те, почему нельзя опустить в них определения.

1) Абзац - отрезок письменной речи, в которой предложения объединены одной микротемой.

2) Пуганая ворона и куста боится.

3) Щетинный друг должен быть нашим вто­рым «я». (Цицерон)

4) Стал вспоминать. Деревня... Серые избы, пыльная улица, крапива у плетней, куры на зава­линке, покосившиеся заборы... (В.Шукшин)

 

3) Правило. Нельзя исключать из предложе­ния слова, являющиеся частью термина, вхо­дящие во фразеологический оборот, цитату, а также слова, разрушающие изобразительно-выразительные средства языка.

 

4) Осложненное предложение можно упростить за счет:

1) слов, грамматически не связанных с чле­нами предложения;

2) уточняющих членов предложения;

3) пояснительных и присоединительных конструкций;

4) причастных и деепричастных оборотов, не содержащих существенной информации;

5) обобщения однородных членов предложе­ния.

Чтобы при свертывании не произошло иска­жения информации, сначала определите ценность распространителей и только потом решайте, необ­ходимо ли их исключение из текста.

4 Задание. Объясните расстановку знаков пре­пинания в следующих предложениях. Сократите эти предложения.

1) Песня, крылатая птица, смелых скликает в поход. (А.А. Сурков)

___________________________________________________________________________________

2) Наутро из-за океана, из солнечной чешуи, поднялся островок. (А.Н. Толстой)

___________________________________________________________________________________

3) Однажды, в силу сложившейся обстановки, лодка была принуждена временно исчезнуть из надводного мира на некоторый независимый, но весьма длительный срок. (Л. Соболев)

____________________________________________________________________________________

4) Волны же, вопреки сложившемуся поэтичес­кому представлению о них, никуда не стремились, не катились и не бежали чередой. (Л. Соболев)

_____________________________________________________________________________

5) Фома, красивый и стройный, в коротком дра­повом пиджаке и в высоких сапогах, стоял, при­слонясь спиной к мачте, и, дрожащей рукой пощи­пывая бородку, любовался работой. (М.Горький)

_____________________________________________________________________________

6) По счастью, мне удалось убедить виноватого сознаться. Это, как я и не сомневался, Зябликов.

__________________________________________________________________________

 

5 Задание. Сократите предложения, обобщая информацию, содержащуюся в ряду однородных членов предложения.

1) Уже не было видно ни земли, ни деревьев, ни неба. ___________________________________________

2) В этих звуках есть что-то от рассвета, от вольного степного ветра, от шума тайги с по­свистом птиц, от веселого всплеска воды на ре­ках и озерах, от рокота синих морей и океанов.

___________________________________________________________________________________

 

5) Назовем некоторые способы упрощения слож­ного предложения:

 

1) исключение придаточного предложения, не содержащего существенной информации;

2) замена придаточного предложения дее­причастным оборотом; причастным оборотом;

3) замена сложного предложения простым с однородными членами;

4) замена предложения с прямой речью сложноподчиненным предложением с прида­точным изъяснительным.

6 Задание. Прочитайте предложения, объясни­те, почему в одном из них возможна замена при­даточного предложения деепричастным оборо­том, а в другом — невозможна.

1) На воде тихо, но, если прислушаться повни­мательнее, тишина полна мелких шорохов, бор­мотания, бульканья. ___________________________________________________________________________________

2) Когда князь Даниил присоединил Коломну к Московскому княжеству, он смог контролировать важнейший торговый путь по реке Оке. ___________________________________________________________

7 Задание. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выражен­ным причастным оборотом?

1) Орешник - широколистный кустарник, кото­рый выгоняет свои стебли до высоких деревьев.

________________________________________________________________________________

2) Многие читатели хорошо знакомы с очерка­ми Константина Георгиевича Паустовского, в ко­торых человек неразрывно связан с родной при­родой.

________________________________________________________________________________

3) Уникальность произведений Васнецова за­ключается в его индивидуальности, которая выра­жает исконный дух великорусского народа.

________________________________________________________________________________

4) Есть люди, которые как-то по-особенному чувствуют природу.

________________________________________________________________________________

8 Задание. Замените там, где это возможно, придаточные предложения деепричастными обо­ротами.

1) Когда читаешь книгу, обращайся с ней ак­куратно.

________________________________________________________________________________

2) Мы легко найдем на географической карте любое место, если мы знаем его долготу и широту.

________________________________________________________________________________

3) Мы миновали крутые обвалы, так как про­водник знал более удобную дорогу.

________________________________________________________________________________

4) Когда я подъехал к перевозу, уже вечерело.

________________________________________________________________________________

5) Яхта должна была изменить курс, так как попала в полосу тумана.

________________________________________________________________________________

9 Задание. Замените деепричастные обороты синонимичными придаточными предложениями.

1) Эта книга, сообщая интересные сведения о драгоценных камнях, является очень ценным по­собием по минералогии.

________________________________________________________________________________

2) Работая над подготовкой к докладу, я еже­дневно посещал библиотеку.

________________________________________________________________________________

3) Имея необходимые материалы для сочине­ния, ты написал бы его лучше.

________________________________________________________________________________

4) Не получив специального музыкального обра­зования, мой брат все-таки хорошо играл на рояле.

________________________________________________________________________________

5) Пропустив много занятий по болезни, уче­ник все же смог успешно сдать экзамены.

________________________________________________________________________________ Прочитайте текст. Определите, ка­кими членами предложения являются деепричас­тия и деепричастные обороты. Замените их, где возможно, синонимичными придаточными пред­ложениями.

Встретились мы будто бы случайно. Но, при­надлежа к одному кругу, занимаясь одним делом, не могли не встретиться. Живя в Москве, И.А. Бу­нин бывал у нас. Войдя в мою жизнь под знаком поэзии и литературы, таким и остался в памяти. Несколько боясь Ивана Алексеевича, я по само­любию юношескому себя оберегал. И тогда уже была в Бунине строгость и зоркость художника, острое чувство слова. Ненавидя излишества в ли­тературе, он строго судил молодых, иногда зло­употреблявших словами. (По Б.Зайцеву)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11 Задание. Замените сложные предложения простыми.

1) В начале 1930 года С. М. Бонди, идеи которо­го позже осуществились при издании академичес­кого Собрания сочинений А.С. Пушкина, начина­ет систематическое изучение рукописей поэта.

________________________________________________________________________________

 

2) Девушка издали машет ему рукой, и всадник останавливается.

_____________________________________________________________________________

3) Несмотря на то что шел дождь, мы продол­жали путь.

________________________________________________________________________________

4) Она побежала в поле, чтобы нарвать цветов.

________________________________________________________________________________

 

12 Задание. Как развивается мысль в тексте М.М. Герасимова—ученого, художника, антропо­лога? Назовите языковые средства, при помощи которых связаны предложения в тексте Гераси­мова: повторения одного и того же слова, мес­тоимения, союзы и др.

Человек сам создает себе лицо. На нем отра­жается все: и раздумья, и разочарования, радость любви и чистота помыслов, отражается и хорошее и дурное. Чем содержательнее и интереснее жизнь человека, тем интереснее его лицо. Есть лица, ко­торые можно читать, как повести.

Увидеть по-настоящему человеческое лицо и означает понять эту повесть.

_______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

13 Задание. Определите, как связаны предложе­ния в тексте (последовательной или параллель­ной связью).

Представим схематически этот текст, где пред­ложения связаны между собой последовательной (цепной) связью, в виде обычной электрической цепи.

СХЕМА последовательной связи предложений в тексте:

 

Прервется ли цепь, если одну «лампочку» (предложение)? Попробуйте уб­рать одно предложение из текста.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: