Прежде всего для безопасного прохождения порога необходимо знать его ориентиры и на какой берег лучше чалиться. Разведка – один из основных элементов сплава. Задача руководителя / штурмана вовремя зачалить катамараны для проведения разведки и желательно в удобном месте. Близко – опасность влететь в препятствие, далеко – потеря времени на подходы к препятствию по берегу. Руководитель может просмотреть участок реки впереди и выбрать еще более удобное место для перечалки и остановки на разведку. Если руководителем не сказоно иное, то разведка обязательна для всех участников.
О ближайших осматриваемых / фотографируемых / страхуемых порогах и предполагаемом месте чалки руководитель рассказывает заранее. При чалке на осмотр все сразу вытаскивают фотомешки и спасконцы и несут их к ключевому месту.
Там (после осмотра) Адмирал определяет очередность прохождения / видеосъемки/страховки. При этом снимающим и страхующим сразу вручается "инвентарь", а "проходимцы" уже могут идти. После прохождения они сменяют снимающих / страхующих. В результате сокращается время блужданий вдоль порога. Для протяженных порогов, которые трудно разбить на ступени (нет удобных промежуточных чалок) удобно иметь рацию для связи страхующих и выходящих, особенно для средних и больших групп.
Обязательно оговаривается порядок действий при той или иной нештатной ситуации.
Продолжение прохождения порога возможно только после «ликвидации последствий» возникшей аварийной ситуации.
Если в группе есть суда порог не идущие (сами не хотят или руководитель не пускает), лучше сразу разгрузить их при чалке и обнести лодку вниз за порог.
|
Первым лучше пускать самое сильное и/или устойчивое судно - для последующей страховки и ловли весел.
При длинной входной шивере или заходе "из-за угла" (при отсутствии рации) часто возникают накладки с видеосъемкой ("устал держать, не успел включить"). Решение (особенно для небольшой группы) - проход по времени (назначать расписание нужно с запасом). Это чуть дольше, но надежнее. Другой удобный способ – сигнальщики (люди, дающие знать, когда очередной экипаж стартовал в порог).
Линию движения, как правило, экипаж выбирает сам (иногда руководитель может запретить «пользоваться» авантюрной линией движения, манящие адреналинщиков)
Пороги со долгим выставлением страховки и/или обносом вещей или полным обносом порога удобно совмещать с ночевкой или обедом.
Два основных вида страховки – с берега (морковкой) и с воды (катамараном).
Также разделяют страховку первого прохождения порога и последующих прохождений.
Страховка другим судном гораздо надёжнее.
Поэтому, когда порог прошёл первый кат, и сделал это успешно, страховка упрощается (становится более надёжной)
Также для первого прохождения порога применяется тактика тандемного прохождения порога. В этом случае экипажи взаимно страхуют друг друга с воды. Тандем может страховаться с берега, но обычно тактика первого прохождения порога на взаимной страховке применяется тогда, когда страховка с берега в силу особенностей берегов или течения после порога невозможны или малоэффективна (сразу за порогом отвесный скальный бом или основная струя после порога идёт у «дальнего» берега широкой реки.В случае первого прохождение на взаимной страховке одним из вариантов обеспечить дополнительную безопасность тандему является обнос одного из катов для страховки. Впоследствии (если экипаж страховщиков «рвётся в бой») вышеупомянутый кат можно занести обратно в начало порога J Когда крайне важна мобильность в пороге, его проходят на разгруженных (частично разгруженных) катах, а вещи обносят. Иногда обносят гитару J Часто обносят фотоаппараты. Руководитель может запретить прохождение порога всей группе, отдельным экипажам или участникам.Заставить проходить порог никто никого не может. Обнос – это не трусость, а трезвая оценка собственных сил или оценка руководителем или участником других участников.Вместо тех, кто не идёт порог, остальные могут проходить порог повторно, чтобы не обносить кат или вещи.
|