Особенности преподавания древнерусской литературы в школе




 

Древнерусская литература всегда была неотъемлемой частью школьного курса литературы. Памятники древнерусской письменности изучаются в фрагментах, анализируются на уроках и дают целостное представление учащимся об эволюции литературы и ее истоках. Изначально тексты Древней Руси занимали особое место в изучении церковнославянского языка, они были включены в хрестоматии для «знакомства с духом писателей древних» и отвечали воспитательной задаче, так как формировали неразрывную связь прошлого с настоящим и укрепляли идеи православия. На рубеже XIX-XX веков поднимался вопрос об исключении литературы Древней Руси из школьного курса, важным стало изучать именно новую литературу, которая не носила бы религиозный характер и отвечала критериям художественности, однако это решение так и не было принято. По словам А.П. Георгиевского, «история культуры необходима для общего образования человека; новая литература находится в генетической связи с древней; отсюда всякий <…>, желающий подготовить себя и к пониманию, и к сознательному изучению современной литературы, должен обязательно познакомиться с древней, хотя бы в главных этапах ее развития».

В советский период древнерусская литература рассматривалась под идеологическим углом, как история освободительного движения, этап борьбы народа, где ключевым произведением стало «Слово о полку Игореве». Центральной темой, рассматриваемой на уроке, была тема патриотизма. Так один из ученых-методистов того времени В.В. Голубков говорил, что «необходимо разрушить представление учащихся о древнерусской литературе как о чем-то заведомо непонятном им и чуждом <…>, надо показать ученикам, что в далекие от нас времена люди любили родину, героически отстаивали ее независимость, умели создавать художественные и занимательные произведения».

Д.С. Лихачев в своей книге «Поэтика древнерусской литературы» говорит о необходимости изучения, понимания и сохранения памятников письменности. Главная задача состоит в раскрытии эстетической ценности памятников. Следует помнить, что изучение литературных текстов невозможно без изучения истории, биографии писателя, особенностей творчества того периода и связи с действительностью. Только тогда можно говорить о полном понимании древнерусского текста и его эстетики. Необходимо также учитывать огромную разницу между эстетическим сознанием старого и нового искусства, именно в индивидуальности и разнообразии форм и особенностей скрыто богатство. Исходя из этого, можно обозначить ряд задач, которые ставятся перед учителем при изучении памятников древнерусской письменности:

1) сформировать целостное представление о литературе Древней Руси;

2) отразить взаимосвязь древнерусской литературы с последующей;

3) построить урок таким образом, чтобы литературное произведение было вписано в исторический контекст и биографию автора;

4) сопоставить отечественную литературы с мировой, найти точки соприкосновения;

5) подготовить учащихся к целостному пониманию всех периодов истории русской литературы и их взаимосвязи.

В современном курсе литературы древнерусская письменность представлена лишь несколькими произведениями, на примере которых производится анализ художественного мира и проблематики литературы этого периода, а также основные тенденции ее развития. В ведущих учебно-методических программах (под редакцией А.Г. Кутузовой, М.Б. Ладыгиной, В.Я. Коровиной, Г.С. Меркина и других) древнерусские тексты разрозненно представлены с 5 по 9 класс средней школы, что связано с психолого-возрастными особенностями учащихся, их интересами и возможностью эмоционально воспринять и осмыслить текст. В список обязательных к изучению включены самые известные тексты, большая часть из них представлена в отрывках и дана для обзорного изучения, подробно изучается лишь «Слово о полку Игореве». Д.С. Лихачев настаивал на увеличении списка древнерусских текстов в школьном курсе, однако до сих пор на раздел древнерусской литературы отводится минимальное количество часов.

Древнерусская литература не теряет своей актуальности и с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов, в которых литература осознается как национально-культурная ценность народа, предмет культурной самоидентификации. Также современный школьный курс способствует формированию квалифицированного читателя с эстетическим вкусом, способного понимать художественный текст, анализировать его и осознавать художественную картину мира. Несмотря на ограниченный список произведений Древней Руси, включенный в школьную программу, и его раздробленность на несколько классов, можно говорить о большой роли древнерусской литературы в формировании эстетической культуры, познавательного интереса и целостного мировоззрения учащихся. Стоит отметить актуальность в современном мире вопроса национальной идентификации и внимание к исконным традициям Руси, в связи с этим все чаще обращаются именно к памятникам древнерусской письменности как к источнику национальных традиций предков. Древнерусская литература способствует не только формированию национального сознания, но и внимательному отношению к другим народам и культурам. Учителя отмечают, что «литература Древней Руси необходима в школе, чтобы мы наконец осознали свою полноценность».

Стоит отметить, что в реалиях современного мира особое внимание необходимо уделять духовно-нравственному развитию учащихся. Социологи и культурологи обращают внимание на отсутствие «здоровой семьи» как социальной ценности, на кризис гендерной самоидентификации. Литература, музыка и изобразительное искусство являются предметами эстетического цикла и направлены на развитие духовной составляющей. Именно литература дает возможность в школе обсуждать психологию человеческой души, смысл бытия и осознание себя в окружающей действительности. Каждый период литературы несет свои ценности, так древнерусская литература является источником нравственных образцов, в ней воплощаются идеи национальной ментальности. Через все тексты Древней Руси прослеживается образ мужчины-воина, защитника родной земли, в котором не будет ложного патриотизма, и образ женщины, способной к самопожертвованию, хранительницы домашнего очага и традиций. Русские архитипичные образы содержат в себе такие качества, как доброта, благородство, христианская совесть, а также широта души и открытость. Ярким примером может послужить образ богатырей, в котором воплотились лучшие черты народного характера, но сейчас учащимися они воспринимаются исключительно как герои мультфильма и не представляются как истинные герои и защитники родины. Также стоит отметить связь отдельного человека с судьбой всего государства. Литературу интересуют не личные переживания индивида, это говорит о духовной общности народа, соборности как основе целостности российской культуры, ее генетического кода. Именно поэтому задачей учителя является детальное рассмотрение образов древнерусской письменности, необходимо дать ученику целостное представление о мировоззрении предков и их жизненных идеалах. Учителю необходимо грамотно выстроить беседу с учащимися, комбинируя разные формы работы. Следует отметить также и сложность восприятия древнерусских текстов учащимися, многие слова и исторические события им незнакомы, поэтому необходимо грамотно выстроить изучение текстов, чтобы появился интерес, а не отторжение к непонятному и далекому от современной действительности.

Древнерусская литература – это богатый материал для изучения теории литературы и основы анализа текста. Ученики знакомятся с исконно русскими жанрами и при правильной организации хода уроков могу увидеть их дальнейшее развитие и отражение в литературе следующих периодов. Задача учителя донести до школьников, что пласт древнерусской литературы самоценен и является основой для всей русской литературы. При изучении литературы XIX-XX веков необходимо приводить параллели с древнерусской литературой, обращать внимание на связь произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Ф.М. Достоевского, А.Н. Островского, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, Н.С. Лескова А.А. Блока, С.А. Есенина, М. Цветаевой, в некоторых стихотворениях В. Маяковского, поэтому для эффективной работы по литературе необходимо глубокое представление о литературе Древней Руси. Детальное изучение образов, символов и средств выразительности так или иначе заставляет на уроках обращаться к древнерусским текстам для целостного и более глубокого понимания поэтики произведения. Д.С. Лихачев, который подробно изучал жанры древнерусской литературы, писал о необходимости изучения принципов жанрового деления и их связи с фольклорными, а также связи литературы с другими видами искусства. Ученый говорил о том, что нужно при анализе текстов Древней Руси делать акцент на изображении человека, его характера и внутреннего мира.

О методах работы с древнерусскими текстами

Возникает вопрос: с помощью каких методов и приемов можно добиться глубокого и детального рассмотрения древнерусских текстов на уроке в школе? Процесс обучения представляет собой совокупность методов и приемов обучение, где цель учителя – сообщить знания, способствовать развитию критического мышления и формировать основы нравственных понятий, а цель ученика – правильно выполнить задание учителя. Методы обучения это «способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности». Приемы обучения – это конкретные действия, направленные на реализацию метода обучения. В школьном курсе методы основываются на источнике знания: слово учителя, беседа, самостоятельная работа и так далее. Все эти методы могут иметь разную цель и содержание. Так с помощью слова учитель может передать сведения об авторе, об истории создания произведения, он может анализировать произведение, раскрывая цели и приемы анализа; через беседу учитель активизирует внимание учащихся, разбирает проблемные вопросы и обобщает; самостоятельная работа важна для анализа усвоения школьниками материала урока, для точного определения «проблемных» мест.

Стоит отметить, что такие исследователи, как М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер в книге «Дидактика средней школы», указывают на то, что классификация по источникам знаний не определяет характер познавательной деятельности учащихся. И.Я. Лернер в своей работе говорит о следующих общедидактических методах: объяснительно-иллюстративный (информационно рецептивный), репродуктивный, метод проблемного изложения, эвристический (частично-поисковый) и исследовательский.Все эти методы могу активно использоваться и на уроках литературы при изучении древнерусских текстов. Современное обучение также включает в себя и проектную деятельность, которая направлена на развитие творческой деятельности, умение работать в коллективе и активное использование современных информационных технологий. Учителя отмечают, что в ходе проектной деятельности наблюдается повышение мотивации при работе с текстом, формируется навык анализа текста, учащемуся необходимо отстаивать свою точку зрения, учиться правильно вести дискуссии и формировать грамотную монологическую речь, а также это огромный опыт в ведении исследовательской самостоятельной работы.

Основываясь на статьях преподавателей высших учебных заведений и учителей средних общеобразовательных школ, можно выявить ряд трудностей при изучении древнерусской литературе в современной школе:

1) минимальное количество текстов древнерусской письменности в школьном курсе;

2) раздробленность текстов с 5 по 9 классы и отсутствие связи с последующей литературой;

3) преодоление языкового барьера при работе с текстом;

4) отсутствие современных методических разработок по преподаванию древнерусских текстов в школе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: