Технологическая карта изучения темы




Морозова Анна гр.17ЗНПИ41.

Предмет Изобразительное искусство
Класс  
Тип урока Открытия новых знаний
Технология построения урока Технология развивающего обучения
Тема Убранство русской избы
Цель Создать условия для успешного знакомства с традицией украшения русской избы резными элементами.
Основные термины, понятия Русский народный промысел, ремесло, мастер, ремесленник, изба, крыша, клеть, подклеть, причелина, полотенце, фронтон, конёк, наличник
Планируемый результат
Образовательные задачи: - познакомить с убранством русской избы резными элементами; - познакомить с элементами домовой резьбы. Развивающие задачи: - формировать навыки кистевой росписи, работы с ножницами; - развивать композиционного мышления, художественного вкуса, восприятие цвета и орнамента, графического умения и творческого воображения; - способствовать развитию усидчивости, собранности, внимания и аккуратности при работе с карандашами, ножницами Воспитательные задачи: - воспитывать интерес к искусству домовой резьбы; - воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину и народ; -воспитывать любовь и уважение к народному творчеству, развивать эстетическое восприятие; -воспитывать стремление своими руками создавать красоту, дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами; -воспитывают работать в коллективе Личностные УУД: - формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; - анализировать выразительность произведений изобразительного искусства; - оценивать эстетическую выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя или самостоятельно; - планировать этапы выполнения предстоящей творческой деятельности; -анализировать и корректировать деятельность в соответствии с составленным планом. Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя или самостоятельно; -учиться осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представления о видах домовой резьбы.
ЭТАПЫУРОКА ВРЕМЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
Организационный   -Здравствуйте, ребята сегодня у нас будет очень необычный урок, к Вам я прибыла в образе мастера резьбы по дереву и сегодня мы с вами узнаем, как наши предки создавали свой неповторимый мир – дом, в котором они жили! Садитесь. (Проверяют свою готовность к уроку, приветствуют учителя)   (Садятся на свои места, продолжив слушать учителя)
Актуализация знаний   - Внимательно прочтите определение на слайде и попробуйте понять, чему же будет посвящен наш урок. - Поднимите руки, кто из вас живёт в многоквартирном доме? А кто в деревянном? -Вы замечали, какие старые дома все разные, не похожие друг на друга. Каждый украшен какой-то своей резьбой? - Сегодня я расскажу вам, что для русского человека значило слово «Дом». Глаголем, кошелем и брусом Дом строили с резным крыльцом С о6цуманным мужицким вкусом И каждый со своим лицом. Федотов (Обращают свое внимание на слайд: «Убранство русской избы» - Наш урок посвящен мастерству зодчего. -Мы в квартире; у нас 16 этажей; а бабушка в деревне живёт в домике. Я живу у неё летом. -Да, а многоэтажные дома похожи друг на друга, даже можно запутаться   -Слушают стихотворение
Постановка учебной проблемы   -Посмотрите на несколько домов из разных губерний. В каждой области есть свои архитектурные особенности. Какие отличия вы видите на слайде. - Крестьянский дом называли родной, родимый. В устоение жилища человек стремился привнести порядок, образно осмыслить его. Крыша дома связывалась в народных представлениях с небом, клеть (крытый прямоугольный сруб с окнами, дверью, полами) – с землёй, а подклеть – с подземным миром Крестьянский дом становился словно маленькой Вселенной, символизирую связь человека с космосом. Давайте познакомимся с деревянным убранством Пензенской избы, приоткроем тайну, хранящуюся в образном строе избы. (Обращают внимание на слайд) -Крыши разные, окна разной формы, резьба разная     - Мастер изображал, коней, птиц, людей, цветы, траву, сюжеты.   (Рассматривают на слайде варианты резных изб разных губерний.
Формулирование проблемы, планирование деятельности   -Ребята, взгляните на крышу дома. Её венчает горделивый конь-охлупень. Конь с широким размахом крыльев- крыши словно парит над землей как птица, которая заботливо накрыла большими крыльями дом-гнездо, где обитют люди. Кажется, что конь-птица охраняет домашний очаг. Конь в поэтических представлениях народа был олицетворением силы, добра и красоты, он символизировал солнце, движущееся о небу. Рассмотри узорочье доски- полотенца, украшающей спереди фронтон избы, а также доски -причелины, спускающейся по краю крыши. Резные круглые розетки и полурозетки - то символическое изображение солнца. Круг с ром бом внутри, ромбы. Свои наблюдения за движением солнца по небосводу наши предки сумели запечатлеть в образном строе фронтона дома. Конёк и солнечные знаки на полотенце символизируют полуденное солнце в зените, левый конец причелин - утреннее восходящее, а правый - вечернее заходящее. Ребята, а вы обращали внимание на деревянные дома в Пензе? Давайте бережнее относиться к таким домам, они придают нашему городу неповторимую красоту, самобытность, это история нашего города. (Внимательно смотрят на слайд с анимацией, где показывают поэтапное выполнение «подмалевка» на деревянной доске)     - Штрихов, точек, а также обводки белого и черного цветов.     Дети рассматривают разные элементы резьбы     - Рассматривают наличники   Вспоминаю, где видели.
Первичная проверка понимания   - Но перед ответственной работой вам нужно отдохнуть и подготовить руки к труду. Физминутка: Представьте себя цветком – розаном. Розан наш спит. Но вот он просыпается. Наши алые цветки Распускают лепестки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши алые цветки Закрывают лепестки, Тихо засыпают, Головой качают.     (вместе с учителем выполняют упражнения, читая со слайда текст физминутки) (руки на пояс, наклоны в стороны) (руки поднимают вверх, потягиваются) (покачивают руками в воздухе) -   (сжимают ладони в кулачки) (опускают руки) (наклоны головы в стороны)
Применение новых знаний   -Сегодня, на один урок мы превратим класс в столярную мастерскую и на время урока станем настоящими мастерами зодчими. -Делимся на три команды по рядам. Вот вам макет теремка. Но посмотрите, все три домика без резных узоров, не весёлые, одинаковые. -Я вам на ряд раздаю шаблоны, они подписаны, вспоминайте, что у нас называется наличником, причелиной, коньком, полотенцем, фронтоном. -Вам предстоит увлекательная работа, вы теперь создатели своего, неповторимого дома. Обводите по шаблону на своём листочке и украшайте эти элементы орнаментом. -Потом вы соберёте все элементы и приклеете на свои домики. -Желаю вам творческого успеха! Приступайте к работе. Готовят карандаши и бумагу. Рассматривают макет и шаблоны вспоминают названия элементов резьбы и место на фасаде дома, куда они крепится. Разобрали шаблоны, начали обводить и придумывать орнаменты Обсуждают между собой каким цветом красить, чтобы домик получился красивым. Вырезают элементы, раскрашивают на них орнамент, приклеивают к домику.
Рефлексия учебной деятельности   - Пора нам устроить свою выставку работ, на стенде разместите свои изделия. - Посмотрите, какие работы у вас получились: нарядные, яркие, праздничные. Какие неповторимые дома. У нас теперь есть целая улица с красивыми домами. - Все молодца, за то. Что освоили мастерство, вы получаете звание «зодчего» -Мастерская наша закрывается. Не забудьте убрать свои рабочие места! Благодарю за сотрудничество, до свидания! Выложили дома в ряд, получилась «улица».     Смотрят на изделия, обсуждают результат.   (Урок окончен, учащиеся убирают свои рабочие места)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: