Технологическая карта изучения темы
Морозова Анна гр.17ЗНПИ41.
Предмет
| Изобразительное искусство
| Класс
|
| Тип урока
| Открытия новых знаний
| Технология построения урока
| Технология развивающего обучения
| Тема
| Убранство русской избы
| Цель
| Создать условия для успешного знакомства с традицией украшения русской избы резными элементами.
| Основные термины, понятия
| Русский народный промысел, ремесло, мастер, ремесленник, изба, крыша, клеть, подклеть, причелина, полотенце, фронтон, конёк, наличник
| Планируемый результат
| Образовательные задачи:
- познакомить с убранством русской избы резными элементами;
- познакомить с элементами домовой резьбы.
Развивающие задачи:
- формировать навыки кистевой росписи, работы с ножницами;
- развивать композиционного мышления, художественного вкуса, восприятие цвета и орнамента, графического умения и творческого воображения;
- способствовать развитию усидчивости, собранности, внимания и аккуратности при работе с карандашами, ножницами
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к искусству домовой резьбы;
- воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину и народ;
-воспитывать любовь и уважение к народному творчеству, развивать эстетическое восприятие;
-воспитывать стремление своими руками создавать красоту, дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами;
-воспитывают работать в коллективе
| Личностные УУД:
- формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- анализировать выразительность произведений изобразительного искусства;
- оценивать эстетическую выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя или самостоятельно;
- планировать этапы выполнения предстоящей творческой деятельности;
-анализировать и корректировать деятельность в соответствии с составленным планом.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя или самостоятельно;
-учиться осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представления о видах домовой резьбы.
| ЭТАПЫУРОКА
| ВРЕМЯ
| ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
| ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
| Организационный
|
| -Здравствуйте, ребята сегодня у нас будет очень необычный урок, к Вам я прибыла в образе мастера резьбы по дереву и сегодня мы с вами узнаем, как наши предки создавали свой неповторимый мир – дом, в котором они жили! Садитесь.
| (Проверяют свою готовность к уроку, приветствуют учителя)
(Садятся на свои места, продолжив слушать учителя)
| Актуализация знаний
|
| - Внимательно прочтите определение на слайде и попробуйте понять, чему же будет посвящен наш урок.
- Поднимите руки, кто из вас живёт в многоквартирном доме? А кто в деревянном?
-Вы замечали, какие старые дома все разные, не похожие друг на друга. Каждый украшен какой-то своей резьбой?
- Сегодня я расскажу вам, что для русского человека значило слово «Дом».
Глаголем, кошелем и брусом
Дом строили с резным крыльцом
С о6цуманным мужицким вкусом
И каждый со своим лицом.
Федотов
| (Обращают свое внимание на слайд: «Убранство русской избы»
- Наш урок посвящен мастерству зодчего.
-Мы в квартире; у нас 16 этажей; а бабушка в деревне живёт в домике. Я живу у неё летом.
-Да, а многоэтажные дома похожи друг на друга, даже можно запутаться
-Слушают стихотворение
| Постановка учебной проблемы
|
| -Посмотрите на несколько домов из разных губерний. В каждой области есть свои архитектурные особенности. Какие отличия вы видите на слайде.
- Крестьянский дом называли родной, родимый. В устоение жилища человек стремился привнести порядок, образно осмыслить его.
Крыша дома связывалась в народных представлениях с небом, клеть (крытый прямоугольный сруб с окнами, дверью, полами) – с землёй, а подклеть – с подземным миром
Крестьянский дом становился словно маленькой Вселенной, символизирую связь человека с космосом.
Давайте познакомимся с деревянным убранством Пензенской избы, приоткроем тайну, хранящуюся в образном строе избы.
| (Обращают внимание на слайд)
-Крыши разные, окна разной формы, резьба разная
- Мастер изображал, коней, птиц, людей, цветы, траву, сюжеты.
(Рассматривают на слайде варианты резных изб разных губерний.
| Формулирование проблемы, планирование деятельности
|
| -Ребята, взгляните на крышу дома. Её венчает горделивый конь-охлупень. Конь с широким размахом крыльев- крыши словно парит над землей как птица, которая заботливо накрыла большими крыльями дом-гнездо, где обитют люди. Кажется, что конь-птица охраняет домашний очаг.
Конь в поэтических представлениях народа был олицетворением силы, добра и красоты, он символизировал солнце, движущееся о небу.
Рассмотри узорочье доски- полотенца, украшающей спереди фронтон избы, а также доски -причелины, спускающейся по краю крыши. Резные круглые розетки и полурозетки - то символическое изображение солнца. Круг с ром бом внутри, ромбы.
Свои наблюдения за движением солнца по небосводу наши предки сумели запечатлеть в образном строе фронтона дома. Конёк и солнечные знаки на полотенце символизируют полуденное солнце в зените, левый конец причелин - утреннее восходящее, а правый - вечернее заходящее.
Ребята, а вы обращали внимание на деревянные дома в Пензе?
Давайте бережнее относиться к таким домам, они придают нашему городу неповторимую красоту, самобытность, это история нашего города.
| (Внимательно смотрят на слайд с анимацией, где показывают поэтапное выполнение «подмалевка» на деревянной доске)
- Штрихов, точек, а также обводки белого и черного цветов.
Дети рассматривают разные элементы резьбы
- Рассматривают наличники
Вспоминаю, где видели.
| Первичная проверка понимания
|
| - Но перед ответственной работой вам нужно отдохнуть и подготовить руки к труду.
Физминутка: Представьте себя цветком – розаном. Розан наш спит. Но вот он просыпается.
Наши алые цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают.
|
(вместе с учителем выполняют упражнения, читая со слайда текст физминутки)
(руки на пояс, наклоны в стороны)
(руки поднимают вверх, потягиваются)
(покачивают руками в воздухе)
-
(сжимают ладони в кулачки) (опускают руки)
(наклоны головы в стороны)
| Применение новых знаний
|
| -Сегодня, на один урок мы превратим класс в столярную мастерскую и на время урока станем настоящими мастерами зодчими.
-Делимся на три команды по рядам. Вот вам макет теремка. Но посмотрите, все три домика без резных узоров, не весёлые, одинаковые.
-Я вам на ряд раздаю шаблоны, они подписаны, вспоминайте, что у нас называется наличником, причелиной, коньком, полотенцем, фронтоном.
-Вам предстоит увлекательная работа, вы теперь создатели своего, неповторимого дома. Обводите по шаблону на своём листочке и украшайте эти элементы орнаментом.
-Потом вы соберёте все элементы и приклеете на свои домики.
-Желаю вам творческого успеха! Приступайте к работе.
| Готовят карандаши и бумагу.
Рассматривают макет и шаблоны
вспоминают названия элементов резьбы и место на фасаде дома, куда они крепится.
Разобрали шаблоны, начали обводить и придумывать орнаменты
Обсуждают между собой каким цветом красить, чтобы домик получился красивым.
Вырезают элементы, раскрашивают на них орнамент, приклеивают к домику.
| Рефлексия учебной деятельности
|
| - Пора нам устроить свою выставку работ, на стенде разместите свои изделия.
- Посмотрите, какие работы у вас получились: нарядные, яркие, праздничные. Какие неповторимые дома. У нас теперь есть целая улица с красивыми домами.
- Все молодца, за то. Что освоили мастерство, вы получаете звание «зодчего»
-Мастерская наша закрывается. Не забудьте убрать свои рабочие места! Благодарю за сотрудничество, до свидания!
| Выложили дома в ряд, получилась «улица».
Смотрят на изделия, обсуждают результат.
(Урок окончен, учащиеся убирают свои рабочие места)
|
|
Поиск по сайту:
|