Задание 1:
1. Проведение оперативно-розыскных мероприятий осуществляется в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Согласно ст. 29 Закона о прокуратуре и п. 3 приказа Генерального прокурора РФ от 15.02.2011 № 33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» предметом прокурорского надзора является обеспечение:
· гарантий соблюдения прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну;
· неприкосновенности жилища и тайну корреспонденции;
· установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;
· законности выполнения оперативно-розыскных мероприятий;
· соответствия закону решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД.
По кругу субъектов прокурорский надзор ограничивается деятельностью соответствующих ведомств и должностных лиц, занимающихся ОРД.
На общенадзорном уровне он включает в себя надзор за деятельностью ведомств, реализующих и определяющих государственную политику в сфере ОРД: МВД России, ФСБ России, Минобороны России, ФСО России, ФТС России, ФСИН России, СВР России, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, а также подразделений, контролирующих эту деятельность, и должностных лиц в составе названных ведомств, непосредственно занимающихся вопросами ОРД.
На специальном уровне:
· руководителей (начальников) оперативно-розыскных подразделений соответствующих ведомств, непосредственно принимающих решения о проведении ОРД (например, начальника отдела уголовного розыска);
|
· должностных лиц (оперативных сотрудников) оперативнорозыскных подразделений, непосредственно реализующих конкретные ОРМ.
В пределы прокурорского надзора не входит контроль за исполнением внутриведомственных нормативно-правовых актов, принятых в развитие положений федерального законодательства об ОРД. Вместе с тем прокурор для обоснования своих выводов о соблюдении законов в действиях и решениях поднадзорных органов, вне всякого сомнения, должен знать положения этих документов.
Прокурор не вправе своим указанием отстранить сотрудника оперативно-розыскного подразделения от выполнения им своих должностных обязанностей в связи с нарушением требований федерального законодательства, подзаконных нормативно-правовых актов или по иным причинам (например, вследствие обнаружившейся его некомпетентности).
Прокурор не вправе своим решением отменить незаконные или необоснованные решения сотрудника, осуществляющего ОРД.
Прокурор не может опротестовать судебное решение о производстве оперативно-розыскных мероприятий.
Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, предоставляются прокурору только на основании письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.
2. Прокурорский надзор за исполнением Закона об ОРД осуществляют Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры. Уполномоченными прокурорами являются прокуроры субъектов РФ, прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры, а также назначенные для этого приказами прокуроров субъектов РФ уполномоченные прокуроры. В Генеральной прокуратуре РФ к уполномоченным прокурорам также относятся заместители Генерального прокурора РФ, Главный военный прокурор и его заместители, начальники главных управлений, управлений и отделов и их заместители (старшие помощники и помощники), старшие прокуроры и прокуроры управлений (отделов) в соответствии с их функциональными обязанностями (п. 2 Указания о порядке представления органами внутренних дел оперативно-служебных документов с целью осуществления надзора за исполнением Закона об ОРД).
|
Главный военный прокурор, заместители Генерального прокурора РФ в федеральных округах, прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним прокуроры своими приказами от имени Генерального прокурора РФ из числа подчиненных работников назначают уполномоченных прокуроров по надзору за исполнением Закона об ОРД и несут персональную ответственность за организацию надзора. Руководители прокуратур приказами определяют лиц, ответственных за ведение делопроизводства по документам ОРД. Копии соответствующих приказов своевременно направляются для сведения руководителям органов, осуществляющих ОРД, а также руководителю вышестоящей прокуратуры.
Руководители прокуратур обеспечивают наличие к моменту назначения на должность у уполномоченных лиц, на которых возложено ведение делопроизводства по документам ОРД, оформленного в установленном порядке допуска к секретным, совершенно секретным сведениям или сведениям особой важности. Руководители прокуратур и уполномоченные прокуроры должны обеспечивать защиту от разглашения сведений, содержащихся в представленных документах. Персональную ответственность за соблюдение установленных ограничений по ознакомлению со сведениями, составляющими государственную тайну, несут уполномоченные прокуроры.
|
Основы распределения полномочий установлены приказом Генеральной прокуратуры РФ "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности". Начальники главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры РФ, к компетенции которых отнесен надзор за ОРД, прокуроры субъектов РФ, городов и районов и приравненные к ним прокуроры обеспечивают контроль за организацией надзора за ОРД, составление отчета о работе по надзору за ОРД, систематический анализ материалов проверок; оказывают подчиненным прокурорам необходимую помощь; регулярно организовывают проверки делопроизводства, учета и сохранности документов надзора за ОРД в подразделениях и органах прокуратуры (п. 14).
Начальники управлений Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах, прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним прокуроры по итогам полугодия и года представляют в Генеральную прокуратуру РФ информацию о состоянии законности при осуществлении ОРД поднадзорными органами, результатах надзора, с дифференциацией сведений применительно к каждому органу, осуществляющему ОРД.
Структурные подразделения Генеральной прокуратуры РФ, к компетенции которых отнесены организация и контроль работы прокуратур субъектов и приравненных к ним прокуратур, не реже одного раза в полугодие обобщают практику надзора на этом направлении деятельности с составлением аналитических справок.
Уполномоченные прокуроры не реже одного раза в полугодие изучают дела оперативного учета на предмет полноты и законности принимаемых мер, анализируют статистические данные о результатах ОРД, направленной на выявление, пресечение, раскрытие и предупреждение преступлений, связанных с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма (п. 1.8 приказа Генеральной прокуратуры РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»).
Задание 2:
Задача 4. В соответствии со ст. 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (от 12.08.1995 № 144-ФЗ) проведение оперативно – розыскного мероприятия в жилище допускается только на основании судебного решения.
В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение вышеуказанного оперативно-розыскного мероприятия с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов.
Таким образом, сотрудники ОУР совершили правонарушение. В случае нарушений закона со стороны сотрудников, проводящих ОРМ, их действия гражданин вправе обжаловать в порядке ст.124 УПК РФ в прокуратуру или в суд в порядке ст.125 УПК РФ. А также надзирающий прокурор может требовать письменные объяснения от должностных лиц, осуществляющих ОРД и допустивших при этом нарушения закона.
Задача 8. Надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими ОРД, в соответствии со ст. 21 Закона об ОРД возложен на Генерального прокурора РФ и уполномоченных им прокуроров.
Таким образом, если прокурор дал письменные указания об осуществлении тех или иных оперативно-розыскных мероприятий и телефон судьи немедленно был поставлен на прослушивание телефонных переговоров, то данные действия были совершены в рамках закона и полномочий надзирающего. Прослушивание телефонных переговоров может осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об оперативно-розыскной деятельности»
Или же в соответствии со ст. 8 ФЗ «Об орд» проведение оперативно-розыскных мероприятий (включая получение компьютерной информации), которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации:
В данном случае о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно.