В поисках снега - лыжный первопроход 4 и 5 января 2013 года

В истории нашего велоклуба это, конечно, не первый лыжный поход. Походы были, но все они проходили недалеко от Пензы: либо в Арбековском лесу, либо в Ахунском; на день, на несколько часов, но чтобы поехать куда-то на общественном транспорте и ехать по неизвестному для всех пути, да ещё и на два дня - впервые. И вот 25 декабря 2012 года был брошен клич: " Приглашаем принять в довольно авантюрном, но интересном мероприятии... Команда отмороженных лыжников такая:

* Clopgovorun
* Ziggy
* Timka
* На этом месте можешь быть ТЫ.

Вот эта фраза: "На этом месте можешь быть ТЫ" стала для меня решающей, также решились на эту "авантюру" sijva и sergo.

В итоге состав группы стал таким: clopgovorun (Вадим), ziggy (Дмитрий), timka (Вадим), sijva (Слава), sergo (Сергей), Роман (Роман).

Маршрут изначально планировался таким: Адикаевка-Лещиново, но по ходу похода маршрут был изменён, и мы не пожалели об этом. Скажу сразу, почему мы это сделали: встречный ветер и нежелание идти тем же путём. Ночёвка предполагалось в Лещиново в доме с настоящей русской печкой, но, правда, "Магнита" никакого в селе нет.

За несколько дней до похода мы созвонились со Славиком и решили, что будет весьма интересно принять участие. Славик сказал, что и Серёга тоже поедет. Время старта приближалось, но на форуме была неестественная тишина, и самое страшное, что не было свежего снега и температура была выше нормы. Очень часто посещала мысль: "Сорвётся мероприятие". Но наше беспокойство оказалось напрасным.

- 13 -

За день до выезда, я приехал к Славику. Мне нужен был более объёмный рюкзак, в мой 30-ти литровый не помещался весь мой скарб. У Славика сидел Серёга, и мы принялись обсуждать предстоящее мероприятие. Конечно, посетовали, что на форуме неестественное молчание. Серёжка только приехал из дома и сказал, что в полях мало снега, и он слабо представляет, как мы поедем, просто может всё получиться, как в весьма известной поговорке, но слегка перефразированной: стою я на пашне, в лыжи обутый... продолжение знают все. Также Серёга показал Яндекс-карту, где чётко видно, что кругом одни поля, лесов нет почти. Задача усложнялась, а тут Серёга вышел на форум и с удивлением заявляет, что есть предложение ехать на велосипеде. Мы испытали некоторый шок, и я решил позвонить Вадиму (timka), чтобы расставить все точки над "i".

Из телефонного разговора мы выяснили, что есть предложение разделиться, и одна группа на лыжах пойдёт, а другая - на велосипедах, но если никто не сможет по каким-либо причинам поехать на велосипеде, то едем все на лыжах, на велосипеде нужно минимум 2 человека; также уточнили точное время выезда, и с каким поездом мы поедем. На велосипедах никто из нас не мог бы поехать, так как либо нет шипованной резины, либо «велики» далеко, и их так быстро не привезти. Слава Богу, что всё остаётся в силе, и нам остаётся решить, что брать с собой из одежды. Тут мы были единодушны во мнениях - сменные носки, штаны, кофты, а вот сменные ботинки решили не брать, т.к. ночёвка предполагалась в доме, следовательно, какая никакая, но просушка будет.

Признаться честно, более пригодились бы домашние тапочки или сланцы. Славик сказал, что неизвестно, как окажется с местами на кроватях, а если спать на полу, то коврик будет просто необходим. Я не хотел испытывать судьбу и решил прихватить свой коврик (реально пригодился) тоже.

С едой решили так: берём хлеб, сало, колбасу, сладости, термоса с горячим чаем. Славик дал мне свой сорокалитровый рюкзак. На вид он был не намного больше моего, но у него имелись по бокам застёжки, куда можно было прикрепить спальный мешок и коврик. Продукты решили закупить сразу. Мы быстренько оделись, сели ко мне в машину и погнали к «Магниту». В плане хлеба нас ждало полное разочарование - его не было вообще, никакого, но с другим не было проблем. Я сказал, что попробую поискать хлеб в «Спаре». Все необходимые вопросы и дела были завершены, и мы расстались. Хлеб я и правда купил без проблем в «Спаре» и сразу дал знать Славику и Серёге, чтобы они не покупали хлеб.

Я едва не забыл заехать за ковриком в гараж и развернул машину практически у стоянки; но вот коврик взят, и можно начинать укладывать вещи. Вещи, правда, были уложены в полиэтиленовый пакет для мусора (надо бы к весне купить пару гермомешков) ещё со вчерашнего дня. Состав вещей был как бы рассчитан на ночёвку в палатке, но я решил, что запас карман не трёт, да и общая масса выходила не такая уж и большая.

Состав вещей: термобельё, носки, штаны, шапочка, полотенце, перчатки и плотная кофта.

Снаряжение: коврик туристический, спальный мешок, налобный фонарь, простой фонарь, нож, моток шпагата.

Дополнительно: зарядник для смартфона, внешний АКБ, паспорт (уложил в простой прозрачный пакет), запасные батарейки для налобника.

По правде говоря, реально пригодились только нож, носки и зарядник для смартфона, но это не говорит, что в походе стоит ограничиваться только этими вещами. В плане еды всё было просто: сало, печенье, хлеб, чай в термосе, козинаки, полторашка воды (маловато). Самое тяжелое было не положить вещи в рюкзак, нет - прикрепить коврик и спальный мешок, на это было потрачен весь остаток вечера. По бокам рюкзака

- 14 -

имелись ремешки, но их длина была недостаточна, мешок я с горем пополам прикрепил, а вот лямки под коврик удлинил шпагатом. Вид рюкзак приобрёл внушительный, но по массе всё было оптимально. Будильник был поставлен на 7.00 из расчёта: час на сборы и 40 минут на дорогу. Поезд отправлялся в 9.00.

День 1.

ПензаАдикаевкаКочетовка - Лещиново, 20 км.

Встав, как только прозвонил будильник, быстро перекусив и взяв лыжи, я вышел на улицу. Ещё было темно, но лёгкий снежок приподнимал настроение. Троллейбус подошёл практически сразу. Пока ехал, отправил сообщение Вадиму (timka), что я выехал, где еду и вообще, что всё нормально. Ответ пришёл сразу, мы ехали практически друг за другом. Когда подходил к вокзалу, то думал, что на входе будет куча полицейских из-за печальных событий в Волгограде, но всё было как всегда - спокойно и около рамок-детекторов скучал один полицейский. Я не был ни разу на вокзале после того, как его капитально отремонтировали, и всё было как бы в диковинку. В зале пригородных касс я встретил Вадима (timka), а также человек 15 студентов, собирающихся в агитпоход. Вадим очень рад был меня видеть, и первым делом поинтересовался, едут ли Славик и Серёга. Я ответил утвердительно и даже позвонил Славке, чтобы убедиться в правоте своих слов. Вадим сказал, что Вадим (clopgovorun) придёт вместе с Димкой, и вообще пора идти садиться на поезд, т.к. уже объявили посадку. Мы сели в предпоследний вагон, и тут же подошли Вадим и Дима.

Славик позвонил и спросил, в каком мы вагоне, я объяснил, но потом быстро понял, что они могут сесть во 2-й вагон с головы состава. Я тут же позвонил Славику и объяснил всё точнее. Он назвал меня "редиской" и зашёл в вагон буквально через несколько минут. Мы быстренько расположились, и тут Славик решил немного надо мной пошутить. Он, дескать, забыл сало и ещё кое-что. Моё настроение немного испортилось даже, но, насладившись моим смятением, он с некоторой торжественностью достал заветный кусок из рюкзака. Хулиган, что сказать. Димка залез на полку и быстро уснул, Вадим (clopgovorun) тоже последовал его примеру и уснул, только сидя за столом. Пока мы беседовали, Вадим (timka) быстро позавтракал и любезно предложил, кто хочет покушать, съесть половину его гречки с сосисками, все отказались, а я не смог, каша была очень вкусной. Беседа во время пути шла, конечно, про велосипеды, велопоходы и предстоящее лыжное приключение. Погода нам благоприятствовала, и где-то после Студенца даже выглянуло солнышко, а земля радовала хоть не толстым, но свежим снежком. Естественно, всё это поднимало наше настроение и уверенность. Но вот и наша станция Адикаевка.

- 15 -

Мы быстренько выгрузились, получив "ценный" совет от проводницы: "За самогоном идите в дом за зданием станции, а то замёрзнете". Мы, конечно, поблагодарили тётеньку за заботу, но за зелёным змием не пошли. Мы ни для кого не представляли интереса, кроме одного пса, который весьма озадачен был и как бы спрашивал: "Парни, а где ваши велосипеды"? Поезд уехал дальше на Пачелму, а нашему взору предстала занесённая снегом станция, ряд старых жилых домишек и бескрайнее поле до самого горизонта, так же виднелся небольшой овраг.

Мы быстро надели лыжи, а Серёга даже прокатился между путями коньковым ходом. Вообще, Серый, пожалуй, самый быстрый лыжник из всей нашей группы, хоть и самый молодой. Съезд с насыпи был не очень крутой, но не обошлось без падений. Пока мы прикидывали, что и как, Димка, взяв курс, не спеша двинулся по маршруту, вскоре и мы выдвинулись дружной толпой, сопровождаемые отдалённым лаем сельских собак. Немного про собак и лыжников: в этом походе мы убедились, что лыжник для собаки менее интересен, чем велосипедист, ну, по крайней мере, псы реагируют на лыжника как на простого прохожего и более осторожны, может, из-за палок в руках. Вскоре путь преградил овраг, по дну которого текла маленькая речка в метр шириной.

Димка уже показался на противоположном склоне, Серёга и Славик спустились к речке, а Вадим (timka) взял левее, где было легче пересечь препятствие. Спустившись по Славкиному следу, я увидел, как Славик пытается пересечь речку, не снимая лыж, рискуя немного искупаться. Ему удалось перейти на другой берег, не замочив ног, но мне было сразу сказано: "Лучше сними лыжи и перепрыгни". Что и было исполнено, а заодно предупредил и Вадима (clopgovorun).

После оврага было ровное поле. Мы поехали вдоль линии электропередач, Славик с Серёгой частенько соревновались друг с другом и хоть вначале шли вместе, всё-таки Серёга Славку обгонял. Вадим (clopgovorun) частенько отставал, и когда был очередной "перекур", то у него спросили, в чём причина. Причина была банальна: лыжи пробивали. У запасливого Славика оказалась советская мазь ВИСТИ, пришлось воспользоваться ею. Вадиму стало легче ехать.

Вскоре мы взяли левее от столбов электропередачи и вышли на поле с густой прошлогодней травой, а там была небольшая дорога, ведущая от станции к селу Адикаевка. Снег на дороге оказался нетронутым, видно было, что по ней дня три не ездили. Ехать по этой дороге было одно удовольствие.Дорога вышла на плотину, а слева был пруд, где местные рыбаки в количестве 3х человек ловили рыбу.

Далее дорога привела к лесопилке села Кочетовка. Решили устроить небольшой перекур, а, точнее, попить воды. На лыжах обезвоживание ничуть не меньше, чем при езде на велосипеде. 1,5 литра воды, которую мы брали в Пензе, разошлись мгновенно.

- 16 –

Пока пили и отдыхали, обсуждали дальнейший путь. Вадим (timka) хотел пройти напрямик через село к перелеску, который был прекрасно виден за селом, но огороды и дома располагались достаточно плотно, и не было видно хоть маленького проулка; что поделать, пойдём по трассе, а там уже возьмём курс на Скворечное и Лещиново. Трафика не было совсем, только после того, как мы продолжили путь после отдыха, попался навстречу лишь один «Хюндай-Туксон», и всё. Катить по обочине трассы было хорошо, но снежный покров оказался не очень толстый, и порой попадали под лыжи то земля, то щебень. Хочется заметить, что у всех лыжи после похода покрылись "боевыми" ранами в виде царапин. Как только мы проехали мимо последнего дома, дорога пошла в гору. Перед нами был весьма приличный тягунок, преодолели мы его достаточно быстро, но когда я оглянулся, то если честно - мне стало не по себе: если ехать обратно тем же путём, то спускаться с этой горы было бы чистым самоубийством.

Но вскоре мы снова взяли чуть левее. Нам нужно было преодолеть крутой овраг и выйти к лесу, находившемуся сразу за оврагом. Дальнейший путь шёл вдоль леса. Видно было, что ездили на санях. Санный путь привёл к ложбинке, которая спускалась на дно оврага. Эта тропинка была и крута и извилиста. Спуститься на лыжах и не упасть в том месте было просто нереально; первыми пошли Димка и Славик, естественно, они кувыркнулись на середине спуска, а вот Серёга проехал просто как по струнке и не упал. Мы с Вадимом (timka) не скрывали своего восхищения в адрес Серёги.

Я решил не испытывать судьбу и, отстегнув лыжи, спокойно спустился; следом поехал Вадим (timka) и тоже проехал безупречно, а Вадим (clopgovorun) решил последовать моему примеру и тоже спустился пешком. При спуске на подошву ботинка и в креплении налипли снег и лёд, и мне пришлось просто продуть крепления, а подошву почистить пальцем. После всех этих манипуляций, ботинки пристегнулись на раз-два, пока

- 17 -

я возился с креплениями и застёгивался, подошёл Вадим(clopgovorun) и у него были те же проблемы, а наша группа уже была на вершине склона оврага. Вадиму я посоветовал всё сделать как и я, и, пока он очищал ботинок, я продул его крепления. Дальше он уже справиться мог сам, и я пошёл нагонять группу. Склон хоть и был крут, но подняться "ёлочкой" не составило особого труда. И вот я на вершине. Димка сказал, что подождёт Вадима, а мы поехали дальше. Слева шёл лес, а справа было редколесье, снега оказалось достаточно, и опять шёл санный путь. Я думаю, что это был лесник на лошади. Удалось сорвать 5 орехов с куста орешника, орехи оказались пустыми. Лес вскоре кончился, и слева пошло поле, а справа - лесозащитная полоса. Темпа мы не сбавляли, но голод начал давать о себе знать, и нужно было срочно делать привал, с перекусом и чаепитием. Мы облюбовали одно местечко, где и решили расположиться. Вместо скатерти и стульев мы использовали коврики Славки и Серёги.

Стол получился шикарным, вскоре подъехали Вадим(clopgovorun) и Дима. Свежий воздух и хорошее настроение весьма сильно подстегнули аппетит. Обед был классным. Вадим (timka) всё поражался горным туристам, что им приходится много на себе тащить. Ещё в начале похода, Вадим (timka) сказал, что ещё в Исландии, несмотря на чёткий план, Димка всегда вносил свои коррективы, и планы менялись, но в большинстве случаев весьма удачно; и в этот поход получилось всё точно так же.

Дима предложил завтра ехать не тем же путем, а двигаться в сторону М-5, вдоль реки Атмис и уехать из Атмиса на рейсовом автобусе; этим самым мы убивали двух зайцев: во-первых - не едем тем же путем, а во-вторых, ветер (южный), который не собирался меняться в ближайшие дни, дул бы нам почти всегда в спину. Спорить с этим было глупо, и решили всё более подробно обсудить уже на месте ночёвки, в Лещиново.

До Лещиново оставалось чуть более семи километров. И тут встал вопрос про заезд в магазин. В Лещиново он есть, но на другом конце села, аж в трёх километрах, а заезжать в Скворечное (соседняя с Лещиново деревня) как-то не хотелось, т.к. пришлось бы идти по трассе, а нам подобные прогоны хотелось бы сократить. Мы опять взяли левее и поехали напрямик в сторону Лещиново. Наш путь пролёг через вспаханное поле. Конечно же, снега немного не хватало, и лыжи тупили на гребнях борозд, но в целом мы преодолели этот участок без особого мучения, даже коньковым местами шли.

Далее вдоль лесополосы, где снега больше, спустились ближе к Скворечному, опять повернули налево и пересекли пруд по плотине. На пруду стояли удочки, вроде летних закидушек, но рыбаков не было видно. Далее пересекли поле, когда-то засеянное подсолнухами, везде торчали одни лишь стебли. Но вот мы снова вышли на трассу и пошли по обочине, на горизонте был наш пункт назначения - Лещиново. Почти все за 500-700 м до таблички с названием сняли лыжи и пошли пешком. Трасса более оживлённая и

- 18 -

много торчало щебня - врага лыж, да и подустали, конечно. Один Вадим (timka) героически ехал на лыжах до самого дома. Дом был второй от края деревни. Я попозировал Славке у указателя. Нас уже поджидала соседка баба Дуся и провела инструктаж по противопожарной безопасности. Как сказал Димка: "Она это делает всякий раз, как мы только сюда приезжаем, и неважно - зима или лето на дворе". Ура, мы наконец-то на месте!

Дом был самый обычный для деревни: пятистенный, терраска, с русской печкой на кухне и небольшой печкой в передней; правда, она со слов Димки уже лет 10 не работает. Везде были следы мелких грызунов, и поэтому мы начали с растопки печи и уборки помещения. Роли быстро распределились как бы сами собой: Димка пошёл за водой на колонку; Вадим (clopgovorun) на правах хозяина объяснил, что и как, и что где лежит, а потом стал подметать в комнатах; Славик, Серега и Вадим (timka) взялись за заготовку дров, а ваш покорный слуга - за роль истопника.

В детстве и юности часто приходилось иметь дело с печами, и поэтому перво-наперво проверил тягу и почистил топку; тяга была отменной, золы, правда, много в топке, но её не стоило большого труда убрать; затем был прогрев дымохода пучком горящих газет, а уж потом только затопил печь.

Парни очень быстро справились с дровами, и всё прошло без промедления. Дрова были хорошие, дубовые, сухие и поэтому загорелись сразу и дружно. А когда горит огонь в доме, то и настроение, и сама атмосфера уже другая.

В передней вместо печи включили масляные обогреватели. Первым делом нагрели воды и помыли посуду с "Фейри", тут отличился Дима. Потом помогли "лесорубам" и перво-наперво поставили чайник, пить хотелось ужасно, и решили начать ужин с чаепития, обезвоживание давало о себе знать. Вода в Лещиново мягкая и вкусная. Наконец-то поставили большую кастрюлю под пельмени. Вадим (clopgovorun) готовил себе отдельно кашу "Дружба". Для тех, кто не знает, что это за каша, поясню: это когда варят вместе два вида крупы, например - рис и гречку (в нашем случае), или - рис и пшено. В доме был небольшой запас круп, пряностей и другой бакалеи. Отдельно скажу про сами пельмени: они не слиплись при перевозке! Они перенесли поезд (тепло было), потом на улице не – 180С, как положено им храниться. Пельмени удались на славу, не дали мы им перевариться, жаль, лаврового листа не было в бульоне, но и с простым чёрным перцем оказалось неплохо.

Вадим(clopgovorun) предложил соус, ну, очень острый, но вместе с этим полезный, чем мы и воспользовались. Плотно поужинав, мы, конечно же, беседовали, и тут падает ложка - ждите женщину, как примета говорит и что же... всё исполнилось: пошёл я на двор выкинуть заварку из чашки, только открываю дверь, как в лицо фонарик светит и

- 19 –

голос бабы Дуси: "Я с проверкой, всё ли у вас хорошо"? Тьфу ты пропасть, напугала, старая. Я ей ответил, что мол, ложка уже упала, и мы её ждём, не дождёмся. Все дружно посмеялись, когда я рассказал о случившемся. Бабуле, после приветствия, было пред-ложено сесть. Естественно, что проверка - это просто предлог, она старый человек, живёт одна, и хоть её навещают близкие, но всё равно охота поболтать.

Естественно, первым делом баба Дуся рассказала про происшествия местного масштаба: один рыбак утоп, и тело так и не нашли; на трассе М-5 была большая авария; сосед за каким-то хреном лазил по огороду; аферисты как-то ходили по домам. Димку очень разволновал не найденный утопленник, и он даже отменил купание в Атмисе, и вообще в течение всего похода упоминал про него. Но, видать, наговорившись, баба Дуня ушла, мы ещё поболтали и решили, что пора и спать ложиться.

Все покрывала и одеяла были вытряхнуты и почищены снегом (отдельное спасибо Славику). Вадим (clopgovorun) лёг на передней кровати, за ним на второй кровати Вадим (timka), Димка выбрал себе диван, Славик - раскладушку, а мы с Серёгой расположились на кухне; причём я на печке, а Серый - на кровати, что стояла рядом. Я как будто вернулся в детство: сколько довелось поспать на печи у бабули в деревне, да ещё всегда ложился ко мне под бок кот Васька (гроза крыс и воробьёв), и я засыпал под его мурлыканье. Но вот все легли, Димка выключил свет и, пожелав всем "спокойной ночи", сам улёгся на диван. Спать мы легли в 23:30, завтра нам предстоял путь вдоль реки Атмис, к трассе М-5.

(Продолжение следует)

Роман.

Редакция газеты не несёт ответственности за достоверность информации, предоставляемой для публикации. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Учредитель, редактор и компьютерный дизайнер Александр Митрофанов Адрес редакции: г. Пенза, ул. Суворова д.44 кв.45 Телефоны: (8412)55-26-17; 89273928462 Электронная почта: bwm86@yandex.ru bwm86@.mail.ru Номер подписан в печать 4 февраля 2018 года Тираж выпуска 80 экземпляров Отпечатано на принтере «Canon MF3010EX»