Система родства тональностей Римского-Корсакова (к C-dur и a-moll)
I степень родства: к мажору Tp, D, Dp, Sp, S, Sг. К минору Tp, Dнат, Dнатp, Sp, S, Dг. Минорная S и мажорная D – тональности гармонического родства, остальные – диатонического.
II степень родства:
Тональности, родственные для тех, которые входят в группу I степени, образуют группу тональностей II степени родства (при исключении повторяющихся тональностей и дублирующих I степень получается 12 тональностей).
As | A | B | H | (C) | Des | D | Es | E | ||
g | b | h | c |
As | a | b | h | (c) | Des | d | es | e | ||
C | Des | D | F |
У тональностей второй степени родства лишь один-два общих аккорда с главной тональностью.
III степень родства: ни одного общего аккорда с главной тональностью.
Это тональность тритонового соотношения к главной, одноимённая к тритоновой и ряд от неё по квинтовому кругу до параллельной к тритоновой (пять тональностей).
Итого получается 6 тональностей I степени родства, 12 тональностей II степени, 5 тональностей III степени.
Система родства тональностей Катуара
I степень – пять тональностей чисто диатонического родства
II степень – четыре тональности с одной парой общих трезвучий, отличаются от главной на 2 знака.
III степень – все остальные, которые не имеют общих трезвучий в пределах диатонических систем.
Система родства тональностей Яворского
Принцип родства – в общности систем (единичной и двойной) (единичная – разрешение тритона полутоновым движением вовне или внутрь, в двойной перекрещиваются два тритона, в C-dur это d-as и dis-a). Отсюда два класса тональностей: родственные и неродственные.
Родственные тональности не содержат тритона к T53 главной тональности. Остальные – неродственные.
|
К C-dur: все пять диатонических трезвучий, одноименная, минорная S и её параллель, большая медианта, однотерцовая к D, увеличенные лады G и As, уменьшенные H и F.
Система родства тональностей Способина
Первый вариант
- Пять тональностей диатонического родства
- Шесть тональностей мажоро-минорного родства (одноименного)
- Остальные – хроматического родства
Второй вариант
- Пять тональностей диатонического родства
- Две тональности полудиатонического родства: минорная S для мажора и мажорная D для минора
- Одноименное мажоро-минорное родство
- Параллели мажоро-минорно родства: большая медианта в мажоре и большая субмедианта в миноре
- Полухроматическое родство: неаполитанская (IIb)
- Хроматическое родство – все остальные.
Система родства тональностей по Бригадному учебнику (московская школа), используемая как основная в учебной практике, будет подробно рассмотрена в следующей лекции.
Модуляция может быть постепенной, с мягким хорошо подготовленным переходом или внезапной в более отдаленную тональность, представляющей резкий переход и создающей, как правило, красочный эффект.
Схема 1
РАЗНОВИДНОСТИ МОДУЛЯЦИЙ
Приступим к рассмотрению постепенной модуляции в тональность 1 степени родства
Схема 2
Постепенная модуляция
Cхема модуляции в родственную тональность (тональность 1 степени родства)
Общие (посредствующие) аккорды (трезвучия):
Внимание! Общее трезвучие рассматривается сначала в исходной тональности, а затем в новой тональности.
|
1) C-dur – d-moll:
-T53=VIIн53
-II53=t53
-S53=III53
-VI53=d53
Задание 2: написать общие аккорды по отношению к остальным тональностям первой степени родства по образцу C-dur-d-moll:
2) C-dur – e-moll:
3) C-dur – F-dur:
4) C-dur – G-dur:
5) C-dur – a-moll:
6) C-dur – f-moll
Модулирующие аккорды, как правило, диссонансы: II7 и его обращения, ДД в разных ее проявлениях, иногда K64:
Примеры на модуляцию в тональности 1 степени родства
Пример 1
Л.Бетховен. Соната ор.14, №2(ч.II)
Комментарии: во втором предложении 2 части сонаты, изложенной в C-dur, модуляция осуществляется через Д6 до мажора (2 такт), который в новой тональности G-dur переосмысливается в тонический секстаккорд. Модулирующим аккордом является следующий аккорд –II65 новой тональности (3 такт), который вкупе со следующей за ним двойной доминантой усиливает движение в кадансовый квартсекстаккорд.
Задание 3: Напишите другие варианты общих аккордов при переходе из C-dur в G-dur.
Пример 2
Комментарии: в 7 такте общий аккорд – s53 cis-moll равняется II53 E-dur. K64 выступает в модулирующей функции.
Задание 4: Напишите другие варианты общих аккордов при переходе из cis-moll в E-dur.
Задание 5: Подписать функции аккордов и указать на общий (посредствующий) аккорд и модулирующий в теме 2 части сонаты E-dur Ф.Шуберта
Задание 6 на повторение пройденного материала: определите тип ритмики данного фрагмента и выпишите элементы регулярности и нерегулярности.
Пример 3