Примеры на модуляцию в тональности 1 степени родства




Система родства тональностей Римского-Корсакова (к C-dur и a-moll)

I степень родства: к мажору Tp, D, Dp, Sp, S, Sг. К минору Tp, Dнат, Dнатp, Sp, S, Dг. Минорная S и мажорная D – тональности гармонического родства, остальные – диатонического.

II степень родства:

Тональности, родственные для тех, которые входят в группу I степени, образуют группу тональностей II степени родства (при исключении повторяющихся тональностей и дублирующих I степень получается 12 тональностей).

  As A B H (C) Des D Es E  
g     b h c          

 

  As a b h (c) Des d es e  
          C Des D     F

У тональностей второй степени родства лишь один-два общих аккорда с главной тональностью.

III степень родства: ни одного общего аккорда с главной тональностью.

Это тональность тритонового соотношения к главной, одноимённая к тритоновой и ряд от неё по квинтовому кругу до параллельной к тритоновой (пять тональностей).

Итого получается 6 тональностей I степени родства, 12 тональностей II степени, 5 тональностей III степени.

Система родства тональностей Катуара

I степень – пять тональностей чисто диатонического родства

II степень – четыре тональности с одной парой общих трезвучий, отличаются от главной на 2 знака.

III степень – все остальные, которые не имеют общих трезвучий в пределах диатонических систем.

Система родства тональностей Яворского

Принцип родства – в общности систем (единичной и двойной) (единичная – разрешение тритона полутоновым движением вовне или внутрь, в двойной перекрещиваются два тритона, в C-dur это d-as и dis-a). Отсюда два класса тональностей: родственные и неродственные.

Родственные тональности не содержат тритона к T53 главной тональности. Остальные – неродственные.

К C-dur: все пять диатонических трезвучий, одноименная, минорная S и её параллель, большая медианта, однотерцовая к D, увеличенные лады G и As, уменьшенные H и F.

Система родства тональностей Способина

Первый вариант

  1. Пять тональностей диатонического родства
  2. Шесть тональностей мажоро-минорного родства (одноименного)
  • Остальные – хроматического родства

Второй вариант

  1. Пять тональностей диатонического родства
  2. Две тональности полудиатонического родства: минорная S для мажора и мажорная D для минора
  • Одноименное мажоро-минорное родство
  1. Параллели мажоро-минорно родства: большая медианта в мажоре и большая субмедианта в миноре
  2. Полухроматическое родство: неаполитанская (IIb)
  3. Хроматическое родство – все остальные.

Система родства тональностей по Бригадному учебнику (московская школа), используемая как основная в учебной практике, будет подробно рассмотрена в следующей лекции.

Модуляция может быть постепенной, с мягким хорошо подготовленным переходом или внезапной в более отдаленную тональность, представляющей резкий переход и создающей, как правило, красочный эффект.

 

Схема 1

РАЗНОВИДНОСТИ МОДУЛЯЦИЙ

Приступим к рассмотрению постепенной модуляции в тональность 1 степени родства

Схема 2

 

Постепенная модуляция

Cхема модуляции в родственную тональность (тональность 1 степени родства)

 

Общие (посредствующие) аккорды (трезвучия):

Внимание! Общее трезвучие рассматривается сначала в исходной тональности, а затем в новой тональности.

1) C-dur – d-moll:

-T53=VIIн53

-II53=t53

-S53=III53

-VI53=d53

Задание 2: написать общие аккорды по отношению к остальным тональностям первой степени родства по образцу C-dur-d-moll:

 

2) C-dur – e-moll:

3) C-dur – F-dur:

4) C-dur – G-dur:

5) C-dur – a-moll:

6) C-dur – f-moll

 

Модулирующие аккорды, как правило, диссонансы: II7 и его обращения, ДД в разных ее проявлениях, иногда K64:

Примеры на модуляцию в тональности 1 степени родства

Пример 1

Л.Бетховен. Соната ор.14, №2(ч.II)

 

 

Комментарии: во втором предложении 2 части сонаты, изложенной в C-dur, модуляция осуществляется через Д6 до мажора (2 такт), который в новой тональности G-dur переосмысливается в тонический секстаккорд. Модулирующим аккордом является следующий аккорд –II65 новой тональности (3 такт), который вкупе со следующей за ним двойной доминантой усиливает движение в кадансовый квартсекстаккорд.

Задание 3: Напишите другие варианты общих аккордов при переходе из C-dur в G-dur.

 

 

Пример 2

 

Комментарии: в 7 такте общий аккорд – s53 cis-moll равняется II53 E-dur. K64 выступает в модулирующей функции.

Задание 4: Напишите другие варианты общих аккордов при переходе из cis-moll в E-dur.

 

Задание 5: Подписать функции аккордов и указать на общий (посредствующий) аккорд и модулирующий в теме 2 части сонаты E-dur Ф.Шуберта

Задание 6 на повторение пройденного материала: определите тип ритмики данного фрагмента и выпишите элементы регулярности и нерегулярности.

Пример 3

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: