Тема: К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
Цели: 1. Продолжить работу по совершенствованию навыка осмысленного выразительного чтения.
2. Показать, что человек становится по-настоящему счастлив, лишь открывая вокруг себя красоту окружающего мира.
Задачи: 1. Способствовать расширению кругозора детей, приобщению к искусству, духовной культуре.
2. Способствовать развитию музыкального и художественного вкуса.
3. Развивать речь учащихся и умение формулировать идею произведения.
4. Способствовать формированию творческого воображения через слово, музыку, изобразительную деятельность; обосновывать свою точку зрения.
5. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, к чувствам людей, умение сопереживать.
Оборудование: 1. Мультимедийная презентация.
2. Э. Григ. Пер Гюнт: Утро. В пещере горного короля. Песня Сольвейг.
Э. Григ. Симфонический концерт №1, часть1.
Ход урока.
I. Оргмомент.
II. 1. Работа с текстом до чтения. Прогнозирование содержания рассказа на основе заглавия и иллюстраций.
- Что вы представили, читая название, рассматривая иллюстрацию?
- Кто автор произведения? О чём он пишет в своих рассказах?
2. Сведения о жизни К. Паустовского.
Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве, в семье железнодорожного статистика, 31 мая 1892 года. Писатель вспоминал, что отец его был неисправимым мечтателем, поэтому часто менял место работы. После череды переездов семья Паустовских поселяется в Киеве. Константин Паустовский в Киеве учился в Первой Киевской классической гимназии. Когда он учился в 6 классе, отец оставил семью, и юный Костя стал зарабатывать на жизнь и учебу самостоятельно, занимаясь репетиторством
|
- Что вы видите у могилы писателя? Случайно ли это?
- Как вы думаете, почему там оказалась корзина с еловыми шишками?
Мы постараемся ответить на этот вопрос в течение урока.
3. В своих произведениях К. Паустовский раскрывается нам. Мы ощущаем сердечного, душевно щедрого и необыкновенно доброжелательного человека. Его рассказы наполнены удивительно тёплым, светлым и трепетным чувством любви к природе родной земли. Однако этот рассказ о другом. Дело в том, что Паустовский писал не только о природе, но ещё о композиторах, художниках, писателях – то есть о людях, тонко чувствующих красоту окружающего мира и старавшихся своим творчеством приобщить всех к миру прекрасного. Рассказ, с которым мы сегодня познакомимся, введёт нас в необыкновенный мир музыкального творчества норвежского композитора, пианиста Эдварда Хагерупа Грига.
4. Сведения о жизни Э.Грига.1843 – 1907 (64г.)
«В Бергене все было по-старому. Все, что могло приглушить звуки, – ковры, портьеры и мягкую мебель – Григ давно убрал из дома. Остался только старый диван. На нем могло разместиться до десятка гостей, и Григ не решался его выбросить. Друзья говорили, что дом композитора похож на жилище дровосека. Его украшал только рояль».
III. Корзина с еловыми шишками.
1. Словарная работа. * - поиск по толковому словарю
Берген - город в Норвегии.
Ничтожная часть - маленькая часть.
Кованые - обитые железом.
Портьеры * - плотные тяжелые занавески для окон или дверей.
Ботфорты * - высокие сапоги.
Благоухание - аромат, приятный запах.
Парча, шёлк, бархат, фетр - виды тканей.
|
Шпоры * - металлическая дужка с колесиком на конце, прикрепляемая к сапогу всадника и служащая для понукания коня.
Шпага * - колющее оружие с прямым длинным клинком.
2. Чтение 1 части. Выявление первичного восприятия текста
– Чтение начала рассказа.
- Почему у Грига появляется желание именно Дагни подарить музыку?
Попробуем найти ответ на этот вопрос во второй части.
3.Чтение 2 части учителем и учащимися.
- Как вы поняли, о чём писал музыку Григ? Почему?
- Каких слушателей он ценил больше всего? Почему
- Почему же Григ писал музыку именно для девочки7
Какие слова 2-ой части самые важные?
- Все ли окружающие люди думают так же, как Григ? Всем ли приятнее отдавать, чем брать? А какая ваша позиция?
Чтение 3 и 4
- Попробуйте прожить это время с Дагни. Прислушайтесь к своим чувствам.
- Что же почувствовала, пережила Дагни? А вы?
- Какие картины представляла Дагни? Почему она плакала, слушая музыку?
- Найдите в тексте и прочитайте мысли Грига, писавшего музыку.
А теперь найдите и прочитайте мысли Дагни, услышавшей музыку.
Что заметили? (Сходство: они подумали об одном и том же.)
Музыка победила расстояние и время, сумела передать чувства композитора и Дагни и напомнила картины природы родной Норвегии.
IV. 1. Как вы думаете, какова основная мысль этого рассказа?
Для чего живёт человек? Дагни поняла это, а вы?
Человек становится по-настоящему счастлив, лишь открывая вокруг себя красоту окружающего мира.