Анализ теоретического материала.




Урок 32. Тире между подлежащим и сказуемым.

 

Цель урока: Обобщить знания по теме «Члены предложения», закрепить навыки постановки знаков препинания в простом предложении (тире между подлежащим и сказуемым); дать понятие о речевой недостаточности, уметь отличать от неполных предложений; закрепить навыки правописания.

 

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Повторение правописания «не» с разными частями речи. Объяснительный диктант.

 

Не за кого, неистовствовать, не мог, не должен, ненавидящий, неувядаемый, свершено не продуманное мной сочинение, крайне необдуманный мной поступок, это совсем непонятно, недорогое, но хорошее, не спеша, ни к чему, неровный ряд, не глядя по сторонам, нетрудное задание, несмотря на условности, очень некрасивый, невзирая на чины и звания, никуда не годный, неподалеку, не замешанный в преступлении, далеко не глупый, ни как невозможно (исключ.), не прав, недаром, некстати, недовыполнить, не доедет, далеко не приятель, не защищен, незваный гость, нежданная радость, не то … не то ….

- Найдите в диктанте словосочетания, использующиеся в официально-деловом и научном стилях. (Несмотря на условности, невзирая на чины и звания.)

 

III. Обобщение по теме «Тире в простом предложении»

Синтаксический разбор предложения:

 

Россия – это океан земель, размахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток. (Н. Рерих)

- Обоснуйте постановку знаков препинания в предложении.

- Выполните синтаксический разбор предложения.

 

Повторение и обобщение теоретического материала.

Запись и анализ предложения:

Жизнь – подарок, которого мы не просили. (А. Конар)

- Объясните постановку знаков препинания в этом предложении.

- Когда еще в простом предложении между подлежащим и сказуемым ставиться тире?

 

Анализ теоретического материала.

Задание для учащихся: придумать и записать предложение на каждый пункт правила.

- Тире в простом предложение ставится:

1. Подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже, пропуск связки:

а) в предложениях, имеющих характер логического определения.

Акмеизм – литературное течение в поэзии двадцатого века.

б) в предложениях книжно-письменных стилей (научного, публицистического, официально-делового), содержащих характеристику, оценку предмета или явления.

Слово – полководец человеческой силы. (В. Маяковский) Материя – объективная реальность, существующая в не и независимо от человеческого сознания.

в) в предложения тождества (подлежащее и сказуемое выражают одно и то же понятие).

Ижевск – столица Удмуртской Республики.

г) при структурном параллелеризме (т.е. сходном построении, расположении членов предложения) простых предложений.

Усердный в деле – клад, ленивый – тяжелая обуза. Александр Блок – бесспорный лидер русского символизма, Анна Ахматова – акмеизма.

д) для внесения ясности в смысл представления.

Старший брат его – известный хирург.

2. Подлежащее и сказуемое выраженные оба глаголом в неопределенной форме или один существительным в именительном падеже, другой – инфинитивом.

О решенном говорить – только путать (М. Горький) Долг наш – защищать крепость до последнего нашего издыхания (А. Пушкин)

3. Оба главных члена предложения выражены количественным числительным или один существительным в именительном падеже, другой – именем числительным.

Расставанье и встречи – две главные части, из которых когда-нибудь сложится счастье. (Е. Долматовский) Дважды восемь – шестнадцать.

4. Подлежащее выражено инфинитивом, сказуемое – наречием (при наличии паузы).

Понимать поэзию – чертовски трудно.

5. Подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое – фразеологическим оборотом.

Маяковский – первая скрипка среди футуристов. А крыльцо – дай бог иному князю. (А. Твардовский)

6. При подлежащем, выраженном местоимением это, тире ставиться при наличии паузы, если подлежащее логически выделяется.

Это – лучшее произведение поэта, вершина его творчества.

Это – начало всех начал.

7. Подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое – формой именительного падежа существительного. (Тире обычно не ставится в подобных предложениях.)

Он порча, он чума, он язва здешних мест. (И. Крылов.)

Но ставится:

а) при логическом подчеркивании

Я – хранитель твоему добру… (М. Цветаева.)

б) при противопоставлении.

Я – фабрикант, ты – судовладелец.

в) при структурном параллелизме предложения или частей предложения.

Без тебя я – звезда без света. Без тебя я – творец без мира. (В. Брюсов.)

г) при инверсии главных членов предложения.

Герой этого спектакля – я.

В гуманитарных классах, в классах с углубленным изучением русского языка можно дать материал по теме «Тире в неполном предложении», «Соединительное тире».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: