Безусловно, любая даже самым тщательным образом подготовленная речь, нуждается в предварительном прослушивании и анализе. Это позволит устранить некоторые недоработки, повысить эффективность предстоящего выступления и в целом оценить его уровень.
Кроме того, оратору, желающему достичь исключительного мастерства в своем деле, следует так же анализировать и уже состоявшееся выступление. Это поможет выявить некоторые ошибки и не допускать их в будущем. При самоанализе можно использовать аудио- или видеозапись, что позволит наглядно, со стороны оценить уровень речи, но также не стоит пренебрегать и мнением слушателей. Очень часто именно они могут указать вам на ваши недоработки или дать дельный совет.
Специалисты в области коммуникативных технологий проанализировали и сравнили поведение дилетантов и профессиональных ораторов. Используйте их советы на практике, и вы заметите, как растет ваша уверенность и самоконтроль во время публичных выступлений.
Ошибка 1: Несоответствие
Когда содержание ваших слов расходится с тоном речи, осанкой и языком тела, публика мгновенно это замечает. Аудитория обладает безошибочным чутьем в отношении того, что касается настроения оратора и его самочувствия. Если вы начнете говорить «Здравствуйте, как я рад вас всех видеть....» дрожащим неуверенным голосом, нервно перебирая пальцами пуговицы на костюме — будьте уверены, у слушателей моментально появится недоверие и к сказанному вами, и к самому говорящему.
Ошибка 2: Оправдания
Публике по большому счету все равно, волнуетесь вы или нет, как долго вы готовили свой доклад и какой у вас опыт публичных выступлений. Поэтому не нужно перед ней оправдываться в стиле «Я плохой оратор, редко говорю перед публикой, поэтому сильно волнуюсь и могу выступить неудачно...» Именно так начинают свою речь многие дилетанты, пытаясь вызвать сочувствие и заранее получить индульгенцию за плохое выступление.
|
Ошибка 3. Извинения
Эта ошибка похожа на предыдущую. Начинающие ораторы любят извиняться, предлагая снять с них вину за плохое качество доклада. «Прошу простить меня за... (мой простуженный голос, мой внешний вид, плохое качество слайдов, слишком короткое выступление, слишком длинную речь и т.д. и т.п.)». Публика — не священник и не отпустит ваши грехи. Извиняйтесь только за одно — за ваши постоянные извинения. А лучше с самого начала избегайте того, за что нужно будет просить прощения. Если действительно есть нечто, о чем вы сожалеете, просто скажите: «Я сожалею!». Но лучше всего — умение превратить недостаток в достоинство: «У меня сегодня простуженный голос, поэтому прошу вас сдвинуться и сесть ко мне поближе. Таким образом, сплотившись еще больше, мы продемонстрируем, что мы все — одна команда, работающая в тесном взаимодействии».
Ошибка 4: Глаза и брови
Вы действительно уверены, что хорошо управляете своей мимикой? Большинству новичков только кажется, что это так. На самом деле контролировать мимику неподготовленному человеку нелегко. Лицевыми мышцами трудно управлять без тренировки, а загадочно-соблазнительный взгляд и широко раскрытые от страха глаза разделяют всего пара миллиметров, кардинально меняющих восприятие.
Психологические исследования показали, что области глаз оратора публика уделяет в 10-15 раз больше внимания, чем любой другой части лица. Брови — главный элемент вашей мимики, они не только указывают на эмоции, но и управляют ими. Высоко поднятые брови — признак неуверенности и некомпетентности. Обращайте внимание на свои глаза и брови. Если они будут говорить то же, что и ваши слова, публика вас полюбит. Смеющиеся глаза и прямые брови — это как раз то, что нужно. Слушать вас приятно, публика уверена в вашей компетентности. Потренируйтесь перед зеркалом, запишите собственное выступление на видео и проанализируйте его.
|
Ошибка 5: Подбор слов.
Мы слышим и понимаем отдельные слова прежде, чем понимаем все предложение целиком. Поэтому на значение отдельных слов мы реагируем быстрее и менее осознанно, чем на значение предложений. К тому же, отрицательные частицы воспринимаются позднее, чем остальные слова, а часто вообще не воспринимаются. Поэтому постоянное использование таких конструкций как «...не принесет убытков», «...не плохо», «...не боимся прилагать усилия», «...не хочу вызвать у вас скуку длинными статистическими выкладками» вызывают у слушателя эффект, противоположный ожиданиям оратора. Создавайте позитивное настроение позитивными словами — ведь от настроения публики зависит очень многое!
Ошибка 6: Отсутствие юмора
Лучше информативной речи — только интересная речь! Добавьте в свою серьезную речь улыбку, разбавьте шутками, расскажите забавную историю. Людям нужно периодически отдыхать. Благодарная публика ответит вам благосклонностью и вниманием. Можно посмеяться и над собой, если вы допустили какую-то оплошность — слушатели воспримут это как признак вашей уверенности в себе и чувства собственного достоинства.
|
Разумеется, никто не требует от вас, чтобы вы рассказывали анекдоты на траурном митинге. Но многие темы слишком важны, чтобы воспринимать их всерьез.
Ошибка 7: Всезнайство
Еще хуже неуверенных и неподготовленных ораторов — ораторы напыщенные и надутые, лопающиеся от осознания собственной важности. Они всегда считают себя умнее аудитории, к которой обращаются. Выкиньте из головы заблуждение, что вы знаете больше, чем все остальные вместе взятые. Даже если вы хорошо осведомлены в теме выступления, в отдельных направлениях слушатели могут знать гораздо больше вас. Не считайте аудиторию глупее вас иначе вам отплатят той же монетой. Напыщенность и всезнайство могут сыграть с вами очень злую шутку. интереса к вашему выступлению.
Ошибка 8: Суетливость
Отвлекаясь от страха перед публикой, начинающий оратор может торопливо ходить от стены к стене туда-сюда, словно маятник, проделывать суетливые манипуляции с предметами (постоянно вертеть карандаш в руках и т.п.) и делать прочие ненужные движения. В итоге публика начинает следить за его перемещениями и перестает следить за темой выступления. По тому, как движется докладчик, легко понять, насколько он уверен в себе. Постоянное «хождение» во время публичного выступления не случайно. Оно выдает желание неуверенного в себе оратора сбежать. Именно так оно и воспринимается аудиторией.
Ошибка 9: Монотонность
Ничто не утомляет так, как доклад на интересную тему, читаемый скучным монотонным голосом. Такие публичные выступления сродни китайской пытке капающей водой: вода монотонно капает не темечко истязаемого и постепенно доводит его до сумасшествия. Все слова сливаются в однообразный поток и по тональности речи нельзя понять, где заканчивается одно предложение и начинается другое. Обратите внимание на звучание своей речи. Выделяете ли вы голосом ключевые моменты публичного выступления, цитаты, утверждения? Повышаете ли высоту звука в конце вопроса? Изменяется ли темп речи в зависимости от ее содержания? Выражайте голосом свои чувства и вы завоюете публику! Вы предстанете уверенным, энергичным и увлеченным темой человеком.
Ошибка 10: Отсутствие пауз
Новички в ораторском ремесле панически боятся пауз, неизбежно возникающих во время публичного выступления. Как правило они спешат заполнить их разной словесной чепухой и словами-паразитами. Когда нечего сказать — лучше помолчите, пока придут нужные слова. Иногда оратору необходимо время, чтобы подумать, сверится со своими записями, или же просто попить воды. А публике нужны паузы, чтобы осмыслить сказанное вами. Асы ораторского мастерства используют паузы целенаправленно, чтобы получить обратную связь от аудитории.
Изложенные технологии активно используют многие специалисты в разных сферах деятельности: артисты, политики и партийные лидеры, руководители различных коллективов, преподаватели и многие другие.
Заключение
Таким образом, чтобы выполнить свою задачу и оказать желаемое воздействие на аудиторию, оратор должен грамотно подготовить выступление и умело произнести речь.
Установление контакта, овладение вниманием аудитории обеспечивает успех публичного выступления, является необходимым условием для передачи информации, оказания желаемого воздействия на слушателей, закрепления у них определенных знаний и убеждений.
Немаловажное значение имеет речевой этикет и имидж оратора.
Конечно, ораторская практика настолько сложна, разнообразна, многогранна, что невозможно все предусмотреть заранее.
Однако, существует ряд советов по совершенствованию публичных выступлений:
- Использовать речь, которая написана самим.
- Говорить короткими фразами.
- Не описывать, а акцентировать внимание на чем-то.
- Использовать простые слова.
- Приспосабливать слова и стиль речи к аудитории.
- Писать или произносить речь для конкретного слушателя, то есть, что называется персонализировать речь.
- Говорить ясно и конкретно. Избегать абстракций, двусмысленных выражений и специальных технических терминов.
- Лучше использовать слова «мы», чем «вы».
- Округлять в речи большие, сложные цифры, упрощать витиеватые фразы.
- Демонстрировать не свою эрудицию, а знания, понятные другим.
- Говорить живо, эмоционально.
- После завершенных пунктов делать паузу.
- Речь должна быть не монотонной, а волнообразной, т.е. колебаться по громкости и скорости.
- Необходимо правильно произносит слова, ставить ударение, расставлять паузы.
- Жесты должны быть естественными движениями для конкретного оратора, но не следует выходить из границ нормы. Нельзя слишком сильно размахивать руками, слишком активно ходить по аудитории, но и нельзя неподвижно стоять в течение всего выступления.
Безусловно, все перечисленные основные знания, умения и навыки выступающего приобретаются в результате упорного труда и постоянной практики. Пренебрегать этими знаниями – значит не понимать особенностей ораторского искусства как сложного вида деятельности.
Список использованной литературы.
3. 1. Аннушкин В.И., "Русская риторика - исторический аспект", изд-во " Высшая школа ", Москва, 2003
2. Бакирова Г. Х., "Тренинг управления персоналом ", изд-во "Речь", СПб, 2004
3. "1500 советов тренеру и менеджеру по персоналу", под ред. Фила Рейса, СПб, 2003
4. Яковлев И.С., "Ключи к общению. Основы теории коммуникации", изд-во "Азбука-классика", СПб, 2006
5. М.И.Чеховских. "Психология делового общения", изд-во "Новое знание",
Москва, 2006
6. Карнеги Д. "Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично", изд-во "Аспект Пресс "- Москва, 1995.