Какие компоненты теста выделяют различные авторы?
Авторы | Представления исследователя о тесте |
С.М.Вишнякова | Тест, во-первых, стандартное задание, соответствующее определенным требованиям (однозначности, краткости и простоты), выполнение которого позволяет оценить некоторые психофизиологические характеристики испытуемого (умственное развитие, способности, волевые качества), а также уровень его знаний, умений и навыков. Во-вторых, тест является объективным методом контроля качества знаний учащегося, инструментом, позволяющим выявить факт усвоения. В- третьих, состоит из контрольного задания и эталона – образца последовательного и правильного выполнения задания. Задание выдается испытуемому, а эталон используется преподавателем или заложен в техническое средство для сравнения с ответом испытуемого и выведения оценки. |
А.Н. Майоров | Рассматривает тест как инструмент, состоящий из квалиметрически выверенной системы тестовых заданий, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенный для измерения качеств и свойств личности, изменение которых возможно в процессе систематического обучения |
В.С.Аванесов | Определяет педагогический тест как систему параллельных заданий возрастающей трудности, специфической формы, которая позволяет качественно и эффективно измерять уровень и структуру подготовленности испытуемых [1]. При этом под системой понимается, что в тесте собраны такие задания, которые обладают системообразующими свойствами. Это в свою очередь означает общую принадлежность заданий к одной и той же системе знаний, а также их связь и упорядоченность. Еще одним необходимым атрибутом настоящего теста является расположение заданий по мере возрастания трудности – от самого легкого до самого трудного. Иначе говоря, главным формальным системообразующим признаком теста является различие заданий по степени их трудности. |
Попробуйте порассуждать, почему ЕГЭ не является тестом. Для этого ответьте на следующий вопрос: каким образом происходит оценивание ЕГЭ.
|
Как оценивают результаты ЕГЭ
Результаты ЕГЭ оцениваются по 100-балльной шкале и выставляются в специальное «Свидетельство о результатах единого государственного экзамена».
При оценке результатов ЕГЭ устанавливается минимальное количество тестовых баллов по каждому образовательному предмету, подтверждающее освоение выпускником основных общеобразовательных программ среднего (полного) образования в соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Если ученик набрал меньше установленного минимального количества баллов (не преодолел минимального порога), то ЕГЭ считается несданным.
Величина минимального порога объявляется в течение 6-8 дней после проведения ЕГЭ по предмету в основные сроки и через 2-3 дня после ЕГЭ в дополнительные сроки в июле.
Шкала оценки ЕГЭ
Когда вы выполняете задания на ЕГЭ, за каждое правильное решение начисляется 1 или более баллов, в зависимости от сложности. При этом верно выполненное задание части А или В оценивается в 1 балл, части С — до 4 баллов. Сумма этих баллов называется «первичным баллом» (ПБ). Фактически это количество правильно выполненных заданий.
|
Количество минимальных ПБ по разным предметам может различаться, к примеру:
* математика: 36 ПБ,
* биология: 36 ПБ,
* иностранные языки: 22 ПБ.
Но это еще не те баллы, которые пригодятся, к примеру, для поступления в вуз. Их нужно перевести по 100-балльной шкале. Это так называемый «тестовый балл» (ТБ).
ТБ оценивает уровень подготовленности ученика. Он зависит от уровня сложности выполненных заданий на ЕГЭ. По этому баллу и определяется окончательная оценка. Максимальный тестовый балл на ЕГЭ по любому предмету: 100 баллов.
Первичный балл переводится в тестовый по специальной формуле.
Таблица перевода баллов ЕГЭ 2017 в оценки (по пятибалльной системе)
Предмет | ||||
Русский язык | от 72 | 58–71 | 36–57 | 0–35 |
Математика | от 65 | 47–64 | 27–46 | 0–26 |
Физика | от 68 | 53–67 | 36–52 | 0–35 |
Химия | от 73 | 56–72 | 36–55 | 0–35 |
Биология | от 72 | 55–71 | 36–54 | 0–35 |
География | от 67 | 51–66 | 37–50 | 0–36 |
Обществознание | от 67 | 55–66 | 42–54 | 0–41 |
История | от 68 | 50–67 | 32–49 | 0–31 |
Литература | от 67 | 55–66 | 32–54 | 0–31 |
Информатика и ИКТ | от 73 | 57–72 | 40–55 | 0–39 |
Английский язык | от 84 | 59–83 | 22–58 | 0–21 |
Немецкий язык | от 84 | 59–83 | 22–58 | 0–21 |
Французский язык | от 84 | 59–83 | 22–58 | 0–21 |
Испанский язык | от 84 | 59–83 | 22–58 | 0–21 |
По сути, ЕГЭ является обычным (традиционным) тестом. Школьники получают список вопросов и должны выбрать правильные ответы, указав их в специально выданном бланке. Проводится экзамен в специально оборудованных помещениях. Содержание сборников вопросов до последнего остается неизвестным даже лицам, проводящим тестирование – пломбы снимаются в присутствии уполномоченных лиц непосредственно перед раздачей выпускникам. В таком тесте все испытуемые отвечают на одни и те же задания, в одинаковое время, в одинаковых условиях и с одинаковыми правилами оценивания ответов.
|
2.
Критерии | Традиционные формы контроля | Педагогические тесты |
Возможность использования проблемных, творческих исследовательских вопросов | + | - |
Возможность автоматизации проверки с использованием компьютерных технологий | - | + |
Полнота содержания проверяемого материала | ||
Возможность массовой проверки (широта охвата испытуемых) | ||
Наличие эталона ответа | + | - |
Возможность быстрого заполнения заданий (экономия времени на проверку) | - | + |
Возможность учета личностных характеристик (развитости творческой и эмоциональной сферы школьника) | + | - |
Возможности для анализа качества процесса обучения | + | + |
Какой вывод вы можете сделать о месте традиционных и тестовых форм контроля в современном обучении. Можно ли сказать, что какие-то из них важнее и предпочтительнее?
Традиционные формы контроля не достаточно оперативны, и для их осуществления требуется значительное время, поэтому возникает необходимость в новых видах проверки знаний.Поэтому учителя все чаще и чаще при проверке знаний стали обращаться к заданиям с выбором ответа, к тестам. Этот вид контроля обладает рядом достоинств: он дает возможность установить качественную картину усвоения пройденного материала, а также выявить недостатки в знаниях учащихся. Также он прост в применении – располагая большим числом задачников и методических пособий, учитель может легко подобрать задания. Вместе с тем, этот метод обуславливает некоторые специфические особенности, не отвечающие требованиям предъявленным к итоговому контролю знаний. А именно:
· объем проверочных знаний не велик. Анализ контрольных работ показывает, что он зачастую охватывает лишь 30-50% пройденного материала. Несколько задач или вопросов не в состоянии охватить достаточно полно тему или раздел;
· проверка контрольных работ является весьма трудоемкой операцией, отнимающей у учителя много времени;
· низкая оперативность в использовании результатов контроля для управления ходом учебного процесса;
· абсолютно неудовлетворительная объективность оценок знаний.
· За последнее время поиски объективных количественных измерительных знаний привлекли внимание ученых-методистов к тестовой методике проверки знаний. Можно отметить следующие особенности тестов:
· относительная простота процедуры проведения и необходимого оборудования;
· непосредственная фиксация результатов;
· возможность использования как для индивидуальной работы, так и для проверки знаний целых групп учащихся;
· удобство математической обработки;
· кратковременность;
· наличие установленных стандартных норм.
Это – одно из средств индивидуализации в учебном процессе, так как учитывает психологические особенности учащихся, мешающие их успешной деятельности. Кроме того, тестовый контроль дает возможность проверить значительный объем изученного материала малыми порциями и быстро диагностировать овладение учебным материалом большим числом учащихся.
Различия между тестом и заданиями в тестовой форме
В обыденном сознании постоянно смешиваются понятия теста и системы заданий в тестовой форме (или предтестовых заданий).
Тест только тогда может считаться тестом, когда были произведены необходимые статистические расчеты – выявлены показатели трудности, надежности, валидности и ряд других.
Как правило, тест разрабатывается коллективом исследователей и апробируется в течении определенного времени. После апробации в тест вносятся коррективы. Тест состоит из тестовых заданий. В англоязычной литературе для обозначения теста употребляется термин «Quiz» (но не «Test»!).
Таким образом, преподаватель (учитель) не может создавать тесты. Вместо этого, он разрабатывает задания в тестовой форме, которые внешне похожи на тест, но не проходят статистической и иной апробации. Такие задания можно использовать в образовательном процессе для решения определенных педагогических задач.
Из этого следует принципиальная невозможность использования ряда характеристик теста. Например, трудность тестового задания определяется экспериментально, исходя из результатов большого объема выборки учащихся. На практике учитель не располагает как временем для проведения эксперимента, так и необходимым объемом выборки. Поэтому часто трудность определяется «на глазок».
В общем виде задания в тестовой форме (как и тестовые задания) отвечают следующим требованиям:
· краткость;
· технологичность;
· определённость цели;
· логическая форма высказывания;
· определенность места для ответов;
· одинаковость правил оценки ответов;
· правильность расположения элементов задания;
· одинаковость инструкции для всех испытуемых;
· адекватность инструкции форме и содержанию задания.
Так, краткость заданий в тестовой форме обеспечивается тщательным подбором слов, символов, графиков, позволяющих минимумом средств добиваться максимума ясности смыслового содержания задания. Технологичность заданий определяется как свойство, которое позволяет вести процесс тестирования с помощью технических средств, и делать это точно, быстро, экономично и объективно. Логическая форма высказывания – это средство упорядочения и эффективной организации содержания задания.
5. Адаптивное тестирование — это такой подход к компьютерному тестированию, при котором предъявляемые испытуемому текущие задания зависят от результатов его ответов на предыдущие задания. Технической предпосылкой адаптивных тестовых методик служит способность компьютера за счет быстродействия вести обработку поступающих данных в масштабе реального времени.
Такой подход к психологическому тестированию имеет некоторые преимущества. Во-первых, он позволяет привнести в стандартные групповые тесты элементы индивидуализации, учета индивидуальных особенностей данного испытуемого в процессе тестирования. Во-вторых, испытуемому можно давать гораздо меньше заданий с сохранением диагностической способности целого объемного теста. В-третьих, удается значительно снизить трудоемкость и время тестирования, что на практике бывает очень важно (например, при обследовании детей, некоторых категорий больных и лиц со сниженным интеллектом).
Существуют два подхода к созданию адаптивных тестов. В первом подходе принятие решения об изменении порядка предъявления тестовых заданий производится на каждом шаге тестирования (постоянная адаптация), во втором подходе — после анализа результатов ответов испытуемого на специальный блок заданий (блочная адаптация).
Теоретическая основа первого подхода — существование несимметричных статистических связей между ответами испытуемого на задания тестов, которые выявляются по результатам обследования представительных выборок. В частности, устойчивые статистические связи (положительные корреляции) между двумя пунктами теста позволяют не включать один из этих пунктов, при этом диагностическая ценность теста сохраняется. Так, например, если испытуемый ответил «Да» на i-й пункт теста, то он обязательно ответит «Да» и на j-Й пункт, который поэтому можно пропустить.
Адаптивный тест с блочной организацией, как правило, строится с применением кластерного анализа репрезентативной выборки испытуемых в пространстве исходных признаков. После проведения кластеризации путем тщательного анализа выделившихся группировок испытуемых ищутся ответы на два вопроса: 1. Чем отличаются друг от друга кластеры? 2. Что общего у объектов, вошедших в тот или иной кластер? Полученные в результате такого анализа ответы позволяют, во-первых, сформировать минимальный блок начальных заданий теста, дающий возможность четко определять принадлежность испытуемого к какому-либо кластеру, во-вторых, минимизировать количество заданий для дальнейшего тестирования.