Экономическая система и экономическая политика Германии




Федеративная Республика Германия является одной из важнейших промышленных стран мира. Исходя из общих экономических показателей, Германия является третьей, а исходя из объемов внешнеэкономической деятельности, - второй крупнейшей мировой державой. ФРГ входит в состав так называемой «Большой семерки», сообщества наиболее развитых в промышленном отношении западных государств.

Основой экономической системы Германии является принцип социально ориентированной экономики, согласно которому государство выполняет функцию общего регулирования рыночной экономики. В установленных государством рамках хозяйствующие субъекты вправе осуществлять любую деятельность и принимать любые решения. Государственные органы принципиально не вмешиваются в процесс установления цен на товары и размеров оплаты труда. Одной из задач государства является обеспечение конкуренции на рынке. Этой цели служит принятый в 1957 году закон о картелях (о недопустимости ограничения конкуренции), запрещающий любые действия или соглашения, которые могут путем ограничения конкуренции повлиять на рыночные условия предпринимательской деятельности. В ходе процесса европейской интеграции полномочия по осуществлению политики в сфере конкуренции постепенно переходят к Европейской Комиссии.

Федеральное правительство Германии как одно из направлений своей политики называет улучшение общих экономических условий для малых и средних предприятий, промышленной и коммерческой деятельности, а также стартовых условий вновь создаваемых предприятий и упрощение порядка доступа к капиталу.

В области макроэкономических показателей правительство стремится к достижению стабильного уровня цен, к уменьшению безработицы, к положительному внешнеторговому балансу.

 

Секторы экономики

 

 

Промышленность

 

Основой германской экономики является промышленность. В 1999 году 48 900 промышленных предприятий обеспечивали работой около 6,4 млн. человек. Однако в последние годы происходит процесс реструктуризации германской экономики: доля промышленности в ВВП снизилась с 51,7% в 1999 году до 25,1% в 2012 году. Отмечается значительное увеличение объема коммерческих и коммунальных услуг: в 2012 году их доля составила 21,3% ВВП. Доля торговли, транспорта, гостиничных услуг и общественного питания в том же году составила 21,3% ВВП, а доля финансовых, корпоративных услуг и аренды – 29,8% ВВП. Такие бурно развивающиеся отрасли, как информационные технологии, связь и авиакосмическая промышленность, не смогли компенсировать уменьшения значения традиционных отраслей, например, текстильной и сталелитейной.

 

Большинство промышленных предприятий Германии относится к числу субъектов малого и среднего предпринимательства. Всего 1,9% промышленных предприятий представляют собой крупные компании с числом работников более 1 тысячи человек; три четверти промышленных предприятий – это фирмы с числом работников до 100 человек. Вместе с тем, крупные промышленные предприятия обеспечивают работой 40% трудоспособного населения страны (2,6 млн. человек). Небольшая группа крупных промышленных предприятий создает 51% товарооборота в промышленности. Многие из этих предприятий обладают всемирной известностью, например автомобильные производители Volkswagen и BMW, химические корпорации Hoechst, Bayer и BASF, предприятия энергетики E.ON и RWE, производитель электрооборудования Siemens AG, промышленная группа Bosch, компания Ruhrkohle AG.

 

Автомобильная промышленность является одной из ведущих отраслей экономики Германии, которая занимает третье в мире место по производству автомобилей (после США и Японии). Из 5687 млн. автомобилей, произведенных в ФРГ в 2012 году, 64,6% было экспортировано. Автомобильное производство в восточных землях также имеет давнюю историю и, хотя его продукция не могла конкурировать на рынке после объединения Германии, автомобильные концерны западных земель вложили в него около 7 млрд. немецких марок с целью создания нового современного производства. Объемы производства в Восточной Германии должны достигнуть 370 тысяч автомобилей в год.

 

Большое число предприятий ФРГ специализируется в сфере машиностроения. В этой области всегда доминировали малые и средние предприятия, и благодаря их гибкости и технологическому уровню Германия находится в числе мировых лидеров машиностроения. Всего 5,5% предприятий машиностроения имеют более 500 работников. Как правило, это предприятия, выпускающие массовую продукцию или разрабатывающие и выпускающие сложное производственное оборудование. 83% работающих в данной отрасли предприятий являются узко специализированными малыми и средними предприятиями с числом работников до 200 человек. Эти предприятия занимают важное положение в экономике ФРГ, так как поставляют высококачественное и высокотехнологичное производственное оборудование - более 20 тысяч различных наименований. Около 68% товарооборота составляет продукция, предназначенная для экспорта. ФРГ принадлежит 20,4% доля в мировой торговле промышленным оборудованием.

 

Химическая промышленность является важным поставщиком сырья, промежуточной и готовой продукции для здравоохранения, автомобилестроения и строительства, а также для частного потребления. Крупные химические компании Германии являются мировыми лидерами в данной отрасли. В настоящее время правительство осуществляет деятельность по приватизации и реструктуризации химической промышленности Восточной Германии. В частности, важной задачей является приведение ее в соответствие с общеевропейскими природоохранными стандартами.

 

Не менее важной отраслью является производство электрического и электронного оборудования. Авиакосмическая отрасль Германии занимает устойчивые позиции на мировом рынке, наряду с природоохранными технологиями (в этой сфере ФРГ занимает второе место в мире после США). Другими немаловажными секторами являются пищевая, легкая, сталелитейная, горная промышленность, оптическая отрасль и точное машиностроение.

 

Ассоциация торгово-промышленных палат ФРГ является организацией, объединяющей 82 германские торгово-промышленные палаты. Все немецкие компании, за исключением малых промыслов и небольших торговых фирм, объединений лиц свободных профессий и сельскохозяйственных производителей, по закону являются членами ТПП. Торгово-промышленные палаты представляют интересы предпринимателей в отношениях с местными, региональными и федеральными органами власти. ТПП осуществляют консультационную поддержку своих членов, а также предоставляют им необходимую деловую информацию. ТПП не относятся к системе органов государственной власти. Ассоциация ТПП представляет интересы предпринимателей на федеральном уровне и в отношениях с Европейской Комиссией в Брюсселе. Кроме того, она оказывает поддержку 110 заграничным представительствам торгово-промышленных палат Германии и зарубежным торговым палатам Германии более чем в 70 странах мира. Эти организации оказывают германским предпринимателям помощь в продвижении своих товаров на иностранных рынках и в создании ими своих представительств за рубежом.

 

Транспорт

 

В настоящее время в связи с расширением Европейского Союза транспортная система Германии получает новое общеевропейское значение. По мнению экспертов, благодаря предстоящему присоединению к ЕС ряда восточноевропейских стран Германия станет узлом транспортных потоков в товарообороте между Западной и Восточной Европой. Через транспортную систему Германии будут проходить смешанные перевозки (морской, речной, автомобильный и железнодорожный транспорт) производственного сырья в страны Восточной Европы и обратный ввоз в Западную Европу готовой продукции.

 

 

Также продолжается работа по объединению железнодорожных сетей Восточной и Западной Германии. Планируется, что Берлин станет общегерманским железнодорожным узлом. Общество Deutsche Bahn AG осуществляет модернизацию и переоборудование 27 железнодорожных станций.

 

Перед обществом Deutsche Bahn AG стоят и другие задачи: модернизация существующей железнодорожной сети длиной 380 тысяч километров, увеличение пропускной способности в проблемных участках сети, увеличение объема перевозок по неиспользуемым или малоиспользуемым линиям, обслуживание и модернизация сигнальных устройств, систем связи, тоннелей и мостов.

 

1 января 1996 года была выполнена программа регионализации пассажирского транспорта ближнего сообщения. Федеральное правительство ежегодно выделяет 13 млрд. евро на реструктуризацию пассажирского железнодорожного транспорта в федеральных землях. Благодаря совместным усилиям федерального правительства, органов власти земель и частных компаний, была существенно улучшена система пассажирского транспорта, в первую очередь, за счет возобновления движения по неиспользуемым линиям, усовершенствования системы смешанных пассажирских перевозок, обновления подвижного состава, допуска нефедеральных составов на принадлежащие Deutsche Bahn AG железнодорожные линии.

 

В начале 2000 года в ФРГ было зарегистрировано 50,7 миллионов транспортных средств, среди них 42,4 миллиона автомобилей. Сеть шоссейных дорог Германии имеет протяженность около 231 тысячи километров, включая более 11 тысяч километров высокоскоростных автомагистралей. Сеть автомобильных дорог Германии является четвертой в мире по протяженности после сетей США, Китая и Канады. В настоящее время автомобильная промышленность Германии осуществляет ряд проектов по снижению расхода топлива автомобилями и по снижению выброса загрязняющих атмосферу веществ.

 

ФРГ обладает собственным торговым флотом, насчитывающим около 800 океанских судов. Германский торговый флот является одним из самых современных и безопасных в мире. Две трети судов находятся в эксплуатации менее 10 лет. Германия занимает место среди мировых лидеров в контейнерных перевозках. Крупнейшими портами Германии являются Гамбург, Бремен/Бремерхавен, Вильгельмсхавен, Любек и Росток. Их конкурентоспособность поддерживается крупными инвестициями в инфраструктуру и оборудование портов. Через порты ФРГ проходит более 220 миллионов тонн товаров в год.

 

Внутренние водные пути Германии имеют протяженность 7300 километров. Большая часть крупных городов и промышленных центров имеет доступ к внутреннему водному транспорту, что увеличивает их привлекательность для инвесторов и партнеров. Перевозки внутренним водным транспортом концентрируются вокруг водной системы Рейна, обеспечивающей доступ к морским портам в устье этой реки. Важной водной артерией является водная система Запад-Восток, соединяющая Рейн посредством системы каналов с Берлином и по рекам Везер, Эльба и Одер с Северным и Балтийским морями. По внутренним водным путям ежегодно перевозится 63 млрд. тонно-километров.

Как правило, внутренним водным транспортом перевозятся такие товары, как строительные материалы, руда, уголь, фураж, прокат, древесина, химические вещества, минералы. Отмечается тенденция к увеличению доли контейнерных перевозок.

 

В 2012 году через германские аэропорты прошло 132,5 млн. пассажиров и 2,1 млн. тонн грузов. Крупнейшим в стране и одним из важнейших для Европы является аэропорт Франкфурт-на-Майне (45,3 млн. пассажиров и 1,4 млн. тонн грузов в 1999 году). Другими важными аэропортами являются Берлин-Тегель, Берлин-Темпельхоф, Берлин-Шёнефельд, Бремен, Кёльн/Бонн, Дрезден, Дюссельдорф, Эрфурт, Гамбург, Ганновер, Лейпциг, Мюнхен, Мюнстер-Оснабрюк, Нюремберг, Заарбрюкен и Штутгарт. Действует ряд региональных аэропортов.

 

Акционерное общество Deutsche Lufthansa AG, прошедшее в 1994 году приватизацию, принадлежит к числу крупнейших международных авиакомпаний. В 1999 году им было перевезено 44 миллиона пассажиров. Воздушный флот общества насчитывает около 240 воздушных судов. Чартерные авиалинии, такие как Condor, LTU, Hapag-Lloyd, Aero Lloyd и другие, ежегодно перевозят до 26 млн. пассажиров. Более 120 международных авиакомпаний осуществляют регулярные рейсы в аэропорты Германии.

Германские аэропорты являются полностью частными компаниями, действующими в соответствии со авиационными стандартами.

 

Ежегодно в Германии автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, морским и воздушным видами транспорта перевозится около 4 миллиардов тонн различных грузов. Сектор транспортных услуг имеет годовой оборот почти 80 млрд. немецких марок и обеспечивает работой 370 тысяч человек. В основном, в секторе заняты малые и средние предприятия.

 

Промыслы и ремесла

 

Промыслы и ремесла представляют собой наиболее многоукладный и разнообразный сектор германской экономики: 685 тысяч предприятий занимаются 94 различными промыслами и ремеслами. Именно эти предприятия являются базой профессионального обручения сотен тысяч молодых работников, готовя таким образом квалифицированные кадры для других отраслей экономики. На долю промыслов приходится около 10% валовой добавленной стоимости. Промыслы и ремесла являются одной из наиболее технологически ориентированных отраслей. 65% предприятий сектора имеют собственную страницу в Интернете.

 

Федеральное правительство осуществляет поддержку малых и средних предприятий, специализирующихся в различных промыслах, которая заключается в информационной поддержке, предоставлении образовательных услуг, дешевых кредитов, консультационных услуг, субсидий на профессиональное обучение работников.

В Германии существует два вида промыслов: сертифицированные промыслы, и несертифицированные промыслы. Правовое регулирование промыслов осуществляется законом о регулировании промыслов 1953 года. Последние изменения в закон были внесены в 1998 году с целью повысить потребительские качества товаров отрасли и пересмотреть сертификационные требования. Предприятия, не прошедшие сертификацию с соответствии с новыми требованиями, не вправе вести деятельность в качестве сертифицированных.

 

В соответствии с законом все промыслы и ремесла делятся на 7 групп:

- строительство и ремонт (например, каменщики, бетонщики, маляры и др.);

- слесарные и электрические работы (например, автослесари, электромонтеры и др.);

- деревообработка (например, столяры, плотники, паркетчики и др.);

- производство одежды (например, портные, сапожники, дизайнеры и др.);

- производство продуктов питания (например, пекари, мясники и др.);

- здравоохранение, бытовые услуги (например, оптики, парикмахеры и др.);

- стеклянное, керамическое производство, полиграфия и прочие отрасли (например, стеклодувы, типографщики, производители музыкальных инструментов и др.).

 

Лица, занимающиеся каким-либо промыслом в одном городе или общине, могут объединиться в гильдию. Гильдии образуют местные союзы промыслов и ремесел. Высшим уровнем системы гильдий является Федеральный союз германских промыслов и ремесел. Палаты промыслов и ремесел, как правило, охватывающие территорию административного округа, являются самоуправляемыми организациями, представляющими интересы всех промыслов и ремесел. Все предприятия, занимающиеся промыслами и ремеслами, по закону являются членами палат. Эти палаты ведут реестр промыслов и ремесел и объединяются в Германскую национальную палату промыслов и ремесел. Палаты промыслов и ремесел, а также ремесленные и промышленные гильдии объединены в Национальный союз германских промыслов и ремесел.

 

Торговля

 

Торговый сектор в Германии создает более 10% валовой добавленной стоимости. На 610 тысячах торговых предприятий занято более 4,6 млн. человек. И хотя в последнее время наметилась тенденция слияния торговых фирм, большинство по-прежнему остается субъектами малого и среднего предпринимательства. Половина из них имеет одного или двух работников, а девять десятых – меньше десяти работников, включая владельца и членов его семьи.

 

Оптовые компании организуют поступление товаров от изготовителей или с иностранных рынков к компаниям розничной торговли, перерабатывающим предприятиям и коммерческим потребителям. Наибольший оборот наблюдается в сфере торговли сырьем, полуфабрикатами, производственными отходами и перерабатываемыми материалами. В 2012 году оборот оптовой торговли составил более 1 триллиона немецких марок. На 118 тысячах оптовых компаний занято 1,2 млн. человек.

 

Сфера розничной торговли подверглась значительным структурным изменениям в последние годы. Увеличилось число торговых комплексов на окраинах городов. Тенденция к созданию подобных торговых предприятий особенно заметно в Восточной Германии. В результате ужесточается конкуренция и снижается доходность. Крупнейшими торговыми сетями являются REWE, Edeka/AVA, Aldi и Metro.

 

Все большее число германских компаний розничной торговли выходит на иностранные рынки. Одновременно крупные зарубежные компании предъявляют свои притязания на долю в розничной торговле Германии (например, американская корпорация Wal-Mart или французская группа Intermarche). В 2012 году оборот розничной торговли составил 922 млрд. Немецких марок (без учета торговли медикаментами, ГСМ и автомобилями). На 4 050 000 предприятиях розничной торговли занято 2,837 млн. человек.

В Германии зарегистрировано около 60 тысяч торговых представителей, обеспечивающих работой более 135 тысяч человек.

 

В последние годы заметна тенденция преобладания в розничной торговле гипермаркетов, магазинов самообслуживания и магазинов, торгующих товарами по сниженным ценам. Вследствие этого закрывается большое число небольших местных магазинов, обслуживавших небольшую территорию. Малые и средние предприниматели, тем не менее, продолжают конкурировать с крупными торговыми комплексами благодаря политике специализации, удовлетворения индивидуальным потребностям клиентов, предоставления профессиональных консультаций. Фелеральное правительство осуществляет ряд программ содействия малому и среднему предпринимательству в сфере розничной торговли, например, программу кредитования создаваемых предприятий или программу инвестиционных кредитов предприятиям розничной торговли в центральных районах городов Восточной Германии.

 

В 1999 году торговые предприятия начали широко предлагать покупателям услуги по доставке товаров, а также услуги интернет-магазинов. Оборот электронной торговли составил в 2012 году около 3 млрд. немецких марок.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: