Порядок осуществления международных автомобильных перевозок в РФ. В России вопросы организации международных автомобильных перевозок регулирует Федеральный закон РФ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» 1998 г. (с изм. на 17.07.2009 г.).[13]
Международной автомобильной перевозкой является перевозка транспортным средством грузов или пассажиров за пределы территории РФ и на территорию РФ, а также перевозка транзитом на территорию РФ и из России.
Закон устанавливает разрешительный порядок осуществления международных автомобильных перевозок. Международные автомобильные перевозки иностранными перевозчиками по территории РФ осуществляются в соответствии с российскими разрешениями и многосторонними соглашениями.
Многостороннее соглашение – это разрешение, действующее в течение определённого времени на неограниченное число проездов любого транспортного средства, принадлежащего владельцу такого разрешения, по территории любого государства, являющегося членом Европейской конференции министров транспорта.
Порядок выдачи российских разрешений иностранным перевозчикам, а также иностранных разрешений и многосторонних разрешений российским перевозчикам определяется Правительством РФ,[14]если иное не предусмотрено международными договорами РФ. Международными договорами РФ на условиях взаимности может предусматриваться осуществление перевозок без разрешений.
Российские перевозчики допускаются к осуществлению международных автомобильных перевозок при наличии у них удостоверения допуска российского перевозчика. Порядок допуска определяется Правительством РФ.[15]
|
Международные перевозки транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, с территории РФ на территорию третьего государства либо с территории иностранного государства на территорию РФ осуществляются по специальным разрешениям (выдача разрешений осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ).
Запрещаются внутренние перевозки по территории РФ транспортными средствами, принадлежащими иностранным перевозчикам, в том числе временно ввезёнными на территорию РФ.
Если международными договорами установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Федеральным законом РФ, применяются нормы международных договоров (ст.10).
В сфере автомобильного транспорта функционирует целый ряд международных организаций: Организация по предотвращению дорожных происшествий (МОПДП), Международная автодорожная федерация (МАФ), Международный союз автомобильного транспорта (МСАТ) и др.
В России действует национальная Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП). Это некоммерческая организация, которая объединяет на добровольных началах около 1400 российских транспортных предприятий, осуществляющих международные автомобильные перевозки. АСМАП сотрудничает с аналогичными зарубежными организациями, Международным союзом автомобильного транспорта, представителями отечественных и иностранных фирм – производителей автомобильной техники и запчастей. АСМАП выдаёт перевозчикам иностранные разрешения на осуществление перевозок на территории соответствующих государств, знакомит российских перевозчиков с правилами осуществления международных автомобильных перевозок, установленными в международных договорах.
|
Международные соглашения, регулирующие автомобильные перевозки.
Конвенция о дорожном движении и Протокол о дорожных знаках и сигналах от 19 сентября 1949 г. (действует в ред. 1968 г.). Она распространяется на автомобили и прицепы, находящиеся в международном движении, зарегистрированные на территории одного из государств-участников Конвенции. В Конвенции устанавливаются требования к регистрационным номерам автотранспортного средства, к техническим свойствам автомобилей, мотоциклов и прицепов, внешнему виду и установке дорожных знаков. Конвенция устанавливает обязанность государств-участников признавать иностранные и международные водительские удостоверения. Определяется их форма и содержание.
Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) от 19 мая 1956 г. Россия как правопреемница СССР участвует в Конвенции.
Конвенция распространяется на все перевозки грузов, которые осуществляются за вознаграждение, если место отгрузки и место доставки груза, указанные в контракте, находятся на территории разных государств, хотя бы одно из которых является участником Конвенции. Конвенция не распространяется на почтовые перевозки, перевозки покойников, обстановки и мебели при переездах.
Перевозка оформляется накладной, которая составляется в трёх экземплярах и подписывается отправителем груза и перевозчиком. Первый экземпляр передаётся отправителю груза, второй экземпляр сопровождает груз и выдаётся получателю груза вместе с грузом, третий - остаётся у перевозчика.
|
Отправитель имеет право распоряжаться грузом: требовать прекращения перевозки, доставки груза другому получателю и т.п. Отправитель обязан представить перевозчику все необходимые документы и сведения, требуемые для выполнения таможенных формальностей. Он отвечает за неправильность или неполноту этих документов и сведений.
Перевозчик при принятии груза к перевозке обязан проверить точность записей в накладной относительно числа грузовых мест, их маркировки и номеров, а также внешнее состояние груза.
Перевозчик несёт ответственность с момента принятия груза к перевозке до его сдачи получателю за полную и частичную утрату груза, его повреждение, опоздание доставки. Ответственность наступает при наличии вины перевозчика, которая предполагается. Бремя доказывания своей невиновности лежит на самом перевозчике. Перевозчик не несёт ответственности, если ущерб причинён:
- неправильными действиями или небрежностью самого истца;
- вследствие указаний истца, не связанных с виной перевозчика;
-вследствие недостатков товара;
- вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог избежать и предотвратить.
Конвенция устанавливает предел ответственности перевозчика – 25 золотых франков (10,64$ США) за 1 кг недостающего веса брутто.
Правила Конвенции, которые устанавливают предел ответственности перевозчика, а также переносят бремя доказывания вины перевозчика на другую сторону, не применяются в том случае, когда ущерб был вызван злоумышленным поступком перевозчика или произошёл по вине, которая приравнивается к злоумышленному поступку в соответствии с правом, применимым к договору перевозки.
Общий срок исковой давности – один год; а для исков, вытекающих из умышленного причинения вреда – три года. Конвенция содержит коллизионную норму, отсылающую к праву страны суда для решения вопросов перерыва и приостановления исковой давности.
Юрисдикция. По соглашению сторон они вправе обратиться в компетентные суды стран-участниц Конвенции. По выбору истца он вправе обратиться:
- в компетентный суд страны, где ответчик имеет обычное место жительства; где находится основное коммерческое предприятие ответчика или отделение, через которое заключался договор;
- в компетентный суд страны, где находится место принятия груза к перевозке либо место доставки груза.
Стороны вправе заключить арбитражное соглашение о передаче спора на рассмотрение в коммерческий арбитраж, однако, при условии применения арбитражем Конвенции КДПГ.
Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 г. (Конвенция МДП).Участвуют более 60 государств, в том силе ЕЭС. Россия участвует как правопреемница СССР.[16]
Согласно Конвенции международной автомобильной перевозкой грузов является перевозка, осуществляемая без их промежуточной перегрузки, в дорожных транспортных средствах, составах транспортных средств или контейнерах, с пересечением одной или нескольких границ от таможни места отправления одного государства – участника Конвенции до таможни назначения другого государства – участника.
На дорожном транспортном средстве или составе транспортных средств, осуществляющих перевозку в соответствии с правилами Конвенции МДП, устанавливаются таблички с надписью «TIR». Этот знак даёт преимущество первоочередного таможенного оформления.
Книжка МДП – единый таможенный документ, который сопровождает груз от таможни места отправления до таможни места назначения. Грузы, перевозимые с соблюдением процедуры МДП, освобождаются от уплаты ввозных и вывозных пошлин и сборов в промежуточных таможнях. Грузы, перевозимые в запломбированных автотранспортных средствах, освобождаются от таможенного досмотра в промежуточных таможнях.
Конвенция МДП вводит институт гарантийного объединения, под которым понимается объединение, признанное таможенными органами Государства-участника Конвенции в качестве гаранта для лиц, использующих процедуру МДП в международной перевозке грузов.
В России таким гарантийным объединением является АСМАП. Она обеспечивает российских перевозчиков книжками МДП, устанавливает срок её действия. Приложение 1 к Конвенции МДП содержит образец книжки МДП, правила пользования ею, указывает способ заполнения книжки.
АСМАП несёт ответственность за грузы, перечисленные в книжке МДП, а также за все грузы, которые находятся в запломбированной части транспортного средства. Гарантийное объединение уплачивает ввозные и вывозные пошлины, сборы и проценты за просрочку. Лица, с которых могут быть произведены такие взыскания, несут солидарную с гарантийным объединением ответственность по этим платежам.
Порядок допуска российских перевозчиков к процедуре МДП определяется Положением 1999 г.[17] Для допуска лица должны иметь опыт в осуществлении международных автомобильных перевозок не менее 6 месяцев, устойчивое финансовое положение, знание Конвенции МДП, отсутствие нарушений таможенного и налогового законодательства.
Нарушение правил, установленных Конвенцией МДП, влечёт за собой применение к виновному лицу санкций, предусмотренных законодательством государства, на территории которого произошло нарушение. Если невозможно установить, на территории какой страны произошло нарушение, то считается, что оно произошло там, где было обнаружено.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.12.1997г.[18] «Об обеспечении исполнения таможнями Конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП)» Государственный таможенный комитет может лишить перевозчика, нарушающего Конвенцию, права использовать процедуру МДП.
Согласно процедуре протокол о нарушении таможенных правил является единственной формой документа таможенных органов, в котором фиксируются признаки нарушения, совершённого перевозчиком.
В арбитражный суд обратилось автотранспортное предприятие с иском о признании недействительным постановления таможенного органа по делу о нарушении таможенных правил[19]. В отношении истца было заведено дело о нарушении таможенных правил, выразившегося в недоставке груза по процедуре МДП. По факту было возбуждено уголовное дело, в соответствии с которым с истца было взыскано сто процентов стоимости не доставленного товара.
Истец ссылается на то, что груз по указанным в постановлении книжкам МДП доставлен, в подтверждение чего предоставил копию транспортной накладной с отметкой таможни, а также свидетельство о подтверждении доставки товара, выданное таможенным органом. Ответчик иск не признал.
Суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
1. Определением Конституционного Суда РФ от 06.07.2001 г. № 144-0 установлено, что положения пункта 5 ст. 242 и ч. 1 ст. 254 Таможенного кодекса РФ о внесудебном порядке взыскания стоимости товара и транспортных средств не соответствуют Конституции РФ. В связи с этим они утрачивают силу и не подлежат применению судами, другими органами, должностными лицами. Этот вид взысканий может назначаться только по решению суда.
2. Взыскание, наложенное на истца таможней, не может быть применено, а постановление таможни не соответствует действующему законодательству, нарушает законные права и интересы истца, и на основании ст.13 ГК признано недействительным.
Россия заключила многочисленные двусторонние договоры с другими странами о международных автомобильных перевозках. В этих договорах, как правило, устанавливается разрешительный характер перевозок, предусматривается обязательное страхование ответственности перевозчика, требования к водителям автотранспортных средств и т.д. перевозчики обязаны соблюдать правила дорожного движения и законодательство тех договаривающихся государств, по территории которых осуществляются перевозки.
По вопросам, не урегулированным в международных конвенциях, применимое право определяется в соответствии с коллизионными нормами страны суда. В РФ это статьи 1210 и 1211 ГК РФ. Автомобильные перевозки регулируются Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта 2007 г.[20]В нём определены права, обязанности и ответственность сторон договора автомобильной перевозки, общие условия перевозок грузов, пассажиров, ручной клади и багажа. В Уставе даётся определение международной автомобильной перевозки. Это перевозка, которая осуществляется за пределы территории РФ или на территорию РФ с пересечением Государственной границы РФ, в том числе транзитом через территорию РФ.