ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В ПОСЛЕВОЕННОЙ ГЕРМАНИИ




 

В чем же все-таки «секрет» быстрого возрождения германской

экономики, ее необычной устойчивости и жизнеспособности? Трудолюбие

трудолюбием, но каждый человек должен знать, зачем и во имя чего он

трудится, быть уверенным, что трудится он не напрасно. Если же этого нет,

если экономический курс политического руководства ведет в никуда, если само

правительство постоянно шарахается из стороны в сторону и руководит народом

по принципу «иди туда - не знаю куда, ищи то - не знаю что», то всякий труд

скоро превращается в сизифов, а затем у людей и вовсе пропадает желание

работать.Все эти, в общем-то, нехитрые истины хорошо понимал и максимально

учитывал в своей практической политике Эрхард, под руководством которого в

1948 году в Германии началось осуществление денежной и экономической

реформ. Старт был трудным и мучительным. Промышленное производство

составляло всего 40 процентов от уровня 1936 года. Катастрофически не

хватало самых элементарных товаров. Неимоверно разбухшая денежная масса не

оставляла шансов для проведения сколько-нибудь разумной денежно-финансовой

политики. Процветали спекуляция и черный рынок. Подлинной валютной единицей

стала пачка американских сигарет.

«Господствовали голод, нужда и экономический хаос. Люди были

переполнены сомнениями, деморализированы и без какой-либо надежды на

улучшение в будущем».

«Было рассчитано, что в среднем на одного немца только каждые пять

лет производилась одна тарелка, каждые двенадцать — пара обуви, что только

каждый пятый младенец мог лечь в собственную кровать и лишь каждый третий

немец имел шансы лечь в собственный гроб».

Политика оккупационных властей тогда строилась на идеях возмездия,

наказания и опекунства. При этом они переняли от нацизма командную

экономику с ее тотальным рационированием, дефицитом, контролем над ценами,

финансами, экспортом и импортом.

«Против введения рыночного хозяйства были в то время СДПГ и ХДС (то

есть обе главные партии Западной Германии), а также профсоюзы. СДПГ

требовала «социалистическое хозяйство путем планомерного управления»... ХДС

заявлял в своей Аденской программе:

«Планирование и регулирование экономики являются необходимыми в

значительном объеме еще длительное время»... и предлагал обобществить

горное дело и металлургию. Профсоюзы хотели введения общественной

собственности в ключевых отраслях...».

Первоначально экономическая политика ХДС как правящей в то время

партии была изменена по политическим мотивам — из-за жесткого

противостояния с Восточной Германией, где началось строительство командной

экономики. Одновременно союзники осознавали, что послевоенное возрождение

Европы невозможно без Германии (в Америке был принят план Маршалла, где

была предусмотрена значительная помощь также и Западной Германии, кроме

того, западные союзники отказались от получения репараций), а что последнее

невозможно без предоставления немцам определенной самостоятельности. Так в

западных оккупационных зонах был избран Экономический совет, который играл

роль ограниченного парламента. В марте 1948 г. Л. Эрхард избран

экономическим директором этого совета. С какими же проблемами он сразу

столкнулся и как он собирался их решать, то есть какова была его программа?

 

Программа национального спасения

 

По своим экономическим взглядам Эрхард был убежденный «рыночник».

Высококвалифицированный ученый-экономист, он еще в годы войны убедился в

пагубности методов финансовой и хозяйственной политики национал-

социализма, включавшей в себя все основные атрибуты командной системы:

планирование «сверху», административное распределение ресурсов, жесткий

контроль над ценами, диктат крупнейших производителей-монополистов,

разросшийся до гигантских размеров военный сектор в промышленности.

Эрхард называл такую экономику "принудительной".

 

 

Ключевые положения экономической философии самого Эрхарда сводились

к следующему:

1. «Принудительная» экономика не может быть эффективной никогда,

нигде и ни в какой форме. Альтернатива командной системе одна, и другой в

природе не существует. Это рыночная экономика, основанная на свободе,

конкуренции н взаимной ответственности граждан и государства.

2. Демонтаж командной системы и замена ее рыночной не могут быть

растянуты во времени, поскольку законы функционирования обеих систем

являются взаимоисключающими, а попытки сидеть между двумя стульями - худшая

политика, которая может привести только к окончательному хаосу и полной

дезорганизации экономики. «Критическую массу» рыночных преобразований надо

проводить быстро, решительно и последовательно.

3. Восстановление жизнеспособной денежной единицы - не закономерный

итог заключительного этапа реформ, а отправная точка и необходимая

предпосылка успешного продвижения к цели. Инфляционная «накачка» экономики,

какими бы благими целями она ни оправдывалась, всегда контрпродуктивна по

своим конечным результатам.

4. Государство обязано активно вмешиваться в экономический процесс.

Но направление, характер и способы такого вмешательства должны

ориентироваться на поддержку свободного рынка, на защиту рынка от

социального популизма и иждивенчества.

 

5. Социальная функция государства заключается не в том, чтобы

«поровну распределять нищету», а прежде всего в том, чтобы обеспечить

условия для эффективного производства. Прежде чем что-то распределять, надо

это «что-то» произвести. Что же касается самого распределения, то здесь

главная задача государства - забота о слабых. Для тех же, кто в силах

позаботиться о себе сам, оно обязано создать необходимые условия.

Убедить немцев в том, что единственное спасение от нищеты и голода,

от засилья спекулянтов и бюрократов - это отказ от карточной системы,

«отпуск» цен, замена старой обесцененной рейхсмарки на новую и быстрый

запуск всех рыночных механизмов, оказалось непросто. За двенадцать лет

господства нацистской разновидности «социализма» и три года послевоенной

разрухи люди отвыкли работать без кнута, отвыкли от мысли, что за свою

работу можно получить полновесные деньги, отвыкли от инициативы, свободы и

неразрывно связанной с ней ответственности за самих себя. Все боялись: как

бы не стало еще хуже. В условиях нехватки самых элементарных товаров

распределительная система под контролем оккупационных властей многим

представлялась наименьшим злом.

Не было единодушия и среди западных оккупационных властей. В Англии

пришедшее после окончания войны к власти лейбористское правительство

увлеченно занималось экспериментированием с широкомасштабной

национализацией промышленности. Соответственно в британской зоне больше

сочувствия вызывали взгляды и позиции социал-демократов, чем либеральные

проекты Эрхарда.

Наибольшее понимание Эрхард встретил у американцев, хотя и здесь было

немало сторонников кейнсианских рецептов выхода из «великих депрессий». И

тем не менее именно американцы в конечном счете наиболее решительно

поддержали ту главную цель, к которой стремился Эрхард, - освободить

германскую экономику от пут командно-административных методов

ведения хозяйства н вернуть ее на рыночные рельсы.

 

2. СТАРТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМГлавной программной целью Эрхарда была денежная реформа какконкретная технико-финансовая мера выхода из социально-экономического хаосаи дальнейшего перехода к рыночной экономике. При этом денежная реформанеразрывно связана с экономической и не имеет без последней никакогосмысла: «Денежная реформа осталась бы единичной акцией, если бы она неосновывалась на здоровой базе действительно органического выравнивания, иостались бы закрытыми все те краны, которые поставило ошибочное частное игосударственное планирование. Замораживание цен предлагает лишь предлог дляизвестной, ведущей к хаосу политики».По мысли Эрхарда, существует и глубокая связь с социальной реформой:«Мы имеем самое антисоциальное хозяйство, которое только может быть, ибокто работает—получает ничто, «деньги», с которыми не может ничегопредпринять... Когда существует функционирующая валюта, центральноехозяйствование практически невозможно». При этом, с социальной точкизрения, денежная реформа обязана вернуть доверие к денежной единице, а дляэтого она должна была что-то дать каждому, то есть по отношению к населениюэта реформа не могла быть рестрикционной. Эрхард постоянно подчеркивал, чтоникакое государство не в силах создать такой запас (хотя государственныйрезерв также необходим), что единственный способ материального обеспеченияденежной реформы — одновременное с ней освобождение цен, подкрепленноепоследовательностью экономической политики, направленной на переход крыночной экономике. При этом Эрхард опирался на собственные исследования1931 г., когда он предлагал для выхода из кризиса: «Мы должны пойти на то,чтобы последние потребительские программы отдать рынку... и на сторонеинвестиций защищать только то, что безусловно требует поддержки».Процедура обмена была следующей: 20 июня каждый гражданин, также инесовершеннолетние, получил так называемые подушные деньги в размере 40 DMи двумя месяцами позже еще по 20 марок...Частные накопления и активы кредитных институтов, включая вклады,были пересчитаны в пропорции 10:1... Половина счетов была после проверкипроисхождения денег финансовыми органами сохранена. Из второй половины воктябре 70% были аннулированы...Итак, как конечный результат, 100 рейхсмарок было обменено на 6,5новых DM.Накопления банков, госучреждений, почты, железнодорожного ведомства инационал-социалистских организаций были полностью аннулированы. При этомдолги Рейха банковской системе также были аннулированы, прочие долгигосударства были погашены лишь в 1957 г. в пропорции 10:1. Для зарплат,пенсий и арендной платы пропорция обмена составила 1:1, для прочих денежныхотношений—10:l ». Такова техническая сторона реформы.Благодаря «редкости» новых денежных знаков и обнародованию Эрхардомуже в тот же день по радио решения об освобождении цен произошел перелом.До 19 июля 1948 г. все полки магазинов были пусты. Наутро все витрины былиполны. (Конечно, торговцы-частники заранее готовились, припрятывая товар.)«Карточки были — кроме некоторых продовольственных товаров — впротивоположность намерениям оккупационных властей отменены, замораживаниецен отменено немедленно и замораживание зарплаты немного поздней.Вскоре был создан Центральный банк, независимый от правительства,чьей задачей стало недопущение инфляции. Сразу же был запрещено землям иобщинам формировать дефицитный бюджет. 20 июня Эрхард через своегопредставителя обещал освобождение основных цен, чем чрезвычайно удивилвоенную администрацию, которая считала вопросы экономической политикиисключительно собственной компетенцией. Уже 21 июня заявление представителяЭрхарда о немедленном освобождении цен вызвало ее резкое недовольство.Несмотря на введение новых денег, цены в первые месяцы продолжалирасти: так, с июня по декабрь цены на промышленное сырье поднялись на 26%,на продовольствие — на 18, на одежду — на 35%.Первое время значительно возросла безработица — с 3,2% в июне 1948 г.до 12,2% в марте 1950 г. Однако здесь сказался значительный рост населенияза счет беженцев и переселенцев — с 1939 по 1954 г. на более чем 10 млн.человек, или на 25%.Можно утверждать, что и с ценами, и с безработицей произошлоследующее — из скрытой и деструктивной формы эти важнейшие барометрыэкономической жизни превратились в открытые измерители сложнейшего процессасоциально-экономического выздоровления. Конечно, здесь проявились преждевсего противоречия социального рыночного хозяйства, конкретное развитиекоторых мы рассмотрим далее. Но сначала общий вопрос: какую все-таки рольсыграли внешние «лекарства», которые помогли встать на ноги экономике иобществу Западной Германии?«Иногда утверждается, что решающим для развития страны был планМаршалла... Западная Германия получила за 10 лет по этому плану с 1948 г.около 1,9 млрд. долл., что по тогдашнему курсу составляет 150 марок начеловека! Это меньше, чем бесплатные поставки 1945 — 1948 гг. продуктовпитания, удобрений и семян…»При этом автор цитируемой статьи профессор X. Херберг считает, что«западногерманское экономическое чудо является ребенком от брака денежнойреформы и рыночного порядка».Необходимо только добавить социальную реформу, которая тесно связанас двумя другими. Именно она сыграла роль того «обезболивающего средства»,которое помогло проглотить «горькую пилюлю» денежной реформы и операциювведения рынка. Во-первых, это относительно равные стартовые условия(вспомним процедуру обмена денег). Элементы социальной реформы, которая каки экономическая развивалась на протяжении всего периода строительстварыночного хозяйства (приблизительно 10—15 лет, до достиженияконвертируемости DM), следующие: — восстановление свободного рынка рабочей силы и социальной структурыпутем введения свободы ассоциаций и тарифной автономии. самоуправления всистеме социального страхования; — введение зашиты работников, в особенности от увольнений (1951 г.),защиты материнства (1952 г.) и инвалидов (1953 г.); — определение законных прав участия рабочих в управлении сначала нагорных предприятиях (1951 г.), а затем на других—в Законе о предприятиях(1952 г.); — возмещение военных потерь на основе Федерального закона с попечении1950 г. и Закона о возмещении ущерба, нанесенного войной (1952 г.); — программа строительства жилья, которая с самого начала имела цельюподдержку частной собственности в жилищной сфере; — восстановление дееспособности пенсионного страхования и введениединамической пенсии 1957 г. путем пересчета ее в зависимости от зарплаты; — введение пособий на детей (начиная с троих детей) в 1954 г. Эти и другие меры позволили значительно облегчить переход к рыночнойэкономике. Но как точно заметил Ральф Цепперник. «социальное в конкуренциикак раз то, что вообще на рынок приходит большое предложение товаров».Ту же самую мысль Эрхард выразил другими, более эмоциональнымисловами: «Мы были на наилучшем пути, чтобы приговорить демократию к смертии превратить демократические основные права нашего народа в химеру- Толькокогда эти права вновь найдут свое выражение в свободном выборе профессии, всвободном выборе рабочего места и прежде всего в свободе потребления, лишьтогда сможем мы ожидать, что немецкий народ будет вновь активно участвоватьв политическом определении своей судьбы».Именно так стоял тогда вопрос: союзники готовы были снять своеопекунство над Западной Германией лишь тогда, когда она докажет своюспособность к экономически эффективному и демократическому развитию. Вскореэто и произошло. ГДР 1949-1990

9 июня 1945 года на территории, где находились советские войска, была образована Советская военная администрация в Германии (СВАГ, прекратила своё существование в октябре 1949 г. после провозглашения ГДР и вместо неё была образована Советская контрольная комиссия), первым её главнокомандующим стал Г. К. Жуков.

Провозглашение ГДР состоялось спустя пять месяцев в ответ на создание на территории трёх западных оккупационных зонФРГ, 7 октября 1949 провозглашена Конституция ГДР.

Важнейшие вехи истории ГДР:

§ июль 1952 г. — на II конференции СЕПГ был провозглашен курс на построение в ГДР социализма

§ 17 июня 1953 г. — «народное восстание»;

§ 13 августа 1961 г. — возведение берлинской стены;

§ 21 декабря 1972 г. — заключение договора об основах отношений между ФРГ и ГДР;

§ 9 ноября 1989 г. — стихийное падение берлинской стены;

§ 1 июля 1990 г. — вступила в силу хозяйственная и валютная уния ГДР и ФРГ;

§ 3 октября 1990 г. — официальное вступление ГДР в ФРГ.

Условия восстановления экономики в ГДР были заметно тяжелее, чем в ФРГ: на Восточном фронте Второй мировой войны были более ожесточенные бои, повлекшие огромные разрушения, значительная доля месторождений полезных ископаемых и предприятий тяжелой промышленности оказалась в ФРГ, более тяжелым бременем ложились и репарации СССР.В начале 1952 г. был поднят вопрос об объединении Германии. По решению ООН была создана комиссия по проведению всеобщих выборов. Однако по решению Сталина представители комиссии не были допущены на территорию ГДР. Смерть Сталина в следующем году не повлияла на ситуацию.События 17 июня 1953 года привели к тому, что, вместо взимания репараций, СССР стал оказывать ГДР экономическую помощь. В условиях обострения внешнеполитической ситуации вокруг германского вопроса и массового исхода квалифицированных кадров из ГДР в Западный Берлин 13 августа 1961 года началось возведение системы заградительных сооружений между ГДР и Западным Берлином — «Берлинской стены».В начале 1970-х гг. началась постепенная нормализация отношений между двумя германскими государствами. В июне 1973 вступил в силу Договор об основах отношений между ГДР и ФРГ. В сентябре 1973 ГДР стала полноправным членом ООН и других международных организаций. 8 ноября 1973 ГДР официально признала ФРГ и установила с ней дипломатические отношения.Во второй половине 1980-х в стране стали нарастать экономические трудности, осенью 1989 года возник общественно-политический кризис, в результате руководство СЕПГ вышло в отставку (24 октября — Эрих Хонеккер, 7 ноября — Вилли Штоф). Новое Политбюро ЦК СЕПГ 9 ноября приняло решение разрешить гражданам ГДР частные поездки за границу без уважительных причин, в результате чего произошло стихийное падение «берлинской стены». После победы ХДС на выборах 18 марта 1990, новое правительство Лотара де Мезьера начало интенсивные переговоры с правительством ФРГ по вопросам германского объединения. В мае и августе 1990 подписаны два Договора, содержащие условия присоединения ГДР к ФРГ. 12 сентября 1990 в Москве подписан Договор об окончательном урегулировании в отношении

Германии, который содержал решения по всему комплексу вопросов германского объединения. В соответствии с решением Народной палаты ГДР присоединилась к ФРГ 3 октября 1990.

Революция 1989

"Бархатная революция". В 1989 г. благодаря перестроечным процессам, происходившим в СССР и проводившейся им внешней политики на основе «нового политического мышления», в Восточной Европе созрели условия для демократизации. В октябре-ноябре 1989 г. в результате массовых народных выступлений ("бархатной революции") коммунистический режим в восточногерманском государстве пал. Вскоре Берлинскую стену снесли, разбили, а ее кусочки стали едва ли не самыми популярными в мире сувенирами.

18 марта 1990 г. в ГДР впервые за 40 лет были проведены свободные выборы и по воле народа 3 октября 1990 г. ГДР вошла в состав ФРГ, образовалось единое германское государство. С объединением Германии после ряда формальных юридических процедур прекратилось действие прав и ответственности четырех держав-победительниц «в отношении Берлина и Германии в целом». Тем самым Германия вновь обрела полный суверенитет в своей внутренней и внешней политике.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: