Введение
Эпоха правления императора Николая I до сих пор тревожит умы историков. Изучаются документы, анализируются события, постепенно проливая свет на эпоху великих людей, таких как: Спиранский М.М., Канкрин Е.Ф., Киселева П.Д., эпоха мужества Российского народа пусть проигравшей в крымской вой не, но дорого продавших это поражение, и культуры.
Прочитав несколько источников по той эпохе я заметила некоторые разногласия во взглядах авторов на протекание тех или иных событий. В данной работе я попытаюсь объединить мнения разных людей.
Николай I (1796-1855)
Тридцатилетнее царствование Николая I (1825 - 1855) составило целую эпоху в отечественной истории. Её содержание традиционно определяется в литературе как период наивысшего могущества самодержавной власти ("апогей самодержавия").
Третий сын императора Павла I, почетный член Петербургской АН (1826). Вступил на престол после внезапной смерти императора Александра I. Подавил восстание декабристов. При Николае I была усилена централизация бюрократического аппарата, создано Третье отделение, составлен свод законов Российской империи, введены новые цензурные уставы (1826, 1828). Получила распространение официальной народности теория. В 1837 открыто движение на 1-й в России Царскосельской ж. - д. Были подавлены Польское восстание 1830-1831, революция в Венгрии 1848-49. Важной стороной внешней политики явился возврат к принципам Священного союза. В период царствования Николая I Россия участвовала в войнах: Кавказской войне 1817-64, русско-персидской войне 1826-28, русско-турецкой войне 1828-29, Крымской войне 1853-56.
Начало царствования
Император Николай I родился за несколько месяцев до смерти своей бабушки; он принадлежал вместе с младшим братом Михаилом ко второму поколению сыновей Павла. Третий из пятерых сыновей императора Павла I, великий князь Николай Павлович не мог рассчитывать на российский престол и получил, поэтому иное воспитание, непохожее на то, какое дано было старшим братьям - Александру и Константину. Он воспитан был кое-как, совсем не по программе Руссо. Его воспитатель Ламсдорф оказывал на ребенка постоянное моральное давление и даже допускал телесные наказания. Впоследствии Николай вспоминал о своем воспитании со смешанным чувством, а свое образование считал абсолютно неудовлетворительным. Военизированная атмосфера Петербурга с ранних лет определила увлечение Николая военным делом, особенно тем, что, касалось его внешней, парадной стороны. Третий брат готовил себя к очень скромной военной карьере; его не посвящали в вопросы высшей политики, не давали ему участия в серьезных государственных делах. До 18 лет он даже вовсе не имел определенных служебных занятий; только в этом году его назначили директором инженерного корпуса и дали ему в команду одну гвардейскую бригаду, следовательно, два полка. Завершающим этапом воспитания Николая стали два путешествия, проделанные в 1816 с чисто учебной целью: по некоторым губерниям России и за границу - в Англию, в результате чего он не только получил наглядное представление о внутреннем состоянии и проблемах своей страны, но и познакомился с опытом развития одной из самых передовых для своего времени социально-политических систем. Однако складывающаяся собственная политическая система взглядов Николая отличалась ярко выраженной консервативной, антилиберальной направленностью.
|
|
Александр, не смотря на то что для него по-видимому, было решённым вопросом, что Николай будет после него царствовать, вел себя по отношению к нему очень странно: он не только не подготовлял его к делам правления, но даже не ввел его в состав Государственного совета и других высших государственных учреждений, так что весь ход государственных дел шёл мимо Николая. И хотя есть сведения, что Николай Павлович переменил своё прежнее отношение к наукам и стал исподволь готовиться к управлению государственными делами, стараясь теоретически познакомится с ними, но несомненно, что это мало ему удалось, и он на престол вступил в конце концов не подготовленным - ни теоретически, ни практически.
Сразу после смерти Александра I двор, войска и население были приведены к присяге императору Константину I, который согласно законам о престолонаследии должен был занять престол. Однако Константин жил в Варшаве, престола не принимал, но и не желал формально отречься от него. После длительной переписки, с Константином, Николай решился объявить себя императором и назначил вторую присягу. Принесение присяги, новому государю, было назначено на понедельник 14 декабря, но чтобы не допустить "переприсягу" (воспринятую многими в армии как не законную), и воспользоваться междуцарствием, для реализации планов военного переворота, декабристы с нерешительностью, и без единого командования, вывели верные им войска до трёх тысяч солдат на Сенатскую площадь.
|
Декабристами на совещании на кануне восстания было решено:
Вывести войска на Сенатскую площадь;
Не присягать императору;
Захватить Петропавловскую крепость, Зимний дворец;
Арестовать царскую семью;
Обратиться к народу через Сенат, как наиболее авторитетный орган;
Обнародовать "Манифест к русскому народу" об уничтожении крепостного права, бывшей формы правления, ликвидации рекрутчины, сокращении солдатской службы с 25 до 15 лет, уравнении в правах всех сословий;
Созвать Великий собор по два представителя каждого сословия от губернии через 3 месяца после восстания, до этого сосредоточить власть в руках Временного революционного правления.
Выставив против восставших войска и артиллерию верные императору, Николай послал для обуздания бунтовщиков героя 1812 года генерала Милорадовича М.А. После длительного противостояния, не выдержали нервы у Каховского П.Г. и он выстрелил в Милорадовича…
Убийство Милорадовича сторонники Николая использовали как повод для решительных действий. "Ваше величество, - грубовато сказал генерал К.Ф. Толь, - прикажите очистить площадь картечью или отрекитесь от престола". Николай зло взглянул на него и приказал пустить в ход артиллерию…
Восстание было подавлено. Под арест взято 316 человек, начала работу следственная комиссия.
Николай лично допрашивал многих декабристов. Одних он пытался склонить к откровенным показаниям мягким обращением, на других кричал. Угодливые царедворцы, назначенные судьями, вынесли очень жестокий приговор. Пятеро декабристов (К.Ф. Рылеев, П.И. Пестель, С.И. Муравьёв-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин и П. Г Каховский) были приговорены к четвертованию. Николай заменил его на повешенье. Казнь совершилась рано утром 13 июля 1826 г. в Петропавловской крепости.
Николай, стремясь обнаружить все корни крамолы, углублял дело расследования до чрезвычайности. Он хотел добиться всех причин недовольства, доискаться скрытых пружин, и благодаря этому перед ним мало - помалу развернулась картина тех непорядков русской общественной и государственной жизни того времени, размеров и значения которых он и не подозревал раньше. В конце концов Николай понял, что эти не порядки значительны и что недовольство многих имело основание, и уже в первые месяцы царствования он заявлял многим лицам - в том числе и представителям иностранных дворов, - что он сознаёт необходимость серьёзных преобразований в России. "я отличал и всегда буду отличать, - сказал он французскому посланнику графу де Сан При, - тез, кто хочет справедливых преобразований и желает, чтобы они исходили от законной власти, от тех, кто сам бы хотел предпринять их и Бог знает какими средствами".
Внутренняя политика
На протяжении второй четверти XIX в. Правительство вынуждено было проводить двойственную политику: с одной стороны после восстания декабристов, едва не лишившего Николая I престола, власть стремилась не допустить повторения, что вело к усилению реакции и государственного контроля над обществом. С другой - правительство не могло игнорировать причины общественного недовольства, поскольку само восстание и было следствием этого недовольства. Николай приказал составить "свод показаний декабристов" о внутреннем состоянии России с их проектами преобразований. Этот документ стал настольной книгой императора.
Упомянутый "свод показаний", составленный одним из делопроизводителей Боровковым, в заключении своём намечала и определённые выводы, из которых, конечно, лишь некоторые были навеяны показаниями декабристов, другие же вытекали из общего впечатления от состояния государства. Боровков также резюмирует эти выводы о насущных нуждах государственного управления: водворить правосудие учреждением кратчайшего судопроизводства; возвысить нравственное образование духовенства; подкрепить дворянство, упавшее и совершенно разоренное займами в кредитных учреждениях; воскресить торговлю и промышленность незыблемыми уставами; направить просвещение юношества сообразно каждому состоянию; улучшить положение земледельцев; уничтожить унизительную продажу людей; воскресить флот; поощрить частных людей к мореплаванию, словом исправить неисчислимые беспорядки и злоупотребления". В сущности, отсюда можно было извлечь целую государственную программу, но Николай принял из нее к сведению лишь те факты и выводы, которые наиболее его поразили.
Как и в начале царствования Александра I, первые шаги императора были направлены на переустройство государственного управления и разрешения извечного крестьянского вопроса. Однако в отличие от предшествующей эпохи смысл управления государством был сразу возведён до принципа самодовлеющей власти императора.
Личную волю Николая I стала проводить в жизнь специально созданная Собственная его императорского величества канцелярия, разделённая на шесть отделений.
Собственная Е. И.В. канцелярия | |||||
1-е отделение Подготовка бумаг для царя и надзор за исполнением распоряжений | 2-е отделение кодификация законов Сперанский М. | 3-е отделение высшая полиция, политический сыск А. Бенкендорф | 4-е отделение благотворительные учреждения мать царя Мария Федоровна | 5-е отделение подготовка реформы гос. деревни П.Д. Киселёв | 6-е отделение управление Закавказьем |
Сенат | Государственный совет |
Прежние министерства |
Три первых отделения были учреждены в 1826, а четвертая - в 1828 г. Первое отделение ведало непосредственные распоряжения государя и рассматривало прошения, подаваемые на его имя. Второе отделение - заменило прежнюю Комиссию составления законов и занималась приведением в порядок действующих законов. Этим отделением приготовлены были Полное Собрание Законов, Свод Законов и Уложение 1845 года. Третье отделение представляло высшую полицию; круг его ведомства: секты и расколы; фальшивомонетчики; лица подозрительные в политическом отношении; периодическая печать; кроме того, оно ведало театральную цензуру, дела о жестоком обращении помещиков с крестьянами. Четвертое отделение ведало учреждения, находившиеся под управлением императрицы (ныне Ведомство императрицы Марии): женские учебные заведения, воспитательные дома, дома трудолюбия, опекунский совет. Пятое и шестое отделения (управление казенными крестьянами и Закавказским краем) учреждены были одновременно и вскоре закрыты.
Практически сразу же после вступления на престол по распоряжению Николая I было сформировано 2-е отделение царской канцелярии для систематизации и публикации законов Российской империи. Руководителем кодификационных работ царь назначил М.М. Сперанского.
Оставив мечты о конституции, Сперанский теперь стремился к наведению порядка в управлении, не выходя за рамки самодержавного строя. Он считал, что эту задачу не возможно решить без четко составленных законов. Со времени Соборного уложения 1649 года накопились тысячи манифестов, указов и "положений", которые друг друга дополняли, отменяли, противоречили один другому. Разобраться в них мог только очень опытный юрист. Отсутствие свода действующих законов затрудняло деятельность правительства, создавало почву для злоупотреблений чиновников.
Сперанским был составлен план работ не только по кодификации прежнего законодательства, но и по частичному его улучшению и обновлению. Работы, согласно плану Сперанского, должны были пройти в три этапа:
собрание и издание всех законов с 1649 года в хронологическом порядке;
издание Свода действующих законов в предметно-систематическом порядке без исправлений;
составление Уложений действующих законов с изменениями, дополнениями, улучшениями в соответствии с практикой законодательства.
Обширная архивная работа была проделана Сперанским за 6лет. Впервые все обилие законов, начиная с Соборного уложения 1649 года, было собрано по архивам, переписано современным языком, разбито по разделам и отраслям права. Редактирование заключалось в устранении противоречий между ними. Иногда действующих законов не хватало для заполнения схемы, и Сперанскому со своими помощниками приходилось "дописывать" закон на основании норм зарубежного права. Результатом этой работы явилось издание 45 томов "Полного собрания законов Российской империи" и 15 томов "Свода законов Российской империи". В первый том "Свода" были включены законы, касающиеся высших, центральных и местных органов власти. "Император всероссийский есть монарх самодержавный и не ограниченный, - гласила статья "Свода законов". - Повиноваться верховной его власти не токмо за страх, но и за совесть Сам Бог повелевает".
Все действующие законы были сведены в две основные группы: законы государственные и законы гражданские. Первые определяли положение верховной власти (основные законы), государственных установлений (правительственные учреждения, центральные и областные), действия государственной власти и её органов; отношение к ним населения. К этой же группе принадлежали законы о состояниях (сословия), о благочинии (полиция), об уголовных преступлениях (нарушения установленного порядка). Другая группа определяла гражданские права российских подданных и охранение этих прав: семейное право (отношения между членами семьи; завещания, наследование), права имущественные, частный кредит (вексельное право, долговые обязательства), торговлю, промышленность, взыскания по нарушению принятых на себя обязательств и прочее.
19 января 1833 года "Свод законов" был одобрен Государственным советом. Николай I, присутствовавший на заседании, снял с себя орден Андрея Первозванного и возложил его на Сперанского. Этот "Свод" немедленно вступил в действие, затронул жизнь миллионов людей и облегчил ее, уменьшив хаос в управлении и произвол чиновников. По мысли Сперанского, "Собрание" и " Свод законов" должны были стать основой для создания нового уложения. По ряду причин замысел Сперанского не был осуществлен, третьему этапу суждено было долго оставаться не реализованным.
Однако проделанный Сперанским грандиозный труд в дальнейшем послужил основой для последующих реформаторов.
В первые годы царствования Николай I не придавал большого значения крестьянскому вопросу. Постепенно, однако, царь и его ближайшее окружение приходили к мысли, что крепостное право таит в себе опасность новой пугачевщины, что оно задерживает развитие производительных сил страны и ставит ее в не выгодное положение перед другими странами - в том числе и в военном отношении.
Разрешение крестьянского вопроса предполагалось вести постепенно и осторожно, рядом частичных реформ. Первым шагом в этом направлении должна была стать реформа управления государственной деревней. В 1837 году министерство государственных имуществ, возглавил П.Д. Киселёв. В своё время он подавал Александру I записку о постепенной отмене крепостного права. В 1837 - 1841 гг. Киселев добился проведения ряда мер, в результате которых удалось упорядочить управление государственными крестьянами. В их деревнях стали открываться школы, больницы, ветеринарные пункты. Малоземельные сельские общества переселялись в другие губернии на свободные земли.
Сам Николай считал реформы (и в том же числе крестьянскую) назревшим делом, которого желало общество. Но вопрос о реформах имел не одну оппозиционную генеалогию: император знал, что его брат и предместник был сознательным противником крепости на крестьян, а отец своей мерой о барщине положил начало новому направлению правительственных мероприятий в крестьянском вопросе. Поэтому реформы вообще и крестьянская в частности, становились в глазах императора Николая правительственной традицией. Настоятельная необходимость делалась для него очевидной потребностью самой власти, а не только уступкой оппозиционному движению различных кружков.
Дело в том, что во внутренней народной жизни к этому времени сложились материальные условия, которые могущественнее всяких идейных требований расшатывали крепостной строй и подготовляли его падение. Прежде всего таким именно обстоятельством являлось значительное уплотнение населения, особенно в некоторых центральных черноземных губерниях, которое делало при существовавшем здесь барщинном хозяйстве крепостной труд в значительной мере не выгодным для помещиков, так как при примитивной системе хозяйства некуда было девать крепостные руки, а принудительный труд не допускал сколько-нибудь действенной интенсификации производства и развития прикладных сельскохозяйственных производств
Казённые крестьяне тогда находились в ведении департамента государственных имуществ, подчиненного министру финансов. Министром финансов был Канкрин, человек не только образованный, но и ученый экономист. В отношении починенных ему казённых крестьян первое, что Канкрин задумал, это по возможности упорядочить систему взимания с них налогов и оградить от злоупотребления чинов земской полиции, которая в то время являлась настоящей саранчой в отношении народа. Император Николай Павлович, который остался не доволен медленным ходом дела и объяснял это тем что у Канкрина слишком много других работ, счел нужным передать эту часть другому лицу.
Новое министерство было открыто в 1837 году, и во главе его был поставлен П.Д. Киселев. В своих попытках улучшить положение казённых крестьян Киселев пошел, собственно, по тому же пути, который был указан Канкриным: на местах были учреждены особые палаты государственных имуществ, а в уездах - окружные управления. Было допущено, в прочем, и некоторое самоуправление казенных крестьян в их общинах и волостях, но все таки над ними, с правом, в сущности, неограниченного вмешательства в их хозяйственную и домашнюю жизнь, были поставлены окружные начальники, которых Киселев старался подобрать как можно лучше.
Хотя Киселеву отдано было управление казенными крестьянами, но он не переставал фактически быть начальником штаба по крестьянской части, как его называл Николай, и в общем его участие в разработке всего крестьянского вопроса было весьма значительно.
Особое внимание киселевское министерство уделяло поднятию агротехнического уровня крестьянского земледелия. Широко внедрялась посадка картофеля. Местные чиновники принудительно выделяли из крестьянского надела лучшие земли, заставляли сообща сажать там картофель, а урожай изымали и распределяли по своему усмотрению, иногда даже увозили в другие места. Это называлось "общественной запашкой", призванной страховать население на случай неурожая. Крестьяне же увидели в этом попытку внедрить казённую барщину. По государственным деревням в 1840 - 1844 гг. прокатилась волна "картофельных бунтов".
Помещики тоже были не довольны реформой Киселева. Они опасались, что попытки улучшить быт государственных крестьян усилят тяготение их крепостных к переходу в казенное ведомство. Еще большее не довольство помещиков вызвали дальнейшие планы Киселева. Он намеривался провести личное освобождение крестьян от крепостной зависимости, выделить им небольшие земельные наделы и точно определить размер барщины и оброка.
Недовольство помещиков и "картофельные бунты" вызвали в правительстве опасение, что с началом отмены крепостного права придут в движение все классы и сословия огромной страны. Именно роста общественного движения больше всего боялся Николай I. В 1842 г. На заседании государственного совета он сказал: "Нет сомнения, что крепостное право, в нынешнем положении у нас, есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы делом еще более гибельным".
Реформа управления государственной деревней оказалась единственным значительным мероприятием в крестьянском вопросе за все 30-летнее царствование Николая I. "История России (С начала XVIII до конца XIX века) "
Деятельность Е.Ф. Канкрина
В 1825 году внешний долг России достигал 102 миллионов рублей серебром. Страна была наводнена бумажными ассигнациями, которые правительство, пытаясь покрыть военные расходы и платежи по внешнему долгу. стоимость бумажных денег неуклонно падала.
Не задолго до своей кончины Александр I назначил на пост министра финансов известного ученого экономиста Егора Францевича Канкрина. Убежденный консерватор, Канкрин не ставил вопрос о глубоких социально-экономических реформах. Но он трезво оценивал возможности экономики крепостной России и считал, что правительство должно исходить именно из этих возможностей. Канкрин стремился ограничить государственные расходы, осторожно пользовался кредитом и придерживался системы протекционизма, облагая высокими пошлинами ввозимые в Россию товары. Это приносило доход государственной казне и защищало от конкуренции неокрепшую русскую промышленность.
Как раз на кануне назначения министром Канкрина был отменен либеральный таможенный тариф 1819 г., и правительство на этот раз надолго возвратилось к протекционизму. Новый тариф 1822 г. выработан был при содействии Канкрина. И во все времена его правления министерством протекционная система оставалась в действии, благодаря чему в широкой публике установилось прочное убеждение, что Канкрин был ярым и узким протекционистом ненавидевшим свободу торговли. Но такой упрощенный взгляд на политику Канкрина вовсе не справедлив. Канкрин прекрасно понимал преимущество свободной торговли. В критике того положения, которое могла бы дать России система свободной торговли, он исходил из того, что в данный момент для России было необходимо прежде всего иметь в виду развитие национальной самостоятельности, национальной независимости; он указывал, что при системе свободной торговли малокультурной России угрожает опасность своей промышленной жизни попасть в полную зависимость от иностранных интересов (в частности, от интересов такой развитой и деятельной страны, как Англия).
Канкрину удалось составить в государственном казначействе значительный запас золота и серебра, с которым можно было решиться на уничтожение обесцененных ассигнаций и на замену их новыми денежными знаками. Помимо случайных благоприятных обстоятельств (большая добыча золота и серебра), образованию металлического запаса помогли выпущенные Канкриным "депозитные билеты" и "серии". Особая депозитная касса принимала от частных лиц золото и серебро в монете и слитках и выдавала вкладчикам сохранные расписки, "депозитные билеты", которые могли ходить как деньги и разменивались на серебро рубль на рубль. Соединяя все удобства бумажных денег с достоинствами металлических, депозиты имели большой успех и привлекли в депозитную кассу много золота и серебра. Такой же успех имели и "серии", т.е. билеты государственного казначейства, приносившие владельцу небольшой процент и ходившие как деньги с беспрепятственным обменом на серебро. Депозитки и серии доставляли ценный металлический фонд, в то же время приучали публику к новым видам бумажных денежных знаков, имевших одинаковую ценность с серебряной монетой.
В 1825 году внешний долг России достигал 102 миллионов рублей серебром. Страна была наводнена бумажными ассигнациями, которые правительство, пытаясь покрыть военные расходы и платежи по внешнему долгу. Стоимость бумажных денег неуклонно падала.
С 1769 г. в России введены были ассигнации: разменные билеты или ассигновки на променный банк в замен медных денег, обороты с которыми на значительные суммы представляли большое неудобство. Ценность ассигнаций обеспечивалась особым капиталом (сперва в медной потом в серебряной монете), положенным на хранение в банке. Вскоре, однако, ассигнации получили характер бумажных денег; выпуск их в количестве, значительно превышающем наличное обеспечение, а также обилие появившихся в обращении фальшивых, понизили их рыночную ценность: в 1815 году ассигнационный рубль упал до 20 копеек серебром. Позже, изъятием некоторого числа ассигнаций из обращения (их сожгли), а также путем займов, удалось поднять его стоимость до 28 копеек, но не больше.
Главной своей задачей Канкрин считал упорядочение денежного обращения. В 1839 году его основой стал серебряный рубль. Затем были выпущены кредитные билеты, которые можно было свободно обменивать на серебро. Канкрин следил, чтобы количество находившихся в обращении кредитных билетов в определенной пропорции соответствовало государственному запасу серебра (примерно шесть к одному).
Денежная реформа Канкрина (1839 - 1843) оказала благоприятное влияние на экономику России, способствовала росту торговли и промышленности.